В минфине РФ планируют расширить диапазон оптовых цен на топливе, при котором сохраняется право нефтяных компаний получать демпферные выплаты. Обсуждается разрешить нефтяникам отклоняться от индикативной цены на 15% и 25% на бензин и дизельное топливо соответственно, сообщают «Известия».
Предполагается, что это поможет снизить риски от сезонных колебаний. Специалисты вовсе отмечают, что нужно увеличить диапазон до 20% и 30%. Отраслевые эксперты же в свою очередь считают, что подобные послабления могут привести к росту оптовых цен на моторное топливо и снижению рентабельности независимых АЗС.
«Мы сейчас согласовываем с коллегами и компаниями тот диапазон, который был бы приемлем как для них, так и для государства, чтобы сильно цена не колебалась», — заявил статс-секретарь — заместитель министра финансов РФ Алексей Сазанов.
По словам источника издания, в числе вариантов нефтяникам хотят разрешить отклоняться от индикативной цены на 15% и 25% на бензин и дизельное топливо соответственно. Такое предложение выдвинуло минэнерго РФ, отправив в минфин соответствующий запрос.
Хотя Сазанов отмечает, что предпосылок роста цен на моторное топливо выше инфляции нет, эксперты напоминают, то в прошлом году в России приняли закон о дополнительном увеличении ставок ряда акцизов на 2025–2027 годы, в том числе на моторное топливо.
«Стоит напомнить, что рост акцизов в среднем составил 15%. При этом акциз в формуле расчета демпфера заморожен на уровне прошлого года, что приводит к снижению размера выплат нефтяникам», — отметила управляющий партнер WMT Consult Екатерина Косарева. Она отметила, что, сезонный рост спроса на топливо может привести к обнулению демпфера, что не устраивает нефтяников.
Ранее с предложением расширить диапазон отклонения биржевых цен для получения нефтяниками демпферных выплат выступал глава «Роснефти» Игорь Сечин, пояснявший, что мораторий на обнуление демпферных выплат необходим «на период стабилизации ситуации» на топливном рынке. Он также предлагал расширить диапазон отклонения оптовых цен, чтобы демпфер не обнулялся. Тогда в минфине заявили, что это не будет способствовать стабильности.
В конце февраля стало известно, что правительство России продлило до конца августа 2025 года ограничения на экспорт бензина. Они подразумевают собой запрет экспорта для трейдеров, но разрешают поставлять топливо на внешние рынки производителям. Уточнялось, что ограничения на экспорт бензина из России для экспортеров, не относящихся к категории производителей, продлили с 1 марта до 31 августа.
Напомним, кабмин ввел запрет на экспорт бензина еще в начале прошлого года. Изначально он действовал с 1 марта по 31 августа 2024-го. Однако 20 мая власти решили приостановить запрет до 30 июня. Позднее разрешение на экспорт продлили еще на месяц «на фоне завершения внеплановых ремонтов на НПЗ». Однако затем в августе запрет вновь был введен до 31 декабря, а затем — и до 31 января 2025-го.
С 10 по 17 марта в Татарстане незначительно выросла стоимость бензина марки АИ-98 и выше — с 80,76 до 80,78 рубля. При этом дизельное топливо, наоборот, стало дешевле — его цена снизилась с 65,32 до 65,20 рубля. В то же время стоимость бензина марок АИ-92 и АИ-95 осталась без изменений — 52,95 и 56,92 рубля соответственно.
Демпферующий механизм ввели в 2019 году, чтобы сдерживать внутренние цены на топливо. Если экспортная цена бензина и дизтоплива выше условной внутрироссийской, то государство компенсирует компаниям часть этой разницы, чтобы они не повышали цены в РФ, и наоборот. Демпфер выплачивается только в том случае, если средняя оптовая цена топлива за месяц не выросла больше, чем индикативная (условная внутрироссийская) на 10% на бензин и 20% на дизтопливо.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.