«Злой город» — главная киноновинка недели в России «Злой город» — главная киноновинка недели в России Фото: © Кирилл Каллиников, РИА «Новости»

«Батый не просто абстрактный захватчик, а мощный, сложный персонаж»

«Я считаю, что важно разделять исторические факты и современную политику, — рассказал „БИЗНЕС Online“ режиссер фильма „Злой город“ Константин Буслов (брат автора „Бумера“ Петра Буслова). — Мы показываем события XIII века, в которых захватчики, разумеется, были врагами Руси. Это не вопрос национальностей, а вопрос конкретного исторического контекста. В фильме мы старались избегать стереотипов и делать персонажей максимально живыми, чтобы зритель видел не карикатуру, а людей со своими целями, эмоциями и судьбами».

Картина, вышедшая сегодня в широкий российский прокат, — очередная попытка осмыслить непростые события середины XIII века, а именно завоевания Руси монгольским войском. Причем попытка с вполне солидными средствами: в интернете фигурирует цифра бюджета ленты — 830 млн рублей. Сама тема, которая нынче стала поводом для ярких интернет-споров не последних интеллектуалов, затмила даже кастинг «Злого города», где главную женскую роль играет молодая актриса Леонела Мантурова — дочь первого вице-премьера РФ Дениса Мантурова.

Фильм описывает известные события, изложенные в школьных учебниках, когда в 1238 году многочисленное войско Золотой Орды в течение двух месяцев атаковало маленький русский город Козельск. К тому моменту уже были взяты Москва, Рязань, Торжок, Владимир, но именно здесь пришлось сделать незапланированную «остановку». «После этой битвы хан Батый повелел навеки забыть его имя и отныне именовать Злым городом», — звучит в аннотации к картине.

Главную женскую роль играет молодая актриса Леонела Мантурова — дочь первого вице-премьера РФ Дениса Мантурова Главную женскую роль играет молодая актриса Леонела Мантурова — дочь первого вице-премьера РФ Дениса Мантурова Фото: © Екатерина Чеснокова, РИА «Новости»

Подготовка к съемкам шла два года, в разговоре с «БИЗНЕС Online» Константин Буслов поделился, что историческая достоверность была в приоритете, велись консультации с экспертами, но в художественном кино невозможно полностью избежать интерпретаций. Однако цель не менялась — передать дух эпохи с максимальной точностью.

«Мне всегда было интересно погружаться в более ранние исторические эпохи, выходить за рамки традиционно освещаемых тем, таких как Великая Отечественная война, — говорит собеседник газеты. — Когда мне попал в руки сценарий, я понял, что эта история обладает невероятной силой и драматизмом. Подвиг защитников Козельска, державших оборону 49 дней, показался мне недооцененным, хотя по своей масштабности и героизму он заслуживает внимания не меньше, чем знаменитые сражения».


При этом, по словам режиссера, «в фильме нет обезличенного образа врага». «У нас есть несколько ключевых персонажей со стороны Орды, и каждый из них обладает своей мотивацией и характером, — сказал Буслов „БИЗНЕС Online“. — Батый не просто абстрактный захватчик, а мощный, сложный персонаж, которого блестяще исполнил Василий Борисов. У него есть свои принципы, цели, логика действий. Есть также Тамача — архетипическое зло, хитрый и жесткий стратег. Все они разные, и каждый по-своему аутентичен».

Съемки проходили в Подмосковье и Тверской области. Создатели картины построили полномасштабную декорацию Козельска с 40 полноценными строениями: деревянными избами, дворами, церковью, княжеским домом и другими элементами. Окружает город 12-метровая бревенчатая стена с частоколом и ров с водой пятиметровой ширины. Костюмы героев шились вручную из натуральных тканей и мехов, а такие элементы, как сундуки, подсвечники и даже глиняная посуда, изготавливались по историческим образцам.

