Сегодня на пресс-конференции с начальником ГИБДД РТ Рифкатом Миннихановым ситуация на дорогах была названа «сложной»: почти по всем негативным показателям инспекторы получили рост цифр. По сравнению с первыми 9 месяцами прошлого года, в текущем году увеличилось и количество ДТП (на 40 происшествий, всего – 4076 ДТП), и погибших (на 16 человек, всего – 512), и раненых (плюс 140 человек, всего ранено 5294 участника дорожного движения). Всего сотрудниками ГИБДД в этом году зафиксировано 4,3 млн. нарушений - прирост на 11,4%.

Количество административных дел в отношении нетрезвых водителей тоже выросло заметно – на 9,8%, однако все 16,5 тыс. пойманных пьяных – мелочь на фоне скоростной безответственности автовладельцев. На совести лихачей статистика оставляет треть всех ДТП и треть всех погибших татарстанцев. Ситуация в Казани, несмотря на повсеместное строительство, сохраняет тенденцию к снижению ДТП, которая прослеживается с 2004 года.

Причиной созыва журналистов на беседу для руководства ГИБДД, вероятно, послужил всплеск ДТП со смертельным исходом в конце прошлой недели: за три дня - с пятницы по воскресенье - в Татарстане погибли 16 человек, в то время как в предыдущие 11 дней число жертв было равно 15. Впрочем, Минниханов акцентировал внимание аудитории на проблеме вовсе из другой оперы – он и на встречу с журналистами пришел не один, предложив соседнее кресло начальнику управления Гостехнадзора по РТ Рафаилю Хафизову. Открывая пресс-конференцию, Минниханов сразу закинул удочку, между прочим, но во всеуслышание напомнив собеседнику, что на «откровенный разговор» их вынудила «ситуация с трактором».

Казалось бы, ничего особенного, но обозначенная ситуация действительно подпортила статистику – не столько ГИБДД, сколько Гостехнадзора, занятого проверкой и регистрацией самоходного транспорта: тракторов, квадроциклов, снегоходов и им подобного, всего больше тысячи типов, моделей и марок. Еще 12 октября в Тюлячинском районе между Казанью и Шеморданом Hyundai Solaris догнал и врезался в трактор, который двигался без габаритных огней в восьмом часу вечера. Легковушку выбросило на «встречку», где она столкнулась с «двенадцатой». Водители обоих авто и пассажир Hyundai погибли на месте, еще два пассажира и тракторист отправились в больницу.

Поскольку данный трактор за последние пять лет ни разу не был на техосмотре, докладчики сообща развили на основе этого ДТП вопрос регистрации транспорта такого типа. Владельцы, по словам Хафизова, избегают регистрации, а количество подобной техники ежегодно увеличивается примерно на 100 единиц. На сегодня в республике зарегистрирована 71 тыс. всевозможных «самоходок»: 29% принадлежит агропромышленному комплексу, 33% - промышленности и 38% - у физлиц, однако более 60% аварийности дает АПК. 19 погибших в этом году (без учета данных ГИБДД), по словам Хафизова, - следствие того, что до момента целевой проверки эти трактористы предоставлены самим себе. Они не регистрируют свою технику, не проходят техосмотр, не знают правил эксплуатации, а некоторые и прав на вождение не имеют.

МИННИХАНОВ: «ИНСПЕКТОРЫ ВЕРНУТСЯ НА ДОРОГИ…»

Покончив с изобличением механизаторов, Минниханов вернулся к теме обсуждаемых в Госдуме законодательных инициатив. Однако на вопрос о личном видении адекватных правовых норм в отношении пьяных за рулем (решается вопрос о максимальном штрафе за «пьяное вождение» в размере 50 тыс. рублей) ответил не столь определенно и от имени всего ведомства:

- Мы поддерживаем ужесточение наказаний, поскольку подобная практика в 1993 и 2005 годах давала быструю реакцию со стороны автовладельцев. Количество ДТП по вине нетрезвых водителей резко снижалось. Новое законодательство серьезно повлияет на улучшение обстановки на дорогах – мы так считаем. Ежесуточно мы ловим в среднем по 50 - 60 пьяных за рулем, в сентябре их было 2259 человек, а в прошлом сентябре – 1879. Количество пойманных «бесправных» также увеличилось на 57% и достигло 1007 зарегистрированных фактов. Многим гражданам медицинские показатели не позволяют получить водительские права – в этом отношении мы взаимодействуем с наркологическими службами и ежегодно аннулируем через суды права сотен водителей. Но они все равно садятся за руль, и это сказывается на росте ДТП.

