20 февраля Госсовет РТ одобрил, а вскоре направил в Госдуму законопроект, который облегчит потенциальным кандидатам из числа военнослужащих и участников СВО участие в будущих выборах разных уровней 20 февраля Госсовет РТ одобрил, а вскоре направил в Госдуму законопроект, который облегчит потенциальным кандидатам из числа военнослужащих и участников СВО участие в будущих выборах разных уровней Фото: «БИЗНЕС Online»

У законопроекта Госсовета РТ нашли «несоответствие» требованиям Конституции РФ

Совсем недавно законодатели Татарстана праздновали крупную политическую победу. 20 марта президент России Владимир Путин подписал закон о реформе местного самоуправления (МСУ), парламент республики не преминул воспользоваться возможностью напомнить о своем серьезном вкладе в «общее дело». Татарстан все-таки поборол сопротивление хорошо знакомых республике председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павла Крашенинникова и сенатора Андрея Клишаса, а закон стал своеобразным подарком к 30-летию Госсовета РТ, которое будет 28 марта. Правда, перед памятной датой у парламента Татарстана появился новый вызов, причем снова связанный с Крашенинниковым.

Напомним, 20 февраля Госсовет республики одобрил, а вскоре направил в Госдуму законопроект, который облегчит потенциальным кандидатам из числа военнослужащих и участников СВО участие в будущих выборах разных уровней. Суть инициативы в том, чтобы дать бойцам право подавать в избирательную комиссию документы для участия в голосования не лично, а через представителя. Сейчас бумаги нужно приносить лично, другой формы нет.

В то же время подать документы через представителя по закону могут только те, кто болен, является подозреваемым или обвиняемым и находится под стражей. Это несправедливо, «военнослужащие лишаются возможности подавать документы в избирательные комиссии и, соответственно, избираться депутатами», подчеркивал Госсовет РТ в пояснительной записке. На заседании парламента Татарстана поправки одобрили почти все депутаты, за исключением двух. По словам источника «БИЗНЕС Online», против голосовали два члена фракции «Единая Россия» — гендиректор Ильшат Аминов и руководитель театра им. Камала Ильгиз Зайниев. Аминов говорил, что против не голосовал, а Зайниев указывал, что инициатива нуждается в доработке, дескать, нет пункта об освобождении военнослужащих от службы на время предвыборной агитации.

Председатель комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников Председатель комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников Фото: duma.gov.ru

20 февраля документ согласовал ГС республики, уже 21 февраля его зарегистрировали в базе Госдумы, а 22-го числа отправили на рассмотрение в профильный комитет Крашенинникова. Откуда такие скорости? Вполне возможно, что поправки хотят принять уже к масштабной осенней избирательной кампании. В начале марта правовое управление аппарата Госдумы одобрило инициативу. «Сообщаем, что он (законопроект — прим. ред.) соответствует требованиям статьи 104 Конституции Российской Федерации и пункта „д“ части 1-й статьи 105 регламента Государственной Думы», — говорилось в отзыве на инициативу, который управление направило в комитет.

А вот тот уже не согласился с позицией правового управления. Судя по решению, опубликованному в базе ГД, комитет по госстроительству и законодательству пришел к выводу, что инициатива Татарстана не соответствует ч. 3-й ст. 104 Конституции РФ и ст. 105 регламента Госдумы. Ч. 3-я ст. 104 Конституции РФ предусматривает, что законопроекты, предусматривающие дополнительные расходы федерального бюджета, нуждаются в отзыве правительства России.

Таким образом, комитет требует перед рассмотрением предоставить отчет кабмина и уже после готов рассмотреть инициативу по существу. «Направить настоящее решение, законопроект и материалы к нему в Госсовет Республики Татарстан; депутату Государственной Думы А.З. Фаррахову», — сказано в решении.

По словам депутата Госдумы от Татарстана Айрата Фаррахова, получить заключение кабмина РФ — это «небыстрый путь» По словам депутата Госдумы от Татарстана Айрата Фаррахова, получить заключение кабмина РФ — это «небыстрый путь» Фото предоставлено Айратом Фарраховым

«Может быть, комитет наш иногда бывает не прав. Надо садиться, разбираться…»

Правда, из решения комитета не совсем понятно, какие дополнительные расходы из бюджета может повлечь принятие инициативы. «БИЗНЕС Online» обратился за комментарием к Крашенинникову.

На заседании комитета Госдумы по существу законопроект не рассматривали, отметил сегодня в беседе с «БИЗНЕС Online» первый заместитель председателя комитета ГД по госстроительству и законодательству Юрий Синельщиков. «Я помню, о нем был разговор. Видимо, кто-то доложил, что есть такой законопроект, но он возвращается, потому что нет заключения правительства. А значит, его нечего рассматривать, он не будет в повестку дня включен все равно», — отметил собеседник.

