Как отмечали в правительстве, в сфере образования есть «накопившиеся вопросы», а задачи разнесены по различным проектам и госпрограммам Как отмечали в правительстве, в сфере образования есть «накопившиеся вопросы», а задачи разнесены по различным проектам и госпрограммам Фото: duma.gov.ru

Что за стратегия?

Стратегия развития образования России до 2036 года с перспективой до 2040-го, которую накануне почти пять часов обсуждали в Госдуме, пишется по поручению президента РФ Владимира Путина. На подготовку документа остается меньше месяца, крайний срок — 1 марта 2025 года. Казалось, широкое обсуждение в парламенте решили провести несколько поздновато. Впрочем, время что-то поправить еще есть. Забегая вперед, отметим, что на заседании о самом документе говорили в основном члены правительства, а вот депутаты скорее касались более приземленных вопросов, например размера зарплаты учителей.

Зачем нужна стратегия? Как отмечали в правительстве, в сфере образования есть «накопившиеся вопросы», а задачи разнесены по различным проектам и госпрограммам. До сих пор единого документа, который собирает в себе все профильные вопросы, не было, а теперь появится. Стратегия должна стать частью нового нацпроекта «Молодежь и дети», который запускается в 2025 году. Для составления «стратегического» и «основополагающего» документа ведется «беспрецедентная по масштабу работа», привлечены более 650 экспертов, все 89 регионов, сформировано 14 рабочих групп, описывал ранее кабмин масштаб происходящего процесса. Кстати, рабочую группу по дополнительному профессиональному образованию возглавляет ректор КФУ Ленар Сафин.

«Это беспрецедентная масштабная работа в новейшей истории России. Образование является основой для сплочения российского общества. Наша цель — создать современную и гибкую образовательную систему, которая будет соответствовать потребностям страны для достижения суверенитета и лидерства», — подчеркивал в декабре вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко. Новая стратегия определит долгосрочные цели и ориентиры для системы образования, которые, по задумке властей, позволят ей эффективно ответить на современные вызовы.

Ключевой вызов для системы образования — «зазор» между высшим образованием и рынком труда. Потребуется серьезно скорректировать учебные программы вузов, и этот вопрос будет учтен в стратегии, обещали в минобрнауки РФ Ключевой вызов для системы образования — «зазор» между высшим образованием и рынком труда. Потребуется серьезно скорректировать учебные программы вузов, и этот вопрос будет учтен в стратегии, обещали в минобрнауки РФ Фото: © Владимир Астапкович, РИА «Новости»

В минпросвещения РФ замечали, что обсуждение будущего документа уже принесло свои плоды. К примеру, стало понятно, что нужно «развивать кадровый потенциал» системы образования, создать условия, чтобы ученики могли получать востребованные в будущем компетенции, сделать бесшовными образование и воспитание, снизить бюрократическую нагрузку на учителей и повысить мотивацию учеников и преподавателей, отмечал глава ведомства Сергей Кравцов. Но разве прежде, до подготовки стратегии, эти вопросы не лежали на поверхности?

Ключевой вызов для системы образования — «зазор» между высшим образованием и рынком труда. Потребуется серьезно скорректировать учебные программы вузов, и данный вопрос будет учтен в документе, обещали в минобрнауки РФ. Росмолодежь в рамках стратегии отвечает за меры для самореализации молодого поколения и его воспитание. Российские школы, колледжи и вузы должны быть «среди лучших в глобальной конкуренции», нужен задел в компетенциях на годы вперед, ставил задачу на прошлой неделе Путин, говоря о стратегии.

Словом, документ многообещающий, но ведь главное — будет ли эффект и не сведется ли все к общим словам и благим намерениям. Самое важное — закрепить в стратегии «не разговоры, а меры» поддержки учителей, подметил в своей речи на сессии Госдумы опытный ректор МГУ Виктор Садовничий. Словно чуял неладное.

