«Автомобиль должен даже днем двигаться с включенным ближним светом или габаритами, чтобы пешеход был в безопасности. В любом случае если есть нарушение, есть ответственность, то и законодатель ее просто так не придумывает», — комментирует президент АН РТ и директор ГБУ «БДД» Рифкат Минниханов модернизацию дорожных камер в Татарстане. Теперь комплексы на аварийно опасных участках умеют распознавать не включенные в светлое время суток фары, предупредили сегодня в республиканской Госавтоинспекции. Штраф за нарушение не такой большой — 500 рублей, но за месяц может набраться немаленькая сумма, отмечают эксперты. Важно, чтобы камеры не допускали ошибок, замечает один из собеседников. О том, чему еще научат камеры в РТ в этом году, — в материале «БИЗНЕС Online».
В Татарстане дорожные камеры начали выявлять новый вид нарушения. Водители, которые управляют транспортом без включенных фар ближнего света или дневных ходовых огней в светлое время суток, будут привлекаться к административной ответственности
Камеры в Татарстане «нацелили» на неработающие фары
О том, что камеры на дорогах Татарстана «научились» выявлять езду без включенных фар ближнего света, Госавтоинспекция республики предупредила сегодня днем. Судя по скриншоту, который сопровождает публикацию, первые «письма счастья» автомобилистам уже пришли.
«В Татарстане дорожные камеры начали выявлять новый вид нарушения. Водители, которые в нарушение ПДД РФ управляют транспортом без включенных фар ближнего света или дневных ходовых огней в светлое время суток, будут привлекаться к административной ответственности», — говорится в посте, опубликованном в телеграм-канале республиканской ГАИ.
Как следует из текста, на выявление нарушения теперь настроены камеры, которые расположены на аварийно опасных участках, где были зафиксированы ДТП, связанные с выездом на полосу встречного движения. Такое внимание к этим участкам проезжей части неслучайно. Ранее в ГАИ Татарстана неоднократно подчеркивали, что подавляющее количество смертельных аварий на дорогах связано со случаями, когда водители выезжают на встречную полосу. Не секрет, что число жертв в авариях было «болевой точкой» для республики в прошлом году.
При том что количество ДТП на дорогах республики в 2024 году снизилось, число погибших резко выросло — на 41 человека, или на 15%. В 2023-м было 279 погибших на дорогах, а в 2024-м их число возросло до 320. При этом в последние годы, с 2019-го, этот показатель, наоборот, снижался. Недавно на заседании городского совета Набережных Челнов представитель МВД замечал, что Татарстан «не уложился» в показатели национального проекта «Безопасные качественные дороги» (он в том числе прописывает показатель погибших на дорогах) и «находится в зоне критики и внимания». Так что тут, что называется, все средства хороши.
В пресс-службе ГАИ Татарстана сегодня рассказали «БИЗНЕС Online», что модернизированные камеры заработали с 31 января. Новые комплексы не понадобились, был расширен функционал уже существующих. «Камеры устанавливаются для снижения аварийности на дорогах Татарстана в рамках вступившего в силу федерального закона №257 [„Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации"]. С начала установки выявлено около 200 нарушений», — отметили в ведомстве. Где конкретно стоят модернизированные фары, в ГАИ не сказали, но добавили, что список камер и местоположение можно найти на сайте гибдд.рф.
Всего к осени 2024 года на дорогах республики работали порядка 860 комплексов фиксации нарушений ПДД. Тогда выяснилось, что 95 из них (11%) установлены с нарушениями и с 1 сентября работать не могут, нужно перемещать. Процесс этот не будет простым и быстрым как в плане финансов, так и технически, подчеркивал руководитель ГБУ «БДД» Рифкат Минниханов.
Новые комплексы не понадобились, был расширен функционал уже существующих
Нарушать не так страшно? И что в других регионах?
Наказание за не работающие в дневное время суток фары суровым не назовешь. Согласно ст. 12.20 КоАП РФ «Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки», санкция для водителя — это предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей. Причем сумма не менялась с 2001 года.
Опыт других регионов в установке подобных «световых» камер (во всяком случае публичный) не так чтобы богат. О появлении камер, которые распознают невключенные фары, впервые активно заговорили летом 2021 года. Профильное издание Autonews тогда рассказало, что технология станет доступной осенью сразу в 12 регионах (Москва, Крым, Ульяновск, Красноярск, Омск, Иркутск, Тверь, Кабардино-Балкария, Волгоградская область). В ГИБДД информацию опровергли, а власти Москвы воздержались от комментариев. Новость вызвала широкий резонанс, и 29 июня 2021 года МВД России выступило с опровержением, заявив, что подобная «правоприменительная практика» не осуществляется.
