Ледяные кристаллы Камаловского

Новая визитная карточка Казани — здание татарского театра им. Г. Камала — торжественно распахнула свои двери 20 января. Театр оказался беспрецедентным проектом как по скорости строительства в условиях санкций (строили чуть больше года), так и с точки зрения архитектуры — еще по итогам международного конкурса по выбору облика театра три года назад было понятно: если удастся реализовать смелую задумку со стеклянным фасадом на озере Кабан, аналогов проекту в мире точно не будет. И вот свершилось.

В феврале 2022 года международный конкурс на архитектурную концепцию нового здания театра им. Г. Камала выиграл консорциум в составе Wowhaus (Москва), Kengo Kuma and Associates (Япония), Werner Sobek (Германия) и ПТАМ Германа Бакулина (Казань). Архитектурный проект создан бюро Wowhaus в сотрудничестве с Kengo Kuma and Associates. В нем важно было сохранить национальный характер театра, придав ему отсылки к образам старого здания, стрел и минаретов, подчеркивающих культуру и традиции Татарстана.

Кроме того, образ театра отражает уникальное природное явление — «ледяные цветы», кристаллы, которые зимой появляются на поверхности Кабана, так что внешне здание напоминает большую глыбу льда. Однако массивную треугольную форму архитекторы превратили в более проницаемую, легкую и парящую — благодаря стеклянному фасаду.

Олег Шапиро, партнер архитектурного бюро Wowhaus, один из авторов проекта Олег Шапиро, партнер архитектурного бюро Wowhaus, один из авторов проекта Фото предоставлено Wowhaus 

«В театре Камала стекло сыграло ключевую роль в реализации идеи художественного образа здания, вдохновленного ледяными цветами, которые при определенном сочетании температур воздуха и воды образуются зимой на озере Кабан, — говорит Олег Шапиро, партнер архитектурного бюро Wowhaus, один из авторов проекта. — Сложно представить другой материал, который так точно мог бы передать эту архитектурную идею».

Сложная геометрия предполагала нестандартные подходы к остеклению здания. Подходящее сверхгабаритное стекло, имеющее все характеристики, заложенные в проекте, нашлось на российском рынке.

«Перед нами стояла задача показать чистоту льда и создать эффект слияния с окружающей природой, задуманный архитекторами. Для этого мы использовали просветленное стекло Larta UltraClear — это наш новый продукт, и театр им. Камала — один из первых проектов с его использованием, — рассказывает менеджер по архитектурным проектам Larta Glass Зухра Гаязова. — Прозрачность достигается за счет уникальной технологии: при производстве используется песок с пониженным содержанием железа. В результате получается по-настоящему просветленное стекло, которое соответствует ГОСТу как особо прозрачное, с максимальным коэффициентом светопропускания».

Зухра Гаязова, менеджер по архитектурным проектам Larta Glass Зухра Гаязова, менеджер по архитектурным проектам Larta Glass Фото: Сергей Елагин

В этом проекте стекло и алюминий идеально дополняют друг друга. Получился динамичный силуэт здания, где взаимодействуют стеклянные фасады и кровли из сложно окрашенного алюминия, который воспринимает и отражает свет. «Этот визуальный эффект позволяет растворить огромный объем здания в окружающей природной среде, погрузить его в городской ландшафт. Ежедневно треугольные элементы фасада отражают закаты, восходы и рябь на озере», — говорит Шапиро.

Larta Glass — эксперт в области стекольного производства и один из крупнейших производителей листового стекла, стекла с покрытием и зеркала в странах СНГ. По данным Росстата, это лидер по объемам производства листового стекла, на ноябрь 2024 года компания выпускает свыше 30% всего стекла в РФ. Портфель инновационных продуктов компании включает сверхгабаритное, просветленное стекло. Три завода компании в Рязани, Раменском и Ростовской области входят в число самых современных предприятий по производству листового стекла в России.

Театр им. Г.Камала — это первый реализованный проект со сверхгабаритным просветленным стеклом Larta Glass Театр им. Г. Камала — это первый реализованный проект со сверхгабаритным просветленным стеклом Larta Glass Фото: Сергей Елагин

Больше света — меньше теплопотерь

Раньше, когда стекло было простым светопропускающим материалом, количество этого материала в зданиях ограничивалось соображениями энергоэффективности. Считалось, что чем меньше стекла, тем меньше потерь тепла зимой и перегрева помещения летом.

