В Казахстане подходит к завершению масштабная работа над фундаментальным изданием — академической «Историей Казахстана» в семи томах «В Казахстане подходит к завершению масштабная работа над фундаментальным изданием — академической «Историей Казахстана» в 7 томах» Фото: Азат Ахунов

«Мы должны модернизировать традиции степной демократии»

В Казахстане подходит к завершению масштабная работа над фундаментальным изданием — академической «Историей Казахстана» в 7 томах. Несмотря на анонсированные ранее сроки выпуска — конец 2024 года, похоже, издание может быть отложено и на более поздний период. Впрочем, такая ситуация вполне объяснима и закономерна. Решение о подготовке этого грандиозного проекта было принято всего четыре года назад, в 2021-м. Для создания действительно качественного научного труда подобного масштаба требуется значительно больше времени.

Общественная критика, которая усиливается в последнее время, также не способствует ускорению работы над проектом. Многие видят в нем не стремление написать объективную историю Казахстана, а попытку переписать ее в угоду современным идеологическим задачам.

На недавнем форуме национального конгресса историков Казахстана в Астане, где собрались 300 исследователей, преподавателей и общественных деятелей, ключевой темой стал как раз 7-томный труд «История Казахстана с древнейших времен до наших дней». Главным спикером выступил государственный советник Ерлан Карин, фактически возглавляющий этот масштабный проект. Будучи не только руководителем, но и идеологическим вдохновителем современной политики Казахстана, Карин в своей речи подчеркнул важность новой парадигмы понимания истории. По его словам, свежие археологические и архивные данные позволяют представить Казахстан как уникальный центр номадической цивилизации и наследника древней государственности кочевых народов.

По словам советника, проект реализуется успешно, над изданием работают пять институтов и более 250 ученых, включая зарубежных.

То, что проект находится «на карандаше» высшего руководства республики, подтверждает последнее выступление главы государства Касым-Жомарта Токаева. 14 марта на IV заседании национального курултая он уделил значительное внимание вопросам истории казахского народа, сохранению традиций и обеспечению преемственности. К слову, сам национальный курултай, учрежденный в 2022 году, стал символом нового прочтения исторического наследия. Как отметил Токаев при его создании, «мы должны модернизировать традиции степной демократии», намекая на связь с чингисидской государственной традицией, но в современном контексте.

На предыдущем курултае президент страны прямо обозначил задачу: «Важно, чтобы восприятие Золотой Орды в мире было неразрывно связано именно с Казахстаном». Однако на этот раз его тон изменился. Глава государства отметил, что наследие империи Чингисхана, включая Золотую Орду и Чагатайский улус, сказалось не только на формировании Казахского ханства XVI–XVIII веков, но и на развитии тюркских государств в Средней Азии, Сибири, Поволжье, на Северном Кавказе и в Крыму. Таким образом, он признал, что наследниками Золотой Орды считаются не только казахи, но и другие народы.

Более того, в своем выступлении Токаев подчеркнул: «Если говорить прямо, прошлое Казахстана многими учеными и общественными деятелями до сих пор рассматривается через призму исторических обид. Это сужает восприятие нашей истории. Нам нужно думать шире, масштабнее». Эти слова, вероятно, можно рассматривать как отклик на разгоревшиеся в казахском обществе дискуссии вокруг новой «Истории Казахстана». Работа над этим проектом остается закрытой для широкой общественности, что вызывает вопросы и недовольство.

То, что проект находится «на карандаше» высшего руководства республики, подтверждает последнее выступление главы государства Касым-Жомарта Токаева «То, что проект находится «на карандаше» высшего руководства республики, подтверждает последнее выступление главы государства Касым-Жомарта Токаева» Фото: kremlin.ru

«История Золотой Орды до сих пор нуждается в глубоком изучении»

Вопрос о значимости истории Великого Улуса для Казахстана встал еще четыре года назад, когда министр образования и науки Асхат Аймагамбетов, выступая на конференции, подчеркнул ее особую важность. Тогда была обозначена амбициозная цель: использование золотоордынского наследия как инструмента для объединения этносов страны в единую гражданскую нацию. Предполагалось, что это историческое наследие станет не только символом культурной преемственности, но и основой для консолидации общества вокруг государствообразующего казахского народа. В этом контексте наследие Золотой Орды рассматривалось как стратегический ресурс для современного развития Казахстана, способный укрепить национальное единство и способствовать формированию общей исторической идентичности.

До недавнего времени тема Золотой Орды была не просто непопулярной, но и опасной. Широко использовался только термин «татаро-монгольское иго», а большинство исследователей обходили эту тему стороной, опасаясь последствий. Исключением стала Казань, где, несмотря на риски, продолжали заниматься изучением золотоордынского наследия, за что нередко подвергались критике. В Татарстане интерес к этой теме сохранялся даже в период застоя, хотя исследования сталкивались с серьезными препятствиями.

Примером давления служит постановление ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944 года, запретившее татарский эпос «Идегей» как «феодально-ханское» наследие и ограничившее изучение истории Золотой Орды в ТАССР. Однако уже в 1956-м на конференции по археологии в Казани археолог Алексей Смирнов выступил с призывом пересмотреть подход к этой теме. Он заявил: «За последние годы изучение истории Золотой Орды зашло в тупик. Во всех работах акцентируется только разгром, гнет золотоордынской знати и негативные стороны ее политики, что создает одностороннюю картину».

