Несмотря на падающую посещаемость, столица Татарстана по обеспеченности торговыми центрами находится лишь на 11 месте из 15. Это меньше среднероссийского значения на 21% Несмотря на падающую посещаемость, столица Татарстана по обеспеченности торговыми центрами находится лишь на 11-м месте из 15. Это меньше среднероссийского значения на 21% Фото: Андрей Титов

Казань по обеспеченности ТЦ находится в конце

Умеренное проседание посещаемости, снижение покупательной способности, грустная экономика разогнавшейся инфляции — вот основные тезисы, которыми эксперты «БИЗНЕС Online» уже несколько кварталов характеризуют общую картину, в которой вынуждены существовать казанские торговые центры. Mall Index (отражает количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей) по итогам периода 1–52-я неделя 2024 года оказался на 3% ниже показателей аналогичного периода 2023-го, констатирует руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев. Исключением стал последний месяц: в январе посещаемость торговых центров по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на те же 3%, но говорить о ренессансе пока рано.

Общее снижение показателей связано с несколькими причинами, объясняет Васильев.

  • Эффект относительно высокой базы прошлого года. «Показатели посещаемости торговых центров (ТЦ) в целом были выше за счет открытия в ТЦ новых магазинов на площадях, пустующих после ухода с рынка России иностранных брендов, и отложенного спроса», — говорит эксперт.
  • Конкуренция с маркетплейсами, где можно купить все необходимое не выходя из дома и забрать по пути с работы домой.
  • Снижение покупательной способности. Во-первых, разогнавшаяся инфляция заставляет людей экономить и смотреть на более дешевый сегмент товаров. Во-вторых, свою лепту вносят маркетплейсы, щедро задаривающие своих покупателей промокодами и скидками. И в-третьих, сами бренды, даже премиальные, не сидят и не ждут своего покупателя в магазине, а уходят в онлайн.

«Покупательная способность посетителей торговых центров в последние кварталы демонстрирует тенденцию к снижению. Рост инфляции и изменение потребительских предпочтений влияют на структуру расходов населения. Потребители все чаще отдают предпочтение товарам средней ценовой категории и онлайн-покупкам некоторых видов товаров (электроника, например), что отражается на трафике и выручке традиционных розничных точек», — подтверждает и вице-президент союза ТЦ Павел Люлин. Его слова хорошо иллюстрируются статистикой самих маркетплейсов: на Wildberries в прошлом году среди покупок татарстанцев оказался даже автомобиль! Это «китаец» Cherry Tiggo 7 Pro за 2,4 млн рублей.

«Самыми быстрорастущими по обороту категориями товаров в РТ в декабре прошлого года по сравнению с аналогичным периодом 2023-го были следующие: садовая техника (плюс 325 процентов), ноутбуки и компьютеры (234 процента), мягкая мебель (плюс 213 процентов), также отличную динамику продаж составили относительно новые для маркетплейса категории: крупная бытовая техника (плюс 145 процентов), игровые консоли и игры к ним (плюс 155 процентов), техника для кухни (плюс 131 процент)», — отметили в пресс-службе Wildberries. В Ozon в новогодние праздники зафиксировали большой спрос на одежду — почти в 2 раза год к году в денежном выражении. Также на площадке стали чаще заказывать крупную бытовую технику — плюс 67% в штуках, детскую одежду (плюс 63%) и обувь (плюс 61%). Самой дорогой покупкой на Wildberries в Татарстане в прошлом декабре стал автомобиль Cherry Tiggo 7 Pro за 2,4 млн рублей, рассказали на онлайн-площадке.

На этом фоне появляются и новые вызовы. «Рост ключевой ставки и увеличение налоговой нагрузки оказывают давление и на собственников, и на арендаторов. Этот год будет еще сложнее с учетом роста налога на имущество, а также инфляционного повышения операционных расходов (клининг, охрана, эксплуатация)», — рассуждает Люлин. По его словам, рост арендной платы может достигать 15%.

Доля свободных площадей на рынке качественной торговой недвижимости Казани составляет около 10% Доля свободных площадей на рынке качественной торговой недвижимости Казани составляет около 10% Фото: Андрей Титов

Но сами ТЦ лицо держат. «Мы стараемся выстраивать с арендаторами долгосрочное партнерство. Наша задача — установить такие арендные ставки, которые будут интересны нам, как владельцам торговой недвижимости, и одновременно привлекут наиболее востребованных арендаторов и позволят им успешно развиваться. В настоящее время мы не имеем проблем с кредитами, падения оборотов также не наблюдаем», — сообщили в пресс-службе казанской «МЕГИ».

