БЕЗ ОБЪЯСНЕНИЙ ПОПРОСИЛИ ОСВОБОДИТЬ САМОЛЕТ

Более двухсот татарстанцев не смогли вылететь из Барселоны в Казань и из Казани в Анталию вчера утром – борт «Кубанских авиалиний», который должен был осуществлять рейсы из Испании в столицу Татарстана, а потом сразу в Турцию, был задержан более чем на сутки.

Татарстанские туристы должны были прилететь из Барселоны в 4 утра в воскресенье. И уже в 5.30 утра по местному времени другие туристы этим же бортом должны были вылететь в Анталию.

Однако 170 пассажиров рейса 85-02 Барселона - Казань вернулись на родину лишь сегодня в 8 утра. Одновременно началась регистрация более полусотни туристов на этот же борт в Анталию.

Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» один из туристов - Ленар Сиразетдинов, регистрация и посадка в самолет в Барселоне прошла как положено - в 22.00 по местному времени, однако пассажиров продержали в самолете два часа. После чего без объяснений попросили освободить самолет. Ничего не понимающих людей отправили в аэровокзал, где опять-таки их никто не встретил – ни представитель авиакомпании, ни представители туроператоров. В состоянии неведения – что случилось и когда они полетят домой – туристы находились более суток. За это время их разместили по гостиницам, причем «доброй самаритянкой» оказалась молодая женщина - представитель аэропорта Барселоны. Людей обеспечили бесплатным питанием. Однако в два часа дня уже выселили из номеров, спустив в холл. По словам Сиразетдинова, у пассажиров закончились деньги - на столь длительную задержку рейса они не рассчитывали.

Газета «БИЗНЕС Online» связалась с представителем «Кубанских авиалиний» в МАК Сергеем Гаврилюком. Он сообщил, что рейс задерживается из-за технической неполадки, техники на борт самолета поднялись лишь через 8 часов после обнаружения неисправности. Потом долго решали проблему бортового компьютера, который кто-то должен был или заменить, или починить. По информации, которую по крупицам собирали наши туристы, выходило, что у «Кубанских авиалиний» нет договора со службами аэропорта Барселоны на техническое обслуживание самолетов, по всей видимости, именно в этом и состояла причина столь длительного устранения неисправности.

«Я не знаю, в чем там дело. У меня нет связи с Барселоной, я отвечаю только за своих пассажиров в Казани, - говорил Гаврилюк. – По-моему, там никто нашими туристами не занимается».

Ситуация осложнялась тем, что на этом же самолете еще полсотни туристов должны были вылететь, в свою очередь, из казанского аэропорта в турецкую Анталью. «Четыре человека размещены в комнате матери и ребенка, шесть – в отеле "Мираж". Остальных я не смог найти, наверное, разъехались», - сказал Лавренюк.

Как утверждают пассажиры, в роли основного заказчика рейса выступают туроператор «Тез тур», а также ряд местных туркомпаний. В «Тез тур» газете «БИЗНЕС Online» пообещали в ближайшее время прокомментировать ситуацию.

«МЫ ХОТИМ ДОМОЙ! ПОМОГИТЕ НАМ!»

Первой новость о задержке самолета дала газета «БИЗНЕС Online». Ожидающие вылета туристы из Барселоны тут начали оставлять свои комментарии.

«Мы ребята из Казани находящиеся в Барселоне, нас уже выселили из номеров, мы ожидаем автобуса, но он за нами не выезжает. И когда приедет никто не знает! Мы очень устали, хотим домой! Помогите нам!» - написал один читатель. «Самолет до сих пор не вылетел, и никто ничего не говорит! Кто-нибудь отвечает за это, кому звонить?» - пишет второй. «Людей вернули в отель, у многих нет денег на ужин, никто из официальных представителей на связь с ними не вышел!» - пишет третий. «Потеряны уже сутки отдыха в Турции. Рейс из Казани постоянно переносится. По приезду буду писать претензию», - написал уже пассажир из МАКа.

