В кулуарах международного архитектурно-строительного форума «Казаныш» презентовали эскизы памятников, посвященных стихотворению Габдуллы Тукая «Туган тел» («Родной язык») В кулуарах международного архитектурно-строительного форума «Казаныш» презентовали эскизы памятников, посвященных стихотворению Габдуллы Тукая «Туган тел» («Родной язык») Фото: Сергей Елагин

Щербаков снова в деле

Втихую, без лишнего шума и пафоса в кулуарах международного архитектурно-строительного форума «Казаныш», который проходит на полях нового здания театра им. Камала, презентовали эскизы памятников, посвященных стихотворению Габдуллы Тукая «Туган тел» («Родной язык»). Есть даже QR-код для голосования, результаты тоже будут учитываться при подведении итогов конкурса, который был объявлен еще 1 ноября 2022 года минкультом РТ и союзом писателей республики. Хотя саму идею по увековечиванию произведения народный поэт Татарстана Зиннур Мансуров озвучивал в апреле 2021-го на встрече с президентом РТ Рустамом Миннихановым с татарской творческой интеллигенцией.

За два года экспертная комиссия уже отсекла ряд работ и даже переобъявила конкурс, но техническое задание осталось неизменным: скульптура должна стать художественно-творческой интерпретацией стихотворения и органично вписаться на территории, прилегающей к зданию Нацбиблиотеки Татарстана (ул. Пушкина, 86) со стороны Кремлевской набережной, создавая единое смысловое, композиционное и акцентное продолжение существующей застройки. Но именно идейная составляющая стала испытанием как для мастеров, так и для комиссии.

Дело в том, что итоги открытого конкурса (январь 2023-го) расстроили экспертов, поскольку в работах не было полета фантазии. Это оказался либо очередной памятник Тукаю, либо страница книги с «Туган тел». Самым спорным проектом стала скульптурная композиция с тюльпаном высотой 5 м за 85 млн рублей, которую даже сравнили с надгробными камнями на могилах авторитетов из 90-х. И это несмотря на то, что на конкурс заявились известные мастера — один из самых востребованных скульпторов России Салават Щербаков, Владимир Демченко из Москвы, Факиль Гайфутдинов из Набережных Челнов, скульптор и живописец Рустам Габбасов из Башкортостана и др.


Как пожелала министр культуры РТ Ирада Аюпова, по концепции и энергетике памятник должен быть близок к творчеству известного художника, скульптора и автора Храма всех религий в Казани Ильдара Ханова — с элементами символизма, но с читаемыми смыслами. Заслуженный архитектор Татарстана и России Герман Бакулин посоветовал задействовать пространство возле библиотеки и более свободно подойти к благоустройству.

Судя по новым формам и интерпретациям «Туган тел», мастера прислушались к наставлениям. На форуме можно проголосовать за рельефную «волну» Щербакова; зеркальные блоки или столбы из нержавейки Сергея Лозицкого, Алексея Сатонина и Марии Баязитовой; младенца на кубе или семью на шаре Рустама и Рената Габбасовых; скульптурный комплекс с Кырлаем Рима Акчурина, Сергея Костюка, Александра Жернакова, Нины Жернаковой, Георгия Проценко. Все 6 работ представлены в миниатюре с небольшим описанием ключевой идеи. Правда, нет сметы, во сколько могут обойтись памятники. Впрочем, республика вряд ли станет скупиться на празднование 140-летия Тукая, который будет отмечаться в следующем году. Предполагается, что памятник откроют именно к этой круглой дате.

«Должно быть «вау»: почему конкурс на статую «Туган тел» провалился

Снова провал?

Однако не все эксперты нашли предлагаемые варианты удачными. «Опять творческая неудача», — констатировала кандидат искусствоведения, доцент кафедры градостроительства КГАСУ Гузель Файзрахманова, объясняя провал эскизов тем, что задача поставлена аллегорическая. По ее словам, изобразить родной язык в фигуративной форме можно либо обыгрывая шрифтовые композиции, либо совмещая текст и изображение. «На самом деле все работы, конечно, очень слабые. Нет понимания того, каким должен быть язык этого современного монумента, потому что здесь собраны все штампы», — заметила спикер.

Файзрахманова также предположила, что информационные технологии «печально сказываются» на изобразительном искусстве, в том числе на монументальной скульптуре. «Как мы уже видим, используют очень неудачный искусственный интеллект, микшируют какие-то готовые образы, коллажируют. Но ведь совершенно не так ведется работа над скульптурным произведением», — размышляла эксперт. Она объяснила, что нужно понимание современных тенденций и постоянные поиски. «Я бы не хотела ни одну такую скульптуру видеть в городском пространстве Казани», — вынесла «приговор» собеседница «БИЗНЕС Online».