Но почему у правового управления и комитета разные позиции? Здесь мог сыграть человеческий фактор, просто не учли того, что правовое управление аппарата Госдумы считает, что отзыв правительства для данного законопроекта не требуется, предположил депутат. «Может быть, комитет наш иногда бывает не прав. Надо садиться, разбираться», — прокомментировал решение собеседник издания. Оценить актуальность инициативы Синельщиков не взялся, мол, законопроект нужно изучить детальнее.

По словам депутата ГД от Татарстана Айрата Фаррахова, который выступил в качестве одного из авторов законопроекта, в ответе профильного комитета сказано следующее: «При анализе данного закона появилось предположение, что бюджетные расходы могут потребоваться. И в соответствии с конституционной нормой он требует сейчас заключения правительства». «Это не отклоненный закон, он направлен на доработку», — подчеркнул парламентарий. Теперь республика передаст документ в правительство РФ, чтобы получить заключение.

При этом Фаррахов признал, что получить заключение кабмина РФ — это «небыстрый путь». «Многие министерства должны будут дать заключения свои», — отметил спикер. По его словам, это обычная практика, когда в правовом управлении позиция по закону одна, а в комитете — другая. В какие сроки рассмотрят теперь инициативу? «В моей практике были совершенно разные сроки», — ответил депутат в разговоре с нашим изданием.

А вот политтехнолог, президент холдинга «Минченко Консалтинг» Евгений Минченко признался, что прежде о таком несогласии между правовым управлением Госдумы и профильным комитетом не слышал. «Честно говоря, первый раз слышу подобное. Не сходятся во мнениях обычно или на уровне правительства, или на уровне правового управления администрации президента, а здесь не знаю, в чем было дело. Тем более я этот законопроект помню. На мой взгляд, абсолютно правильная инициатива. С другой стороны, я саму бумагу не видел — может быть, там есть какие-то нарушения юридической техники», — отметил собеседник.

Могли ли «придержать» рассмотрение по формальному признаку? «Я не очень понимаю, кому надо было бы замедлять ход рассмотрения, но могу озвучить свою позицию как президента российской ассоциации по связям с общественностью. Мы систематически продвигаем идею минимизации технических ограничений и особенно поддерживаем эту историю, а также возможность вообще подачи документов не лично, а через „Госуслуги“», — указал спикер.

Ситуации, когда позиции правового управления аппарата ГД и профильного комитета отличаются, случаются «крайне редко», отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» политконсультант, автор телеграм-канала «Эксперт по Госдуме» Павел Склянчук. По его словам, обычно комитеты ориентируются на позицию думских юристов. При этом Склянчук подчеркнул, что комитет ГД по госстроительству и законодательству «в целом критично относится к любым инициативам со стороны». «Если бы проект приняли к рассмотрению, не факт, что его поддержало бы правительство или ГПУ (государственно-правовое управление кабмина РФприм. ред.). Но тогда не было бы оснований говорить об искусственном замедлении», — указал собеседник.

Какие дополнительные расходы может повлечь принятие законопроекта? «Вероятно, связанные с взаимодействием избирательных комиссий с доверенными лицами. В целом инициатива выглядит как не требующая новых дополнительных бюджетных расходов, а гипотетические издержки могли бы быть покрыты за счет действующих средств», — подчеркнул эксперт.

Госсовет Татарстана решил облегчить потенциальным кандидатам из числа военнослужащих и участников СВО участие в будущих выборах Госсовет Татарстана решил облегчить потенциальным кандидатам из числа военнослужащих и участников СВО участие в будущих выборах Фото: © Министерство обороны РФ, РИА «Новости»

А что за поправки?

Для участников СВО есть определенные юридические сложности, связанные с тем, что они задействованы в боях, находятся в расположениях и потому не могут физически участвовать в выборах.

Госсовет Татарстана решил облегчить потенциальным кандидатам из числа военнослужащих и участников СВО участие в будущих выборах. Для этого парламент разработал законопроект (есть в распоряжении «БИЗНЕС Online») с правками в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», который рассмотрели в Госдуме.

С помощью него, в частности, предлагалось внести изменения в ст. 33 федерального закона, где прописаны условия выдвижения кандидатов. Среди прочего указано, что кандидат должен представить лично в избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться и иные документы. Исключения сделаны только для тех, кто болен, является подозреваемым или обвиняемым и находится под стражей.

«Федеральный закон не содержит норм, предусматривающих исключения по представлению документов через иных лиц для военнослужащих, проходящих военную службу и не имеющих возможности оставления места службы (например, участники специальной военной операции). В связи с этим военнослужащие лишаются возможности подавать документы в избирательные комиссии и, соответственно, избираться депутатами», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Поэтому ГС РТ предлагает сделать исключение также для военнослужащих, которые смогут подавать документы через представителя. «Это, мне кажется, дальнейшее совершенствование законодательства по избирательному праву. Поправки в определенной степени восстанавливают справедливость, по крайней мере [по отношению] к тем, кто находится в рядах Вооруженных сил, тем более в условиях специальной военной операции. Это откроет возможность реализовать поручения президента Российской Федерации и максимально привлекать к управлению государством людей, которые находятся сегодня на СВО», — отмечал в беседе с «БИЗНЕС Online» Фаррахов.