Очень важно не повторить ошибок 1990-х, взял слово первым из членов правительства министр просвещения РФ Сергей Кравцов Очень важно не повторить ошибок 1990-х, взял слово первым из членов правительства министр просвещения РФ Сергей Кравцов Фото: duma.gov.ru

«Это и вам, и вашим коллегам, и тем, кто до этого работал, ну неужели не стыдно?»

Страна начинает стагнировать, если качество образования снижается, настроил спикер Госдумы Вячеслав Володин депутатов на «разговор о будущем страны». Очень важно не повторить ошибок 1990-х, взял слово первым из членов правительства Кравцов. Тогда стали навязывать «чуждые ценности, упрощать содержание образования и разрушать подготовку учителей».

«В результате, как пример, в школе было 100 учебников по математике, 54 учебника истории. Дошло до того, что ученики могли не изучать, например, Сталинградскую битву или блокаду Ленинграда», — уточнил министр просвещения РФ. Образование стали воспринимать как часть сферы услуг, учителя начали уходить из школ, а педвузы закрывались.

Благо сегодня ситуацию в школьном образовании «стабилизировали», а все принятые ранее решения станут базовыми принципами стратегии. Среди таких, например, развитие инфраструктуры и детского отдыха, возвращение уроков труда, создание «Движения первых», подготовка новых учебников по истории и обществознанию, «где есть упоминание Государственной Думы», акцентировал министр и даже вручил один экземплярчик Володину. «В частности, в этом учебнике ориентация не на либеральные, а на традиционные ценности», — заметил докладчик. На новые учебники по истории, обществознанию и духовно-нравственной культуре народов России школы перейдут с 1 сентября 2026 года.

Напомнил Кравцов и о принятых законах, направленных на защиту чести и достоинства педагогов и ограждение их от избыточной бюрократической нагрузки. Но сразу же признался: «К сожалению, не всегда нормы закона работают в полной мере. Мы ждем решений по проверке реализации законов».

Озвучил министр проблемы, которые выявили при подготовке стратегии, а следом и возможные пути решения.

Ценностная война против России. Чтобы с этим бороться, нужно организовать систему воспитательной работы начиная с детского сада, развивать проекты исторического просвещения, привлекать ветеранов СВО к работе в школах, завершать интеграцию исторических территорий РФ в новую образовательную систему.

Неравные стартовые возможности. Для всех школ образовательная система должна быть единой. Также следует оснащать учреждения образования (в том числе и сельские) оборудованием, не снижать финансирование отрасли. Здесь же Кравцов попросил поддержать депутатов законопроект, ограждающий систему от некачественной переподготовки преподавателей.

Вячеслав Володин: «Сейчас интернет наводнен вот такими предложениями: «Получите квалификацию «учитель математики» за два месяца». Причем раньше это стоило 5 тысяч рублей, перечеркнули, теперь — 2,9 тысячи» Вячеслав Володин: «Сейчас интернет наводнен вот такими предложениями: «Получите квалификацию «учитель математики» за два месяца». Причем раньше это стоило 5 тысяч рублей, перечеркнули, теперь — 2,9 тысячи» Фото: duma.gov.ru

Тут уже вступил Володин, наболело. Он заметил, что вопросу много лет, а рассмотрение инициирует Госдума, а не профильное ведомство. «Это и вам, хотя вы молодой министр, и вашим коллегам, и тем, кто до этого работал, ну неужели не стыдно? Сейчас интернет наводнен вот такими предложениями: „Получите квалификацию ‚учитель математики‘ за два месяца“. Причем раньше это стоило 5 тысяч рублей, перечеркнули, теперь — 2,9 тысячи, скидка 50 процентов только до 15 февраля», — поражался Володин. Оказалось, такие программы зарегистрированы на ресурсах Рособрнадзора.

Искусственный интеллект и цифровые технологии. В этом направлении необходимо развивать систему «Моя школа», создать домен «Образование», а приоритет отдавать традиционной форме обучения — «информационные технологии только в дополнение, по необходимости». Также нужно провести экспертизу интернет-ресурсов, в том числе и образовательных, работать над цифровой гигиеной школьников и новым учебником по информатике.

