Рашид Нуруллин - начальник главного инвестиционно-строительного управления (ГИСУ) Республики Татарстан, хаджи:

- Для меня самый главный мусульманский праздник - это пятница (Джума). Потому что постоянство - это главный признак и главный критерий религиозности. Можно ходить два раза в год в мечеть на Курбан-байрам и Уразу-байрам, но если будешь пропускать каждую пятницу, это будет плохо. Поэтому Джума - это самый большой праздник для мусульманина, и мы его должны чтить больше всех других праздников и посещать коллективный намаз.

Что касается Курбан-байрама в Татарстане, тут получилось некая нестыковка. Отмечать праздник раньше, чем он состоится, нельзя. Если в четверг весь мир будет стоять на горе Арафат, как мы можем отмечать раньше всего мира… Это просто невозможно. Конечно, в жизни всякое случается, и нам нужно найти правильное и мудрое решение…

Данис Нургалиев - проректор по научной деятельности КФУ:

- Иногда ко мне в гости на Курбан-байрам приезжают родственники, бабаи - и мы вместе отмечаем этот праздник. Но вот завтра я уезжаю в командировку, к сожалению. Так что как-то не получается у меня такое упорядоченное празднование.

Алихан Хашиев - генеральный директор ООО«Стиль», руководитель ассоциации предприятий малого и среднего бизнес а РТ в южном регионе Татарстана:

- Я отмечаю мусульманские праздники, соблюдая при этом все традиции и обряды. Курбан-байрам - один из главных праздников, и я считаю справедливым, что этот день признан в республике выходным. Думаю, что религия должна быть в душе каждого человека, и не стоит афишировать эти сакральные чувства. Религия позволяет сохранять душевное спокойствие.

Сергей Пасечник - генеральный директор «Компаньон СП»:

- Курбан-байрам - это большой мусульманский праздник. Но на каждом коммерческом предприятии вопрос о том, должен этот день быть выходным или нет, решается индивидуально. У нас, например, сотрудники-мусульмане могут взять выходной, если посчитают это необходимым. А так мы работаем, все сотрудники на сдельной оплате и сами считают, выходить ли им на работу или нет.

Я отмечаю религиозные праздники. Очень люблю семейные праздники, такие как Рождество, Пасха. Для своих туристов на Рождество особый, праздничный ужин.

Пасха, я считаю, близка не только христианам, но и людям других вероисповеданий. Крашеные яйца стали приятным атрибутом, и независимо от того, татарин, еврей или русский, все угощают друг друга куличом или крашеными яйцами.

Руслан Зинатуллин – руководитель отделения партии «Яблоко» в РТ:

Я мусульманин и отмечаю многие религиозные праздники по мере возможности. Конечно, из-за количества работы не всегда эта возможность предоставляется. Но в моей семье мама православная, поэтому и православные праздники мы тоже отмечаем.

Вообще, несмотря на то что у нас светское государство, Рождество всегда являлось выходным днем, поэтому и мусульманские праздники могут быть выходными. Конечно, праздников слишком много в стране, но это касается прежде всего новогодних каникул – люди уже не знают, куда себя деть за эти 10 дней.

Владимир Иванов - гендиректор ООО «Бизнес-Центр»:

- Я не отмечаю религиозные праздники и считаю, что не нужно делать эти дни выходными. У нас в стране и так очень много выходных – это только вредит нашему же благополучию, экономике.

У нас очень много религий в республике - и православие, и ислам, и католицизм, это же не значит, что все праздники нужно делать выходными.

Каждый, кто верует и считает нужным отмечать религиозные праздники, должен брать отгулы на работе.

Камиль Шайдаров - председатель наблюдательного совета ЗАО «Казанский текстиль»:

 - Специально религиозные праздники я не отмечаю. В семье у нас это не принято, потому что я татарин, жена русская. Специальных мероприятий мы не делаем. Но традиционно мой отец, которому идет сейчас 83-й год, устраивает мероприятия по закланию барашка. Соответственно, он приглашает и нас принять в этом участие. Иногда бывают случаи, когда мы, я или мой сын, специально едем к мечети, чтобы провести обряд. Как положено, там раздаются части барана. А потом уже вечером мы идем к нашим старикам. Но без каких-то религиозных намерений.

Этот праздник для нас - повод для встречи с семьей и просто покушать вкусные блюда, приготовленные из барана. Жена, если мы куда-то не уезжаем, держит христианский пост, но все это она привязывает к способу хорошо выглядеть, улучшению фигуры, очищению организма. В пост это легче, так как подруги, знакомые тоже держат пост, даже на шейпинге или еще где-то об этом говорят. Но религиозной подоплеки никакой нет. Но ни сыну, ни дочери она его не навязывает. Мы живем в многонациональной республике. Все должно быть, но делать из религии культ не стоит.

Камияр Байтемиров - председатель ассоциации фермеров и крестьянских подворий Татарстана:

- Так совпало, что в этом году в Курбан-байрам я буду на работе – праздник совпал с ярмаркой. Но после мероприятия планирую отмечать праздник.

