В этом году министерство труда, занятости и социальной защиты Татарстана выступило инициатором социологического исследования, не имеющего аналога в нашей республике, предметом его явилось отношение молодых людей с инвалидностью к доступности городской среды для передвижения. И это очень важно – с одной стороны, Казань выступила одним из пилотных городов в рамках федерального проекта «Доступная среда», с другой стороны, с самого начала реализации этого проекта стало очевидно, что только проектом ситуацию со строительством и ситуацией на дорогах не изменить…

Исследование было выполнено центром перспективных экономических исследований АН РТ и Институтом сравнительных исследований модернизации КФУ. Методами исследования выступало анкетирование по репрезентативной выборке, охватывающей людей с ограниченными возможностями в возрасте от 18 до 30 лет города Казани (с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха). Также проводилось наблюдение за различными городскими зданиями, транспортом и дорогами. Исследование очередной раз подтвердило – доступной среды в городе практически нет. Но обо всем по порядку…

Молодежь попросили оценить приспособленность различных объектов для инвалидов по пятибалльной шкале. Важно отметить, что ни один объект инфраструктуры не получил оценку выше 3,19 в плане обеспечения доступности для людей с ограниченными физическими возможностями (см. Рисунок 1). Более того, по признанию многих опрошенных, им сложно оценить доступность многих объектов, т.к. они практически не бывают там самостоятельно.

1.jpg

Рис. 1. «Оцените, пожалуйста, приспособленность данных учреждений для инвалидов  по 5-балльной шкале»

Наивысший балл был дан доступности торговых центров – действительно, большинство из крупных торговых центров Казани имеют лифты, широкие проемы для входа на коляске, оборудованные туалеты. Вместе с тем многие инвалиды по зрению указали на то, что не могут самостоятельно там ориентироваться и предпочитают посещать такие центры только с сопровождением. Инвалиды по зрению также отмечали, что боятся стеклянных дверей в супермаркетах и торговых центрах (приходится ходить с вытянутыми руками).

«Доступная среда», безусловно, выступает зоной ответственности федеральных, республиканских и муниципальных властей. Вместе с тем важно отметить, что шаги по повышению доступности могут быть сделаны многими учреждениями самостоятельно. Например, торговые центры и супермаркеты, многие из которых уже построены с учетом определенных стандартов для инвалидов, могли бы иметь в своем штате так называемых ассистентов для обеспечения обслуживания людей с ограниченными возможностями. В частности, в одной из крупных сетей супермаркетов в Великобритании незрячий человек может обратиться к ассистенту для совершения покупок, а также воспользоваться специальной системой заказа товаров через интернет. Специальная стойка с кнопкой для вызова ассистента у входа в супермаркет есть во многих супермаркетах Европы, Японии, США и других стран. Один из представителей Всероссийского общества слепых, отметил, например, что «для этого не требуется особый персонал – это может быть продавец, сотрудник службы охраны и т.д. – главное, что они знали, как помочь». В учебных заведениях в роли подобных ассистентов могли бы служить волонтеры.

ЖИЗНЬ ВЗАПЕРТИ

11,8% опрошенных молодых инвалидов указали на то, что вынуждены проводить большую часть времени дома, т.к. не могут самостоятельно выйти. 42,3% отметили, что «я провожу свободное время в зависимости от того, насколько мне позволяют условия - приспособленность городской среды (дорог, транспорта, зданий)». Лишь 45,9% могли согласиться с утверждением, что проводят свободное время, как хотят, «как и любой другой» (см. Рис. 2).

2.jpg

Рисунок 2. «Из предложенных ниже утверждений выберите то, которое наиболее полно отражает Вашу точку зрения»

С тем, как непросто бывает выйти на улицу, хорошо знакомы родители с маленькими детьми – у многих читателей, возможно, сохранились воспоминания о перетаскивании коляски с пятого этажа. Для взрослого же человека на коляске эта мера не временная, а постоянная. Вместе с тем дома большинства опрошенных молодых людей с ограниченными возможностями здоровья не оборудованы пандусами и другими приспособлениями для передвижения на коляске, и они всецело зависят от помощи родственников и друзей. Наиболее приспособленным жилым домом для людей на коляске выступает специальный комплекс на Дубравной рядом с РЦ «Восхождение». Интересно, что двое молодых людей из опрошенных добились оборудования своего дома пандусом только после обращения к президенту Российской Федерации!..

Многие неудобства объектов инфраструктуры компенсируются тем, что за молодыми людьми, нуждающимися в посторонней помощи, чаще всего ухаживают их родители. Таким образом, молодые люди зачастую не обладают возможностью почувствовать себя полноценными горожанами, а следовательно, и полноценными гражданами. С периодом взросления, потерей трудоспособности и жизненных сил у родителей, возможности определенной доли молодежи с инвалидностью будут падать. Старость – самый внушительный враг таких семей, по признанию многих. Родители испытывают колоссальную тревогу за детей, задумываясь о том, как они смогут существовать после их ухода.

