ВЫПИЛ – ЗА РУЛЬ – В КОЛОНИЮ

Автомобильное – и не только – сообщество России сегодня активно обсуждает поправки в Госдуме РФ, предлагающие существенно увеличить наказание для водителей в состоянии алкогольного опьянения. Взбудоражило общественное резонансное ДТП в Москве, когда в субботу, 22 сентября, пьяный электромонтер Александр Максимов за рулем Toyota Crown снес автобусную остановку и задавил насмерть 7 человек, 5 из которых были детьми-сиротами. В отношении Максимова возбуждено уголовное дело по самой тяжкой при таких нарушениях шестой части 264-й статьи УК, по которой ему грозит максимум 9 лет лишения свободы.

Вчера депутаты от «Единой России» заявили, что на этой неделе внесут проект поправок в законодательство, существенно ужесточающих ответственность для водителей, не только совершивших ДТП в пьяном виде, но и просто выпивающих за рулем, пишет "Газета.ru".

Сейчас, согласно КоАП, максимальное наказание, которое грозит водителю за езду в нетрезвом состоянии, – лишение прав на срок от полутора до двух лет. За повторную «пьянку» нарушителя оштрафуют на 5 тыс. рублей и лишат прав уже на три года. Если водителя поймают нетрезвым, уже будучи лишенным прав, то ему грозит административный арест на 15 суток.

Глава рабочей группы Госдумы по реформе законодательства в области безопасности дорожного движения Вячеслав Лысаков заявил, что в своем законопроекте для водителей, впервые попавшихся за пьянство за рулем, он предложит не только лишать прав, но и ввести для них серьезные штрафные санкции - вплоть до 500 тыс. рублей.

Серьезное ужесточение будет грозить водителям, которые повторно попадутся с алкоголем в крови. В отношении рецидивистов могут ввести уголовную ответственность, подразумевающую реальный срок лишения свободы. Лысаков предлагает отправлять таких нарушителей на год в колонию общего режима. Кроме того, депутат предлагает законодательно прописать конфискацию автомобиля у водителей-рецидивистов, а в случае, если человек управлял машиной по доверенности, забирать машину у владельца. Правда, ужесточение за «пьянку» нужно вводить параллельно с возвращением допустимой нормы алкоголя в крови водителей.

В ТАТАРСТАНЕ 46 ЧЕЛОВЕК ПОГИБЛИ ИЗ-ЗА ПЬЯНЫХ ВОДИТЕЛЕЙ

На этом фоне отметим, что в Татарстане произошел существенный рост ДТП по вине пьяных водителей. За 8 месяцев текущего года – с января по август – по вине водителей, находившихся в состоянии алкогольного опьянения, погибли 46 человек, еще 391 получили ранения различной степени тяжести (это на 31% и 9% больше, чем в январе-августе прошлого года). Всего за этот период произошло 256 «пьяных» аварий, это 7% от общего числа (3,5 тыс. ДТП). Такую статистику сообщили сегодня газете «БИЗНЕС Online» в отделе пропаганды республиканского ГИБДД.

В 2010 году на дорогах республики по вине водителей в состоянии алкогольного опьянения было совершено 348 ДТП, среди них 57 погибших, 519 раненых. В 2011 году было совершено 394 ДТП, 66 человек погибли, 563 человека ранены. Одним словом, тенденция роста налицо.

Сегодня вице-премьер Асгат Сафаров проводит закрытое заседание правительственной комиссии РТ по обеспечению безопасности дорожного движения. Заявлена тема – дорожное движение в условиях реконструкции улично-дорожной сети Казани. Но не исключено, что будет обсуждаться и горячая тема «пьяных» ДТП.

«ТЮРЬМА – МЕРА ДЕЙСТВЕННАЯ, НО НАДО ОПРЕДЕЛИТЬСЯ»

Большинство экспертов, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», считают оправданным ужесточение наказаний для водителей, севших за руль подшофе. Однако они отмечают, что тут есть где разгуляться взяточникам.

Илсур Сафиуллин – депутат Госсовета РТ:

- Вызывает настороженность, что наши законодательные органы начинают работать только тогда, когда происходит какая-то трагедия. Нужно просмотреть весь комплекс правил дорожного движения и наказания за них, и не только за вождение в пьяном виде.

Большинство аварий пьяные водители совершают именно на высокой скорости, значит, и об этом стоит задуматься.

Уже изменились дороги и автомобили, а правила остались прежними, советскими. Большинство нарушений на трассах связано с превышением скорости, фактически никто сейчас не ездит 80 километров в час на трассе. Зачем же делать людей нарушителями, нужно поднять этот потолок, например до 100 километров в час, если дорога это позволяет. Если это невозможно, то во многих странах вообще запретили продавать машины, которые могут ездить больше 110 километров в час, их специально программируют так, что большую скорость они не могут развить.

На остановках также нужно сделать защитные ограждения, которые не смогут снести легковые автомобили - и об этом стоит подумать.

Сейчас наказание за пьянство за рулем и так жесткое, нормальные люди и так боятся нарушать. Ужесточить, может, и надо, но это, как правило, не приводит к изменению ситуации.

