«На самом деле все работы, конечно, очень слабые. Нет понимания того, каким должен быть язык этого современного монумента, потому что здесь собраны все штампы», — комментирует кандидат искусствоведения Гузель Файзрахманова новые скульптурные композиции конкурса на лучший памятник, посвященный стихотворению Габдуллы Тукая «Туган тел» («Родной язык»), и с ней соглашаются многие эксперты. Свои работы представили именитые скульпторы, в том числе народный художник РФ Салават Щербаков, «слепивший» Александра I для Московского кремля, а также первого президента РБ Муртазу Рахимова. О том, что олицетворяют «трубы и столбы», какой оптический «обман» предлагают мастера и почему бронзовый ребенок вглядывается в куб, — в материале «БИЗНЕС Online».
В кулуарах международного архитектурно-строительного форума «Казаныш» презентовали эскизы памятников, посвященных стихотворению Габдуллы Тукая «Туган тел» («Родной язык»)
Щербаков снова в деле
Втихую, без лишнего шума и пафоса в кулуарах международного архитектурно-строительного форума «Казаныш», который проходит на полях нового здания театра им. Камала, презентовали эскизы памятников, посвященных стихотворению Габдуллы Тукая «Туган тел» («Родной язык»). Есть даже QR-код для голосования, результаты тоже будут учитываться при подведении итогов конкурса, который был объявлен еще 1 ноября 2022 года минкультом РТ и союзом писателей республики. Хотя саму идею по увековечиванию произведения народный поэт Татарстана Зиннур Мансуров озвучивал в апреле 2021-го на встрече с президентом РТ Рустамом Миннихановым с татарской творческой интеллигенцией.
За два года экспертная комиссия уже отсекла ряд работ и даже переобъявила конкурс, но техническое задание осталось неизменным: скульптура должна стать художественно-творческой интерпретацией стихотворения и органично вписаться на территории, прилегающей к зданию Нацбиблиотеки Татарстана (ул. Пушкина, 86) со стороны Кремлевской набережной, создавая единое смысловое, композиционное и акцентное продолжение существующей застройки. Но именно идейная составляющая стала испытанием как для мастеров, так и для комиссии.
Дело в том, что итоги открытого конкурса (январь 2023-го) расстроили экспертов, поскольку в работах не было полета фантазии. Это оказался либо очередной памятник Тукаю, либо страница книги с «Туган тел». Самым спорным проектом стала скульптурная композиция с тюльпаном высотой 5 м за 85 млн рублей, которую даже сравнили с надгробными камнями на могилах авторитетов из 90-х. И это несмотря на то, что на конкурс заявились известные мастера — один из самых востребованных скульпторов России Салават Щербаков, Владимир Демченко из Москвы, Факиль Гайфутдинов из Набережных Челнов, скульптор и живописец Рустам Габбасов из Башкортостана и др.
Как пожелала министр культуры РТ Ирада Аюпова, по концепции и энергетике памятник должен быть близок к творчеству известного художника, скульптора и автора Храма всех религий в Казани Ильдара Ханова — с элементами символизма, но с читаемыми смыслами. Заслуженный архитектор Татарстана и России Герман Бакулин посоветовал задействовать пространство возле библиотеки и более свободно подойти к благоустройству.
Судя по новым формам и интерпретациям «Туган тел», мастера прислушались к наставлениям. На форуме можно проголосовать за рельефную «волну» Щербакова; зеркальные блоки или столбы из нержавейки Сергея Лозицкого, Алексея Сатонина и Марии Баязитовой; младенца на кубе или семью на шаре Рустама и Рената Габбасовых; скульптурный комплекс с Кырлаем Рима Акчурина, Сергея Костюка, Александра Жернакова, Нины Жернаковой, Георгия Проценко. Все 6 работ представлены в миниатюре с небольшим описанием ключевой идеи. Правда, нет сметы, во сколько могут обойтись памятники. Впрочем, республика вряд ли станет скупиться на празднование 140-летия Тукая, который будет отмечаться в следующем году. Предполагается, что памятник откроют именно к этой круглой дате.
Снова провал?
Однако не все эксперты нашли предлагаемые варианты удачными. «Опять творческая неудача», — констатировала кандидат искусствоведения, доцент кафедры градостроительства КГАСУ Гузель Файзрахманова, объясняя провал эскизов тем, что задача поставлена аллегорическая. По ее словам, изобразить родной язык в фигуративной форме можно либо обыгрывая шрифтовые композиции, либо совмещая текст и изображение. «На самом деле все работы, конечно, очень слабые. Нет понимания того, каким должен быть язык этого современного монумента, потому что здесь собраны все штампы», — заметила спикер.