Героиня Мантуровой — «киборг-убийца»

Что же мы увидели в фильме, предпремьерный показ которого состоялся в Казани накануне вечером? Город-крепость Козельск проживает относительно для XIII века свои мирные дни: ярмарка, кулачные бои, тренировки на мечах, борьба за сердце первой красавицы Весняны (Мантурова) между десятником дружины Лютобором (Владимир Любимцев) и Могутой (Александр Метелкин). Внук князя Мстислава Святославича, погибшего в 1223 году в битве с татаро-монголами на Калке, 12-летний князь Василий (Митя Махонин) пытается доказать двору, что он не глупый мальчишка и может решать вполне взрослые княжеские дела. И где-то далеко в теплой юрте Батый готовится к осаде города, чьи воины во главе с Тамачой (Дмитрий Алексеев) по пути разоряют поселения по приказу «вырезать всех женщин и детей».

 Алексей Гуськов Алексей Гуськов Фото: © Кирилл Каллиников, РИА «Новости»

В одной из деревень с мольбой не убивать людей на колени падает центральный персонаж картины — монах Ратша (Алексей Гуськов). Причем просьбы его звучат не на русском языке, а на монгольском! Выясняется, что до пострига Ратша был козельским сотенником, сдался в плен монголам, служил нукером у полководца Субэдэя (Герасим Васильев), от которого потом убежал. А теперь монах поменял рясу на кольчугу и вместе с братом по вере Берендеем (Алексей Шевченков), собрав ватагу местных разбойников, превратил их в «элитный отряд спецназа», устраивающий диверсии в тылу врага.

Но даже их смелость меркнет перед храбростью Весняны, которую похищают монголы, насилуют чуть ли не всей гурьбой, после чего она из милой девушки превращается в хладнокровного воина. Героиня Мантуровой спасает из плена себя и своего жениха, после чего наравне с мужчинами встает на защиту города. Режиссер слепил из нее образ и Родины-матери, и чудо-женщины. Причем стоит отдать должное Мантуровой, которая, не имея актерского образования (эта роль вторая в ее карьере), была вполне убедительна на экране.

Расположенный на возвышенности в окружении рек и болот Козельск стал естественной крепостью, дал преимущество защищающимся, на экране демонстрировавшим мужество, граничащее с безумием. В итоге Батый в ярости от понесенных потерь назвал Козельск Злым городом и все же сжег его дотла.

 Искандер Измайлов: « Исторические детали соблюдены, костюмы очень хороши, как и декорации. Но, чтобы признать этот фильм творческой удачей мне не хватило многих деталей: для фэнтези он очень историчен, а для исторического кино слишком условен» Искандер Измайлов: «Исторические детали соблюдены, костюмы очень хороши, как и декорации. Но чтобы признать этот фильм творческой удачей, мне не хватило многих деталей: для фэнтези он очень историчен, а для исторического кино слишком условен» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Казани ничто не мешает снять, условно, фильм об обороне Болгара»

«Фильм мне в целом понравился», — отметил ведущий научный сотрудник Института истории им. Марджани АН РТ Искандер Измайлов. По его словам, сюжет прост, но таков выбор сценаристов и режиссера — выпрямить его, сделав простым и пафосным, но зрелище есть.

«Хотя какой-то интриги хотелось бы. Исторические детали соблюдены, костюмы очень хороши, как и декорации, — рассказал нашему корреспонденту Измайлов. — Но чтобы признать этот фильм творческой удачей, мне не хватило многих деталей: для фэнтези он очень историчен, а для исторического кино слишком условен. Все-таки наше историческое кино никак не выйдет из жанра „пеплумов“. В плане картинки подражать Голливуду научились, а вот построить внятный сюжет и интригу пока не получается».

«Не только в нашем кино и не только касаемо Золотой Орды, но за последние 20 лет произошла, на мой взгляд, очень странная метаморфоза: историческое кино фактически превратилось в фэнтези, — обратил внимание в разговоре с „БИЗНЕС Online“ кинокритик Сергей Анашкин. — Поэтому даже реальные исторические события адаптируются так, чтобы напоминать волшебные истории. Все становится более гламурным, ярким, похожим на, повторю, фэнтези, иначе зритель не пойдет».

