В республике беда с молодыми педагогами: после первого года работы остается только 23%. Если не вернуть советскую систему отработки, положительных изменений не будет. Об этом вчера на пресс-конференции по итогам года рассказал министр образования и науки Татарстана Ильсур Хадиуллин. Вместе с тем он честно объяснил, почему официально средняя зарплата учителя — 60 тыс. рублей, а реально — 30 тысяч. Буквально криком души (мы калечим детей!) стало обсуждение темы домашнего обучения. О том, почему школы-корпорации — это не наш путь, кто такие ЕГЭ-туристы и чем хорош новый учебник истории РТ, узнавал корреспондент «БИЗНЕС Online».
Всего язык Тукая изучают 170 тыс. учащихся. «Не можем сказать, что все хорошо, — заметил Ильсур Хадиуллин. — Проблем достаточно, но мы работу в этом направлении не прекращаем»
Как будут изучать татарский и кто поможет мигрантам с русским
Школ с татарским языком обучения становится меньше. В 2022 году их было 610, в 2023-м — 600, в 2024-м — 591. Об этом вчера на пресс-конференции по итогам 2024-го рассказал министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин. Причина — отсутствие детей школьного возраста в сельской местности: упраздненные ныне школы действовали в деревнях, где в последние годы учеников было в лучшем случае 10. «Количество школ — это показатель состояния сел, нужна работа по привлечению молодежи в сельскую местность», — констатировал министр.
Далее он обратился к вопросу изучения татарского языка. По родным языкам особых проблем не было с 2017 года, отметил Хадиуллин. Напомним, тогда приняли федеральный закон, отменяющий обязательное изучение татарского языка в школах республики.
30 декабря президент России Владимир Путин по итогам заседания совета при президенте РФ по реализации госполитики поддержки русского языка и языков народов РФ поручил разработать проект основ государственной языковой политики РФ. В поручении говорится и о создании линии учебников для этих «языков народов». По словам министра, применительно к татарскому предполагается три направления: учебник для татар в татарских школах, татар в русских школах, учебник по татарскому языку как государственному.
Хадиуллин сообщил, что в РТ 26% детей обучаются на татарском, 63,5% выбрали татарский в качестве родного. Что касается регионов, то татарский изучается в образовательных организациях 28 субъектов, в том числе в рамках учебных планов, а также кружков и факультативных занятий. Всего язык Тукая изучают 170 тыс. учащихся. «Не можем сказать, что все хорошо, — заметил министр. — Проблем достаточно, но мы работу в этом направлении не прекращаем».
В конце года Путин подписал резонансный закон о запрете приема в школы детей мигрантов без знания русского языка. С 1 апреля им надо будет пройти тестирование на знание языка, достаточное для освоения программы. Еще в ноябре прошлого года соответствующий законопроект раскритиковал спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин. По его мнению, данный запрет может создать проблему в республике, которая нуждается в иностранных гражданах. Депутат ГС РТ Герой России Расим Баксиков предположил, что в будущем ребенок, которого откажутся принять в школу из-за незнания русского, с высокой вероятностью станет «бандитом».
По данным минобрнауки РТ, в школах республики обучаются 3 178 детей мигрантов, 500 учатся в ссузах и 300 посещают детсады. Более 85% хорошо владеют русским, к тому же в школах организованы допзанятия, проводится коррекционно-развивающая работа, тренинги. Работают и педагоги-психологи, причем и с родителями детей — индивидуальные консультации, совместные мероприятия, социально-правовое консультирование, адаптационные курсы и пр. Дети, которые уже учатся в школах, не станут проходить тестирование, а первоклашкам надо будет подтвердить свои знания.
«Ни одному ребенку, который заинтересован в получении знаний в школах республики, не будет отказано», — заверил Хадиуллин. А пока надо дождаться, когда сверху спустят собственно сами тесты и механизм их прохождения.