«Это все, что ли? Я что-то как-то разочарован. Где художники в Казани? Куда они делись?» — неприятно удивился известный московский мозаист Марат Наби. И «прошелся» по всем проектам: «трубы и столбы» впишутся только если в московском ЦСИ «Винзавод» или современной галерее; «вихрь» (работа Щербакова) выглядит громоздким и не вписывается в атмосферу набережной; семья, которая стоит на шаре, создает ощущение нестабильности и в любой момент может упасть; мальчик на стеклянном кубе «тоже опасно выглядит».

«Это все что ли? Я что-то как-то разочарован. Где художники в Казани? Куда они делись?», — неприятно удивился известный московский мозаист Марат Наби «Это все, что ли? Я что-то как-то разочарован. Где художники в Казани? Куда они делись?» — неприятно удивился известный московский мозаист Марат Наби Фото: «БИЗНЕС Online»

«Может быть, концептуально такое интересно, — размышлял автор мозаичного панно Главного храма Вооруженных сил РФ и на станции московского метро „Нагатинский затон“. — Внутри стеклянного куба написано „Туган тел“. Вопрос: мальчик не может добраться до него, потому что это стекло или кусок льда? Почему он один, в опасности? Если бы мальчик игрался с кубиками с буквами, делал из них лестницу из слов, было бы больше смысла».

Если Наби «трубы и столбы» совсем не понравились, то остальные собеседники положительно отметили работу Лозицкого и его современный подход. Гендиректор студии «Айбат», дизайнер Сергей Насекин признался, что это единственная скульптура, которая его зацепила. «Может быть, нащупали направление. Но у меня насмотренность большая, и подобные ходы я видел. Дело даже не в том, что сами ходы эти уже не новые, они не обыграны. Можно как по-новому прочитать, свежо переложить. Тут об идеальности и речи нет», — заключил он. По его мнению, другие скульптуры архаичные и не будут вписываться в пейзаж.

Дизайнер Сергей Насекин признался, что это единственная скульптура, которая его зацепила — это «трубы и столбы» Дизайнер Сергей Насекин признался, что единственная скульптура, которая его зацепила, — это «трубы и столбы» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Остальные работы слишком повествовательные, — добавляет искусствовед Дина Ахметова. — В них нет считываемых образов, увы, многие наши скульпторы этим грешат. Письменность и родной язык не материальное, а духовное наследие, духовный код народа. Отсюда и должен отталкиваться образ объекта».

Эксперты поразмышляли, какую инсталляцию стоило бы поставить на Кремлевской набережной вместо предложенных работ. Наби подчеркнул, что в первую очередь скульптура должна взаимодействовать с прохожими. «Не надо лепить людей, пустите туда их», — наставлял один ведущих российских мозаистов. Он напомнил, что Тукай был благодарен книгам и видел в них свет, это можно было бы обыграть, а еще затронуть тему времени — от книг до современных гаджетов. На ходу накидывая идеи, Наби также вернулся к концепции столбов и предложил расширить ее. Например, сделать ступени к библиотеке или же взять архитектуру самого здания и окружающих объектов, чтобы органично интегрировать скульптуру.

«Работы слишком повествовательные, — добавляет искусствовед Дина Ахметова. — В них нет считываемых образов, увы, многие наши скульпторы этим грешат» «Работы слишком повествовательные, — добавляет искусствовед Дина Ахметова. — В них нет считываемых образов, увы, многие наши скульпторы этим грешат» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мне очень нравится инсталляция из букв в холле Нацбиблиотеки РТ. Было бы здорово увидеть и тут что-то подобное», — выразила мнение Ахметова. По ее словам, можно было бы попросить больших мастеров Роберта и Ильгизара Хасановых сделать такую работу.

А Насекин посетовал на небольшое количество работ, а затем признался, что и сам бы поучаствовал в конкурсе, если бы знал о нем. «Как-то не очень широко это все освещается, можно было бы привлечь не только местных архитекторов, скульпторов и так далее. Почему бы не сделать его международным в конце концов? Татарские диаспоры есть по всему миру, и они по-новому бы взглянули на эту тему», — предложил дизайнер.

60 зеркальных блоков, «музей родной культуры под открытым небом» и семья на шаре

Более детально рассмотрим сами эскизы и предлагаем выбрать наиболее понравившийся вариант.

Лабиринт из зеркал

Лабиринт из зеркал

1. Футуристическая скульптурная композиция из 60 зеркальных блоков с графичными металлическими гранями больше всего выделяется среди всех проектов. Оригинальное прочтение стихотворения Тукая принадлежит авторскому коллективу — Сергею Лозицкому, Алексею Сатонину и Марии Баязитовой. Их идея заключается в том, что на вандалоустойчивых зеркалах будут светиться строки из стихотворений известных татарских поэтов (не уточняется каких). Один блок — одно произведение. Колонны высотой 8,5 м должны размещаться в строгой геометрической решетке со смещением для создания игры света и отражений, а вертикаль в центре будет символизировать стремление к знаниям. Ночью небольшие участки в нижней части блоков подсвечивают пол и помогают не заплутать в зеркальном лабиринте, а по верхам подчеркивают форму объекта издалека. Предлагается разместить объект на площадке между парком «Елмай» и амфитеатром на набережной Казанки. Габариты: 25,7 м (ширина) х 18,5 м (глубина) х 8,5 метра (высота).