Доля свободных площадей на рынке качественной торговой недвижимости Казани составляет около 10%. По состоянию на конец 2024 года общий объем торговых площадей в городе — 384 тыс. кв. м, подсчитали в компании по продаже коммерческой и элитной недвижимости NF Group. Что интересно, несмотря на падающую посещаемость, столица Татарстана по обеспеченности торговыми центрами находится лишь на 11-м месте из 15. Это меньше среднероссийского значения на 21%, отметили в организации. Но нужно ли запускать новые в такой ситуации?

Открывшийся «АРТ Центр» на ул. Ершова довольно компактный: торговая площадь — около 12 тыс. кв. метров, поэтому магазинов здесь не очень много. Главное — фуд-холл ДНК — точка притяжения во всем комплексе Открывшийся «АРТ Центр» на улице Ершова довольно компактный: торговая площадь — около 12 тыс. кв. м, поэтому магазинов здесь не очень много. Главное — фуд-холл ДНК — точка притяжения во всем комплексе Фото: Андрей Титов

«АРТ Центр»: магазины между «пространством войны» и музеем артиллерийской славы

Впервые после открытия KazanMall на карте столицы РТ возник новый ТЦ: UD Group в конце прошлого года открыла на улице Ершова «АРТ Центр». Он довольно компактный: торговая составляющая — около 12 тыс. кв. м, поэтому и магазинов здесь не очень много. Но бо́льшую часть шопинг-потребностей жителей Art City он, как предполагается, удовлетворит. Пройдемся по нему снизу вверх.

Нулевой этаж уже окончательно заполнился: здесь открыты Spar, «Подружка», «Кантата», аптека, ремонт телефонов. На первом этаже работают магазины одежды Sela, Charuel, Marella и бутик-салон косметической марки Estel. Здесь же музей артиллерийской славы — как напоминание о том, что новый ТЦ построен на месте Арских казарм. С этой же целью сохранен и оригинальный фрагмент стены.

На втором этаже в продолжение темы — арена виртуальной реальности War Space. Здесь же барбершоп TopGun, магазин Polaris, фитнес-центр DDX, уже успевший собрать множество противоречивых отзывов, и Befree. Но главное — фуд-холл ДНК — наверное, ключевая точка притяжения во всем комплексе. Это микс недешевых концептуальных проектов вроде «Греческой таверны» Автандила Бигвавы, итальянской EmPasta, корейского Hot Pot и узбекского Numi, корнеров со сладостями, бургерной, бара (TopHop) и т. д. — собрали в общей сложности 15 кухонь народов мира.

Битые тарелки в Dia, эчпочмак на зеленой гречке в Terra Vita и первый фуд-холл: 10 вкусных открытий Казани

Заполняемость объекта на момент ввода составила более 95%, но заехали еще не все. Возле Befree стоят четыре свободных помещения, где пока никто не анонсирует свое появление, пустуют и помещения возле бутика-салона Estel, и Charuel.

Готовятся к открытию «Тренд оптика» (до «АРТ Центра» магазин был представлен только в ТЦ «Бахетле» на Павлюхина), «Рив Гош» и Serginnetti. Но кажется, что самые главные открытия на первом этаже ожидаются не среди магазинов: слышны ремонтные работы за баннером ресторана «Горыныч», выделяются своей белизной баннеры петербургского «Счастья».

«„АРТ Центр“ в большей степени относится к районным ТЦ. Скорее всего, формат фуд-молла будет трудно реализовать так, чтобы привлечь посетителей, привыкших к классическим концепциям. Поэтому проект будет иметь свою определенную аудиторию, но в силу формата ему окажется сложно повлиять на рынок торговых центров Казани в целом», — оценивает нового игрока Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group.

