1. ДЕД И ОТЕЦ БЫЛИ РЕПРЕССИРОВАНЫ

Патриарх Кирилл (Владимир Гундяев) происходит из семьи священнослужителя, что в советские времена было редкостью. Он родился в Ленинграде в 1946 году, когда его отец собирался после того, как был репрессирован и три года провел на Колыме, вернуться в лоно церкви. В свое время, в 1926 году, он закончил в Ленинграде богословские курсы. В 1947 году, когда будущему патриарху был год, отец его стал дьяконом, затем - иереем. В 70-е годы он был настоятелем одного из крупных храмов в Санкт-Петербурге. Кстати, патриарх Кирилл – первый российский патриарх, родившийся в СССР. Дед будущего патриарха также не был чужд церковной деятельности.

Его Святейшество вспоминает: «Дед у меня был замечательным человеком. Он прошел 47 тюрем и 7 ссылок, прожил в заключении почти 30 лет и был одним из первых соловчан. Трудился машинистом на железной дороге казанского направления, а сидел лишь потому, что боролся против обновленчества, которое в свое время было инспирировано ЧК, а потом НКВД для разрушения церкви». Так что возрожденный Соловецкий мужской монастырь – место для патриарха священное. Старший брат патриарха также священник. Протоиерей Николай Гундяев одно время был профессором Санкт-Петербургской духовной академии, затем стал настоятелем Спасо-Преображенского собора в Санкт-Петербурге. Младшая сестра Елена — директор православной гимназии. Так что вся семья находится в лоне православной церкви.

2. РАНО СТАЛ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ

Учеба в советской школе и насаждаемый в ней атеизм привели к тому, что будущий патриарх проучился там только до 8 класса. Решив стать самостоятельным, поступил в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления. Проработал там три года техником-картографом, одновременно заканчивая школу. Дальше его путь шел так, как он и задумывал: духовная семинария в Ленинграде, затем духовная академия. Можно сказать, что в начале пути Его Святейшеству повезло, он стал духовным чадом одного из самых почитаемых и мощных владык РПЦ – митрополита Никодима (Ротова). По требованию своего духовного наставника он за один год проходил два академических курса.

3. СТРЕМИТЕЛЬНАЯ КАРЬЕРА

В 1969 году Гундяев был пострижен митрополитом Никодимом в монашество с именем Кирилл, а в 1971 году он уже становится архимандритом. Воля, упорство, целеустремленность и церковность находят должную оценку. Молодой священник теперь секретарь митрополита, а затем начинается его дипломатическая карьера – он представляет РПЦ во всемирном совете церквей в Женеве. В 28 лет он становится ректором духовной академии в Ленинграде и сразу же вводит новации. Новый ректор открывает класс для девушек-регентов и вводит уроки физкультуры. Он и сам человек спортивный, до сих пор катается на горных лыжах, может сесть за руль мотоцикла, любит пешие прогулки. В 1976 году возведен в сан епископа Выборгского, викария Ленинградской епархии, через год становится архиепископом.

4. СТРОПТИВЫЙ ХАРАКТЕР

В 1984 году владыка Кирилл стал уже архиепископом Смоленским и Вяземским, позже титул был изменен на «Смоленский и Калининградский», в ведении архиерея оказалась одна из крупнейших российских епархий. Но епархий провинциальных. Он освобожден от должности ректора академии и отправлен в Смоленск. Почему? Владыка отказался проголосовать против резолюции ЦК всемирного совета церквей, осудившей ввод советских войск в Афганистан. Набирающий авторитет епископ был не очень удобен в северной столице, где боролись с инакомыслящими. Но в горбачевский период ситуация выравнивается - в 1989 году он был назначен председателем отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии. По мирским понятиям эта должность соответствует должности министра иностранных дел. В 1991 году архиепископ Кирилл становится митрополитом.

5. СЕМЬДЕСЯТ ПЯТЬ ПРОЦЕНТОВ ГОЛОСОВ

В 2009 году, после кончины патриарха Алексия II, митрополит Кирилл был избран архиерейским собором одним из трех кандидатов на пост патриарха. Тогда за него проголосовали 97 избирателей из 197. Через два дня уже на поместном соборе РПЦ, по сути, это был второй тур выборов, он собрал уже 75% и стал патриархом. Через месяц после избрания в своем слове после одного из богослужений он сказал: «Когда мы слышим такой возглас и такой лозунг: «Православие или смерть!» — нужно опасаться этих проповедников. Сейчас у нас появляются время от времени лжеучители, которые соблазняют народ призывами спасать православие, спасать его чистоту, которые повторяют этот опасный, греховный и внутренне противоречивый лозунг: «Православие или смерть».

