«Хороший программист может получать сотни тысяч рублей и работать, откуда хочет, а учитель информатики может получать в несколько раз меньше. Хотя бы такими мерами этот перекос нужно стараться сглаживать», — рассуждают представители отрасли образования о новых мерах грантовой поддержки для учителей в РТ. В рамках проекта «Физико-математический прорыв» республика планирует распределить 75 млн рублей между 350 учителями математики, физики и информатики, которые готовят Татарстану будущий цвет IT-индустрии. О том, кому и за что достанется грант и как сами представители отрасли оценивают меру поддержки рублем, — в материале «БИЗНЕС Online».
Проект Александра Гасникова «Физико-математический прорыв» обретает финансовый фундамент. Школьники за результаты по физике, математике и информатике могут получить по 57,5 тыс. рублей
За что получат математические гранты школы, учителя и ученики?
Проект ректора Университета Иннополис Александра Гасникова «Физико-математический прорыв» обретает под собой финансовый фундамент. На прошлой неделе стало известно о проекте постановления о выплатах школьникам за результативное изучение физики, математики и информатики — 200 учащихся с 5-го по 11-й класс могут получить по 57,5 тыс. рублей, если показывают хорошую успеваемость по предмету, участвуют в профильных олимпиадах, фестивалях, занимаются в физмат-кружках и т. д.
А 29 января свет увидел проект постановления о грантовой поддержке педагогов — со вчерашнего дня документ проходит антикоррупционную экспертизу. Согласно проекту, на грант могут претендовать три категории педагогов, выплачиваться он будет из средств республиканского бюджета, а контролировать исполнение постановления будет региональное минобрнауки. Всего республика выделит 75 млн рублей, чтобы поощрить 350 педагогов.
Учителям и руководителям кружков по физике, математике, информатике в муниципальных и общеобразовательных школах Татарстана. В документе предусмотрены три категории педагогов, которые могут претендовать на прибавку к зарплате:
1. «Учитель физики, математики и (или) информатики»: учителя первой или высшей категории со стажем работы не менее пяти лет на момент подачи заявки, которые работают на полную ставку или являются учителями по «совместительству» на полставки.
Таких грантов предусмотрено не более сотни, каждый — на 300 тыс. рублей, выплачиваться он будет единовременно.
2. «Молодой учитель физики, математики и (или) информатики»: учителя со стажем работы менее пяти лет на момент подачи заявки, которые работают на полную ставку или являются учителями по «совместительству» на полставки.
Предусмотрено не более 150 грантов по 240 тыс. рублей, также единовременной выплатой.
3. «Учитель – руководитель кружка „Физико-математический прорыв“»: также учителя на полставки или на полную ставку, которые ведут кружки допобразования по математике и (или) физике в государственных и (или) муниципальных общеобразовательных организациях республики для 5–7-х классов.
Для них предусмотрено не более 100 грантов с единоразовой выплатой в 90 тыс. рублей.
Предполагается, что на получение грантов будет объявлен соответствующий конкурс. Оценивать соискателей будут прежде всего по наличию победителей или призеров олимпиад (не ниже республиканского уровня), победителей и (или) призеров конкурсов, входящих в перечень олимпиад и иных интеллектуальных конкурсов, утверждаемых минпросвещения России, 9-классников, которые занимались по программам углубленного изучения физики и математики и получили отлично на ОГЭ по этим предметам, а также 11-классников, которые сдали профильную физику или профильную математику на 80+ баллов.
Кроме того, у претендента на грант не должно быть в послужном списке учеников, которые не преодолели минимальный порог по баллам по математике, физике, информатике и информационным технологиям по результатам ЕГЭ 2024/2025 годов.
В рамках «прорыва» предполагается также грантовая поддержка школам республики. Руководитель пресс-службы минобрнауки РТ Алсу Мухаметова сообщила, что номинаций для школ будет две — за реализацию программы физико-математических классов в общеобразовательной организации 20 школ республики получат по 600 тыс. рублей. Еще 20 школ получат по миллиону рублей «За достижение высоких результатов обучающихся в области физики, математики и (или) информатики». Но «Физмат-прорыв» — это не только про деньги.
Проект рассчитан на три года. За это время будет создано 60 новых физико-математических классов и 300 кружков. И главное — будет уже проверенная методика
Кружки по математике, цикл лекций и гранты школам: как в Татарстане поднимают физико-математическое образование?
«Самый большой провал, как отмечают педагоги, социологи и психологи, происходит, когда ребенок переходит из начальной школы в среднее звено. У него появляется много предметов, другие учителя, и школьник теряется, у него падают автоматические навыки, интерес к учебе. В результате к окончанию школы дети не выбирают профильную математику, а это означает, что они не поступят в вуз на инженерные специальности. И для нас главное — показать, что математика в 5–6-м классе — это не страшно, не больно, не скучно, а интересно», — объясняет Татьяна Камалетдинова, заместитель проректора Университета Иннополис, руководитель проекта «Физмат-прорыв».