И СНОВА О КРАСНЫХ АВТОБУСАХ

Среди проблем, которые приходится испытывать в общественном транспорте молодым людям с ограниченными возможностями здоровья, первое место занимает теснота (52,3%), которая усугубляется тем, что им не уступают место (26,8%) (см. Рисунок 3). Около половины опрошенных указали на то, что приходится подолгу ждать автобуса на остановке (48,2%), 36,4% отметили на трудности при входе/выходе, 30,5% сетуют на то, что в транспорте не объявляют остановок. Многие инвалиды по зрению вспоминали случаи, когда нередко проезжали свои остановки из-за того, что они не объявлялись.

3.jpg

Рисунок 3. «Какие из перечисленных проблем вам приходилось испытывать в общественном транспорте?»

О том, что казанские автобусы не используют аппарели – специальные наклонные устройства, позволяющие свободно переехать с тротуара в автобус на коляске, было отмечено практически всеми инвалидами, принявшими участие в опросе. Даже если бы аппарели существовали, их было бы невозможно использовать - высота бордюров на остановках настолько высока, что не позволяет просто переехать в автобус с тротуара без помощи постороннего человека, хотя это предусмотрено соответствующими правилами.

Остановка автобуса за пределами самой остановки – также частая проблема, которая негативно затрагивает как незрячих, так и инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата – далеко не каждый человек может добежать до автобуса и зайти в него, не говоря уже о тех, кто передвигается на коляске либо с тростью.

Инвалиды по зрению высказывали предложения звукового сопровождения прихода автобуса на остановку, чтобы сообщался номер маршрута. Инвалиды по слуху просят размещать электронные табло на всех остановках с информацией о маршрутах.

Около одной пятой доли молодежи (17,3%) пожаловались на грубость водителя или кондуктора. Молодая женщина, инвалид по зрению, рассказала, что водитель маршрутки высадил ее посредине проезжей части дороги, и она чуть не попала под машину.

Около одной пятой доли респондентов признались, что постоянно испытывают насмешки и издевательства по причине инвалидности (18,4%), 14% также испытывают подобное отношение, но несколько реже. Чуть более половины опрошенных молодых людей с ограниченными возможностями согласилась с утверждением «большинство не понимают проблем инвалидов, не идут к ним навстречу» (51,4%).

ПРАВО НА ГОРОД

Читатели, вероятно, знакомы с акциями, показывающими нарушения доступности городской среды для инвалидов в нашем городе. Ситуация с доступностью в Казани не выступает исключением – к сожалению, вся предшествующая политика в отношении людей с ограниченными возможностями в СССР, а затем и в России, не позволяла инвалидам, в особенности использующим коляску либо с серьезным нарушением зрения, свободно передвигаться по городу, что влекло за собой целый ряд неформальных ограничений при получении образования, трудоустройства, да и просто повседневной жизни.

В рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы в Казани, как в одном из пилотных городов, основные социальные объекты переоборудуются с учетом потребностей людей, вынужденных использовать коляску или костыли для передвижения и для людей с проблемами в зрении. Важно задуматься, а насколько эффективными могут быть эти меры, когда по-прежнему инвалиду сложно выйти просто за пределы своей квартиры, спуститься на улицу и вести обычный образ жизни. Каким образом предполагается, например, что человек на коляске отправится посетить один из объектов Универсиады, которые также оборудуются для инвалидов? Каким образом он или она воспользуется общественным транспортом, а если воспользуется, как можно преодолеть на коляске, например, двенадцатисантиметровые бордюры или припаркованные на тротуаре автомобили?

Использование приоритетных объектов людьми с ограниченными физическими возможностями возможно только при оборудовании домов, подъездов специальными приспособлениями, позволяющими людям покидать пределы своего проживания, а также при установлении тротуара и специальной тротуарной плитки для инвалидов-колясочников и инвалидов по зрению. Необходимо менять не только городскую инфраструктуру, но и отношение общества к окружающим, которые могут иметь особые потребности, и это не только инвалиды, но и родители с детьми на колясках, пожилые люди. Ведь все мы имеем право на этот город.

Ирина Кузнецова,

кандидат социологических наук, КФУ

Справка

Ирина Кузнецова - директор Института сравнительных исследований модернизации обществ КФУ, доцент кафедры социологии факультет журналистики и социологии КФУ. В 1998 году окончила Казанский государственный университет, факультет журналистики и социологии. Кандидат (социологические науки) по специальности "социальная структура, социальные институты и процессы", название диссертации - «Идея социальной справедливости в контексте трансформации современного российского общества». Стаж педагогической работы - с 2001 года.