52 столба с оптической «обманкой»

52 столба с оптической «обманкой»

2. Этот же коллектив авторов представил еще один вариант материального воплощения образа «Туган тел». Но тут вместо блоков — 52 столба (на них вырезаны строки «Туган тел») в 5 м из нержавеющей стали. В пояснительной записке говорится, что они символизируют строки, но если речь идет о легендарном произведении Тукая, то на татарском языке там всего 8 строк. Далее объясняется, что столбы эти как мощные прутики, связанные воедино, — вместе их не сломать, как не сломать культуру, которая объединяет творцов и носителей языка. В зависимости от точки обзора можно будет видеть оптическую иллюзию — читающего книгу поэта или маму, поющую колыбельную ребенку. Возле скульптуры предполагаются скамейки в едином стиле. Габариты объекта: 2 м (ширина) x 2 м (глубина) х 5 метров (высота).

«Волна» с парсуной «Царица Сююмбике и ее семейство»

«Волна» с парсуной «Царица Сююмбике и ее семейство»

3. Третья работа принадлежит народному художнику России Салавату Щербакову — он самый известный среди конкурсантов. И ему знакома татарская тема: в 2011 году стал автором памятника Тукаю в Москве на пересечении Новокузнецкой улицы и Малого Татарского переулка. А из последних его работ — памятник генерал-майору Минигали Шаймуратову в 2022-м и первому президенту Башкортостана Муртазе Рахимову в 2024-м в Уфе, а у стен Московского кремля установлен памятник Александру I его авторства. Для нового проекта скульптор работал в команде со своей сестрой — архитектором Галией Ишкильдиной. В их семейном тандеме родилась монументальная «волна», которая должна плавно «раствориться» в небе и реке Казанке. А если смотреть с набережной на Нацбиблиотеку РТ, то, по задумке, ритмичный силуэт здания должен подчеркивать энергетику скульптуры, создавая впечатление живой формы как олицетворения энергии духа на фоне материализованной фактуры фасада, соединяющего народную душу и рациональную архитектуру. На саму «волну» будут нанесены строки из произведений Тукая и рельефные изображения, например парсуна «Царица Сююмбике и ее семейство», женщина у колыбельки, пожилой мужчина с мальчиком, всадники и пр. Щербаков презентует свою работу как музей родной культуры под открытым небом, посвященный устной и письменной речи.

Кырлай, Казань и родной язык

Кырлай, Казань и родной язык

4. Проект заслуженного деятеля искусств РТ Рима Акчурина, заслуженного деятеля искусств Ингушетии Сергея Костюка, Александра Жернакова, Нины Жернаковой и Георгия Проценко представляет собой целый комплекс, состоящий из трех элементов. Вдоль каскадной лестницы, ведущей от Нацбиблиотеки РТ, стоят две скульптуры: на левом барельефе представлен образ родной деревни поэта Кырлая, на правом — образ Казани как центра просвещения и науки. В центре же расположилось растение со строками «Туган тел» на листьях: арабской вязью, которой было написано стихотворение автором, на латинице, на которой стихотворение издано во многих тюркоязычных странах, и кириллице. На этом постаменте восседает мама с маленьким сыном на коленях — символ передачи родного языка из поколения в поколение. Тема связи с родной землей дополняется каскадным бассейном, движение воды в котором символизирует бессмертие творчества поэта. Общая высота центральной скульптурной группы — 5,2 метра.

Семейная идиллия

Семейная идиллия

5. Заслуженный деятель искусств РТ Рустам Габбасов с сыном Ренатом Габбасовым увидели «Туган тел» в образе шара, сплетенного со слов «туган тел» из разных алфавитов, использованных в татарской письменности с древнейших времен. Шар здесь является символом татарского мира, отражаясь в воде, связывается с мирами других языков. На нем стоят стилизованные фигуры, олицетворяющие три поколения из стихотворения «татарского Пушкина» — матери и отца (әткәм-әнкәмнең теле), бабушки (әбкәм хикәят сөйләгән), которые держат за руку ребенка. Постамент под скульптуру предлагается сделать в виде восьмиугольника в квадрате как элемент древней булгарской архитектуры. К слову, подобный проект выносился на суд экспертной комиссии в 2023 году, но шар был обычным, не из слов. Эскизы тогда презентовали без указания авторов. Возможно, он и принадлежал Габбасову-старшему.

Младенец с кубом

Младенец с кубом

6. Габбасовы представили еще один эскиз — сидящий на кубе младенец. Сам куб прозрачный как олицетворение символа мира, с него стекает вода, символизируя текущее время, эфемерность и хрупкость родных языков. Внутри фигуры висят полупрозрачные буквы из разных алфавитов, составляя слова «туган тел». Ребенок еще не умеет ходить, но уже вглядывается в куб, пытаясь вникнуть в мир родного языка.