«Специальные покрытия и многослойные конструкции позволили снять ограничения. Сейчас использование стекла в строительстве определяется его качеством, физическими и эстетическими возможностями. Вместе с тем это очень качественный и красивый, практически идеальный материал, который позволяет реализовывать самые смелые архитектурные идеи», — говорит Шапиро.

Театр им. Г. Камала — это первый реализованный проект со сверхгабаритным просветленным стеклом Larta Glass. Специально под здание изготовили стекло в формате оверсайз, более 7 метров в длину. По словам Гаязовой, компания Larta Glass оказалась первым производителем, выпустившим сверхгабаритное стекло с архитектурным покрытием в России. Обычный формат не превышает 6 метров в длину. Объясняется это сложностью производства и особенностями при транспортировке, переработке и эксплуатации.

Размер и прозрачность стекла были одними из основных критериев при выборе материала для реализации архитектурных задумок. Но было немало вопросов: не прогнется ли оно от снега и выдержит ли перепады температур?

«В остеклении театра им. Г. Камала использовано безопасное многослойное стекло с применением специальной пленки — триплекса. То есть даже если стекло разобьется, то осколки никуда не упадут, а останутся на самой пленке, — отмечает Гаязова. — Кроме того, закаленное стекло в составе конструкции безопасно в эксплуатации и обладает стойкостью к температурным воздействиям и перепадам температур, то есть не разрушается по причине термошока».

Основной фасад здания сделан из мультифункционального стекла LartaPro HP Neutral 60/40, которое сочетает энергоэффективность и солнцезащиту. Такое стекло пропускает много естественного света, и защищает от солнца летом, и снижает теплопотери зимой. По разным источникам, до 40% потерь тепла происходит через окна, поэтому ожидания застройщиков и архитекторов в вопросах энергоэффективности светопрозрачных конструкций — самые высокие.

«Стекло становится не просто материалом, а инструментом для воплощения самых смелых архитектурных идей» «Стекло становится не просто материалом, а инструментом для воплощения самых смелых архитектурных идей» Фото: Сергей Елагин

От небоскребов «Москва-Сити» до Школы нефти в Альметьевске

Увеличение площади остекления и нейтральная эстетика стекла — новые тренды в архитектуре. Невесомые фасады зданий с эффектом отсутствия стекла способны придать каждому объекту неповторимый облик. Кроме того, технологии сегодня позволяют гнуть стекло, сохраняя его свойства. Такую технологию можно наблюдать в Альметьевске — фасад башни Высшей школы нефти выполнен как раз из моллированного стекла Larta Glass. Вогнутые и выгнутые стеклопакеты создают эффект плавных линий и придают фасаду очертания струящейся нефти.

Еще один тренд — печать на стекле. Один из проектов компании — недавно открытый новый корпус Третьяковской галереи в Москве. Изюминкой стали уникальные окна-витражи с фрагментами знаменитых полотен из коллекции галереи. Технология с применением цифровой печати на стекле превратила обычные окна в картины с шедеврами русской живописи. Похожие решения использованы при строительстве нового здания МГТУ им. Баумана, где научные формулы нанесли на центральный кластер университета.

Среди узнаваемых архитектурных объектов со стеклом Larta Glass — башни Эволюция и Neva Towers в «Москва-Сити», Дворец гимнастики Ирины Винер, кластер «Ломоносов» научно-технологической долины МГУ. В Казани же стекло Larta Glass стало украшением фасадов 20-этажной «свечки» нового кампуса энергоуниверситета, Театра кукол, гольф-клуба «Ак Барс», отелей «Ривьера» и Kravt Hotel, ЖК «Лазурные небеса», Казанского аэропорта и других проектов.

«Стекло становится не просто материалом, а инструментом для воплощения самых смелых архитектурных идей. Мы видим, как растет запрос на сложные, качественные решения, и это вдохновляет нас на новые технологические достижения», — подчеркивает Зухра Гаязова, менеджер по архитектурным проектам Larta Glass.

О гармонии стекла, инноваций и традиций на примере театра им. Г. Камала компания Larta Glass и Wowhaus расскажут 7 февраля в Казани на архитектурном форуме «Казаныш».