«Естественно, это удлиняет рейс на 30−40 минут в одну сторону и влечет дополнительные расходы для компании», — признают в Uzbekistan Airways, где на этой неделе объявили о том, что отныне летают в Европу, минуя воздушное пространство России и Беларуси. Так перевозчик решил выполнить рекомендации европейского агентства по авиационной безопасности, впрочем, не носящие обязательного характера, которые игнорируются, например, авиакомпаниями из Китая или Персидского залива. О логике решения Uzbekistan Airways и проблемах, которые испытывают европейские гиганты рынка по причине закрытого для них российского неба, — в материале автора «БИЗНЕС Online», востоковеда Азата Ахунова.
«В минувшую пятницу национальный перевозчик Uzbekistan Airways объявил, что с 20 января все рейсы авиакомпании в Европу больше не пролегают через воздушное пространство России и Беларуси»
«Мы не повышали тарифы»
Узбекские самолеты резко сменили курс. Можно сказать, прямо в воздухе. В минувшую пятницу национальный перевозчик Uzbekistan Airways объявил, что с 20 января все рейсы авиакомпании в Европу больше не пролегают через воздушное пространство России и Беларуси. Вместо этого самолеты теперь летают южнее, через Азербайджан и Турцию. Решение об этом было официально озвучено на пресс-конференции, посвященной 33-летию авиаперевозчика, и сразу же вызвало вопросы.
Казалось бы, понятный шаг. Власти Узбекистана объясняют решение соображениями безопасности. Однако есть одно но. Все рейсы в российские города продолжают выполняться. Причем речь идет о более чем 15 городах, среди которых и Казань, чей аэропорт теперь закрывают регулярно в связи с опасностью атак беспилотников.
Помимо этого, решение узбекской компании ведет к существенным финансовым потерям. «Естественно, это удлиняет рейс на 30−40 минут в одну сторону и влечет дополнительные расходы для компании, — отметил на пресс-конференции руководитель перевозчика Шухрат Худайкулов. — Несмотря на это, мы не повышали тарифы, потому что это форс-мажорная ситуация, и пассажир не должен за нее отвечать».
«Все рейсы в российские города продолжают выполняться»
Выиграют китайцы
Решение Uzbekistan Airways было встречено в Узбекистане по-разному. Часть пассажиров восприняла новость с пониманием, указывая на то, что компания должна заботиться прежде всего о безопасности. Но появились и вопросы о возможном росте цен в ближайшей перспективе. Примером тому служит ситуация с авиакомпаниями США и Европейского союза, которым пришлось менять маршруты после закрытия российского воздушного пространства в ответ на западные санкции, что привело к значительным дополнительным расходам на топливо при полетах в Азию.
Европейским перевозчикам приходится облетать Россию через Казахстан и Монголию. Например, рейс Париж – Токио теперь занимает целых 14 часов, что является рекордным показателем для данного направления. Британская Virgin Atlantic даже была вынуждена отказаться от рейсов в Гонконг из-за нерентабельности. А такие крупные игроки, как Lufthansa и British Airways, отменили рейсы в Пекин по той же причине. В отличие от них, китайские авиакомпании продолжают пользоваться транссибирскими маршрутами и даже увеличили количество рейсов между Франкфуртом-на-Майне и Пекином до 17 в неделю. Выигрывают от сложившейся ситуации и авиакомпании стран Персидского залива, они сохраняют доступ к российскому воздушному пространству и активно используют данный маршрут для увеличения своих доходов.
Медиа в Узбекистане отмечают, что это решение может быть связано не только с безопасностью, но и с политическими и экономическими факторами. Например, некоторые эксперты указывают на возможное давление со стороны западных стран, которые могут ограничивать доступ к своим рынкам для авиакомпаний, использующих воздушное пространство России и Беларуси. Блогеры в социальных сетях также предполагают, что это может быть попыткой Узбекистана укрепить отношения с ЕС и США, избегая ассоциаций с Россией.
В принципе, председатель правления Uzbekistan Airways Худайкулов и сам особо не скрывает: «Решение об изменении маршрутов было принято на основании отчета EASA (европейского агентства по авиационной безопасности — прим. ред.)». Агентство ужесточило требования к использованию воздушного пространства России, опубликовав 9 января пресс-релиз, в котором рекомендовалось избегать полетов «на всех уровнях» в российском воздушном пространстве к западу от 60-го меридиана восточной долготы. Проще говоря, это означает запрет на полеты над территорией, примерно расположенной западнее Уральских гор.
В EASA указали, что на данный момент ни одна европейская авиакомпания не совершает полеты над Россией, которая закрыла свое воздушное пространство для европейских перевозчиков в феврале 2022 года в ответ на аналогичные меры против российских самолетов. Однако некоторые авиакомпании из третьих стран все еще пользуются российским небом. Для таких случаев в пресс-релизе содержатся особые указания: новые правила касаются тех авиакомпаний, которые имеют разрешение от EASA на выполнение рейсов «в, из и внутри ЕС». Uzbekistan Airways получила подобное разрешение 10 лет назад, и теперь у европейских властей есть возможность оказывать давление на компанию. В противном случае существует угроза отзыва лицензии. В качестве примера можно привести Киргизию, которая была включена в черный список в 2006 году и до сих пор не может получить разрешение на полеты в вожделенную Европу.
