Острее всего нововведение переживают отельеры в тихом Чистополе. Там ввели максимально возможный турналог в 1%, при этом с минимальной оплатой в 100 рублей за сутки, приравнивая провинциальный городок к городам-миллионникам Острее всего нововведение переживают отельеры в тихом Чистополе. Там ввели максимально возможный турналог в 1%, при этом с минимальной оплатой в 100 рублей за сутки, приравнивая провинциальный городок к городам-миллионникам Фото: © Кирилл Каллиников, РИА «Новости»

«Депутаты сказали, что наш мелкий бизнес не затрагивается…»

Первые каникулы под знаком турналога стали для отельеров проверкой на прочность. Если постояльцы больших дорогих гостиниц без проблем расстаются с лишними 100 рублями за ночь, то в маленьких городах с невысоким турпотоком и бюджетным размещением каждая дополнительная копейка стала настоящей проблемой. Острее всего нововведение переживают отельеры в тихом Чистополе. Там ввели максимально возможный турналог в 1%, при этом с минимальной оплатой в 100 рублей за сутки, приравнивая провинциальный городок к городам-миллионникам с круглогодичным турпотоком. И владельцы гостиниц — те немногие, кого позвали, — в начале недели провели целую встречу в исполкоме, где по приглашению налоговой службы совместно с местными властями пытались разобраться в том, что же за налог там все-таки приняли.

«Вопросом введения турналога занимается депутатский корпус. Решение депутаты приняли, и решение приняли во всех сельских поселениях, чтобы на всей территории Чистопольского муниципального района были все в равных условиях. То есть если вы ставите вопрос об отмене или изменении, то это не здесь решается. Сейчас решение принято, мы должны ввести его на всей территории, независимо от того, есть ли на данной территории сельского поселения объекты средства размещения», — громко начала собрание представитель финпалаты Чистопольского района Наталья Карманова.

«Я официально хочу заявить, что Наталья Анфиногентовна ввела в заблуждение всех депутатов, потому что вы всем озвучили, что данный туристический налог обязателен к принятию и что эти 100 рублей будут взыскиваться с туристов», — обратилась к Кармановой руководитель гостиницы «Кама» Рузалия Мукминова. «Мы разговаривали с депутатами Чистополя, которые были на этом Госсовете, и все сказали, что вы озвучили, что 100 рублей будет оплачивать гость. И вот при этом депутаты сказали, что в таком случае наш мелкий бизнес не затрагивается. Это будут платить гости как курортный сбор», — уточнила представительница «Камы», подчеркнув, что перед принятием решения никто не посоветовался с представителями бизнеса в Чистополе, не поинтересовался даже статистикой о количестве туристов, бронирующих номера. А таковых крайне немного.

При минимальной цене в 1 тыс. рублей за сутки на аренду койко-места в гостинице «Кама» 100-рублевый турналог — это уже совсем не 1%, а целых 10% от стоимости. При этом средняя годовая загрузка на 20 гостиничных номеров в «Каме» составляет всего 57%. Туристический поток в Чистополе невысокий, большинство туристов приезжают только на однодневные обзорные экскурсии по городу, а ночевать не остаются.

Курортный сбор могли взимать до конца 2024 года в ряде регионов: например, в Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях, Крыму, Санкт-Петербурге и на федеральной территории «Сириус» в Сочи. Его ставка колеблется 30 до 100 рублей в сутки в зависимости от населенного пункта, причем сбор оплачивают постояльцы (и они же несут ответственность за неуплату).

Туристический налог действует с 1 января 2025 года и далее на любых территориях по решению местных властей. Ставка в 2025-м не должна превышать 1% от стоимости номера или койко-места, но минимум 100 рублей. В санаториях всегда 100 рублей. Турналог взимают гостиницы, санатории и другие средства размещения, иначе налоговая вынесет штраф в размере 20% от неуплаченной суммы или 40%, если инспекция докажет умысел.

«Подождите, коллеги, вот вы начали с обвинения этот вопрос, а не с рассуждения. С депутатским корпусом вопросы были обсуждены, во-первых, это решение не мое личное, а республики. Есть республиканские письма о введении такого налога, и на основании писем мы вышли с предложением, а депутатский корпус мог рассмотреть или не рассмотреть данный вопрос», — вяло отбивалась от атак бизнеса Карманова и попросила выступить с разъяснениями представителя налоговой службы Наталью Галкину.

