Открытие нового здания Татарского государственного академического театра имени Галиасгара Камала в январе 2025 года стало не только культурным событием для Казани, но и важной вехой в области архитектурных решений, демонстрирующих возможности инновационного остекления. Как стекло превратилось в основной элемент облика театра и помогло реализовать смелую концепцию его создателей — в нашем материале.
Ледяные кристаллы Камаловского
Новая визитная карточка Казани — здание татарского театра им. Г. Камала — торжественно распахнула свои двери 20 января. Театр оказался беспрецедентным проектом как по скорости строительства в условиях санкций (строили чуть больше года), так и с точки зрения архитектуры — еще по итогам международного конкурса по выбору облика театра три года назад было понятно: если удастся реализовать смелую задумку со стеклянным фасадом на озере Кабан, аналогов проекту в мире точно не будет. И вот свершилось.
В феврале 2022 года международный конкурс на архитектурную концепцию нового здания театра им. Г. Камала выиграл консорциум в составе Wowhaus (Москва), Kengo Kuma and Associates (Япония), Werner Sobek (Германия) и ПТАМ Германа Бакулина (Казань). Архитектурный проект создан бюро Wowhaus в сотрудничестве с Kengo Kuma and Associates. В нем важно было сохранить национальный характер театра, придав ему отсылки к образам старого здания, стрел и минаретов, подчеркивающих культуру и традиции Татарстана.
Кроме того, образ театра отражает уникальное природное явление — «ледяные цветы», кристаллы, которые зимой появляются на поверхности Кабана, так что внешне здание напоминает большую глыбу льда. Однако массивную треугольную форму архитекторы превратили в более проницаемую, легкую и парящую — благодаря стеклянному фасаду.
Олег Шапиро, партнер архитектурного бюро Wowhaus, один из авторов проекта
«В театре Камала стекло сыграло ключевую роль в реализации идеи художественного образа здания, вдохновленного ледяными цветами, которые при определенном сочетании температур воздуха и воды образуются зимой на озере Кабан, — говорит Олег Шапиро, партнер архитектурного бюро Wowhaus, один из авторов проекта. — Сложно представить другой материал, который так точно мог бы передать эту архитектурную идею».
Сложная геометрия предполагала нестандартные подходы к остеклению здания. Подходящее сверхгабаритное стекло, имеющее все характеристики, заложенные в проекте, нашлось на российском рынке.
«Перед нами стояла задача показать чистоту льда и создать эффект слияния с окружающей природой, задуманный архитекторами. Для этого мы использовали просветленное стекло Larta UltraClear — это наш новый продукт, и театр им. Камала — один из первых проектов с его использованием, — рассказывает менеджер по архитектурным проектам Larta Glass Зухра Гаязова. — Прозрачность достигается за счет уникальной технологии: при производстве используется песок с пониженным содержанием железа. В результате получается по-настоящему просветленное стекло, которое соответствует ГОСТу как особо прозрачное, с максимальным коэффициентом светопропускания».
Зухра Гаязова, менеджер по архитектурным проектам Larta Glass
В этом проекте стекло и алюминий идеально дополняют друг друга. Получился динамичный силуэт здания, где взаимодействуют стеклянные фасады и кровли из сложно окрашенного алюминия, который воспринимает и отражает свет. «Этот визуальный эффект позволяет растворить огромный объем здания в окружающей природной среде, погрузить его в городской ландшафт. Ежедневно треугольные элементы фасада отражают закаты, восходы и рябь на озере», — говорит Шапиро.
Larta Glass — эксперт в области стекольного производства и один из крупнейших производителей листового стекла, стекла с покрытием и зеркала в странах СНГ. По данным Росстата, это лидер по объемам производства листового стекла, на ноябрь 2024 года компания выпускает свыше 30% всего стекла в РФ. Портфель инновационных продуктов компании включает сверхгабаритное, просветленное стекло. Три завода компании в Рязани, Раменском и Ростовской области входят в число самых современных предприятий по производству листового стекла в России.
Театр им. Г. Камала — это первый реализованный проект со сверхгабаритным просветленным стеклом Larta Glass
Больше света — меньше теплопотерь
Раньше, когда стекло было простым светопропускающим материалом, количество этого материала в зданиях ограничивалось соображениями энергоэффективности. Считалось, что чем меньше стекла, тем меньше потерь тепла зимой и перегрева помещения летом.