На площадях бывшей IKEA заработал склад «Мегамаркета». Место перед складом заняли китайские машины Jaecoo от автосалона «Кан Авто» На площадях бывшей IKEA заработал склад «Мегамаркета». Место перед складом заняли китайские машины Jaecoo от автосалона «КАН-Авто» Фото: Андрей Титов

«МЕГА»: премиальный Sokolov и китайские машины возле бывшей IKEA

Вернемся к знакомым героям. В «МЕГЕ» изменения пока точечные, хотя посещаемость, по официальным данным, в декабре 2024-го выросла на 20% по сравнению с годом ранее. В администрации объясняют, что за год удалось существенно обновить состав арендаторов, сделав его привлекательным для различных категорий гостей и открыв уникальные для республики бренды. Посмотрим на свежие изменения.

В ноябре на площадях бывшей IKEA заработал склад «Мегамаркета». Забрать самовывозом заказ там пока не получится, но, как заверили в администрации комплекса, «команды „МЕГИ“ и „Мегамаркета“ разрабатывают форматы возможного взаимодействия в рамках коллаборации на стыке онлайн и офлайн».

Место перед складом поделили между собой Divan Boss и… китайские машины Jaecoo. Их теперь продает автосалон «КАН-Авто», который переехал с площадей перед IKEA, а теперь нашел свое помещение возле YuFamilyPark. Одновременно салон делает ставку на автомобили с пробегом — они прямо по соседству.

Напротив готовится к открытию магазин отечественного производителя бытовой техники, мимикрирующего под иностранный бренд, Kuppersberg. Первая точка сети начала работу зимой прошлого года в «Парк Хаусе». Рядом открылся офис турагентства VIA Tourism, которое уже работает в KazanMall, «Олимпе» и «Парк Хаусе».

Премиальные зарубежные бренды продолжают сокращать присутствие. Кульминация импортозамещения — на площадях съехавшего в «Тандем» Max & Co готовится к открытию… Putin Team. Цены подемократичнее: зимнее пальто от «патриотичного» бренда, например, стоит 36 тыс. рублей, дорожная сумка из натуральной кожи — 29,9 тыс. рублей. А на месте еще одной ветки Max Mara Group — магазина женской одежды Marella, переехавшего в конце прошлого года в «АРТ Центр», — распахнул свои двери второй ювелирный магазин Sokolov — уже с приставкой Premium. Сеть зашла в «МЕГУ» еще в прошлом году, а премиальный формат для столицы РТ в новинку. «Доля продаж украшений с бриллиантами в наших магазинах в Казани составляет 32 процента в выручке, мы планируем, что в новом бутике Premium этот процент будет выше 90», — делился ранее директор розничной сети Sokolov Максим Чижов. Как объяснили продавцы, в бутике «попроще» можно купить серебро, золотые изделия с фианитами и другими драгоценностями, в Sokolov Premium же представлено преимущественно золото с бриллиантами. Ценовой диапазон — от 32 тыс. до 1,6 млн рублей.

Рядышком пристроился магазин нижнего белья «Эстель Адони». Когда-то давно бренд был представлен в «Парк Хаусе», а теперь нашел свое место возле тяжелого по казанским меркам люкса в виде Furla, Armani Exchange и Karl Lagerfeld. Около «Стокманна» открылся Pan Chemodan и планирует запуститься магазин мужской одежды (и школьной формы!) Peplos.

Пустующих площадей, конечно, немного, но они все же есть: ищет арендатора место между Milavitsa и Guess. Подготовки к будущему фитнес-центру и детскому комплексу пока не видно. Как заверили в пресс-службе комплекса, сейчас ведутся работы по перепланировке помещений.

Небольшие изменения есть и на «Вкусном бульваре»: запустилась точка «Франклинс Бургер», заведение позиционирует себя как «фастфуд нового уровня». С 2012 года компания открывала свои точки лишь в торговых центрах Москвы и Санкт-Петербурга, а в ушедшем 2024 году она решилась занять места на фуд-кортах ТЦ Казани и Сочи. «Тюбетей», анонсирующий свое открытие, пока так и не запустился. Детская игровая площадка Yu Kids закрыта на ремонт, своих посетителей она ждет не раньше марта.

В KazanMall напротив «Ленты» готовится к открытию «Корд оптика» В KazanMall напротив «Ленты» готовится к открытию «Корд Оптика» Фото: Андрей Титов

KazanMall: уходят детские бренды и женская одежда

KazanMall внезапно стал «лидером» по количеству закрывшихся магазинов. Ушел бренд женской спортивной одежды Bona Fide — его точка в ТЦ была единственной в Казани, салон-магазин французской марки Birelin, магазин детской одежды Loloklo… О своем закрытии предупредил еще один бренд детской одежды — Button Blue, чья точка также была единственной в городе. При этом, как отмечают в Core.xp, в KazanMall сейчас нет вакантных помещений. «Ведется работа по точечной ротации арендаторов для повышения качественного состава и уровня объекта», — отметили в пресс-службе.