Галкина встала за трибуну и зачитала основные положения налогового кодекса, связанные с турналогом. Все присутствующие сидели молча и внимательно слушали. В своей речи она подчеркнула, что взимаемый налог удерживается именно с организации, которая предоставляет размещение, а не с туристов. После того как Галкина зачитала список лиц, которым положены льготы, у присутствующих появились вопросы, т. к., например, власти Казани освободили от уплаты налога детей до 18 лет, чего не сделали в Чистополе. Кроме того, сейчас для льготной категории лиц стоимость проживания не снижается даже при турналоге в 0 рублей. Поэтому отельеры отметили, что им не имеет смысла предоставлять документы для льготы, т. к. налогоплательщик — гостиница, а не физлицо.

В этот момент все присутствующие открыли Налоговый кодекс — у кого распечатанный, у кого на телефоне — и вместе начали читать основные положения.

Владельцы квартир, частные отели, базы отдыха, которые сдаются посуточно, в список налогоплательщиков не попадают, так как не прошли классификацию Владельцы квартир, частные отели, базы отдыха, которые сдаются посуточно, в список налогоплательщиков не попадают, т. к. не прошли классификацию Фото: ru.freepik.com

«Вы заинтересованы, чтобы мы закрылись и у вас осталась одна гостиница!»

«Мы платим 15 процентов от стоимости сервисам по бронированию отелей, мы заплатим турналог. И что на выходе останется? Да нам проще закрыться! Мне уже начинает казаться, что вы заинтересованы, чтобы мы закрылись и у вас осталась одна гостиница» — возмущалась Мукминова. По залу прошелся шепот, и присутствующие покачали головами.

При этом она отметила, что налог взимают только с квалифицированных мест размещения. Владельцы квартир, частные отели, базы отдыха, которые сдаются посуточно, в список налогоплательщиков не попадают, т. к. не прошли классификацию. Кроме того, только гостиницы и отели проходят все необходимые проверки, получают квалификацию. У сотрудников есть медкарты, тогда как те, кто просто сдает квартиры посуточно, об этом даже не думают и не тратят на это средства. «Кто и так за все платит, с того и берут налог, а кто работал вчерную, так и работает. Если вы нас не услышите, то опять будет процветать черный бизнес по квартиросъемщикам», — негодует она.

«Было достаточно много отмен броней»: саммит БРИКС не помог Казани захватить праздничный турпотолок

Причем на само собрание администрация города пригласила только представителей «Лидера», «Раздолья» и «Ледового дворца», которые финансируются из бюджета города. На них же и ложатся все госзаказы — понятно, что они не протестовали. Вторую коммерческую гостиницу о встрече даже не уведомили. «Я конечно, удивлена была, что было совещание насчет турналога, а нас не пригласили», — сетует гендиректор гостиницы «Чистополь» Гулькей Мустафина в разговоре с «БИЗНЕС Online».

«Доходы вообще маленькие сейчас. У нас с ноября по май вообще доходов нет. Мы в основном вот сейчас работаем за счет своих накоплений. Зарплату выдаем, квартплату, очень дорого все, сами понимаете, затрат очень много. И эти 100 рублей, для нас это получается примерно 6 процентов от самого дешевого номера. Это очень много. Может, какую-то льготу сделают, может, вообще его отменят. Ну вот, например, в Нижнекамске, Челнах его же нет, а у нас приняли, это очень много. Номер стоит 2 тысячи, плюс с него еще надо 100 рублей платить. Гостей вообще нет, вот у нас сегодня два номера заняты из 45», — поделилась Мустафина.

В прошлом году глава Татарстана Рустам Минниханов неоднократно посещал Чистопольский район. По его поручению в мае в Чистополе появилась своя концепция устойчивого развития. По замыслу основная задача — вдохнуть жизнь в центр города, вернуть туда экономику, а также предотвратить угрозу утраты исторически ценного городского ландшафта — его износ составил 60%. Помощник раиса Татарстана Олеся Балтусова объясняла необходимость концепции тем, что после расселения из ветхого жилья в Чистополе десятилетие «ничего не происходило», кроме разрушения и вандализма, поэтому она призывала спасать город.

