460-автобусы2.jpg
"200 изменений! Я думаю, что "КАМАЗы" - грузовые машины - столько изменений не претерпели, сколько "НЕФАЗ", - остался доволен увиденным Метшин

"НЕФАЗ" 2.0: ДВЕСТИ ИЗМЕНЕНИЙ

С середины дня на площадке перед зданием ипподрома в ряд выстроилась целая кавалькада новых красных автобусов. Сразу после презентации они должны были отправиться по своим маршрутам. В ожидании мэра журналисты отогревались в автобусе, а представители автотранспортных предприятий города и исполкома общались на автобусной остановке, укрывшись от дождя.

Само мероприятие напоминало февральское, когда глава города тестировал новые "МАЗы". Сама техника главе города понравилась, однако он прозрачно намекнул, что хорошо бы и на продукцию КАМАЗа посмотреть:

- По работе с МАЗом никаких нареканий нет, но поддержать нам все-таки хотелось бы местного производителя, - заявил тогда Ильсур Метшин. – Необходимо обязательно организовать поездку на НЕФАЗ. Там мобильные люди, пусть думают, как доделать. Безусловно, необходимо вести диалог и о скидках.

Приехавшего на ипподром Метшина сразу пригласили осмотреть "НЕФАЗы", которые составляли основную часть длинной шеренги.

«Какие нарекания у нас были за пять лет к транспорту? – обратился Метшин к собравшимся в салоне. – Чем отличаются новые "НЕФАЗы" от прежних?»

«Автобус более удобный для водителя и теплый для пассажиров, двигатель здесь чуть помощнее», - просто объяснил водитель, представившись Алексеем.

- Внесено более 200 изменений с учетом пожеланий перевозчиков, - уточнил директор МУП ПАТП №2 Альберт Мухаметшин.

Например, теперь люки для вентиляции оснащены электроприводом – теперь их можно закрывать и открывать нажатием кнопки. Также в автобусах изначально смонтирована навигационная система GPS/GLONASS и обеспечен более широкий обзор из кабины водителя, а отопительная система, что немаловажно, сделана из нержавейки. Наконец, установлена автоматическая система пожаротушения.

460-автобусы.jpg
Изначально КАМАЗ запрашивал за свой автобус 5,1 млн. рублей. Однако в итоге опустился до 4,2 миллиона

- 200 изменений! Я думаю, что "КАМАЗы" - грузовые машины - столько изменений не претерпели, сколько "НЕФАЗ", - остался доволен увиденным Метшин.

ЦЕНА ПОБЕДЫ – МИЛЛИОННАЯ СКИДКА

Однако одних только улучшений модели едва ли хватило бы для того, чтобы завоевать сердца казанских перевозчиков. Главным камнем преткновения была цена. Изначально КАМАЗ запрашивал за свой автобус 5,1 млн. рублей. Однако в итоге опустился в своих притязаниях тютелька в тютельку до уровня МАЗа – 4,2 миллиона. Сделав такой сильный ход, Сергей Когогин предотвратил сценарий пятилетней давности, когда челнинский автогигант потерпел обидное поражение от «китайцев».

Всего до Универсиады намечено заменить порядка 700 из 1140 работающих на городских маршрутах автобусов. На сегодняшний день перевозчики заключили контракты на 392. Из них 227 - "МАЗы" и 165 - "НЕФАЗы". Пока соотношение все еще в пользу белорусов, однако в дальнейшем упор планируется делать именно на камазовскую продукцию.

События пятилетней давности, кстати, всплыли и на последовавшей за презентацией пресс-конференции.

- Мы здесь не видим ни одного китайского автобуса. Эксперимент признан не совсем успешным, да? – задал мэру провокационный вопрос корреспондент «Эфира».

- В свое время была задача решить транспортную проблему, отказаться от «Газелей», - вздохнул мэр. - Это был, напомню, 2006 год, когда на заседании по безопасности дорожного движения Рифкат Нургалиевич Минниханов доложил о том, что в 9 раз увеличилось число погибших на дорогах, и надо что-то делать. Проанализировали - это были «Газели», которые не имели ни ремонтной базы, ни медицинского осмотра. Вплоть до того, что привлекались люди с наркозависимостью.

Он напомнил, что «наш родной КАМАЗ» на тот момент выпускал 300 автобусов в год, а «МАЗ был очень дорогой, поэтому мы смогли купить только 50 штук». Остальное по предложению самих перевозчиков пришлось завозить из Китая.

- Китайцы сделали свое дело, отслужили – хорошо или плохо, но количество аварий и статистика погибших, получивших увечья на дорогах, кратно ниже по сравнению с тем, что было пять лет назад, - подвел итог градоначальник.

К завершению программы обновления автобусного парка в Казани из 780 изначально закупленных «Золотых драконов» и «Хайгеров» останется не больше сотни самых исправных. Остальные перевозчики сейчас сбывают с дисконтом в Пермь, Ульяновск, Киров, Ижевск и другие города, которые только сейчас решили избавиться от маршруток.

460-автобусы3.jpg

В новых "НЕФАЗах" смонтирована навигационная система GPS/GLONASSS и обеспечен более широкий обзор из кабины водителя, отопительная система сделана из нержавейки, установлена автоматическая система пожаротушения, а люки для вентиляции оснащены электроприводом

ОДИН АВТОБУС ЗАМЕНЯЕТ ОТ 30 ДО 100 АВТОМОБИЛЕЙ

Обсудив наболевшее, мэр перешел к планам развития общественного транспорта в Казани, заявив, что сегодня это является приоритетом для города.

- Все, что делается сейчас, - реконструкция дорог, строительство новых развязок - это один большой транспортный план, который мы реализуем. Но только за прошлый год у нас стало на 24 тысячи машин больше. Без приоритетного развития общественного транспорта мы все равно далеко не уедем. Один автобус заменяет от 30 до 100 автомобилей. А поезд метро – все 700, - заявил мэр.

В качестве практической меры помимо замены автобусного парка мэр упомянул дальнейшее увеличение числа автобусных полос, но с возможной дозагрузкой:

- Выделенные полосы для автобусов будут у нас на всех основных улицах, хотелось бы этого автолюбителям или не хотелось, - отметил мэр. – По выделенным полосам будут ездить только автобусы, троллейбусы и такси. Возможно, мы перейдем к мировой практике, когда в одной машине четверо пассажиров, в этом случае она, как и такси, едет по выделенной полосе.

Отметив, что «один автобус заменяет на дороге от 30 до 100 машин, а метрополитен - все 700», Метшин подчеркнул, что городские власти обязаны развивать комфортный общественный транспорт.

«И человек должен будет выбирать – или он по выделенной полосе доезжает за 30 минут на комфортабельном автобусе, или же на своем «Мерседесе» едет, но целый час», - предупредил автолюбителей мэр.

Впрочем, пока количество автобусных полос компенсируется необязательностью их соблюдения. По этому поводу у мэра состоялся любопытный разговор с водителем автобуса.

- Выделенных полос на маршруте сколько? – спросил мэр.

- Пять, - был ответ.

- Продолжают парковаться?

- Продолжают, - вздохнул водитель. - В основном это около "Баскет-холла". Проблемы от "Баскет-холла" и до "Кольца".

- Ну сейчас у "Татэнерго" откроем новый паркинг. И тогда мы с ГИБДД просто очень жестко будем… - пообещал ему Метшин.

После презентации мэр и сопровождавшие его лица решили лично протестировать новый автобус. Они сели в "НЕФАЗ" и отправились по 31-му маршруту уже без журналистов.