С пополнениями негусто: в декабре в ряды заведений на фуд-корте встал «Тюбетей». Напротив «Ленты» готовится к открытию «Корд Оптика». До сих пор пустует помещение съехавшего «Носкофф». По-прежнему есть свободные помещения на втором этаже — между «Святой» и Oda Brands.

В «Тандеме» открылся съехавший из «Меги» Max& Co. Продавцы говорят, что площадь и количество представленных моделей не поменялись, но в полукруглом корнере «Меги» он все же смотрелся выигрышнее В «Тандеме» открылся съехавший из «МЕГИ» Max & Co. Продавцы говорят, что площадь и количество представленных моделей не поменялись, но в полукруглом корнере «МЕГИ» магазин все же смотрелся выигрышнее Фото: Андрей Титов

«Тандем» становится центром люкса?

Благодаря «Тандему» на проспекте Ибрагимова внезапно увеличивается концентрация премиальных брендов: к давно работающему магазину PennyBlack, принадлежащему Max Mara Fashion Group, присоединился съехавший из «МЕГИ» Max & Co. Продавцы говорят, что площадь и количество представленных моделей не поменялись, но в полукруглом корнере «МЕГИ» магазин все же смотрелся выигрышнее.

И на этом с открытиями практически все. Зато произошло ощутимое закрытие: ушел iPort — магазин, специализирующийся на технике Apple. Теперь «яблочный» смартфон можно приобрести только в «Эльдорадо» и DNS. На первом этаже по-прежнему не могут найти арендаторов помещения возле итальянской химчистки Renzacci и на месте, где ранее располагался Cult Off.

Второй этаж по-прежнему без изменений, зато есть что посмотреть на третьем. На фуд-корте запустилась пиццерия Tashir Express родом из Набережных Челнов. Прямо под Новый год открылась точка по продаже модного «бабл чая» — Nabo, еще один островок открыт в «Кольце». Место возле Burger King продолжает пустовать, а баннеры обещают открытие нового магазина между книжным и салоном красоты. Но скоро еще одно место освободится неподалеку: готовится съехать шоурум t.t.brand. Магазин российского производителя не проработал и года и уже покидает не только «Тандем», но и «Корстон».

В «Парк Хаусе» открылась еще одна точка по продаже бытовой техники «Все смарт» В «Парк Хаусе» открылась еще одна точка по продаже бытовой техники «Всёсмарт» Фото: Татьяна Леухина

«Парк Хаус»: исход ювелирок и новые магазины бытовой техники

В отличие от других торговых центров, в «Парк Хаусе» не видно пустующих площадей, а съехавших арендаторов довольно быстро сменяют другие. На первом этаже между Sokolov и Candy в декабре сел магазин Business Line, заменив Polaris. Но переживать о нехватке техники в той стороне молла точно не стоит: напротив бутика женской одежды открылся магазин бытовой техники Grundig — немецкий бренд, возрожденный турецкой компанией Arcelik. Магазин этой сети станет первым в Казани. А с момента нашего последнего обзора открылась еще одна точка по продаже бытовой техники «Всёсмарт».

На площадях бывшей ювелирки Adamas открылся магазин косметики и парфюмерии Emmi. Бренд в будущем планирует открытие и в «Тандеме». Неподалеку от Emmi разместился магазин итальянского трикотажа Glenfield.

В ряду ювелирных магазинов еще одна потеря: со своих площадей, располагавшихся между «Билайном» и «Лэтуаль», съехал омский бренд Aurelis. Возможно, он не выдержал соседства с другими ювелирками, концентрация которых максимальна на данном участке ТЦ. В своем «Инстаграме»* бренд рассказал, что давно уже закрылся на своей родине, а в «Парк Хаусе» магазин вынужден прекратить работу из-за «внешних обстоятельств», которые «оказались сильнее желания [компании] работать». Окончательная судьба ювелирного бренда неясна, точка в казанской «МЕГЕ» пока не закрывается.

