4 ТЫСЯЧИ УКУСОВ В ГОД

Как заявил замруководителя управления Роспотребнадзора по РТ Алмаз Имамов, в числе мест, где объявлен карантин, - поселок Константиновка, часть Московского района, а также поселок Мирный. В этих местах медики обходят дома и квартиры, проверяя животных на предмет бешенства (уже опросили 3868 жителей). Также в этих местах запрещены выставки домашних животных, купля-продажа кошек и собак, их вывоз за пределы очагов заражения.

Поводом стало то, что с 24 августа по 13 сентября зафиксированы четыре случая бешенства: две собаки в поселке Константиновка, одна сторожевая овчарка в Московском районе и дикая лиса в поселке Мирный. Всего пострадавших - четыре человека, все они проводят курс прививок (без этого летальный исход заболевания неминуем).

Само заболевание довольно редкое – до этого за три года было только 17 случаев, то есть 5 - 6 в год. Здесь же - четыре случая за 20 дней. Учитывая, что бешеные животные очень активно распространяют болезнь, и были предприняты столь громкие меры.

Между тем, как отметил Имамов, отлов безнадзорных животных на неблагополучных территориях проводится нерегулярно – на это не хватает средств. По его словам, люди постоянно жалуются на скопления собак и кошек и в других местах города – особенно в жилфонде Азино, 10-м микрорайоне, на улицах Дубравная, Парина, Старых горках, в поселке Дербышки и других. Ежегодно 4 тыс. казанцев страдают от укусов животных. В 60% случаев раны людям наносят бродячие животные.

Тем не менее финансирование ООО «Служба отлова безнадзорных животных» (СОБЖ), занимающегося этим вопросом, уменьшается. Если в прошлом году на эти цели было выделено свыше 19 млн. рублей, то в 2012 году – 11,7. Причина банальна: секвестр казанского бюджета…

СОБЖ: «У НАС СВЯЗАНЫ РУКИ»

Выслушав доклад, Песошин поинтересовался, какие меры предпринимает СОБЖ. Выяснилось, что деньги есть, но использовать их на усыпление животных, как того требует ситуация, собачники не могут, так как эти средства выделены на стерилизацию.

- На сегодняшний день, согласно муниципальному контракту, лимит по эвтаназии в очагах заражения бешенством у нас закончился, - заявил директор ООО «СОБЖ» Рустем Нуруллин. - У нас связаны руки…Оставшиеся средства - это 2 с небольшим миллиона рублей - позволят провести стерилизацию тысячи животных. Соответственно, мы больше работать не сможем. Мы в прошлом году направляли запрос в прокуратуру – нам не разрешили делать переброску средств в рамках муниципального контракта…

Однако такой поворот вопроса не устроил присутствовавшего в зале прокурора Казани Ильдуса Нафикова, который тут же бросился в бой:

- Абсолютно неправильно, никто не запрещает, пусть работают! – заявил он и тут же нарисовал довольно идеалистичную схему финансирования этих работ. – Вообще, эта служба должна работать так: платить надо, когда нет ни одной бродячей собаки. Появилась бродячая собака – не надо платить. Вот тогда денег хватит. Они получили право работать. У нас было возражение против выделения дополнительного финансирования – за 11 миллионов можно найти массу других фирм, которые сделают эту работу.

По словам прокурора, проверки выявили, что у СОБЖ есть прибыль в размере 6 миллионов:

- Ни у кого такой рентабельности нет! Там идет очень нерациональное расходование средств, это показывает и счетная палата. За эти деньги пусть работу и выполняют, а если они не смогут это делать, найдутся другие. Какое еще допфинасирование может быть? Переброска там возможна, а допфинансирование – нет! – отрезал прокурор.

Видя, что обсуждение перестает быть чинным, Песошин призвал еще раз отдельно рассмотреть этот вопрос, отметив, что «не решать его невозможно»:

- Хотя случаев бешенства относительно немного – всего четыре, но появились они в короткий срок, болезнь крайне опасная, и последствия могут быть непредсказуемыми, - подвел он итог.