После этого начались определенные сдвиги. В 1960 году вышла монография М.Г. Сафаргалиева «Распад Золотой Орды», а в 1979-м — труд М.А. Усманова «Жалованные акты Джучиева Улуса XIV–XVI веков». Активный вклад в изучение золотоордынской тематики внесли также татарские литературоведы, такие как А.Т. Тагирджанов, Э.Н. Наджип и Х.Ю. Миннегулов. Их работы заложили основу для более объективного осмысления этого сложного исторического периода.

«История Золотой Орды до сих пор нуждается в глубоком изучении. По разным причинам этот многовековой период нашей родословной долгое время оставался незамеченным. Только после обретения страной суверенитета удалось начать восполнение данного пробела», — отмечал президент Токаев в одном из своих выступлений.

Таким образом, он акцентировал внимание на том, что ранее данная тема оставалась на периферии научных интересов казахских историков. Это подтверждается во вступлении к предыдущему академическому изданию «Истории Казахстана» в пяти томах, выпущенному в период с 1996 по 2010 год. В нем не только отсутствует тезис о Казахстане как «наследнике Золотой Орды», но даже сохраняется определенное дистанцирование от этой идеи.

«Нет необходимости приписывать казахам и их предкам устаревшие понятия»

Как уже отмечалось ранее, некоторые общественники и блогеры рассматривают проект новой «Истории Казахстана» как потенциальную мину замедленного действия. «Участие Ерлана Карина в подготовке данного издания вызывает серьезные опасения», — пишет в своем телеграм-канале блогер Алдаркөсе. По его мнению, трактовка событий «с древнейших времен до наших дней» с акцентом на подходе «казахи превыше всего» может не только обострить отношения с Россией и другими соседними странами, но и создать напряженность внутри самого многонационального государства.

Блогер Алтын Адам высказывает предположение, что новая «История Казахстана» будет построена на конъюнктурных тезисах. Среди них — трактовка периода Российской империи как «колонизации», несмотря на отсутствие формальных признаков колониальной зависимости, и сопутствующее воспевание «борьбы народов против угнетения». Также в фокусе окажутся этнизация голода 1930-х годов (представление его как целенаправленного действия против казахского народа), героизация движения «Алаш» (возвеличивание его как национального символа) и реабилитация участников Туркестанского легиона и других коллаборационистов. Эти и подобные нарративы могут лечь в основу нового исторического подхода.

«В Казахстане выходит 7-томное издание „История Казахстана с древнейших времен до наших дней“, в котором полностью переосмысливается история Советского Союза в негативном ключе и по украинскому сценарию. Таким образом, полностью воспроизводится заокеанская технология по уничтожению общей памяти», — пишет активист Социалистической партии Казахстана Айнур Курманов.

Однако подобные взгляды представляют собой крайнюю позицию, продиктованную, вероятно, неприятием современного курса и тяготением к прошлому. Полной альтернативой такому подходу (со всеми вытекающими) выступает анализ, представленный в книге «Деколонизация Казахстана» Айнаш Мустояповой. «„Новый“ постколониальный период насчитывает уже три десятилетия, и можно утверждать, что даже в эпоху продолжающейся колонизации в Казахстане назревали процессы, направленные на освобождение от колониального гнета. Это проявлялось в стремлении восстановить национальную историю, сохранить элементы национальной культуры и отстоять территориальную целостность», — отмечает автор.

Еще одна крайность, также далекая от реальности, — это попытка представить прошлое казахского народа исключительно в возвышенном и приукрашенном свете. Примером может служить мнение Оразака Исмагулова, сотрудника Национального музея Республики Казахстан, изложенное в его научной статье «Некоторые размышления в связи с подготовкой новой семитомной истории казахского народа». Автор предлагает отказаться от традиционных терминов, таких как «кочевники» и «номады», которые, по его мнению, ассоциируются с примитивным образом жизни и отсталым способом производства. Он пишет: «В действительности современные казахи не только обладают собственными космическими воротами на своей родине, но и отправляют своих представителей в космос под государственным флагом. Поэтому нет необходимости приписывать казахам и их предкам устаревшие понятия, а следует полностью отказаться от них при написании подлинной истории казахского народа».

Вот еще один яркий пример подобного подхода — мнение казахского поэта Торегали Ташенова, высказанное в его статье «В чем новизна семитомника? Сможет ли наша исконная летопись выйти без изъянов?». Автор утверждает: «…Наши далекие предки господствовали в центральной степной зоне Евразии — от Тихого до Атлантического океана, создавая великие государства и каганаты. Наша задача — вписать в этот многотомник историю, уходящую корнями на 2,5 тысячи, а то и на 3,5 тысячи лет назад, которую колониальные империи намеренно стирали и уничтожали, чтобы донести ее истинный облик до сегодняшнего поколения».

В поисках баланса: найти себя, не поссориться с Россией и братьями- тюрками

7-томный труд по истории Казахстана под руководством Карина представляет собой амбициозный проект, который может сыграть важную роль в формировании национальной идентичности. С одной стороны, проект позиционируется как масштабный академический труд с привлечением новых данных и зарубежных ученых, а с другой — вызывает опасения из-за возможной идеологической направленности. Глава государства Токаев подчеркивает необходимость широкого взгляда на историю, признавая влияние Золотой Орды не только на казахов, но и на другие народы.

Однако его потенциальная ориентация на мононациональную повестку вызывает оживленные дискуссии. Критики опасаются, что он может углубить этнические и политические разногласия, особенно в контексте отношений с Россией. В этих условиях поиск баланса между поисками новой мобилизующей общество идеологией (с опорой на переосмысленную историографию), научной объективностью и национальными интересами становится ключевой задачей авторов.