А казанский киновед Адиля Хайбуллина считает, что фильмы о Золотой Орде нужно снимать с бо́льшим размахом, находя нетривиальные подходы, а пока на экранах Орда — это демоническая сила, которая порабощает, разрушает, грабит, у нее есть грандиозный план покорения мира. «Интересно было бы либо уйти в утрирование этого зла и актуализировать тему, потому что подобные захватничества случались в мировой истории, либо поискать в ней что-то новое, применить новую оптику», — уверена спикер.

 Киновед Адиля Хайбуллина считает, что фильмы о Золотой Орде нужно снимать с большим размахом, находя нетривиальный подходы, а пока на экранах Орда — это демоническая сила, которая порабощает, разрушает, грабит, у нее есть грандиозный план покорения мира Киновед Адиля Хайбуллина считает, что фильмы о Золотой Орде нужно снимать с бо́льшим размахом, находя нетривиальные подходы, а пока на экранах Орда — это демоническая сила, которая порабощает, разрушает, грабит, у нее есть грандиозный план покорения мира Фото: стоп-кадр трейлера

В любом случае, судя по всему, скандала на национальной почве со «Злым городом» не получилось. Правда, политолог Алексей Чадаев в разговоре с «БИЗНЕС Online» удивился, почему вообще у казанских татар возникает стремление ассоциировать себя с Золотой Ордой, учитывая, что Волжская Булгария пострадала от монгольского нашествия не меньше, чем Русь. Он считает, что идея о противостоянии русских и татар в XIII веке не совсем корректна, поскольку обе стороны пережили одни и те же бедствия. Главный вывод из истории Батыя, по его мнению, прост: разрозненные княжества не могли дать отпор захватчикам, тогда как единое государство смогло бы выстоять.

«С одной стороны, нельзя превращать историю в пропаганду. Это прямой путь к институтам памяти, как у наших западных соседей, — говорит Чадаев. — С другой стороны, историю надо так подавать, чтобы у аудитории возникали адекватные установки, акценты и восприятие. Здесь нужно проходить буквально между Сциллой и Харибдой. При этом Казани ничто не мешает снять, условно, фильм об обороне Болгара, сюжет будет не хуже, чем о Козельске».

 Политолог Алексей Чадаев в разговоре с «БИЗНЕС Online» удивился, почему вообще у казанских татар возникает стремление ассоциировать себя с Золотой Ордой, учитывая, что Волжская Булгария пострадала от монгольского нашествия не меньше, чем Русь Политолог Алексей Чадаев в разговоре с «БИЗНЕС Online» удивился, почему вообще у казанских татар возникает стремление ассоциировать себя с Золотой Ордой, учитывая, что Волжская Булгария пострадала от монгольского нашествия не меньше, чем Русь Фото: «БИЗНЕС Online»

«Любой фильм — это политический заказ, — напоминает первый зампредседателя ДУМ РФ Дамир Мухетдинов. — У нас восприятие Александра Невского такое, как его показал Эйзенштейн. И фразы, которые не говорил Невский, мы приписали ему. Это же кино, великий инструментарий, великое оружие XX–XXI веков. Вспомнить самых древних авторов, например Аристотеля, то, как они делили мир на цивилизованный и варварский. И мы далеко не ушли: у кого власть, тот и диктует политику». Дамир хазрат напоминает, что в Казахстане тема Орды интегрирована в государственную повестку и по данному вопросу активно высказывается местный кинематограф.

Мухетдинов добавляет, что исторические фильмы нередко формируют образ врага, преподнося его в примитивном и карикатурном виде. Поэтому татарстанским режиссерам в таком случае следует самим снимать альтернативные версии, считают эксперты. Например, картина об обороне Казани в 1552 году, подвиге Кул Шарифа или Сююмбике. «Вроде бы Сююмбике в памяти народа занимает особое место, а даже памятник казанской царице так и не установлен. То есть проблема в том, что мы не порождаем смыслы, которые показывали бы историю в фокусе нашего зрения, нашего восприятия», — подытожил наш собеседник.