Если арестовать автомобиль – водитель купит другой. Не сказал бы, что это эффективный метод. Сегодняшнее наказание - лишение на 5 месяцев - уже действенно. А для ненормальных что ни делай, все равно будут нарушать. Нужны дополнительные меры, направленные именно на таких людей.

Леонид Штейнберг - генеральный директор ООО «Кама-Тракс»:

- Я бы рассмотрел вопрос по-другому. Если сравнить наказание за выезд через двойную сплошную с пьянством за рулем, то у нас, мне кажется, за двойную сплошную наказание суровее.

Считаю, что водитель, который сел за руль пьяным, уже совершает административное нарушение. Он должен получить 30 суток административного ареста. Штраф же в 100 тысяч будет просто несчастьем для его семьи, будут страдать его дети. Я уверен, что более 50 процентов штрафов и взыскивать-то никто не будет. Все затянется, дойдет до судебных приставов, которые будут в счет штрафа изымать ненужные старые телевизоры… Нужны исправительные работы - пусть месяц чистит дороги.

Если нарушение совершено второй раз - лишение свободы на два года. А если в пьяном виде водитель совершил еще и ДТП со смертельным исходом, то должно быть длительное тюремное заключение лет на 15. Будут такие наказания - все в стране изменится. А эти высокие штрафы - это просто полумера.

Также нужно наказание для работников ГИБДД, которые скрывают эти преступления, должно быть лишение свободы и увольнение.

Мне, как работающему на дороге, хочется обезопасить своих водителей.

Ильдар Шагиахметов – директор юридического центра «Аргументы и факты» (Набережные Челны):

- Я считаю, что лишать прав пожизненно в случае повторного вождения автомобиля в нетрезвом виде - это интересный вариант. Сейчас максимальный срок лишения прав не превышает трех лет, и люди просто не до конца осознают или не хотят осознавать, к каким непоправимым последствиям может привести их вождение подшофе. Они понимают, что через какое-то время права опять к ним вернутся, и они опять смогут ездить. Если же человеку будет грозить пожизненное лишение, это заставит его взглянуть на этот вопрос с другой стороны. Он уже не сможет никогда получить права законным способом.

В тюрьму сажать, я считаю, не будет тем эффективным способом, который поможет решить эту проблему. И применять такую меру к человеку, который нетрезвым сел за руль, но никого еще не сбил, применять не совсем оправданно. Такого надо лишать прав на длительный срок или насовсем. Или направлять на принудительные работы. Кроме этого, за теми, кто уже попадал по этим правонарушениям, необходимо осуществлять какой-то дополнительный контроль. Но для этого опять же нужны будут какие-то затраты из бюджета – готово ли к этому наше государство? Пить у нас в стране никто же не запрещает, это не считается зазорным. Более того, сама политика государства направлена на поощрение пития.

Если человек кого-то уже сбил, находясь за рулем в пьяном виде, то, я считаю, нужно применять всю строгость закона. Нарушителю, который в Москве сбил насмерть 7 человек, грозит максимум 9-летний тюремный срок. Это же смешно. Кто-то за убийство одного получает пожизненное заключение, а здесь за фактическое убийство семерых дадут 9 лет.

Дмитрий Золотов – руководитель ФАР В Казани:

- На мой взгляд, поднятие штрафов не искоренит пьянство за рулем. Проблема в головах у самих водителей, в самосознании. Даже если сделать баснословно высокие штрафы, все равно будут садиться за руль в пьяном виде, ездить без прав…

Если рассматривать вариант тюремного заключения, то, может быть, это и не плохая идея, но здесь есть коррупционная составляющая. Люди будут давать взятки, чтобы не попасть в тюрьму. Если сравнить с Уголовным кодексом, то люди, совершающие убийство, прекрасно понимают, что их могут посадить, но все равно идут на преступление! Меньше убийств не становится. Так же и тут, если человек садится за руль пьяным, он вообще не осознает, что происходит, чувство страха притупляется. Здесь очень много подводных камней.

Я считаю, что тех, кто неоднократно попадается пьяным за рулем, нужно ставить на медицинский учет. Вести этих людей, наблюдать за ними. Нужно ужесточить выдачу прав и контролировать уровень автошкол. Это единственный способ сократить количество аварий на дорогах.

Олег Шатов - руководитель казанской школы высшего водительского мастерства:

- В принципе, я не против этих идей. Проблема в другом - как это будет реализовываться? Не будут ли попадать трезвые люди под эти штрафы? Во-первых, нужно определиться с промилле, потому что чуть больше нуля - может быть погрешность прибора, или человек выпил лекарство, содержащее алкоголь. Неужели в этом случае он должен платить штраф в 100 тысяч рублей? Со мной лично не было подобных прецедентов, но я слышал от своих знакомых, которые ни грамму не употребляли, а их задерживали за пьянство. Во-вторых, у нас есть извечная проблема – план. Будет у сотрудников план задержать пять нетрезвых водителей, а у него заканчивается смена, и он поймал только троих. Что делать? Будет задерживать всех подряд. Есть у них рычаги, позволяющие обмануть, – подсунуть неисправный прибор…

Ужесточение наказания за пьянство однозначно должно быть. Если человек попал в ДТП и был пьян, то он должен быть наказан суровее, чем тот, у кого нашли какие сотые промилле в крови. У нас нет разницы – сильно пьян или условно пьян, выпил, к примеру, лекарство с алкоголем. Наказание будет одинаковым. Это неправильно. Наказание должно быть дифференцировано уровню промилле в крови.