Нужна обязательная отработка для молодых учителей
Сверхактуальный вопрос — кадровый. Региону нужны еще около 2 тыс. учителей и более 1 тыс. воспитателей. Больше всего потребность в педагогах по математике (344), русскому (334) и иностранному (180) языкам, физике (124), истории (94), информатике (86), химии (77), а также в учителях начальных классов (310). Особенно остро вопрос стоит в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Высокогорском, Лаишевском и Альметьевском районах.
Закрепляемость молодых кадров после первого года работы — 23%. «На федеральном уровне должна быть отдельная программа поддержки молодых учителей, — отметил Хадиуллин. — Чтобы они закреплялись, необходимо изменить закон. Если они прошли обучение в вузах за счет бюджета, то должны отрабатывать. Если не вернем эту схему, не будет никаких изменений. Хотя бы в течение трех лет должны отрабатывать». Министр отметил, что некоторые студенты, обучающиеся по билингвальной и полилингвальной программам, даже отказываются от стипендии (15 тыс. рублей от республики), только бы не отрабатывать пять лет. При этом у тех, кто идет работать, закрепляемость достигает почти 90%. Несколько обнадеживает то, что 85% выпускников педколледжей после года работы предпочитают остаться в школе.
Официально средняя зарплата учителей в РТ — 60 тыс. рублей, в допобразовании — 62 тыс., в садиках — 52 тысячи. Как объяснил Хадиуллин, эти деньги набегают не за одну ставку, а за 1,5–2, а еще за участие в конкурсах на предоставление грантов и т. д.
Многое зависит от зарплаты. Ежемесячная надбавка в течение первых трех лет работы равна 2 510 рублям. «Хотелось бы, чтобы они получали хотя бы 7,5–10 тысяч рублей», — отметил министр. Еще есть ежемесячные выплаты в 5 тыс. рублей за классное руководство и 10 тыс. рублей за классное руководство в организациях, расположенных в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек. И все равно средняя зарплата не превышает 33 тыс. рублей. Но вот парадокс: официально средняя зарплата учителей в РТ — 60 тыс. рублей, в допобразовании — 62 тыс., в садиках — 52 тысячи. Как объяснил Хадиуллин, эти деньги набегают не за одну ставку, а за 1,5–2, а еще за участие в конкурсах на предоставление грантов и т. д. «Так и набирается. Расчеты не мной придуманы», — посетовал министр.
Впрочем, по мнению Хадиуллина, одними деньгами проблему не решить — нужно повышать престиж профессии: «Надо говорить о прелестях работы учителя. Чтобы эту профессию не ругали, чтобы молодые не были напуганы, ведь и так работать с детьми, взаимодействовать с родителями непросто».
Пожалейте детей!
Затронули и тему строительства учебных заведений, конкретно — больших. Идеальная школа должна работать в одну смену, отметил министр. Выяснилось, что в РТ 205 школ (15,6%) занимаются в две смены. В Казани в две смены работает 91 школа (52%). При этом министр не сторонник укрупнения школ: директор должен знать детей, родителей и учителей. «Я бы не хотел, чтобы школы превращались в промышленные корпорации», — подчеркнул Хадиуллин.
В 2024-м было построено 8 школ на 8 590 мест и три дополнительных корпуса на 1 245 мест. На этот год в планах возвести две школы на 1 224 места в Набережных Челнах и на 1 224 места в казанском ЖК «Лето», детский сад на 340 детишек в Куюках и на 260 — в поселке Октябрьском Зеленодольского района. По республиканской программе на ремонт школ и детсадов выделено 2,7 млрд рублей, 500 млн — на ремонтные работы в ресурсных центрах, учебных корпусах учреждений среднего профобразования, 442 млн — на ремонт общежитий.
