По данным «Автостат Инфо», в 2024 году на отечественном рынке купили 905,9 тыс. легковых автомобилей китайских брендов По данным «Автостат Инфо», в 2024 году на отечественном рынке купили 905,9 тыс. легковых автомобилей китайских брендов

Китайский люкс теснит конкурентов

Китайские автомобили в России становятся все более популярными. По данным «Автостат Инфо», в 2024 году на отечественном рынке купили 905,9 тыс. легковых автомобилей китайских брендов. Это на 68% больше, чем в 2023-м, когда было продано 538,5 тыс. машин. Доля автомобилей из Китая на российских дорогах теперь составляет 58,4%, в то время как у российских машин 32%. Кажется, и такие внушительные показатели — это далеко не предел.

Однако надо признать, что сами китайцы у себя на родине зачастую не знают о существовании автомобилей, которые экспортируются в Россию. Они ездят на машинах тех производителей, о которых многие из нас даже не слышали, и массово пересаживаются на электромобили.

«Команда „Союз Моторс“ ездила осенью в Китай на выставку в Гуанчжоу, это крупнейшая выставка по гибридным „электричкам“. Большинство автомобилей, которые ездят по китайским дорогам, не знаю даже я. Это автомобили марок GAC, JAC, это „электрички“, о существовании которых у нас даже никто не предполагает», — рассказывает эксперт «Союз Моторс» Тимур Загидуллин. За все время командировки нашему собеседнику встретился только один автомобиль самого популярного в России автопроизводителя — Chery, да и тот в РФ официально не поставляется. Моделей Tiggo 7 Pro, Pro max, Jolion, Coolray там нет. «По крайней мере, в провинции Гуанчжоу, но это достаточно обеспеченная провинция», — делится Загидуллин.

«К нам в „Союз Моторс“ приходят люди с современными взглядами, которые знают, что есть действительно стоящие китайские автомобили, на которые можно обратить внимание» Доля автомобилей из Китая на российских дорогах теперь составляет 58,4%, в то время как у российских машин 32%

По словам эксперта, такая популярность электромобилей в Китае связана с местной системой налогообложения. Ездить на машинах с электродвигателем выходит намного выгоднее. Именно поэтому на улицах китайских городов почти невозможно встретить бензиновые автомобили из экономсегмента, а езду на элитных бензиновых «немцах» могут позволить себе только истинные ценители с соответствующим уровнем доходов. Довольно показательно, что в 2024 году продажи Porsche в КНР снизились на 28% до 56,8 тыс. автомобилей.

«Porsche — это один из немногих мировых брендов, которые в 2024 году все-таки вышли в плюс. Но в Китае их машины стали менее популярны, потому что появляются местные конкуренты. Например, аналог Porsche Panamera — это Denza Z9 GT», — рассказывает Загидуллин. Новый универсал-фастбэк стоит в 3−4 раза дешевле, чем Panamera, но дает даже больше.

К нам в «Союз Моторс» приходят люди с современными взглядами, которые знают, что есть действительно стоящие китайские автомобили, на которые можно обратить внимание.
Тимур Загидуллин Эксперт «Союз Моторс»
Тимур Загидуллин эксперт «Союз Моторс»

«Когда можно купить по цене одной Panamera четыре таких Denza, люди задумываются, а все-таки стоит ли это того, если динамика такая же, качество материалов такое же, а опций больше», — отмечает собеседник «БИЗНЕС Online». Покупка авто с гибридным двигателем позволяет платить меньший налог, пользоваться бесплатными парковками и другими преимуществами для экомобилей.

Что говорит статистика? Лидер китайского рынка BYD в 2024 году продал в 2 раза больше автомобилей, чем его ближайший европейский конкурент Volkswagen, и больше, чем вся немецкая тройка, вместе взятая. Также концерн BYD вышел на первое место в мире по продажам автомобилей с альтернативными источниками энергии, обогнав в том числе Tesla. И если для европейских и японских брендов прошлый год выдался сложным, то продажи у BYD выросли на 41%. При этом автоконцерн расширяет линейку автомобилей, запуская новые суббренды, такие как премиальное подразделение Yangwang и Denza, внедорожники Leopard (FangChengBao).

«Все салоны сейчас привязаны к повышению утильсбора» «Все салоны сейчас привязаны к повышению утильсбора»

«Люди слышали в 2010 году, что Chery Amulet гниет, и по нему судят…»

Почему при всей очевидной выгоде и таких показателях в России практически невозможно встретить автомобили Denza или не менее популярный в Китае Leopard от BYD? Ответ в малом размере отечественного рынка и его неподготовленности к эксплуатации гибридных машин и «электричек», считает Загидуллин.

«Чтобы такому бренду зайти в Россию, нужно потратить очень много средств. „Выхлоп“, скорее всего, окажется не таким большим, как если продавать дешевые бензиновые Chery. Наши условия не готовы для этих автомобилей», — говорит представитель «Союз Моторс».

Виноваты и стереотипы о качестве машин из КНР. Да, машины не самого лучшего качества встречаются, но касается это автомобилей дешевого сегмента. «Есть „старый“ Китай, к которому люди привыкли и о котором сформировалось такое мнение, и есть „новый“ Китай. Но и у „нового“ Китая есть хорошие машины, а есть объективно не очень», — объясняет эксперт.