Кстати, по обновленным данным Росавиации, «Кубанские авиалинии» и «ВИМ-Авиа» по итогам августа стали лидерами по количеству задержанных рейсов. У «Кубани» этот показатель составляет 13,86% (177 рейсов из 1277), у «ВИМ» - 18,2% (125 из 686). На третьем месте «Уральские авиалинии» - компания задержала 12,56% рейсов (368 из 2929).

ДЕРИПАСКА НЕ ЗНАЕТ, КАК СПЛАВИТЬ «КУБАНЬ»?

«Авиалинии Кубани» принадлежат холдингу «Базовый элемент» Олега Дерипаски и, как пишет красноярское независимое информагенство, вызывают тревогу у Росавиации и туроператоров страны. Долги компании растут, а поиски стратегического инвестора безрезультатны. Скоро это может сказаться и на пассажирах. Из-за проблем авиакомпании с кредиторами министерство транспорта уже задумалось о ее переводе в четвертую группу рисков по собственной классификации. Если это произойдет, компания может прекратить существование в любой момент.

Финансовые затруднения у компании начались еще в начале лета, когда компания отменила несколько регулярных внутренних рейсов в связи с экономической неэффективностью самолетов Як-42. Еще раньше – в мае – стало известно, что Дерипаски ищет покупателя на проблемный актив, чтобы избавиться от него и вплотную заняться управлением аэропортами. Но поиски не увенчались успехом. Во многом именно из-за долгов авиакомпании. Даже администрация Краснодарского края, которая заинтересована в наличии собственного авиаперевозчика в регионе, отказывается от формального участия в деятельности «Авиалиний Кубани».

В Казани это уже не первый инцидент с «Кубанскими авиалиниями» - в частности, в августе казанские туристы пострадали из-за целой серии задержек вылетов. Сотни пассажиров тогда застряли в испанской Барселоне и турецкой Анталье, а туристы, направлявшиеся из Казани в Турцию и Египет, вынуждены были провести многие часы в ожидании своих рейсов.

Источник "Интерфакса" в Росавиации заявил, что из-за нестабильной финансовой ситуации в компании этой весной уже обсуждался вопрос отзыва у нее свидетельства эксплуатанта. А летом «Кубани» хотели запретить выполнять туристические чартерные рейсы, поскольку у авиакомпании есть долги перед поставщиками, из-за чего ее в любой момент могут перестать обслуживать. Это, в свою очередь, может привести к массовому скоплению пассажиров в аэропортах.

Проблемы у «Кубани» начались, когда холдинг «БазЭл-Аэро», управляющий компанией, решил объединить свои авиационные активы и начал процесс слияния дискаунтера SkyExpress со своей основной авиакомпанией - «Кубанские авиалинии». На тот момент у дискаунтера были огромные долги перед поставщиками. В частности, авиакомпания была должна более 250 млн. рублей аэропорту Внуково, в котором базировалась.

Ситуацию газете «БИЗНЕС Online» прокомментировала Майя Ломидзе - исполнительный директор ассоциации туроператоров России:

- Если говорить в целом, авиакомпания "Кубань" довольно часто сталкивается с ситуацией, когда из-за поломки самолета либо по другим техническим причинам происходит задержка рейса. Вообще, в большинстве подобных случаев авиакомпания договаривается с другими перевозчиками и предлагает замену. В Москве недавно была аналогичная ситуация – самолет на Сицилию был задержан более чем на 8 часов. Самолет прислала тогда авиакомпания «Ямал». Пассажирам, которые ожидали своего вылета из Казани, туроператор вместе с авиакомпанией должны были предложить какие-то варианты, как минимум обеспечить питанием и расселить в отеле.

P.S. К моменту написания материала туристы из Татарстана на самолете Airbus 319 все еще не вылетели в Анталию, хотя уже прошли регистрацию. Пассажиры ждут вылета непосредственно в самолете уже более двух часов. Ориентировочно рейс должен вылететь в 13:00, сообщили газете «БИЗНЕС Online» в пресс-службе МАК.