Еще одним своим любимым религиозным праздником считаю Уразу-байрам. Его я тоже отмечаю.

Помогает ли мне религия в повседневной жизни? Еще как! Ежедневно я сталкиваюсь с людьми разного вероисповедания, будь то фермеры или же обычные граждане, и замечаю, что мне легко с ними изъясняться, соблюдая основы Корана и Библии. Считаю, что религия - в душе каждого человека…

Наиль Бикмуллин - директор завода Bikton:

- Религиозные обряды в полной мере и как положено я не провожу. Ко всем религиозным течениям и людям, в них верующих, я отношусь с уважением. Считаю, что человек, у которого есть вера, и в делах всегда ведет себя более пристойно. Конечно, я тоже выполняю определенные религиозные обряды, стараюсь делать их в полной мере, но делаю я это только по определенным праздникам, например в Курбан-байрам. Да, я хожу в мечеть, но не считаю, что выполняю хотя бы часть из того, что должен выполнять истинный мусульманин. Кроме Курбан-байрама к праздникам отношу годовщину усопших. Собираем бабушек, дедушек, вспоминаем близких. Больше никаких религиозных обрядов не совершаю.

Владимир Беляев - профессор КНИТУ-КАИ им. Туполева, доктор политических наук:

- Я атеист, поэтому не отмечаю никакие религиозные праздники. Что касается населения республики, то у нас уже давно татары красят яйца на Пасху, а русские отмечают Курбан-байрам. У нас происходит полная конфессиональная миксация.

В свое время в Татарстане предлагали три дня в году сделать выходными, но какие - каждый человек должен выбрать сам. Это может быть какой-то религиозный праздник или день рождения, к примеру. Я думаю, что это хорошая идея, иначе мы никогда не придем к согласию. В вузах сейчас возникают проблемы, потому что выходной дают, а потом студентам приходится отрабатывать.

Магомед Закаржаев - генеральный директор ОАО «Казанское авиапредприятие»:

- Я человек нерелигиозный. Курбан-байрам для меня больше выходной день, нежели религиозный праздник. Я выделяю для себя только дни, когда люди посещают могилы предков. Если получается быть в этот момент на родине, всегда еду на кладбище, на могилы родителей, делаю все, что положено в таких случаях. Но до истинного понимания религии мне явно далеко. В советское время я был коммунистом, комсомольцем, пионером, поэтому притворяться не могу. А пока не было такого, чтобы кто-то мне доказал, что Бог есть. Поверить во что-то нематериальное сложно. Я как был материалистом, так и остался. Но я атеист не воинствующий. Верующих и их чувства уважаю. Кто знает, может быть, когда-нибудь и сам дойду до этих высот. Но пока нет, поэтому говорю как есть. Я не понимаю и презираю людей, которые вчера разрушали храм, а сегодня держат в руках свечку.

Сергей Ромадановский - председатель татарского территориального объединения профсоюзов России «Соцпроф»:

- Я стараюсь соблюдать традиции православных праздников. Это здорово, что существуют такие праздники, когда у людей есть возможность посетить мечеть или церковь. Религия дает людям веру на лучшую жизнь, помогает справиться со своими проблемами и трудностями.

Денис Нитенко - генеральный директор «Форт Диалог»:

- Учитывая традиции, наверное, нужно религиозные праздники отмечать, так делают во всем мире. Во многом эти праздники уже потеряли часть своего религиозного содержания, тот же самый Курбан-байрам и Рождество. Но, учитывая многоконфессиональность нашей страны, мы должны все же уделять внимание этим праздникам. Я не могу себя считать очень религиозным человеком, но мне очень нравится праздник Рождество.

К религиозным праздникам я отношусь положительно. Я считаю, они объединяют нас, нашу страну. Тот же Курбан-байрам сегодня не совсем, наверное, уже даже религиозный праздник. Как Рождество, он, мне кажется, уже всеобщий. Все празднуют, и я с удовольствием тоже буду участвовать. Рождество же отмечаю. Да и на Пасху тоже яички красим. То же самое и с Курбан-байрамом. Это замечательная традиция, надо продолжать.

Олег Белгородский - экс-координатор ассоциации «Голос» в Татарстане:

- Я человек не особо оцерковленный. Но по внутреннему убеждению для меня наиболее значимы два религиозных праздника, связанных с иконой Казанской Божией Матери, - 21 июля и 4 ноября. Иногда принимаю участие в крестных ходах в эти дни…

Марат Бикмуллин - председатель совета директоров ООО «Информационные системы»:

- Традиционно в Курбан-байрам близкие родственники привозят нам мясо, а мы делаем из него вкусное блюдо. За столом мы вспоминаем о предках, рассказываем детям о традициях, культуре татарского народа. Моя мама находится в хадже, и в праздник мы свяжемся с ней.

Пожалуй, это единственный религиозный мусульманский праздник, который мы отмечаем. Из христианских – празднуем еще и Пасху.