В качестве примера он приводит продукцию автопрома Южной Кореи, который заходил на российский рынок с надежными Kia и менее надежными SsangYong. «Но по SsangYong ведь не судили весь корейский автопром! В Китае то же самое. Условно, если мы берем дешевую линейку Chery и их многочисленных суббрендов (Jac, Bestune и др.) — проблем не оберешься. Но если посмотреть на люксовые бренды, то это автомобили совсем другого класса, которые в России официально не представлены. Поэтому люди просто не знают, о чем идет речь: слышали в 2010 году, что Chery Amulet гниет, и по нему судят», — делает вывод эксперт.

Покупка авто с гибридным двигателем позволяет платить меньший налог, пользоваться бесплатными парковками и другими преимуществами для экомобилей Покупка авто с гибридным двигателем позволяет платить меньший налог, пользоваться бесплатными парковками и другими преимуществами для экомобилей

Тем не менее и среди отечественных автомобилистов есть те, кто следит за тенденциями и трендами китайского авторынка. «К нам в „Союз Моторс“ приходят люди с современными взглядами, которые знают, что есть действительно стоящие китайские автомобили, на которые можно обратить внимание», — говорит Загидуллин. Так, по его словам, 2024-й ознаменовался «восхождением» Lixiang, но к концу года начал набирать популярность Leopard — бренд BYD. «В Китае это суббренд BYD. А BYD там — это самый продаваемый, самый желанный и честный бренд», — отмечает эксперт.

Растущая популярность Leopard обусловлена его характеристиками. Это рамный гибридный внедорожник с люксовой отделкой, мощностью 850 л. с. и разгоном до 100 км/ч за 4,8 секунды, современной мультимедийной системой, массажными креслами и другими функциями, присущими элитным автомобилям. Причем стоит он дешевле Lixiang, а по гибридной установке превосходит своего главного конкурента TANK.

«В разработке гибридных систем BYD номер один в Китае. У Great Wall Motors (производитель TANK — прим. ред.) есть классный опыт в производстве внедорожников, но в гибридных системах они мало понимают, сейчас стараются это все наверстать. BYD начиная с 2008 года занимается сугубо гибридами и „электричками“, и поэтому в плане силовой установки у него конкурентов не может быть», — говорит эксперт. Если сравнивать Leopard с более привычными российскому уху марками, то это близкий аналог британского Range Rover или японского Toyota Land Cruiser. В 2024 году марка BYD обошла Toyota на ее домашнем рынке — в Японии.

«Наше преимущество здесь в том, что человек может прийти к нам, посмотреть на интересующую его машину, заказать ее по гораздо более выгодной цене и получить спустя неделю»

«Союз Моторс» доставит любой автомобиль из Китая под ключ

Кроме BYD, в «Союз Моторс» представлены и другие достойные бренды. Например, Lixiang, Voyah, Denza, Leopard, Zeekr. «Мы занимаемся этим не первый год и, по сути, можем привезти любой автомобиль, который продается в Китае. Клиенту необязательно даже знать, какую конкретную машину он хочет. Можно просто рассказать о своих предпочтениях и бюджете — и мы дадим полный расклад, что стоит из этого сегмента рассмотреть», — говорит специалист компании.

Чувствовать уверенность в своих словах и возможностях работникам «Союз Моторс» позволяет ряд преимуществ, которые выгодно выделяют их на фоне конкурентов. В первую очередь это собственный склад автомобилей в КНР. Это значительно сокращает срок доставки нового авто до конечного потребителя с одного-двух месяцев до недели.

«Все салоны сейчас привязаны к повышению утильсбора, и по новым правилам разница между покупкой нового автомобиля и его приобретением „под заказ“ будет почти миллион рублей, 700–800 тысяч. Сроки доставки сейчас очень важный аспект. Наше преимущество здесь в том, что человек может прийти к нам, посмотреть на интересующую его машину, заказать ее по гораздо более выгодной цене и получить спустя неделю», — отмечает Загидуллин.

Второй аспект — индивидуальный подход и полное сопровождение клиента на всех этапах сделки по покупке авто. После того как клиент определился с выбором, специалисты «Союз Моторс» подбирают ему оптимальный вариант автомобиля, его расцветку, комплектацию, оформляют необходимые документы. «У нас есть проторенные дорожки, благодаря которым процессы транспортировки, растаможивания, оформления происходят максимально быстро, в соответствии со всеми законодательными требованиями. Все этапы оптимизированы», — продолжает эксперт компании.

Дополнением к этому служит возможность сервисного обслуживания и собственный детейлинг-центр. «Это удобно в том случае, если клиент из другого региона хочет покупать машину у нас. Мы ее можем „закатать“ полностью в пленку, покрыть керамикой и установить „допы“ и защитные сетки — все для того, чтобы покупатель приехал, сел в готовый автомобиль и был доволен», — рассказывает Загидуллин.

Все эти особенности позволяют «Союз Моторс» продолжать развитие и поддерживать высокий уровень доверия клиентов. Например, недавно компания открыла шоурум, а география ее торговых представительств расширяется. «Мы открываем наши точки продаж в других городах, кроме того, наши представительства функционируют в Китае, Казахстане, Киргизии для того, чтобы можно было контролировать все этапы доставки и соответствовать заявленным срокам», — добавляет эксперт «Союз Моторс».