исрафилов-1.jpg

«ФИНАНСОВЫЙ УСПЕХ – ЭТО ВЕРНЫЙ РАСЧЕТ»

- Рифкат Вакилович, как выживает ваш театр в таком, скажем, не самом большом городе, как Оренбург?

- Так исторически сложилось, что Оренбург – это традиционно театральный город, нашему театру уже полтора века. То, что татарский театр зародился именно в Оренбурге, уже доказано документально. Я передал исследователям документы, которые подтверждают, что в 1905 году театральное движение у татар началось именно в Оренбурге. И первый башкирский спектакль также игрался в Оренбурге, поэтому у города, у зрителя очень богатые традиции. Основоположники татарского театра тоже связаны с этим городом на Урале. У нас сформировался свой зритель, интеллигенция города считает хорошим тоном ходить в театр. Это для нас очень приятно. Потому что иногда в городе, где живут полтора миллиона, в театрах пустые места. У нас же население - чуть более 600 тысяч, а залы полные.

- Так было всегда?

- Нет. Успех зависит от качества спектакля и от труппы. У нас 70 процентов труппы – выпускники нашего театрального института, мои ученики. У нас в институте очень хорошие педагоги. Все зависит от продукции. Если ты предлагаешь публике хорошую, конкурентоспособную продукцию, публика к тебе пойдет. Естественно, немалую роль в успехе театра играет и репертуарная политика. У нас в афише очень много классики, которая всегда востребована. Мы играем Антона Чехова, Вильяма Шекспира, Александра Вампилова, Василия Шукшина. Но у нас есть, например, и комедия «Примадонны». Есть разная категория зрителей, и всех мы должны заинтересовать. Потребности у всех разные, и мы должны их угадать. Нельзя делать крен только в сторону классики или только в сторону развлекательного репертуара, должно быть сочетание того и другого, надо искать золотую середину. Это и приносит финансовый успех.

«У МЕНЯ БЫЛ КОНФЛИКТ С МУРТАЗОЙ РАХИМОВЫМ»

- Вы считаетесь одним из интереснейших российских режиссеров. Как вы пришли в профессию?

- Вначале я работал актером после окончания театрального училища в Уфе. Потом уехал в Москву, поступил в ГИТИС на режиссерское отделение, в мастерскую к Марии Кнебель, у нас преподавал и Алексей Попов. В ГИТИСе в то время были потрясающие педагоги - крупнейший театровед Георгий Бояджиев, великие режиссеры Андрей Гончаров и Юрий Завадский. Было у кого учиться. Поначалу я поступал в мастерскую Анатолия Эфроса, но в это время произошла некрасивая ситуация с парткомом, и его отстранили от преподавания. Страшные времена были. Но Эфрос все-таки пошел нам навстречу и разрешил посещать все его репетиции в театре на Малой Бронной. Это был для меня праздник. Я тогда жил неподалеку от института и подрабатывал еще дворником в Собиновском переулке, где находится главное здание ГИТИСа. Потом, после окончания института, я еще пять лет приезжал заниматься в творческой лаборатории Эфроса. А в 1980 году ездил на стажировку в БТД имени Горького к великому Георгию Товстоногову. Это были те полтора месяца, когда выпускался «Холстмер» с Евгением Лебедевым в главной роли. Это была школа!

- Потом вы вернулись в Уфу?

- Я проработал в Государственном академическом драматическом театре Уфы имени Гафури 24 года и ушел оттуда в Оренбург.

- Прочему вы, татароязычный режиссер, работаете в русском театре?

- Мне кажется, национальность не имеет значения. Если посмотреть, кто руководит сегодня русскими театрами, то мы увидим, что из русских режиссеров там только Борис Морозов, а остальные – это люди других национальностей.

- Уфа – это все-таки столица, а вы ушли в провинцию. Почему?

- У меня был большой конфликт с Муртазой Рахимовым. Именно на национальной основе. Потому что я считаю, что есть только одна национальность – «хороший человек», все остальное не имеет никакого значения. Абсолютно. У меня все близкие друзья – люди разных национальностей.