«Специальные покрытия и многослойные конструкции позволили снять ограничения. Сейчас использование стекла в строительстве определяется его качеством, физическими и эстетическими возможностями. Вместе с тем это очень качественный и красивый, практически идеальный материал, который позволяет реализовывать самые смелые архитектурные идеи», — говорит Шапиро.
Театр им. Г. Камала — это первый реализованный проект со сверхгабаритным просветленным стеклом Larta Glass. Специально под здание изготовили стекло в формате оверсайз, более 7 метров в длину. По словам Гаязовой, компания Larta Glass оказалась первым производителем, выпустившим сверхгабаритное стекло с архитектурным покрытием в России. Обычный формат не превышает 6 метров в длину. Объясняется это сложностью производства и особенностями при транспортировке, переработке и эксплуатации.
Размер и прозрачность стекла были одними из основных критериев при выборе материала для реализации архитектурных задумок. Но было немало вопросов: не прогнется ли оно от снега и выдержит ли перепады температур?
«В остеклении театра им. Г. Камала использовано безопасное многослойное стекло с применением специальной пленки — триплекса. То есть даже если стекло разобьется, то осколки никуда не упадут, а останутся на самой пленке, — отмечает Гаязова. — Кроме того, закаленное стекло в составе конструкции безопасно в эксплуатации и обладает стойкостью к температурным воздействиям и перепадам температур, то есть не разрушается по причине термошока».
Основной фасад здания сделан из мультифункционального стекла LartaPro HP Neutral 60/40, которое сочетает энергоэффективность и солнцезащиту. Такое стекло пропускает много естественного света, и защищает от солнца летом, и снижает теплопотери зимой. По разным источникам, до 40% потерь тепла происходит через окна, поэтому ожидания застройщиков и архитекторов в вопросах энергоэффективности светопрозрачных конструкций — самые высокие.
«Стекло становится не просто материалом, а инструментом для воплощения самых смелых архитектурных идей»
От небоскребов «Москва-Сити» до Школы нефти в Альметьевске
Увеличение площади остекления и нейтральная эстетика стекла — новые тренды в архитектуре. Невесомые фасады зданий с эффектом отсутствия стекла способны придать каждому объекту неповторимый облик. Кроме того, технологии сегодня позволяют гнуть стекло, сохраняя его свойства. Такую технологию можно наблюдать в Альметьевске — фасад башни Высшей школы нефти выполнен как раз из моллированного стекла Larta Glass. Вогнутые и выгнутые стеклопакеты создают эффект плавных линий и придают фасаду очертания струящейся нефти.
Еще один тренд — печать на стекле. Один из проектов компании — недавно открытый новый корпус Третьяковской галереи в Москве. Изюминкой стали уникальные окна-витражи с фрагментами знаменитых полотен из коллекции галереи. Технология с применением цифровой печати на стекле превратила обычные окна в картины с шедеврами русской живописи. Похожие решения использованы при строительстве нового здания МГТУ им. Баумана, где научные формулы нанесли на центральный кластер университета.
Среди узнаваемых архитектурных объектов со стеклом Larta Glass — башни Эволюция и Neva Towers в «Москва-Сити», Дворец гимнастики Ирины Винер, кластер «Ломоносов» научно-технологической долины МГУ. В Казани же стекло Larta Glass стало украшением фасадов 20-этажной «свечки» нового кампуса энергоуниверситета, Театра кукол, гольф-клуба «Ак Барс», отелей «Ривьера» и Kravt Hotel, ЖК «Лазурные небеса», Казанского аэропорта и других проектов.
«Стекло становится не просто материалом, а инструментом для воплощения самых смелых архитектурных идей. Мы видим, как растет запрос на сложные, качественные решения, и это вдохновляет нас на новые технологические достижения», — подчеркивает Зухра Гаязова, менеджер по архитектурным проектам Larta Glass.
О гармонии стекла, инноваций и традиций на примере театра им. Г. Камала компания Larta Glass и Wowhaus расскажут 7 февраля в Казани на архитектурном форуме «Казаныш».
Сайт: www.larta.com
Зухра Гаязова, менеджер по архитектурным проектам Larta Glass региона Волга
Тел: +7 915 600 49 87
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.