Демографический спад. Главное — сохранить учителей, а также развивать продленку в школах, ввести мораторий на перепрофилирование зданий учебных заведений, чтобы их не отдавали коммерческим структурам, как это было в 1990-е.

Необходимость обеспечения технологического лидерства. Решение: запрет на объединение естественно-научных предметов в один. «Помните, у нас был такой предмет в старших классах — естествознание. Объединили физику, биологию, химию — качество падает. Вернули два года назад, отдельно изучаем», — сказал министр. Здесь же создание 12 передовых инженерных школ (ПИШ), расширение сотрудничества с вузами, развитие олимпиадного движения, профориентация школьников в соответствии с прогнозом рынка труда.

Фальков привел данные «Общероссийского народного фронта», согласно которым лишь 15% работодателей подтверждают свое участие в разработке программ инженерного образования Фальков привел данные «Общероссийского народного фронта», согласно которым лишь 15% работодателей подтверждают свое участие в разработке программ инженерного образования Фото: duma.gov.ru

Платный прием урегулируют, как и заочку на инженерных специальностях

В закон «Об образовании» подготовлены изменения для перехода на новую модель высшего образования, обсуждать их начнут уже в этом месяце, подхватил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. Выходило, что даже обсуждение еще не началось.

«Никакое технологическое лидерство невозможно, если система образования готовит тех, кто может лишь обслуживать завезенные технологии», — указал он, отметив необходимость «готовить профессионала-творца, способного создавать собственные технологии».

Далее министр перечислил ключевые отличия новой модели высшего образования от существующей:

  • Уход от бакалавриата, который по многим направлениям «так и не стал самодостаточным образованием, которое понимают и признают работодатели». Сегодня он требует массового доучивания в магистратуре. В будущей системе — единый уровень, «чтобы, открывая диплом, работодатель сразу понимал, какого специалиста ему подготовил вуз».
  • Потребность в магистратуре резко сокращается. Она станет уровнем получения специализированных углубленных знаний и будет сосредоточена в вузах, где для этого есть соответствующие кадры и база.
  • Изменится и место аспирантуры. Из третьей ступени высшего образования она станет отдельным видом профобразования, нацеленным на подготовку научно-педагогических и научно-исследовательских кадров, а главным критерием эффективности будет защита диссертации.
  • Вместе с университетами и работодателями идет разработка нового перечня необходимых специальностей, а под новую модель и перечень обновляют и государственно-образовательный стандарт.
  • Важно, кем будут разрабатываться государственные образовательные стандарты. Фальков привел данные «Общероссийского народного фронта», согласно которым лишь 15% работодателей подтверждают свое участие в разработке программ инженерного образования. Но в составе федеральных учебно-методических объединений должно быть не менее половины работодателей. Тогда они смогут транслировать собственные требования и свой взгляд на систему высшего образования и «делать это действенно».
  • Необходимо продолжить сближение среднего и высшего уровня профессионального образования. Более 30% выпускников колледжей поступают в вузы, из них почти 90% — на заочную форму, при этом 40% поступающих идут на инженерные специальности. «Эту ситуацию надо менять, отсекая траекторию некачественного инженерного образования. Нам не нужны такого рода инженеры, получившие заочное образование», — сказал министр. А лучшим выпускникам колледжей можно разрешить учиться по короткой программе.
  • Переход к регулированию платного приема в вузы. Из более 4 млн студентов примерно треть обучается «экономике» и «юриспруденции». Там в последние годы сокращали бюджетные места, но 86% обучаются на платной основе. Причем дети могут заплатить за такое обучение с помощью льготных образовательных кредитов, а их все-таки надо выдавать поступающим на приоритетные специальности.

