Первая часть пресс-конференции была посвящена подведению итогов прошлого концертного сезона, да и, по сути, всего творческого пути Сладковского на посту худрука и главного дирижера ГСО.

Первый замминистра культуры РТ Ирада Аюпова, принимавшая участие в общении с журналистами вместе со Сладковским, отметила, что за два года работы оркестра в формате автономии произошли тектонические сдвиги: увеличилось число концертов – в прошлом сезоне их было 60, появились нетрадиционные мероприятия на открытом воздухе – open air. Концерты оркестра посетили порядка 50 тыс. зрителей, и это при том, что стоимость билетов увеличилась вдвое. Слова чиновницы сопровождались слайдами, наглядно демонстрирующими скачкообразный рост всех показателей. К примеру, если в 44-м сезоне наполняемость залов была лишь 50%, то в 46-м она подскочила до 100%. В числе приглашенных звезд сцены в 44-м сезоне стоит красноречивый прочерк. В 45-м и 46-м сезонах – длинная вереница громких имен таких, как Денис Мацуев, Альбина Шагимуратова, Борис Березовский (есть между этими сезонами и «маленькая разница» в 120 млн. рублей президентского гранта, но на этом моменте никто внимание не акцентировал. А ведь, возможно, с учетом суммы гранта и не такие «звезды», и не в таком количестве должны были приехать…).

Из положительных моментов Аюпова отметила также увеличение зарплаты музыкантов - успешные исполнители зарабатывают теперь по 39 тыс. рублей (опять спасибо гранту!). Порадовал ее и состав зрителей. «Нельзя сказать, что симфонические концерты – это концерты «седых волос», у нас идет омоложение зрителей, и это один из положительных факторов», - сообщила Аюпова.

«ОРКЕСТР ИЗ РУИН ВСТАЛ НА НОГИ»

- Я выбрал профессию дирижера, чтобы поменьше говорить…, - сообщил зачем-то в начале своей речи господин Сладковский. Впрочем, говорил маэстро вопреки этому тезису довольно много.

В качестве пролога он рассказал про развитие культуры в Пермском крае. Местный оркестр, как выяснилось, также получил немалый грант - 200 млн. рублей, однако музыканты по-прежнему получают там по 10 тыс. рублей. Но при этом в край стали стекаться лучшие музыкальные силы страны, но уже на принципиально иные оклады – 120 тыс. рублей.

- Что мы делаем в Казани? Мы получаем грант, из которого три четверти денег (это, получается, порядка 90 млн. рублей ред.) уходит на зарплату наших артистов, ни одного артиста без необходимости не приглашали из другого коллектива, - пояснил суть предыдущего пассажа маэстро.

8.jpg
Александр Сладковский: «Я не царь и не бог, я - наемный работник, я просто тяну свою лямку, и все здесь наемные работники»

«АРТИСТЫ СО СТЫДОМ УХОДИЛИ ИЗ ЗАЛА»

Сладковский не удержался от нелестных эпитетов в адрес оркестра, каким он был, конечно же, до его прихода (речь идет о периоде, когда ГСО руководил прославленный дирижер Фуат Мансуров, скончавшийся в 2010 году). Маэстро вспомнил, что еще три года назад с «немощью, которая две ноты связать не может» ни за какие гонорары не соглашались выступать звезды с мировыми именами.

- Оркестр из руин встал на ноги, в Москве его признают одним из лучших региональных оркестров. Сейчас он может исполнить любую программу с любым солистом в любой точке мира, - похвалил себя любимого главный дирижер ГСО.

Добавил красок в и без того колоритную историю Сладковского заслуженный артист РТ, концертмейстер оркестра Евгений Илюхин. Он сравнил команду Сладковского с блистательным оркестром времен Натана Рахлина. По его словам, сейчас из коллектива ушли те, кто не хотел работать, и вспомнил, что представлял оркестр еще несколько лет назад.

- Были полупустые залы, каждый год крутили практически один и тот же сценарий, артисты со стыдом уходили из зала. Сейчас залы набиваются, хотя цены на билеты выросли. Каждый концерт для нас, как праздник!

Журналистам не хватило пространных обвинений в адрес предыдущего оркестра, они попросили назвать поименно всех виновников того бедственного положения дел. Сладковский обошелся без фамилий, пояснив, что все виновны понемногу, и отшутился в том смысле, что если сейчас их назвать, то последуют новые иски в суды.

«ЕСЛИ БЫ Я ПРОИГРАЛ СУД, Я БЫ ЗАСТРЕЛИЛСЯ»

Прокомментировал Сладковский и вопросы корреспондента «БИЗНЕС Online», касающиеся судебных конфликтов с экс-директором ГБКЗ Ленаром Айкаевым и тремя бывшими музыкантами оркестра.

- Решение суда состоялось, и я как гражданин России не имею право его обсуждать, - лаконично ответил маэстро, что, конечно же, никак не соответствует праву, принятому в нашей стране.

Что касается иска трех уволенных музыкантов, Сладковский пустился в пространные рассуждения о культуре вообще и культуре в трудовых коллективах в частности.

- Представьте себе, что дирижер Сладковский не оправдал надежды руководства республики, – предположил дирижер. - Как вы думаете, я пойду в суд оспаривать свои права? Говорить, что министр культуры ко мне предвзято относится? Это и есть культура!

По его словам, люди идут в суд не для того, чтобы разобраться по существу, а организуют эти «слушания» для провоцирования скандала, который потом выливают в СМИ. На самом деле экс-музыканты оспаривали, в том числе невыплаченные премии.

- Если бы я проиграл суд, я бы застрелился! – неожиданно добавил Сладковский.

Журналисты поинтересовались, что важнее для маэстро – высокий профессионализм или моральные качества. «Я не царь и не бог, я - наемный работник, я просто тяну свою лямку, и все здесь наемные работники», - пояснил Сладковский кадровую политику оркестра.

«РАХЛИНСКИЕ СЕЗОНЫ» И «БЕЛАЯ СИРЕНЬ»

Отвечая на вопросы журналистов о планах на 47-й концертный сезон, Сладковский сообщил, что акцент будет сделан на зарубежные концерты под брендом Tatarstan symphony orchestra (в этом году уже был такой опыт). Как выяснилось, раньше казанский оркестр выбирался за границу инкогнито, в качестве оркестра «no name». Также, по его словам, в планах есть подписание контрактов, о которых дирижер пока не хочет распространяться.

В 47-м концертном сезоне оркестр презентует новые проекты: «Все симфонии Бетховена» и «Звезды мировой оперы». В Казань приглашены Ксавье Сабата, Лаура Джордано, Анна Бонитатибус, Эрнст Тайс, Антонино Фольяни и другие. На фестивали CONCORDIA, «Рахлинские сезоны», «Белая сирень» и «Казанская осень» по личному приглашению худрука и главного дирижера ГСО Сладковского приедут Мацуев, Шагимуратова, Владимир Федосеев, Юрий Башмет, Александр Князев, Дмитрий Хворостовский, Суми Йо, Андрей Эшпай, Гия Канчели, Вадим Демчог.

Также идут работы над антологией музыки композиторов Татарстана - презентация назначена на 23 января 2013 года. Помимо этого, в новом сезоне оркестр представит образовательный проект «Уроки музыки с оркестром» для школьников Казани.