Затронули и тему строительства учебных заведений, конкретно — больших
Но, увы, даже при доступности школ многие родители выбирают домашнее обучение — таких детей в РТ 4 тысячи. «Нас что огорчает — отчисление детей из школ и закрепление по заявлению родителей к определенным школам для сдачи промежуточной аттестации, — выразил крайнюю обеспокоенность Хадиуллин, это был буквально крик души. — Очень серьезная ситуация. Мы неоднократно говорили, что необходимо внести изменения в закон об образовании, чтобы дети не просто по заявлению родителей уходили, а по решению республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Нас больше всего смущает уход детей начальных классов. Говорят, халяльная продукция нужна, но у нас с халяльной продукцией никаких вопросов нет. Говорят, мы не хотим, потому что классы переполнены и прочее. Если мы хотим, чтобы была нормальная социализация ребенка в обществе, дети должны приходить в школу. Не надо отделять их от общества!» Он подчеркнул, что дети на домашнем обучении хуже своих сверстников сдают экзамены.
Причем к концу учебного года число детей на семейном обучении увеличивается. Порой их специально забирают из школы, чтобы они на облегченных условиях сдавали экзамены. «Есть понятие ОГЭ- и ЕГЭ-туристы, — рассказал Хадиуллин. — Почему, если ты учился в Казани, хочешь, чтобы тебя прикрепили к школе за 400 километров в каком-то районе? Мы это все заранее знаем, видим и направляем туда комиссию из министерства образования, чтобы более тщательно проверяли».
Кстати, о ЕГЭ. На встрече министру напомнили слова раиса РТ Рустама Минниханова «стыд и позор таким школам» касательно пяти медалистов, которые не смогли преодолеть минимальный порог по одному из предметов на ЕГЭ. Журналистов интересовало, были ли оргвыводы. «Хотите, чтобы мы директора уволили, заведующего РОНО? — поинтересовался Хадиуллин. — В республике 636 директоров, среди которых иногда возникают вопросы о переходе на должность учителя. Потому что ответственность большая. Оргвыводы… Мы почти с каждым встречались, проводили собеседования. Есть и субъективные, и объективные причины. Если есть субъективные причины, мы это выявили, они наказаны. Если директор школы заслуженный, перезаслуженный, авторитетный человек, то для него получить выговор от руководства в некоторых случаях равносильно увольнению».
Оценка новому учебнику истории РТ
«У меня никаких сомнений нет, что в учебнике все достоверно, — обозначил свою позицию министр по новым учебникам „История нашего края“ для 5–7-х классов. — Потому что учебник по истории Татарстана писали ученые из Института истории имени Марджани, а не учителя физкультуры, русского языка или математики».
В декабре 2024 года в Казани прошла презентация учебников по региональной истории, которые должны внедрить со следующего учебного года. В пилотный проект вошли 32 региона, в том числе Татарстан. Среди авторов известные марджанисты Марат Гибатдинов, Искандер Измайлов, Ильнур Миргалеев, Радик Исхаков, а также завкафедрой исторического и обществоведческого образования КФУ Раиль Фахрутдинов. «Москва просила, чтобы акцент был не национальный, а региональный — народы Татарстана, служба Отечеству. Да, основа населения — татары, и, соответственно, основной материал о татарах, но будет рассказываться и о других народах, их вкладе [в развитие региона], о связях между народами», — объяснял Гибатдинов.
Как ранее писал «БИЗНЕС Online», понятие «татаро-монгольское иго» в проекте учебника не употребляется, причиной падения Казани, а вслед за ней и других юртов (наследников Золотой Орды) стали раздиравшие их внутренние конфликты; осада крепости Иваном Грозным описывается так: «Больше месяца под стенами Казани шли ожесточенные бои. <…> Штурм закончился взятием ханского дворца и пленением хана Ядыгара». В учебнике 2001 года «История Татарстана» авторства Фаяза Хузина, Искандера Гилязова, Булата Султанбекова и других историков эти события описываются более детально, также рассказывается о событиях 1936–1938 годов и о политической жизни 1990-х. А в новом учебнике новейшая история начинается с первого президента РТ Минтимера Шаймиева.
«Учебник самый лучший, — уверен Хадиуллин. — Это не моя личная оценка или авторов, а ученых, историков и руководителей из аппарата президента России. Мы учли все замечания, процесс шел в течение года, ученые писали его по определенной структуре — это история Татарстана, а не татарского народа, поэтому никаких нарушений нет».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.