Файзрахманова также предположила, что информационные технологии «печально сказываются» на изобразительном искусстве, в том числе на монументальной скульптуре. «Как мы уже видим, используют очень неудачный искусственный интеллект, микшируют какие-то готовые образы, коллажируют. Но ведь совершенно не так ведется работа над скульптурным произведением», — размышляла эксперт. Она объяснила, что нужно понимание современных тенденций и постоянные поиски. «Я бы не хотела ни одну такую скульптуру видеть в городском пространстве Казани», — вынесла «приговор» собеседница «БИЗНЕС Online».
«Это все, что ли? Я что-то как-то разочарован. Где художники в Казани? Куда они делись?» — неприятно удивился известный московский мозаист Марат Наби. И «прошелся» по всем проектам: «трубы и столбы» впишутся только если в московском ЦСИ «Винзавод» или современной галерее; «вихрь» (работа Щербакова) выглядит громоздким и не вписывается в атмосферу набережной; семья, которая стоит на шаре, создает ощущение нестабильности и в любой момент может упасть; мальчик на стеклянном кубе «тоже опасно выглядит».
«Это все, что ли? Я что-то как-то разочарован. Где художники в Казани? Куда они делись?» — неприятно удивился известный московский мозаист Марат Наби
«Может быть, концептуально такое интересно, — размышлял автор мозаичного панно Главного храма Вооруженных сил РФ и на станции московского метро „Нагатинский затон“. — Внутри стеклянного куба написано „Туган тел“. Вопрос: мальчик не может добраться до него, потому что это стекло или кусок льда? Почему он один, в опасности? Если бы мальчик игрался с кубиками с буквами, делал из них лестницу из слов, было бы больше смысла».
Если Наби «трубы и столбы» совсем не понравились, то остальные собеседники положительно отметили работу Лозицкого и его современный подход. Гендиректор студии «Айбат», дизайнер Сергей Насекин признался, что это единственная скульптура, которая его зацепила. «Может быть, нащупали направление. Но у меня насмотренность большая, и подобные ходы я видел. Дело даже не в том, что сами ходы эти уже не новые, они не обыграны. Можно как по-новому прочитать, свежо переложить. Тут об идеальности и речи нет», — заключил он. По его мнению, другие скульптуры архаичные и не будут вписываться в пейзаж.
Дизайнер Сергей Насекин признался, что единственная скульптура, которая его зацепила, — это «трубы и столбы»
«Остальные работы слишком повествовательные, — добавляет искусствовед Дина Ахметова. — В них нет считываемых образов, увы, многие наши скульпторы этим грешат. Письменность и родной язык не материальное, а духовное наследие, духовный код народа. Отсюда и должен отталкиваться образ объекта».
Эксперты поразмышляли, какую инсталляцию стоило бы поставить на Кремлевской набережной вместо предложенных работ. Наби подчеркнул, что в первую очередь скульптура должна взаимодействовать с прохожими. «Не надо лепить людей, пустите туда их», — наставлял один ведущих российских мозаистов. Он напомнил, что Тукай был благодарен книгам и видел в них свет, это можно было бы обыграть, а еще затронуть тему времени — от книг до современных гаджетов. На ходу накидывая идеи, Наби также вернулся к концепции столбов и предложил расширить ее. Например, сделать ступени к библиотеке или же взять архитектуру самого здания и окружающих объектов, чтобы органично интегрировать скульптуру.
«Работы слишком повествовательные, — добавляет искусствовед Дина Ахметова. — В них нет считываемых образов, увы, многие наши скульпторы этим грешат»
«Мне очень нравится инсталляция из букв в холле Нацбиблиотеки РТ. Было бы здорово увидеть и тут что-то подобное», — выразила мнение Ахметова. По ее словам, можно было бы попросить больших мастеров Роберта и Ильгизара Хасановых сделать такую работу.
А Насекин посетовал на небольшое количество работ, а затем признался, что и сам бы поучаствовал в конкурсе, если бы знал о нем. «Как-то не очень широко это все освещается, можно было бы привлечь не только местных архитекторов, скульпторов и так далее. Почему бы не сделать его международным в конце концов? Татарские диаспоры есть по всему миру, и они по-новому бы взглянули на эту тему», — предложил дизайнер.
60 зеркальных блоков, «музей родной культуры под открытым небом» и семья на шаре
Более детально рассмотрим сами эскизы и предлагаем выбрать наиболее понравившийся вариант.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 47
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.