Некоторые положения, озвученные в слове, вызвали критику у ряда православных верующих. А в марте 2009 года, находясь с визитом в Туле, патриарх отметил, что главным критерием в оценке деятельности церкви должно стать нравственное состояние общества, а не заполненные храмы. До патриарха Кирилла иерархи РПЦ не делали столь смелых заявлений.

6. ОРИЕНТИР НА ЗАПАД

Патриарх Кирилл не боится прослыть западником. Очевидно, долгие годы на дипломатической службе сформировали его взгляды по этому вопросу. Например, в одном из своих выступлений он говорит: «Другого пути технического развития, кроме того, по которому прошел Запад, не существует. Если кто-то знает о таком, пусть нам покажет и расскажет. Но пока люди с удовольствием пользуются хорошими западными автомашинами, созданными для езды по хорошим дорогам. И было бы глупым упрямством ставить себе задачу в пику известным и общепризнанным достижениям человеческой цивилизации во что бы то ни стало изобретать нечто свое, ни на что не похожее».

Он выступает за диалог с католической церковью: «Наши позиции совпадают по многим проблемам, которые современный мир ставит перед христианами. Это агрессивная секуляризация, глобализация, размывание норм традиционной морали. Стоит отметить, что по этим вопросам последовательную позицию, близкую православной, занимает папа римский Бенедикт XVI». Это дало повод его противникам утверждать, что патриарх «кормится с руки Ватикана».

7. «ТАБАЧНОЕ ДЕЛО»

С именем патриарха Кирилла связан один из скандалов в недрах РПЦ. Он разгорелся в конце 90-х годов. Журналисты обвиняли тогда митрополита Кирилла в использовании предоставлявшихся правительством РФ налоговых льгот на импорт алкогольной (церковное вино) и табачной продукции.

Митрополит Кирилл признал сам факт сделок по импорту от лица ОВЦС, но опроверг личную заинтересованность, назвав эту историю «политическим заказом». Вот что говорит по этому поводу митрополит Иларион - один из авторитетных владык РПЦ: "В девяностых годах я не раз спрашивал митрополита: «Почему вы не отвечаете на эти нападки? Если вы не подписывали документы, почему не назовете имена тех, кто их подписывал?» Его ответ всегда был один и тот же: «Я никого не могу и не хочу «подставить». Называя имена, мы нанесем удар по церкви». Он брал удар на себя, но не называл ничьи имена. Помню, как я спрашивал владыку Кирилла: «Почему вы не подадите в суд на журналиста и газету, которая публикует клеветнические статьи?» На это он отвечал, что, во-первых, Господь заповедал подставлять правую щеку, когда ударяют левую. Во-вторых, священнослужителю не пристало решать вопросы в светском суде».

8. ПАТРИАРХ – ЛИЦО МЕДИЙНОЕ

Еще будучи митрополитом, патриарх Кирилл пришел на телевидение. Его пламенные проповеди слушает паства уже почти 20 лет. Став патриархом, он оставил за собой эту трибуну. Не будет преувеличением сказать, что многие люди пришли к вере через эти харизматичные проповеди. В свое время по благословению патриарха Алексия II он принял участие в проекте «Имя Россия», представив «на суд телезрителей житие и деяния святого благоверного великого князя Александра Невского (в схиме Алексия)», ставшего в итоге победителем проекта. Опять-таки благодаря харизме представлявшего его человека. У патриарха есть несомненные способности оратора.

9. СТРЕМЛЕНИЕ К НЕБЕСАМ

Кирилл — единственный в мире патриарх-летчик и потенциальный космонавт. В декабре 2010 года он заявил на чаепитии, организованном Роскосмосом в Звездном городке, о своем желании полететь в космос. В прошлом патриарх выполнил 19 тренировок на самолете «МиГ» и осуществлял все фигуры высшего пилотажа.

10. ВОТУМ ДОВЕРИЯ

Согласно результатам социологического опроса, проведенного в конце июня 2012 года всероссийским центром изучения общественного мнения, с уважением к патриарху относятся 46% респондентов, вызывает надежду у 27%, доверие — у 19%, симпатию — у 17% опрошенных. А вот негативные оценки, которых намного меньше: с недоверием к патриарху относятся 4%, с разочарованием — 2%, с безразличием — 13% опрошенных, антипатию вызывал у 1% участников опроса, столько же граждан осуждали его или воспринимали скептически.