Что еще нового? На месте «Мехамании» теперь текстиль и товары для дома от Madame Coco. Магазин открылся в конце января, до этого бренд развивался в Москве, Подмосковье, Петербурге. Возле Intimissimi открылся салон японских массажных кресел Yamaguchi, сменив собой магазин косметики Le Mousse, который проработал два года.

Тренд на релакс точно надолго: напротив «Ашана» открылся еще один салон массажного оборудования — теперь от Ergonova. Немецкий бренд сел на место нашего, татарстанского магазина одежды «Алга». Благо матрасы made in Tatarstan все еще продаются неподалеку… Вместо зоомагазина «Ветна», который притягивал посетителей кроликами на витрине, заедет другой федеральный зоомагазин — «Четыре лапы». На месте Nam (бывший немецкий обувной ретейлер Deichmann) открылся магазин Mars Avenue. На втором этаже из нового — только открытие Not Only Poke возле «Вкусно — и точка».

В «Кольце» появился семейный парк развлечений Активиzon, уже успевший собрать восторженные отзывы В «Кольце» появился семейный парк развлечений «Активиzon», уже успевший собрать восторженные отзывы Фото: Андрей Титов

«Кольцо»: плюс парк развлечений и минус «М.Видео»

Как заверила руководитель пресс-службы АО «Эдельвейс Групп» Нармина Гатауллина, реновация «Кольца» идет по плану. Это видно на нулевом этаже: вход в комплекс перенесли ближе к выходу из метро, на место темного закоулка, через который когда-то проходили посетители, — «DNS Гипер». Заходя в «Кольцо» из метро, теперь видишь просторный коридор, ведущий сразу к фуд-корту Spar и к эскалаторам. На этом изменения не заканчиваются: на первый этаж съехал магазин косметики «Подружка», а вместо салона красоты появился зоомагазин «Четыре лапы». Ряд магазинчиков, ранее размещавшихся на разных этажах комплекса, тоже переехал на обновленный нулевой.

На первом этаже интерьеры остались нетронутыми и изменений немного. Магазин обуви Respect готовится переехать со входа ближе к эскалатору. Сейчас там открыта новая выставка «Реальные монстры» с динозаврами. Съехавшая «Подружка» оставила после себя пустое помещение, которое пока никто не занял. Индийская ярмарка на втором по-прежнему на месте.

Большие изменения в составе арендаторов ждут нас на третьем этаже ТЦ. Здесь появился семейный парк развлечений «Активиzon», уже успевший собрать восторженные отзывы. «Он начал свою работу в конце декабря и на новогодние каникулы очень хорошо себя зарекомендовал», — рассказала Гатауллина. Возле него открылся магазин азиатских товаров «Сласти здрасьте». На фуд-корте запланировал открытие «Кинг Гриль».

Из заметных закрытий в «Кольце» — «М.Видео» и магазин женской одежды Oggi. «С некоторыми арендаторами пришлось расстаться, чтобы они освободили свои места под более перспективных арендаторов», — рассказала руководитель пресс-службы «Эдельвейса». Хотя, идя по пустым галереям в закоулках второго и третьего этажей, вообще не задаешься вопросом, тяжело ли здесь найти предпринимателям место…

В «Южном» на площади 2 200 кв. м. разместился флагманский New Yorker, став вторым по размеру в России В «Южном» на площади 2,2 тыс. кв. м разместился флагманский New Yorker, став вторым по размеру в России Фото: Татьяна Леухина

Южный: флагманский New Yorker и здоровый фастфуд

Пожалуй, главное обновление этого торгового центра — флагманский New Yorker. Магазин немецкого бренда разместился на площади 2,2 тыс. кв. м, став вторым по размеру в России. «Базарной» торговли и навязчивых продавцов с парфюмерными блостерами больше не видать, как, впрочем, и других интересных новинок... Покинул торговые ряды магазин Incity, проработавший в обновленном формате лишь с осени 2022 года, теперь на его месте появится демократично-спортивный Demix.

На втором этаже еще ждет своего часа «Перчини» — федеральная франшиза итальянских ресторанов. Появилась точка с гавайской кухней — Not Only Poke. Совпадение это или нет, но уже второй раз заведение, позиционирующее себя первым в России здоровым фастфудом, встает по соседству с сетью «Вкусно — и точка». Среди магазинных новинок на втором этаже — детская обувь «Котофей». Никто по-прежнему не занял пустующие площади возле Kari Kids.