По ее словам, до этого проекта основное усилие государства было направлено на поддержку олимпиадников. Татарстан тут хорош — республика на 3-м месте в РФ по олимпиадным позициям по математике, но в олимпиадах побеждают 0,5% школьников, они погоды не сделают. «Физмат-прорыв» направлен на массовую школу. И для этого, помимо грантов, подключается сразу ряд инструментов.
Кружки для 5–7-х классов — нового вида. Их ведет школьный учитель, но один раз в неделю к каждому ребенку присоединяется либо олимпиадник высокого звена (не ниже победителя региональной олимпиады), либо студент-высокобалльник. Они разбирают с каждым ребенком решение интересных олимпиадных задач. «За четыре месяца количество участников открытой олимпиады, проводимой Казанью, из числа школьников среднего звена увеличилось в несколько раз. Был от района один призер, а стало 18!» — фиксирует первые успехи Камалетдинова. Уже работают 100 таких кружков, по данным минобрнауки РТ, в них занимаются 1 083 школьника.
Дополнительные физико-математические классы. В Татарстане открыто их всего 20 (охватывают с 7-го по 9-й классы): 13 в районах, 4 в Казани и 3 в Челнах, всего в них обучаются 474 школьника. «Такие профильные классы работают по методике Ивана Ященко — руководителя московского центра непрерывного математического образования. Москвичи выступают менторами и помогают руководителям этих классов, для детей закуплены все необходимые учебники. Измеримые результаты мы получим по итогам весенних проверочных работ, но сомнений в том, что результаты улучшатся, нет: в Москве эта методика позволила значительно повысить уровень знаний», — объясняет руководитель проекта.
Популяризация математики как науки. Лекции самого Гасникова и известнейших математиков, включая Андрея Райгородского, Николая Андреева, Алексея Савватеева, уже охватили районные школы в самых разных уголках Татарстана. Ученые выступали в Кайбицком, Буинском, Сабинском, Кукморском, Алексеевском, Тюлячинском районах, объехали юго-восток Татарстана.
20 школ станут ресурсными центрами — на их базе будут проводиться встречи ведущих педагогов, методистов с молодыми учителями.
Проект рассчитан на три года. За это время будет создано 60 новых физико-математических классов и 300 кружков. И главное — будет уже проверенная методика.
«Будем стараться всем миром навалиться на проблему. Не везде высокое качество педагогического образования. Часто молодые учителя быстро убегают из школы и выбирают другой путь. Поэтому мы постараемся выстроить систему, где более опытные наставники и методисты будут помогать молодежи. Потому что, как бы мы ни прыгали, сколько денег бы власти ни давали школе, если педагог не хочет или не может — ничего не получится», — рассуждает Камалетдинова.
Она подчеркивает, что грант в 300 тыс. для опытных учителей как раз позволит помогать молодым специалистам, поддержать их, заинтересовать и дать все необходимые материалы. «Сейчас бо́льшую часть времени у педагогов занимает репетиторство: это спокойно и денежно. Грант позволит им высвободить время, может быть, отказаться от 3–4 учеников, но передать знания начинающим педагогам. Кроме того, команда наших студентов работает над ИИ-платформой – помощником учителя, чтобы у всех учителей, неважно, участвуют они в кружках и профильных классах или нет, были интересные учебные материалы и задачи», — заключает она.
Интересно, что Гасников в декабре на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным рассказал об этой программе, предложив ее масштабировать и в другие регионы на условиях софинансирования. «Мы это сделаем легко с уровня администрации. Это просто администрация со своими соответствующими коллегами в регионах проработает, эти сигнальчики мы им пошлем», — ответил президент ректору Иннополиса.
Павел Шмаков: «Это же школьный проект для детей и для учителей, и об этом никто толком не знает. Я знаю, потому что у меня просто свои каналы информации есть. Я специально пригласил руководителя Иннополиса к нам в гости. Мне это интересно, но люди живут медленно, им интересны другие вещи»
«Хочу слышать истории, что учитель зарабатывает 350 тысяч рублей»
«Я в курсе этого проекта. Хороший проект, полезный. Грустно, что этим раньше никто не занимался, грустно, что в нашей стране приходится делать все искусственно», — рассуждает директор школы «СОлНЦе» Павел Шмаков. Прогнозировать успех затеи он не берется: многое будет зависеть от реализации проекта и его поддержки на различных уровнях.
«Это же надо организовывать, само собой это не делается. Информатика популярна прежде всего потому, что там платят большие деньги. За физику, математику и денег не платят, и непопулярны они. Потому очень много зависит от того, как это будет делаться. Пока это делается некачественно, чисто „сверху“. А нужно широкие обсуждения проводить, приходить в школу. Это же школьный проект для детей и для учителей, и об этом никто толком не знает. Я знаю, потому что у меня просто свои каналы информации есть. Я специально пригласил руководителя Иннополиса к нам в гости. Мне это интересно, но люди живут медленно, им интересны другие вещи», — рассуждает Шмаков.
Что же касается мер поддержки для педагогов и детей, то опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты сошлись на том, что в моменте подобные решения способны улучшить общую ситуацию, однако только грантами дело не обойдется.