Тем не менее в том же году такая практика все-таки начала применяться в Нижнем Новгороде. Причем там за два неполных месяца вынесли более 7,3 тыс. штрафов за нарушение правил пользования световыми приборами в светлое время суток, а отменили только 48. В октябре 2021 года дептранс Москвы сообщал о начале фиксации езды без включенных фар. В августе 2024 года глава столичного дептранса Максим Ликсутов рассказывал, что за полгода удалось выявить 102,5 тыс. случаев езды днем с выключенными фарами. Если взять в расчет, что каждое нарушение «стоило» 500 рублей, получается сумма в 51 млн рублей. Для бюджета точно нелишняя.
Саму технологию эксперты ранее называли сырой, ссылаясь в том числе на возможность загрязненности фар или их форму в современных автомобилях. «Большой процент ошибок, — говорила „Коммерсанту“ юрист, эксперт по безопасности дорожного движения Катерина Соловьева. — Многие современные автомобили оборудованы светодиодными фарами, свет которых имеет частоту, отличающуюся от частоты кадров в камере. В результате на некоторых снимках машина будет сфотографирована с выключенными фарами, хотя они были включены».
Новая волна новостей об установке таких «световых» камер началась в прошлом году. Так, с 1 октября 2024-го камеры появились в Тюменской области. За 17 дней октября тюменские водители получили 600 «писем счастья» за выключенные фары, сообщало местное ГАИ. В Липецкой области в декабре 2024 года провели модернизацию 20 комплексов, которые также теперь могут фиксировать выключенные фары. В конце года камеры для фиксации выключенных фар обновили на двух перекрестках и в Орловской области.
«Эти меры помогут не только повысить безопасность на дорогах, но и улучшить общую дисциплину среди водителей. Ведь многие нарушения, которые сейчас остаются безнаказанными, создают риски и неудобства для всех участников движения»
«В этом году в Татарстане можно ожидать, что количество типов нарушений, которые могут фиксировать камеры, увеличится»
По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали модернизацию камер на дорогах Татарстана.
Максим Кадаков — главный редактор журнала «За рулем»:
— Вы знаете, это всегда дилемма. С одной стороны, нужно заниматься всерьез вопросом правильной работы головного освещения [на автомобилях]. Потому что у нас бардак. Сплошь и рядом люди ездят с нарушениями, им лень лампочку поменять. В этом смысле я думаю, что каждый автомобилист из числа нормальных водителей (а их большинство) эту историю поддержит.
С другой стороны, хотелось бы, чтобы такие камеры не допускали ошибок. А это может быть. Потому что есть понятие утренних сумерек, вечерних сумерек. В какое время, что камера эта сечет, отличает ли она очень четко, не знаю, ДХО (дневные ходовые огни — прим. ред.) от ближнего света фар. Ведь мы можем использовать и то и другое в дневное время. Насколько она хорошо работает в случае очень яркого света, если у машины свет фар, наоборот, не очень яркий? Может быть, у вас габариты или ДХО не очень яркие, а камера на ярком свете сочтет, что вы их не включили. А вы включили. Если предположить, что камера будет работать без ошибок, наверное, это правильно. Если не можешь отремонтировать фары, тогда вообще не надо ездить.
Ну штраф 500 рублей — это же КоАП РФ, это действующая норма. Тут можно дискутировать. Наверное, одноразовый штраф в 500 рублей (по-моему, его можно оплатить с 50-процентной скидкой) — это не какая-то серьезная угроза водителю. С другой стороны, я, например, не хочу платить даже 250 рублей, потому что если плачу штраф, то я плачу его из своего кармана. И смотря сколько штрафов получать. Один штраф — это один штраф. А если набрать их за месяц два десятка, то это будет уже приличная сумма.
Сейчас в разных регионах это реализуется. Если раньше камеры, как правило, определяли в большинстве своем только нарушение скоростного режима, то сейчас они становятся многофункциональными, многозадачными. И они могут определять уже несколько видов нарушений: и непристегнутый ремень, и разговор по телефону, и так далее. Вот четкой статистики по типам нарушений у меня, к сожалению, сейчас под рукой нет. Но штрафы такие есть. Во всяком случае, за непристегнутый ремень, за разговоры по телефону штрафы людям приходят исправно. За свет — не могу сказать, поэтому обманывать не буду.
Как часто невключенные фары приводят к аварийным ситуациям? У нас нет четкой статистики. В этом тоже большая проблема. Потому что у нас, например, техническая неисправность транспортного средства, если, например, фары не работают или одна фара только горела, — они могут быть причиной аварии, а могут иметь сопутствующий характер, так же, как тонированные окна. И какие-то другие нюансы. То есть все это смешивается. То есть причина смешивается с сопутствующим фактором.
Если по человек едет по своей полосе, никого не трогает и у него не горит одна фара, а в него со встречки влетает другая машина, то в этом случае, если установят, что фара у машины не горела, это будет зафиксировано в протоколе. Но это не являлось причиной аварии. Человек ехал, никого не трогал. Поэтому у нас железобетонной статистики нет, по которой мы могли бы сказать, сколько вот таких аварий по причине неисправности, неисправного света. Но можно предположить, что таких аварий какое-то количество есть.