ВЕРСИЯ СОБЖ: ПРОВЕРЯЮЩИЕ НЕ УЧЛИ ЦЕЛЫЙ РЯД ЗАТРАТ

Как пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» сам Нуруллин, проверка Счетной палаты у него действительно была и завершилась буквально месяц-полтора назад. Однако проверяющие, по его словам, не учли рост затрат на утилизацию биоотходов, ГСМ, корм для животных и ветпрепараты, отсюда и обнаружилась псевдоэкономия…

- Если бы такая прибыль была, какие были бы вопросы? Мы бы продолжили работу, не говоря о финансировании! – заявил Нуруллин.

Всего служба так или иначе в этом году имела дело с 7,8 тыс. собак – бюджет предусматривает как умерщвление, так и стерилизацию бродячих животных. Несмотря на то что служба начала свою работу фактически с третьего квартала, в рамках муниципального контракта в цепких руках сотрудников СОБЖ побывали фактически 6,8 тыс. животных.

- Чтобы не подвергать людей опасности, мы начали практиковать эвтаназию, для этого были показания согласно ветеринарным заключениям и обращениям жителей, - уточнил Нуруллин. – Каждое второе животное является носителем тех или иных опасных инфекций, не редкость в городе и агрессивные собаки. Безусловно, если это возможно, делается стерилизация. План по стерилизации в этом году, согласно контракту, предусматривает проведение операции 3119 животным, сейчас стерилизованы 2119.

Стерилизовать собаку, понятно, дороже, чем провести эвтаназию. Усыпление обходится бюджету в 1166 рублей, стерилизация – на тысячу дороже. При этом после поимки пес в любом случае остается в пункте передержки в течение 10 дней - и только после карантина ветеринары окончательно решают его судьбу. Если животное здорово, его ждут стерилизация и возвращение на знакомые улицы. Если пес болен и агрессивен - смерть.

Вместе с тем Нуруллин сообщил, что сейчас служба инициирует передачу полномочий по работе с безнадзорными животными на уровень муниципалитетов, пока же это полномочия республики. Это, по его мнению, позволит упорядочить и упростить работу.

- В октябре решение, скорее всего, уже вынесут на сессию – и полномочия вместе с деньгами будут переданы на уровень муниципалитетов, - надеется Нуруллин. – В свое время Казань взяла на себя ношу по решению данной проблемы, но теперь необходимо привести всю ситуацию в соответствие с законом.

Далеким от ведомственных баталий простым казанцам все равно, кто финансирует решение проблемы. Кому-то бродячих собак жалко – народ зачастую подкармливает таких тузиков, шариков и лаек. А кто-то проклинает чиновников за то, что стаи бродячих псов порой буквально оккупируют казанские поселки с их близостью к лесным массивам и концентрацией мусора. И здесь дилемма встает остро: стая вполне может наброситься и на людей, в том числе на детей. Цифра в 4 тыс. укушенных говорит сама за себя.

Тем не менее зоозащитники постоянно ведут борьбу за права братьев наших меньших – именно в результате этого СОБЖ в этом году начала работу только с третьего квартала. Для того чтобы помешать истреблению безнадзорных псов, экологи использовали любопытную технологию: они сами участвовали в тендерах на муниципальный контракт, а затем до бесконечности обжаловали результаты в УФАС и арбитражных судах.

- Чтобы выиграть конкурс, необходимо иметь базу по содержанию отловленных животных, ветеринарную службу, - пояснил неудачи конкурентов Нуруллин. – Служба отлова всем этим располагает, у нас работают около 30 человек. Заявки постоянно поступают от граждан, от администраций районов, куда жалуются люди…

В целом, как отметил Нуруллин, еще в 2005 - 2006 годах в Казани собаки ежегодно кусали до 7 - 8 тыс. человек. Теперь же цифра упала вдвое, но все равно остается тревожной. Тем более на фоне вспышки бешенства…