Вениамин Чубаренко - адвокат:

- В нашем государстве все мероприятия проводятся кампанией. Случилось что-то страшное – только тогда принимаются меры.

Если говорить конкретно об этих идеях, то водителя должны наказать непосредственно за действие, за то, что он был пьян за рулем. Имущество как предмет, на котором он совершил это правонарушение, изымать не нужно. А если этим автомобилем по доверенности пользуются члены семьи? Этот постулат уже не состоятелен в таком случае. Повышение штрафа до 100 тысяч - это нормально. До 500 тысяч - не знаю. Как правило, большинство аварий совершают водители бюджетных автомобилей. Откуда они могут взять полмиллиона?

Я бы пошел по другому пути. 100 тысяч штрафа – нормально, если попадается в первый раз. Если нарушение повторное, причем не обязательно в пьяном виде совершенно ДТП, а выявлен сам факт вождения в нетрезвом виде – нужно привлекать к исправительным работам, общественно-полезным и лишать водительских прав пожизненно.

В правовом плане было бы справедливо, что государство первый раз дает шанс отделаться просто штрафом.

Если водителя лишают на полтора года, то должно быть и дополнительное наказание - месяца два работать дворником или санитаром в больнице. У нас же получается так – попался, отдохнул полтора года и снова сел за руль. У нас нет воспитательной работы, а она должна проводиться постоянно. Что вот в Москве сейчас идет рейд – в ГИБДД заявили о том, что поймали столько-то пьяных водителей. А раньше они что делали? Ждали, когда произойдут страшные аварии? Законы, которые есть у нас, требуют просто дополнения. Государство решает проблемы только карательными методами, а воспитательная работа должна проводиться постоянно.

В США, например, даже если звезды попадаются пьяными за рулем, они мало того что получают штраф, так еще им предписывают исправительные работы. И никто от них не отлынивает!

Что касается лишения свободы, то за повторное нарушение - возможно, но сроком не более трех месяцев - полугода.

Наиль Бикмуллин – директор завода строительных материалов Bikton:

- Депутаты обсуждают тему нетрезвых водителей не от хорошей жизни. Попытки принять радикальное решение связаны с тем, что сейчас слишком большое количество нетрезвых водителей за рулем. Я поддерживаю идею штрафов, они должны быть большими, тюрьма и отбор машины – меры действенные, но здесь надо четко определить, когда они будут применяться.

Тут надо, мне кажется, смотреть по обстоятельствам: первый или не первый раз, а главное, есть ли погибшие. Если кто-то умер, конечно, нужно уголовно наказывать, так как человеческая жизнь – это самая большая ценность. Ничего дороже ее просто нет.

Но и этот закон в случае его принятия не будет работать, если он, как у нас принято, будет действовать не для всех. А вообще, это ведь только меры реагирования, они не изменят сознание. Я предлагаю путь более сложный, но более действенный – воспитание. Люди с рождения, в какой бы семье они ни родились, должны знать, что законы надо выполнять. Не только на дороге. Порядок будет только тогда, когда на дороге будут все равны. А когда это не так, всегда найдутся люди, считающие, что они имеют исключительное право. И смогут себе позволить сесть за рулем нетрезвым.

Михаил Клюшин – руководитель служб такси «ВДВ» и «Фортуна» (Набережные Челны):

– Машины отнимать? Машина может быть и чужой, это неадекватная мера. Так же, как и остальные: в тюрьме и так народу достаточно, а штраф в 500 тысяч рублей – это, может быть, для Москвы осмысленная сумма, а в регионах такой штраф абсолютно нереален. Я считаю, если водитель попался в нетрезвом виде, права ему возвращать нужно только после пересдачи ПДД, причем более тщательной, чем в первый раз. В России около миллиона человек ежегодно сдают на права – деньги нарушителей пригодятся государству для эффективного контроля на дорогах. Штрафы за вождение в нетрезвом виде и раньше увеличивали, и эта мера никак не влияла на показатели смертности в ДТП. Реальный же эффект может дать только воспитание с малых лет, а не наказание по факту.

Равиль Каюмов – начальник СТК РОСТО ДОСААФ «Нефтехимик» (Нижнекамск):

– Тот, кто может заплатить штраф в 500 тысяч рублей, за рулем не сидит, а ездит с водителем. Я считаю, адекватной суммой штрафа были бы 10 тысяч рублей – за первый случай вождения в нетрезвом виде, а за второй – тысяч 25 и безвозвратное лишение прав. Если навсегда лишать прав за повторное нарушение и построить на этом широкую агитационную кампанию в СМИ, после рюмки за руль уже никто не сядет – для водителя такое наказание по жесткости не уступает тюрьме, но оно более сообразно самому нарушению.