Вообще, у автомобилей должен быть хороший свет — это железобетонно. Машину должно быть видно. И водителю, который едет в этом автомобиле, должно быть все видно, особенно в зимнее время суток. Вот мы сейчас полгода живем в темное время суток, в плохих погодных условиях, с осадками. Когда человек едет и у него плохой свет, он ни черта не видит. Конечно, это плохо и это может привести к аварии, безусловно.
Сейчас на большинстве современных автомобилей срабатывает автоматика. Есть машины, на которых можно отключить свет, а есть машины, на которых нельзя. Если вы заводите двигатель, то у вас все равно какой-то свет горит, как правило. Я вот сейчас еду на отечественном автомобиле, и здесь вообще невозможно выключить свет, потому что либо габариты горят, либо ближний. Если на автомате заводишь машину, она все равно включает либо ДХО, либо, если темно, она включает ближний свет. Но в большинстве автомобилей действительно есть функция автоматического включения света. Однако свет можно принудительно выключить вовсе, это на большинстве машин. Человек может забыть включить автоматику и или выключить ее намеренно. Например, если человек стоит во дворе, зачем ему свет? Да, может, он просто выключил изначально, и все. А потом поехал и забыл выключить. Да, такое тоже есть, конечно.
Рифкат Минниханов — президент Академии наук РТ, директор ГБУ «БДД»:
— Автомобиль должен даже днем двигаться с включенным ближним светом или габаритами, чтобы пешеход был в безопасности. Вообще за такое (не включенные днем фары — прим. ред.) лишать прав надо… Ну это я шучу. В любом случае если есть нарушение, есть ответственность, то и законодатель ее просто так не придумывает. Значит, он исходит из той ситуации, которая есть на дорогах. Если вовремя водитель увидит приближающееся транспортное средство, особенно в темное время суток, он может принять все меры, чтобы эта машина избежала аварии.
Когда в 1997 году я стал руководить Госавтоинспекцией [Татарстана], 15 апреля все включили фары. Это цифры статистики. Правда, потом мы разрешили выключить, но года через два включили уже по всей России. И вы знаете, что конструкция всех современных автомобилей подразумевает автоматическое включение и выключение фар.
Руслан — администратор популярного канала Stop City Racing:
— Расширение фиксируемых типов нарушений — это, безусловно, хорошая тенденция. Помню, когда только вводили требование ездить с включенным ближним светом фар, автосообщество восприняло довольно критично. Однако со временем отношение изменилось, и теперь это стало привычной нормой. Это показывает, что даже изначально спорные меры могут прижиться, если они действительно полезны.
Штраф в 500 рублей за невключенные фары нельзя назвать серьезным наказанием. Но, вероятно, его основная задача — не столько наказать, сколько напомнить водителям о важности соблюдения правил. Это скорее воспитательная мера, которая помогает формировать дисциплину. Ведь даже небольшие нарушения, если их игнорировать, могут создавать опасные ситуации на дорогах.
Статистики по аварийности, связанной именно с невключенными фарами, у нас нет, но я вспоминаю случай, который произошел пару лет назад. Автомобиль выехал на полосу встречного движения для обгона и столкнулся с машиной, у которой не был включен ближний свет. Внешние факторы — цвет автомобиля, особенности местности, время суток — сыграли свою роль, и машина без фар оказалась практически незаметной. Это яркий пример того, как отсутствие включенного света может привести к трагедии. Даже в вечернее время не все водители включают фары, хотя это уже прямая угроза безопасности.
Насчет автоматики в современных автомобилях — действительно, многие машины сейчас оснащены системами автоматического включения фар или дневными ходовыми огнями. Однако это не отменяет ответственности водителя. Во-первых, автоматика может быть отключена или настроена некорректно. Во-вторых, на дорогах все еще много не самых современных автомобилей, где фары нужно включать вручную. В итоге это вопрос не только технологий, но и дисциплины.
Надеюсь, контроль за включением ближнего света — это только первый шаг к расширению списка фиксируемых нарушений. В этом году как минимум для Республики Татарстан можно ожидать, что количество типов нарушений, которые могут фиксировать камеры, увеличится. Среди ожидаемых нововведений — выявление автомобилей без полисов ОСАГО в потоке; контроль за движением по полосам, особенно при поворотах; расширение зоны действия камер, контролирующих автобусные полосы.
Эти меры помогут не только повысить безопасность на дорогах, но и улучшить общую дисциплину среди водителей. Ведь многие нарушения, которые сейчас остаются безнаказанными, создают риски и неудобства для всех участников движения.
Мы когда-то занимали 1-е место по количеству камер, но сейчас уступили эту позицию другим регионам. Честно говоря, я не обращаю внимания на камеры на дорогах, поэтому мне сложно сказать, исчезли они или нет. Однако в ближайшее время мы завершим анализ нарушений за январь 2025 года (на сегодня обработано 120 тысяч постановлений на сумму более 100 миллионов рублей) и, возможно, обнаружим новые места для установки камер, а также соберем общую статистику. Хотя уже можно сказать, что после повышения штрафов средняя сумма штрафа увеличилась примерно в 2 раза.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 54
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.