Поддерживая введение крупных штрафов для пьяных и «бесправных», Минниханов все же не раз подчеркнул, что штрафы не останавливают водителей от осознанных нарушений, а также заметил, что вождение в нетрезвом виде не является критичным видом нарушений в общей статистике:

- У нас сегодня 1360 человек имеют задолженности по 15 тысяч рублей. Я считаю, если водители не платят штрафы, значит, не понимают ответственности. Вот в Челнах есть рекордсмен – с 2010 года он набрал 1650 штрафов, 1539 из которых оплачено. У нас на учете стоят более 5300 нарушителей, допустивших более 100 нарушений за последние три года. На что указывает этот факт? Нужны другие наказания. Мы считаем, что ситуацию, кроме прочего, может поправить введение балльной системы, в которой за определенное количество нарушений человек отстраняется от руля.

Также Минниханов порадовал нарушителей, ностальгирующих по живому общению с инспекторами - он предупредил, что на дороге снова станет обычной картиной патрульный с радаром:

- Системы видеофиксации в какой-то мере свою задачу выполнили. При их внедрении нарушители скоростного режима на 10 и более километров в час составляли 6 процентов от общего числа, а сегодня их 70 процентов. За городом с нормальной скоростью вообще мало кто ездит.

Тем не менее, по словам начальника ГИБДД, основой профилактики ДТП остаются технические средства. К ним добавляются инспекторы с радарами, а третьим китом в основе работы должно стать ужесточение законодательства.

ПРИДЕТ ВРЕМЯ - ЗА ПРЕВЫШЕНИЕ СКОРОСТИ ВОДИТЕЛЬ БУДЕТ ОТДАВАТЬ ЗАРПЛАТУ

Ставку на приборы Минниханов не только продекларировал, но и продемонстрировал, организовав к пресс-конференции полномасштабную презентацию четырех устройств видеофиксации на выходе из управления ГИБДД. Группа инспекторов пробивала поток машин радарами, тут же стояли приборы четырех типов: измерители скорости «Визир» и «Визир-2», определяющие нарушение с 400 метров и разглядывающие номер автомобиля со 150 метров; «Бинар» - практически с теми же показателями, но боящийся холода; особо дальнобойный лазерный «ЛИСД – 2Ф», способный опознавать нарушителя за километр, а его номерной знак – за 200 метров. Руководил презентацией заместитель начальника ГИБДД РТ Масхут Мифтахов. В комментарии корреспонденту «БИЗНЕС Online» Мифтахов подтвердил приоритет борьбы за неторопливую езду живым примером.

- Не с пьяными нужно работать в первую очередь, а научить людей уважать скоростной режим, как это сделали в Финляндии. У нас сегодня, чтобы взыскать 100 рублей штрафа за превышение скорости, нужно оформить 7 постановлений и вложить 400 рублей. А финны отдают за аналогичные нарушения всю зарплату. Благодаря этому с 1972 года у них число погибших сократилось в четыре раза. А к 2025 году они намерены снизить этот показатель еще почти в четыре раза. Мы тоже к этому придем, вот увидите. Скорость – это главная проблема дорог, и порождена она разнообразием транспортных средств в разрезе их мощностей. Когда Lexus едет за «Жигулями», ему некомфортно. Вот и начинаются лишние маневры.

Скоро на борьбу с лихачами встанет еще один железный солдат – новый стационарный радар «Кордон». Он вчетверо эффективнее привычных «Крисов»: если последний просматривает одну полосу движения, то «Кордон» «простреливает» одновременно 4 полосы в обе стороны и способен при этом собирать информацию сразу о 32 машинах. Один из этих монстров тестируется в настоящее время на дорогах Казани, но до рабочего применения в столице дело дойдет нескоро. Первая партия из 10 «Кордонов» уйдет на обслуживание междугородних трасс, следующая дюжина отправится работать в Челны.