Помогает ли мне религия в повседневной жизни? Честно говоря, я испорчен естественным образованием…

Сергей Сергеев - профессор кафедры социальной и политической конфликтологии Казанского национального исследовательского технологического университета:

- По поводу значения религиозных праздников для меня лично - без комментариев. Но добавочный выходной день - это хорошо. К сожалению, в федеральных вузах учебным планом дополнительные праздники, установленные законодательством регионов, не предусмотрены. Такова реальность. И если даже дают выходной день, за него устраивают отработку. Это общая ситуация по всей стране.

Насчет религиозных праздников могу привести один интересный факт из социологических опросов. Не помню, 10 или даже 15 процентов опрошенных на вопрос: «Вы считаете себя православным?» - отвечают. - «Считаю». - «Вы считаете себя мусульманином?» - «Считаю». А на следующий вопрос: «Вы верите в Бога?» - те же люди отвечают. - «Не верю».

Что касается других, нерелигиозных праздников, я до сих пор сожалею, что не появился после 1991 года 19 или 21 августа праздник победы над путчем или, как это тогда называли, Преображенская революция… А вообще-то, на мой взгляд, самый главный национальный праздник у нас - Новый год!

Радик Гафуров - президент ассоциации предпринимателей-мусульман РТ:

- Я заказал баранов на каждого члена семьи, мы будем делать жертвоприношение. По возможности и сам зарежу барана. Оставлю половину барана на декабрь – в этом месяце родится наш второй ребенок. Так получилось, что в этот раз мой день рождения совпал с праздником. В этот день утром схожу на праздничный намаз, а вечером дома с семьей посидим, почитаем молитвы, чтобы у всех все было хорошо. На второй и третий день я заеду к родственникам и друзьям, попью с ними чай. 25 октября разошлю SMS всем знакомым мусульманам и даже тем, кто не празднует Курбан-байрам. Меня тоже многие друзья-христиане поздравляют…

Я отмечаю все мусульманские праздники. Самые любимые из них – Курбан-байрам и Ураза-байрам. Ураза – это праздник весь месяц! Пост для меня – это не столько испытание, сколько одухотворение… Каждый вечер в эти дни у меня приятное настроение, потому что после дня воздержания после пищи встречаешь улыбающихся людей. Курбан-байрам – просто человеческий праздник, добрый, светлый. До революции была такая традиция – все празднующие мусульмане заходили друг к другу в гости, и неважно, знакомый это был человек или нет. Везде тебя тепло встретят, накормят.

Это то общечеловеческое сближение, которого сейчас не хватает. Столько негатива везде, а человеку нужно прикасаться к добру. Хотелось бы, конечно, чтобы эта традиция возродилась.

Религия мне помогает в жизни. Религия для меня – это понимание того, что ты должен делать, чтобы быть нравственным человеком.

Может быть, кому-нибудь покажется смешным, но я несколько раз в день думаю о смерти. Это позволяет мне понять, что человек в мир пришел не навечно и что мы пришли в этот мир не для того, чтобы получить материальные блага, они ведь не останутся с нами. Размышления о смерти – это как нравственный щит! Религия также помогает мне пережить трудности, благодаря ей я понимаю, что любое испытание исходит от Всевышнего. Это дарует спокойствие…

Азат Ахунов – доцент кафедры регионоведения и исламоведения Института востоковедения и международных отношений КФУ:

- Сам я, конечно, буду отмечать этот праздник, потому что я считаю себя мусульманином. Может быть, не совсем, скажем так, соблюдающим до конца все каноны, все предписания ислама. Но в то же время стараюсь основные вещи соблюдать, в том числе и отмечать праздники. Курбан-байрам - один из двух самых больших праздников, его невозможно не отмечать. Религия в моей жизни играет большую роль… «Большую роль» - это даже не совсем точные слова. Религия находится со мной, точнее сказать - вера. Верующий человек, когда он верует в Аллаха, он знает, что есть религия ислама, в котором написаны и многие проблемы, которые возникают у человека в обычной жизни. И эти проблемы в религии решаются.

Например, будучи мусульманином, верую во Всевышнего, я нахожусь в душевном равновесии, спокойном, что ли, состоянии. Для меня вера - это вера моих предков. Она является моей основой, стержнем. Помогает мне жить, преодолевать трудности. И я знаю людей, живших при Советском Союзе, которые верили в Ленина, коммунистическую партию. После того как все разрушилось, одни подались в алкоголизм, у кого-то началась депрессия, кто-то участвует в митингах различных. То есть люди постоянно недовольны. Потому что они верили в какую-то основу, верили в стержень. По-своему они верили в партию, в Ленина, в идеал коммунизма. Я считаю, вера, религия у человека должна быть. Когда она есть, человек живет гораздо спокойнее, увереннее по жизни. Лучше добивается успеха.

Не могу сказать, какой из религиозных праздников для меня самый важный. Я их не делю. Я не могу сказать как светский человек, что вот мне больше нравится Новый год, чем 23 февраля. Новый год – потому что весело, 23 февраля – потому что связано с армией, с неприятными воспоминаниями о ней. В религии нет таких предпочтений. Религиозные праздники предписаны Всевышним, и мы не имеем право выбирать.