Uzbekistan Airways предпочла не вступать в споры с европейскими властями и оперативно выполнила предписания, несмотря на то что они носили рекомендательный характер. Вряд ли стоит ожидать, что китайские авиакомпании или авиаперевозчики из ОАЭ и Катара, которые используют российское воздушное пространство для полетов в Европу и США, последуют этим рекомендациям. Ведь в таком случае может остановиться весь воздушный трафик между Европой и Юго-Восточной Азией. Кроме того, оказать давление на эти компании гораздо сложнее — они принадлежат к другой весовой категории. Отметим, что ни одна из перечисленных авиакомпаний пока не объявила о намерении изменить свои маршруты.
Стюардесса Uzbekistan Airways
Четыре страны на европейском направлении
Хотелось бы, пользуясь случаем, поделиться и собственными опытом. Будучи достаточно продвинутым потребителем услуг Uzbekistan Airways (в Узбекистане ее любя называют «Хавошка» от узбекского названия варианта компании — Oʻzbekiston havo yoʻllari), немало летал международными и внутренними рейсами данной компании, могу сказать о ней только хорошее. Компания использует современные и комфортабельные самолеты, включая передовые модели, такие как Boeing Dreamliner (как правило, для дальних полетов в Северную Америку и Юго-Западную Азию). Экипажи всегда профессиональные, а бортпроводники всегда вежливые и приветливые.
Особое внимание заслуживает бортовое питание, которое отличается национальным колоритом. Сегодня качественное питание в экономклассе — настоящая редкость даже среди крупнейших и самых известных авиакомпаний.
Цены на билеты далеко не бюджетные, но подъемные. Uzbekistan Airways — единственная среди стран СНГ авиакомпания, которая совершает регулярные рейсы в США (через территорию России). Азербайджанская AZAL свернула нью-йоркское направление еще в 2020-м и так не возобновила. Казахстан уже долгие годы безуспешно пытается получить разрешение на полеты в США, сталкиваясь с новыми требованиями по безопасности.
«Особое внимание заслуживает бортовое питание, которое отличается национальным колоритом»
На европейском направлении деятельности компании представлены всего четыре страны, с которыми осуществляются регулярные рейсы: Великобритания (Лондон), Германия (Франкфурт и Мюнхен), Франция (Париж) и Латвия (Рига). В Италию и Чехию организуются чартеры в пик сезона. Уже началась продажа билетов на новый маршрут Ташкент – Мадрид, а также анонсированы планы по открытию рейсов в Швейцарию.
Однако стоит признать, что большинство этих направлений едва ли приносят значительную прибыль компании. Скорее это дело престижа. Европейские государства крайне редко выдают шенгенские и национальные визы гражданам Узбекистана, а попытки перенаправления миграционных потоков в Великобританию и Германию оказались неудачными. В отличие от этого, американское направление стабильно востребовано — в США проживает крупная диаспора выходцев из Узбекистана, значительная часть которых — бухарские евреи (около 60 тыс. человек проживают в США и Канаде).
«Основной доход компании обеспечивают популярные среди граждан стран СНГ направления: Турция, Объединенные Арабские Эмираты, Таиланд, Вьетнам»
«Главным источником дохода для узбекской авиакомпании остается Россия»
Основной доход компании обеспечивают популярные среди граждан стран СНГ направления: Турция, Объединенные Арабские Эмираты, Таиланд, Вьетнам — то есть страны, куда узбекистанцы могут въезжать без виз. Значительный поток пассажиров направляется в Южную Корею, где работают многие узбекские трудовые мигранты, а также благодаря этническим корейцам, которых немало живет в стране.
Безусловно, главным источником дохода для узбекской авиакомпании остается Россия. Хотя конкретные цифры не разглашаются, обширная маршрутная сеть и большое количество рейсов говорят сами за себя. Министерство транспорта Узбекистана прогнозирует, что пассажиропоток на российском направлении сохранит или даже увеличит объемы, поскольку значительный миграционный и туристический поток продолжает расти. Более того, Uzbekistan Airways и другие узбекские авиакомпании, такие как лоукостеры Qanot Sharq и Centrum Air, не только не сократили количество рейсов, но и заявили о планах увеличить их число на ряде маршрутов в Российскую Федерацию.
Узбекистану приходится лавировать между различными центрами влияния. В то время как в России уже мало кто придает значение «европейским ценностям» и эпоха восхищения Западом сменилась более взвешенным взглядом, в Узбекистане по-прежнему стремятся жить «как в Европе».
Рассматривая ситуацию шире, отказ от полетов через воздушное пространство России и Беларуси свидетельствует о том, что в гражданской авиации, особенно среди авиакомпаний из постсоветских стран, усиливается ориентация на европейские и международные стандарты безопасности. В будущем это может отразиться и на конкуренции на рынке: маршрутный выбор, соответствие рекомендациям EASA, а также политическая «нейтральность» станут дополнительными козырями для Uzbekistan Airways в борьбе за международного пассажира. Впрочем, есть и сомнения. Попытки Ташкента стать альтернативным хабом для россиян, лишенных прямых рейсов в ЕС, пока не оправдались: конкуренцию перехватывают Стамбул, Дубай и Ереван, где логистика отлажена лучше.
При этом заигрывание с Европой, двойная игра может усложнить отношения с традиционными партнерами, есть риск потерять и обширный российский рынок, который пока для компании критически важен. Как совместить эти противоречия? Попытки угодить и Востоку, и Западу напоминают стратегию Турции, которая десятилетиями балансирует между НАТО и Россией. Но Анкара опирается на мощную инфраструктуру и географию, тогда как Узбекистан — постсоветская страна, которая только встает на ноги и имеет несколько «старших братьев», — вынужден действовать тоньше.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 34
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.