Нияз Гафиятуллин: «Я бы делал упор на учителей, их не хватает. В решении этой задачи на первом месте — материальный вопрос. Физики, математики, информатики востребованы на рынке труда, и школа эту конкуренцию проигрывает»
Директор Международной школы в Казани Нияз Гафиятуллин вспоминает, что сам почти 20 лет назад получал грант как молодой педагог и мера поддержки лично для него была существенной. Тогда грантовая поддержка помогла привлечь в татарстанское образование немало молодых талантливых педагогов.
«Позднее, уже в должности директора школы №19 в Казани, мне этот опыт помог привлекать молодых педагогов в школу. Поэтому инструмент грантовой поддержки я считаю рабочим, — объясняет Гафиятуллин. — Хотя бы точечно мы должны работать. Специалистов не хватает, есть определенный перекос рынка: хороший информатик или программист может получать сотни тысяч рублей и работать, откуда хочет, а учителем информатики он может получать в несколько раз меньше. Хотя бы такими мерами этот перекос нужно стараться сглаживать».
По его мнению, работа с педагогическим сообществом должна стоять во главе угла: замотивировать больше детей заниматься математикой или физикой сложно, искусственно «воронку» детей, тяготеющих к естественным наукам, не нарастить. Вместе с тем в Татарстане созданы хорошие условия для развития физико-математического образования: есть профильные школы, лицеи для одаренных детей, в том числе с интернатным проживанием, строятся новые школы с современным оснащением, которые позволяют на своих мощностях развернуть и проектную, и лабораторную деятельность.
«И если посмотреть на общее число детей, которые могут поглотить такие школы, то увидим серьезное количество ребят, которые могут развиваться по направлению физики, математики, информатики. И условия для них созданы. Поэтому я бы делал упор на учителей, их не хватает. В решении этой задачи на первом месте — материальный вопрос. Физики, математики, информатики востребованы на рынке труда, и школа эту конкуренцию проигрывает. Человек, может быть, педагог в душе, но, если на другом месте работы ему предлагают зарплату в 2 раза выше, он скорее выберет не по сердцу, а исходя из интересов семьи, решения социальных вопросов», — считает Гафиятуллин.
«Поощрять только педагогов, которые готовят детей к олимпиадам, нельзя, есть учителя, работающие со «слаборазвитыми» детьми. И если у него получается чему-то научить таких детей — педагог также эффективен»
Репетитор по математике, физике и информатике Никита Балакирев считает, что экспресс-меры вроде грантовой поддержки учителей лучше, чем ничего, но, чтобы переломить ситуацию, этого недостаточно.
«Это как с подготовкой к экзамену: мозг не воспринимает информацию со скоростью ракеты, ему нужно не 10 занятий за 10 дней, а 10 занятий в течение 10 недель. Так же и здесь. Невозможно быстро набрать физиков, математиков — учителями, врачами, актерами становятся люди по призванию. Задача — сделать так, чтобы человек, который хочет работать с детьми, не выбрал другую профессию», — считает он.
Чтобы в корне переломить ситуацию и привлечь в школы талантливых педагогов, Балакирев предлагает отменить 13% НДФЛ для учителей, приравнять педагогов к сотрудникам полиции или чиновникам, чтобы повысить их социальный рейтинг. Третья мера — повысить зарплаты учителям. Такой подход, по мнению Балакирева, должен распространяться на всю страну.
«Есть расхожее убеждение: „Хотите, чтобы вашему ребенку не повезло? Пусть работает учителем!“ Надо менять парадигму, что учитель — это неудачник. Если уходить от нее отменой налогов, приравниванием учителя к статусу чиновника, постепенно, в течение лет 10, выправится ситуация, и учитель в школе будет восприниматься человеком, который вносит весомый вклад в жизнь общества», — объясняет Балакирев.
Важно также уйти от системы рейтингов и сосредоточиться на комплексном анализе эффективности учителя. Поощрять только педагогов, которые готовят детей к олимпиадам, нельзя, считает преподаватель, есть учителя, работающие со «слаборазвитыми» детьми. И если у него получается чему-то научить таких детей — педагог также эффективен.
«Возможно, стоит выработать систему комплексного анализа по остаточным знаниям учеников и тому, куда эти ученики потом устраиваются. А не по тому, как ученики ЕГЭ сдают. А то знаете, как бывает: учитель сидит за столом, ничего не делает, а его ученики на уроках учебник читают или на телефоне играют, а после школы ходят по репетиторам, сдают ЕГЭ на высокие баллы. Но премию за результат получает учитель. А все эти прорывы, пятилетку за три года — это так не работает. Если вы 30 лет забивали болт на систему образования, учителей и ученых ни во что не ставили, то и выправить ситуацию быстро нельзя. Нужен комплекс мер. Знаете, я хочу слышать истории, что учитель в 131-м лицее, например, зарабатывает 350 тысяч рублей. Или, как в Москве, есть гимназии, где учителя зарабатывают хорошо и ездят на BMW X5. Это запах успеха», — рассуждает Балакирев.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 44
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.