Еще одна проблема — школьное домашнее задание. Здесь и несогласованность в зависимости от предмета, и несоразмерность объема домашки, и неравномерность ее распределения по дням недели, и отсутствие разделения по уровню сложности и объему и др. Еще одна проблема — школьное домашнее задание. Здесь и несогласованность в зависимости от предмета, и несоразмерность объема домашки, и неравномерность ее распределения по дням недели, и отсутствие разделения по уровню сложности и объему и др. Фото: «БИЗНЕС Online»

«Духовно-нравственная составляющая будущего педагога оставляет желать лучшего»

Садовничий предостерег от слова «реформа» при подготовке стратегии. Ведь задача — выбрать из множества идей и предложений те, которые «будут работать на достижение национальных целей». Новая стратегия образования должна опираться на лучшие традиции прошлого, накопленный позитивный опыт и приоритеты развития страны. Также важно сопоставить наш уровень образования с международным опытом, чтобы знать, где мы лидеры, и выявить то, что нужно улучшить.

В 1990-е многие достижения советской системы образования, которая признавалась одной из лучших в мире, оказались утеряны — была ослаблена математическая подготовка, упал престиж учителя и т. д. Сейчас «кое-что делается (и многое) для повышения престижа учителя», не совсем уверенно сказал ректор МГУ. Это показывает, например, конкурс «Учитель года России». В новой стратегии подготовка учителя должна быть главной, «должны быть закреплены меры по его поддержке, не разговоры, а меры». Эти слова Виктора Антоновича зал встретил аплодисментами.

На важности подготовки учителей остановилась и президент Российской академии образования (РАО), бывший министр просвещения РФ и уроженка Бугульмы Ольга Васильева. Она привела в пример исследование академии, сделанное в течение последних двух лет. Так, 92% студентов-педагогов учатся на бакалавриате, 8% — в магистратуре, 0,22% — на специалитете. Больше половины вузовских программ подготовки учителей (55%) гуманитарные. Только 27% — естественно-научной, физико-математической и технической направленности. А вот самыми дефицитными стали программы по подготовке специалистов для работы с дошкольниками — 3,5%. Учителя старше 55 лет составляют 44%, а до 35 лет — всего 22,5%.

Еще одна проблема — школьное домашнее задание. Здесь и несогласованность в зависимости от предмета, и несоразмерность объема домашки, и неравномерность ее распределения по дням недели, и отсутствие разделения по уровню сложности и объему и др., перечисляла Васильева. Позже, отвечая на вопросы депутатов, Кравцов пообещал проработать вопрос по регулированию времени на выполнение домашней работы.

После выступления Володин спросил у президента РАО, почему многие дети после 11 классов не могут сдать ЕГЭ без подготовки с репетиторами. «У нас данный вид услуг вырос повсеместно, это стало совершенно естественно», — указал он. Такой вопрос интересует всех, но ответ «неоднозначный», отреагировала Васильева. С одной стороны, отметила она, уроки и программа построены таким образом, что школьники не успевают повторять пройденный ранее материал, хотя власти начали с этим бороться. Не зря ведь Путин поручил недавно обновить школьные программы по математике и естественным наукам, сделать их понятными и интересными для учеников.

Был и еще один фактор, «более важный». Оказалось, вина есть и на учителях, которые не всегда ответственно и нравственно относятся к своей работе.

«Второе. Когда делали анализ программ подготовки наших замечательных учителей, молодых в первую очередь, мы с чем столкнулись? Что духовно-нравственная составляющая будущего педагога оставляет желать лучшего, — заявила Васильева. — Я себе с трудом представляю, что раньше учитель мог покинуть школу в половину первого. Это было невозможно. В лучшем случае [преподаватели уходили с работы] в полчетвертого, в четыре или начале пятого. Что мы видим зачастую сейчас? Притом что нужно постоянно детей подтягивать, мы не успеваем это делать на уроке. Почему мне, как молодому педагогу (а внутри меня ничего не сдерживает), не предложить родителю забрать ребенка и, покинув полвторого школу, начать преподавать ему либо онлайн, либо офлайн, как пойдет? Это уже другая история», — заметила президент РАО.

«Мы должны в программах подготовки учителей обращать внимание на главное — что мы воспитываем человека, у которого нравственная основа, что я иду как учитель по поселку и со мной здороваются. А не когда я в полвторого закончила все, сказала всем большое спасибо и с тем же классом пошла преподавать то, что я физически не могу сделать на уроках», — подчеркнула Васильева.