Уже в конце мая прошла «историческая комиссия», на которой некоторые проекты вызвали много споров, включая отель на ул. Маркина и расширение границ зоны объекта культурного наследия «Исторический центр Чистополь». Первый не устроил своим внешним обликом, а второй посчитали «серьезным административным барьером», который отпугнет бизнес.

В мае татарстанскому лидеру показали, как идет строительство пассажирской пристани, где готово здание пассажирского павильона. Минниханов предложил использовать павильон для работы с молодежью — разместить там подростковый клуб, а также оборудовать спортивную и детскую игровые зоны.

При этом она добавила, что большинство гостей — это не туристы. Летом, например, приезжают к бабушкам, дедушкам или на кладбище к родственникам. И также в основном приезжают дети, спортсмены и командированные, а им город смотреть не надо.

Представители администрации выслушали отельеров и обещали уточнить формулировки по налогу. Рассмотреть все эти вопросы должны на ближайшем заседании Госсовета 10 февраля. Кроме того, Карманова порекомендовала владельцам гостиниц написать в администрацию письмо, в котором изложить все просьбы. При этом Мукминова рассказала, что такое письмо она направила еще 24 декабря, а ответ все еще не поступил.

«Все думали, что турналог — это как курортный сбор», — признает замруководителя исполкома Чистопольского района Евгений Никитин.

«Мы не хотим вас душить, мы не заинтересованы в том, чтобы вы закрылись. Будем вместе дорабатывать недостатки этого налога», — пообещала Карманова. Дорабатывать предстоит следующее:

  • Снижение минимального размера налога;
  • Льготы для физлиц, т. к. нужно сделать так, чтобы для них проживание было дешевле с учет отмены турналога;
  • Категорийность налогоплательщиков. Нужно будет определить формулировки категорий для снижения налоговой нагрузки в зависимости от сезонности, количества номеров, бюджетных дотаций.

«Если они думают, что за счет туристического налога они пополнят бюджет, я больше, чем уверен, что по динамике продаж это все уменьшится. Люди пойдут и разбегутся по квартирам» «Если они думают, что за счет туристического налога они пополнят бюджет, я больше чем уверен, что по динамике продаж это все уменьшится. Люди пойдут и разбегутся по квартирам» Фото: ru.freepik.com

«Знаете, у нас редко кто приезжает, и поэтому 100 рублей — это очень много»

«Это, наверное, больше скажется все-таки на гостиницах более низкого уровня звездности. Размер налога одинаков и для „пятерки“, и для хостела. Если честно, не понимаю таких подходов. В хостеле может быть цена 300 рублей и налог в 100 рублей окажется весьма существенным. Мне казалось, что было бы правильно и справедливо, если бы брали в процентах. Это просто не продумано, и к этому, наверное, еще не раз будут возвращаться. Скорее всего, все-таки придут к какому-то общему знаменателю, по крайней мере об этом говорят сейчас активно, но предприниматели, у кого не очень дорогие цены, пострадают», — отмечал еще в начале января директор гостиничного комплекса «Ногай» Виталий Большаков в беседе с «БИЗНЕС Online».

Пессимистичный настрой у остальных участников рынка. «Развиваться мы не будем. Если раньше строили, покупали гостиницы, что-то делали, то сейчас мы ничего делать не собираемся. Они (властиприм. ред.) хотят, чтобы внутренний туризм развивался, так как он будет развиваться, если никто не хочет вкладывать деньги в гостиницы? Они на электроэнергию, водопровод подняли цены. Вы понимаете, у меня все гостиницы пустые: и в Казани, и в Болгаре, и в Мамадыше, везде!» — говорит генеральный директор ООО «ТАКПО» и ООО «Санаторий «Нехама» Михаил Скоблионок.

«Если они думают, что за счет туристического налога они пополнят бюджет, я больше чем уверен, что по динамике продаж это все уменьшится. Люди пойдут и разбегутся по квартирам. Кто живет внутри региона, будет снимать дома, коттеджи. Знаете, у нас редко кто приезжает, и поэтому, честно говоря, 100 рублей — это очень много», — рассказал на условиях анонимности один из работников гостиницы за пределами Казани. Но, например, в зеленодольском отеле «Тернополь» сообщили, что налог на них никак не повлиял. «Мы его не берем себе, а сразу отдаем в бюджет», — отметили в администрации гостиницы.