исрафилов-4.jpg

«Я НЕ ХОТЕЛ ПЕРЕЕЗЖАТЬ В КАЗАНЬ»

- В Казани ходили слухи, что, когда не стало Марселя Салимжанова, вы претендовали на кресло главного режиссера театра имени Камала. Это правда?

- Я не хотел переезжать в Казань, это неправда. Но мне эту должность дважды предлагали, ко мне в Оренбург дважды приезжал министр культуры РТ. Я сказал, что в Казани есть замечательный режиссер Фарид Бикчантаев, у него есть студенты, в репертуаре идут его спектакли, он, несомненно, справится. Я мог бы возглавить театр, мне это ничего не стоило бы, но я бы закрыл дорогу Бикчантаеву, а я этого не хотел. Я высказал свое мнение руководству Татарстана, и к моему мнению прислушались. Минтимер Шаймиев тогда принял правильное решение, назначив на должность главного режиссера Фарида Бикчантаева.

- Вы видели актеров театра имени Камала периода Салимжанова и видите их теперь, при Фариде Рафкатовиче, есть разница?

- Различий в качестве спектаклей я не вижу. Вижу преемственность, и это радует. Бикчантаев получил этот театр в хорошем состоянии, и он его развивает. Он стремится к тому же, к чему стремился Марсель Хакимович – к качественной работе российского репертуарного театра. Бикчантаев – ученик Салимжанова, их разделить невозможно. Он развивает его атмосферу и ничего не нарушает. Он, ничего не ломая, продолжает эти хорошие традиции. Фарид Бикчантаев – это мудрый человек.

исрафилов-3.jpg

«ИНТЕРЕС К АВАНГАРДНОМУ ТЕАТРУ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ 15 МИНУТ»

- Вы сейчас заговорили о репертуарном театре. Почему все-таки сейчас идут такие нападки на него?

- У меня есть одно сравнение: когда мужчина не может выполнять супружеские обязанности, у него всегда бывает виновата жена. Для того, чтобы поставить психологический спектакль, надо уметь анализировать пьесу. Как это делал, например, Товстоногов и делают другие профессиональные режиссеры. Это требует колоссального интеллектуального усердия. Когда этого делать не умеют, виноват репертуарный театр, он «устарел». У сторонников авангардного театра все идет на уровне показа. Извините, но когда на сцене снимают трусики - это что, новый театр? Я такое 20 лет назад видел на Кубе, ну кого этим можно удивить? Раздеться на сцене – это ничего не стоит. Поиски нового, новой формы - они нужны, без них нельзя, но все это должно происходить в недрах живого психологического театра.

- Вы секретарь СТД РФ, как у вас комментируют конфликт в московском театре имени Гоголя, куда был назначен режиссер Кирилл Серебренников, решивший из репертуарного театра делать «театр проектов»?

- СТД должно сказать свое слово, то, что происходит с театром им. Гоголя, – это безобразие. Серебренников – талантливый человек, но у него нет профессионального театрального образования. Я видел его спектакли. Они интересны, но этот интерес через 15 минут заканчивается. А дальше что? То же у нас происходит и с театральной критикой. Критик не должен писать свои впечатления, он должен делать анализ спектакля. Журналист и критик – это разные профессии. Надо знать законы сцены.

- Вы уже несколько лет проводите в Оренбурге фестиваль «Гостиный двор», что он собой представляет?

- Принцип нашего фестиваля – приглашать спектакли из Европы и Азии, фестиваль у нас международный. Соревновательности у нас нет, наград тоже, мы вручаем дипломы участникам. Но обязательный элемент фестиваля – это обсуждение спектаклей. И мы всегда приглашаем хороших критиков, например Бориса Любимова, Алексея Бартошевича и других. На будущий год фестиваль будет обязательно.

- Кого-то из татарстанских театров пригласите?

- Обязательно. Правда, не знаю еще кого.

Справка

Рифкат Исрафилов окончил театральное училище в Уфе, режиссерский факультет ГИТИСА им. Луначарского, стажировался у Анатолия Эфроса и Георгия Товстоногова. Много лет прослужил в Государственном академическом театре им. Гафури. Последние 15 лет руководит драматическим театром в Оренбурге. Секретарь СТД РФ. Народный артист РФ, лауреат Госпремии РФ.