«Сувар» переживает масштабную реконструкцию. Завершение работ запланировано на 3 квартал 2025 года «Сувар» переживает масштабную реконструкцию. Завершение работ запланировано на III квартал 2025 года Фото: Андрей Титов

Глухая стена в «Суваре» и фитнес от москвичей в XL

Один из старейших ТЦ Казани — ГУМ — в разгар дня не может похвастаться наплывом посетителей. Хотя, по словам Гатауллиной, рост посещаемости торгового центра в январе составил 50%. За счет чего молл ее нарастил, непонятно. Изменений, бросающихся в глаза, не видно. Разве что фуд-корт вытеснила распродажа ивановского белья.

«Сувар», переживающий масштабную реконструкцию, сейчас не узнать. Отделка снаружи начинает напоминать фасады IT-парка, а о «модном» прошлом «Сувара» напоминает лишь баннер премиального швейцарского бренда Strellson. Откроется ли он после завершения всех работ, пока неясно, но, по всей видимости, когда они только-только начались, магазин еще продолжал свою деятельность. Рядышком баннеры «ИТЛЕ» и Kuchenland предупреждают посетителей, что заведения работают в прежнем режиме, только вход придется поискать среди строительных лесов. Обновления придется еще подождать: завершение работ запланировано на III квартал 2025 года, сообщила управляющая БЦ «Сувар» Анна Ложкина.

Небольшие перемены прошли и в аутлет-центре XL. Там решили поселить у себя конкурента нашумевшего DDX — московскую сеть фитнес-клубов по подписке Spirit. Fitness. Новый спорткомплекс откроет свои двери в феврале. Без закрытий не обошлось: прекратил деятельность магазин Вятской меховой компании. Рядышком готовится освобождать площади дисконт Incity. Сеть начала потихоньку сворачивать свою работу еще летом 2024-го. Как писали СМИ, Incity не смогла выиграть от ухода зарубежных игроков в условиях нехватки средств для развития: ассортимент ее магазинов оказался скудным, а ценовая политика — непродуманной.

«Торговые комплексы привлекают больше посетителей, но не все из них становятся покупателями — некоторые тратят деньги на услуги, развлечения, и таких становится все больше» «Торговые комплексы привлекают больше посетителей, но не все из них становятся покупателями — некоторые тратят деньги на услуги, развлечения, и таких становится все больше» Фото: Андрей Титов

Реконцепция, переформатирование и другие пути эволюции

«Ожидается, что 2025-й станет для торговых центров годом, когда нужно комплексно изменять торговую функцию, создавая многофункциональные центры, которые смогут закрывать все потребности населения российских городов», — убеждена Хакбердиева. И последние изменения состава арендаторов в казанских ТЦ это подтверждают: склады, автосалоны, развлекательные комплексы, фуд-холлы — места для привычных магазинов отводится все меньше.

«Сейчас идет тренд на увеличение доли общепита, развлекательной составляющей в ТЦ. Торговые комплексы привлекают больше посетителей, но не все из них становятся покупателями — некоторые тратят деньги на услуги, развлечения, и таких становится все больше», — подмечает и Люлин.

Кстати, о развлечениях. ТЦ один за другим возвращаются к практике приманивания покупателей дополнительными активностями и прокачивают маркетинговую мышцу. «Парк Хаус» и «Тандем» запустили ежесубботние мастер-классы для детей и не только. «АРТ Центр» изначально сделал ставку на фуд-молл как на «место встреч», поскольку уже сейчас очевидно, что «вкусные» точки в моллах перестали быть лишь «перевалочным пунктом» для шопоголиков, а становятся самостоятельными точками притяжения. ГУМ давно понял, что нужны не столько модные открытия, сколько гончарные мастер-классы и различные выставки кошек и роботов.

«Что касается переформатирования, то главный вопрос: во что? Рынок жилья затоварен, а для бизнес-центров и складов подходят не все локации, случаи перепрофилирования в производство, конечно, есть, но это скорее исключение из правила, — рассуждает Люлин — Остается реконцепция с обновлением форматов, архитектуры, фасадов и арендаторов, но с сохранением торговой, развлекательной функции. Думаю, это будет трендом… как только появится возможность привлекать деньги хотя бы под 10 процентов годовых на такие проекты». Что ж, опыт «Кольца» и «Сувара» в III квартале покажет перспективность данного подхода.