Учителей физики, профильной математики и информатики не хватает, заметила еще один парламентарий Учителей физики, профильной математики и информатики не хватает, заметила еще один парламентарий Фото: © Николай Хижняк, РИА «Новости»

Проблему «перегрузки» школьников и нехватки учителей физики решит… время. А лишних денег нет

Дальше последовала серия вопросов и ответов. В частности, Чернышенко рассказал, что авторы стратегии изучали опыт недружественных стран, соседей и обнаружили там «недостаточную полноту». Учитывался также опыт царской России, Советского Союза. Один из депутатов пожаловался, что не видит сформулированной цели стратегии. Чернышенко заверил, что она есть, и зачитал: «Создание системы образования высокого качества, обеспечивающего обучение всех и развитие каждого, воспитание ответственных граждан, гуманитарное, технологическое лидерство страны, подготовка высококвалифицированных кадров для отраслей экономики».

Звучало несколько общо, хотя, возможно, таков формат стратегии. Каких конкретно показателей надо достичь, вчера не рассказывали. На вопрос о том, как планируется персонализировать образование, Кравцов пояснил, что такая работа уже ведется, ученики выбирают профиль начиная с 7-го класса. К тому же важно работать с учениками не только одаренными, способными, но и отстающими, заметил министр и добавил, что за последние пять лет число неуспевающих по школьным предметам детей снизилось с 25 до 15%.

«Очень скоро» планируется полностью устранить «перегрузку» учеников домашними заданиями, рассказал глава минпросвещения РФ. По его словам, новые образовательные стандарты и программы были утверждены в 2020–2021 годах, школы по ним уже работают, но нужно время на «синхронизацию». Школьник сегодня «перегружен», признал Володин и просил от правительства РФ конкретных мер, чтобы проблему устранить. Чернышенко и Кравцов активно покивали. С 1 сентября 2024 года действует приказ, по которому контрольные работы в школах должны занимать не больше 10% учебного времени, это помогает разгрузить детей, подчеркнул позже глава Рособрнадзора Анзор Мусаев.

Учителей физики, профильной математики и информатики не хватает, заметила еще один парламентарий. Она предложила пересмотреть планы приема в педвузы и ввести федеральную доплату для учителей по аналогии с той, которую педагоги сейчас получают за классное руководство. Кравцов ответил тем, что для уже работающих учителей предусмотрено повышение квалификации, дополнительное обучение, а молодежь активно идет учиться на преподавателей естественно-научных дисциплин. Но нужно время, чтобы студенты дошли до школ.

В достигших экономического прорыва странах на образование идет не менее 7% от объема бюджета, в России — не более 3,5%, жаловались коммунисты и настаивали на том, что финансирование нужно увеличить вдвое. Депутат от КПРФ Николай Коломейцев не удержался и поддел Кравцова и Фалькова: «У вас в рабочей группе четыре руководителя, которые реализовали и ЕГЭ, и Болонскую систему, в принципе готовили потребителя. Планируете ли вы начинать готовить творческую личность?» И ухмыльнулся: «Спасибо, стратеги!» Чернышенко вздохнул, но все же сдержался и защитил министров: «Думаю, они искренне были уверены в своей правоте в тот момент, когда принимали такие решения».

Что по финансированию? Стратегию будут реализовывать в рамках нацпроекта «Молодежь и дети», на который до 2030 года планируется выделить 3,8 трлн рублей. Еще 5,6 трлн рублей направят по госпрограмме «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». К тому же деньги выделят регионы — из своих бюджетов. Так что финансирование — это больше, чем 3,5% от всех трат бюджета, подчеркнул Чернышенко. Если дополнительные расходы потребуются, средства найдутся, но важно выделить приоритеты, указал вице-премьер.

Позже коммунистам ответят и единороссы в том смысле, что лишних денег в казне нет, ситуация всем понятная. «Надо помогать, чем можем сейчас! Ну а что вы будете выдергивать из бюджета? С чем останемся?» — распалялся руководитель фракции «Единая Россия» Владимир Васильев. Но он признал, что и среди представителей ЕР в Думе есть «заболевшие популизмом».