Если в 2023 году татарстанский автомобильный рынок на 41,5% состоял из машин китайских брендов, то уже по итогам 2024-го — доля новых китайских автомобилей в общих продажах достигла 52,4% Если в 2023 году татарстанский автомобильный рынок на 41,5% состоял из машин китайских брендов, то уже по итогам 2024-го доля новых китайских автомобилей в общих продажах достигла 52,4% Фото: © Cfoto / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Авторынок Татарстана рванул вверх на 58,5%

Прогнозы по поводу развития автомобильного рынка в России, в том числе в Татарстане, в 2024-м не оправдались. Год назад эксперты говорили о том, что рынок покажет 10–15-процентное повышение или чуть выше. Но, как чаще всего бывает у нас в стране, прогнозы и фактическое положение дел на автомобильном рынке не сошлись в едином результате. Так, по данным аналитического агентства «Автостат», автомобильный рынок республики по сравнению с 2023-м вырос на все 58,5%, при этом массовый сегмент прибавил 58,6%, а премиальный — 56,8%. И это несмотря на рост цен, существенное повышение ключевой ставки и утилизационного сбора, а во многом даже благодаря данным факторам! Объясним, почему так вышло.

После того как автомобильный рынок в 2022-м практически встал, а цены существенно выросли, население поняло, что машины дешевле не станут, а вот прибавить в цене — это вполне. Кроме того, постоянные разговоры о повышении утилизационного сбора сделали свое дело. Так в феврале 2024 года вышло постановление правительства РФ №1291, которое кардинально поменяло правила взимания утилизационного сбора, после чего ожидалось поэтапное увеличение стоимости машин — с 1 апреля, с 1 октября и т. д. Одновременно лазейке по завозу авто по заниженным ценам через страны ЕАЭС пришел практически конец.

Логично, что автомобилисты старались приобрести машины до очередного подорожания. Например, если в январе и в феврале 2024-го в Татарстане было поставлено на учет 3,5 тыс. и 5 тыс. новых транспортных средства (ТС) соответственно, то в марте (перед 1 апреля) было реализовано уже 7,3 тыс. автомобилей. Далее среднемесячные продажи спустились до 6,3 тыс. машин.

В ожидании очередного повышения утильсбора с 1 октября, а также роста ключевой ставки (с 25 октября 2024 года она повысилась сразу на 2 п. п. до 21%) продажи машин в первом и втором месяцах осени снова показали очередной всплеск. В сентябре 2024-го в Татарстане было реализовано 8 тыс. автомобилей, а в октябре — почти 9 тысяч. Но, увы, связано это было никак не с повышением благосостояния татарстанских покупателей, а с негативными ожиданиями касательно роста цен, которые предполагались после всех экономических нововведений. Так что далее, в ноябре и декабре, когда обычно продажи ТС бьют рекорды (предновогодние акции от автосалонов, получение годовых бонусов и премий), реализация упала до средних 5,3 тыс. авто в месяц.

В целом по России динамика продаж была схожей: реализация новых машин в ноябре и декабре составила 122–123 тыс. против 151 тыс. и 171 тыс. в сентябре и октябре. «Большинство дистрибьюторов в течение октября и ноября переложили рост утильсбора в цену авто, на самый массовый объем двигателя до 2 литров рост утильсбора составил 250 тысяч рублей», — объяснили нашему изданию в ТТС.

Помимо роста цен и утильсбора, в ноябре и декабре серьезно остудило авторынок очередное повышение ставки Центробанка и дополнительные ограничения по автокредитованию. Резкий рост стоимости розничных автокредитов и доступа к ним привел к снижению покупательской активности.

Директор по продажам ГК «КАН-Авто» Рита Халилова сообщила нам, что плавный рост спроса на машины в автосалонах сети наблюдался с начала 2024 года, это напрямую сказывалось и на продажах. «Пиковое значение пришлось на сентябрь, когда нам удалось поставить рекорд в продажах и реализовать почти 4,2 тысячи автомобилей — более 2,5 тысячи новых машин и 1,6 тысячи транспортных средств с пробегом. Но, к сожалению, с октября пошел спад спроса и продаж, а в декабре падение спроса составило уже 40 процентов от сентябрьских значений». Так что наибольшее охлаждение спроса пришлось на самый конец года.

Кроме того, несмотря на высокие продажи по итогам всего 2024-го, в ТТС отмечают, что стоки нераспроданных автомобилей по разным брендам и моделям сегодня составляют от 2,5 до 3,5 месяца, в по отдельным моделям доходят до 5–6 месяцев. «Главная проблема здесь — почти все эти стоки являются выкупленными (с учетом снижения объемов продаж и срока факторинга от дистрибьюторов не более 30 дней). Поэтому дилеры сегодня несут повышенную нагрузку по обслуживанию оборотного капитала, который у большинства игроков на 50–80 процентов является заемным. Это серьезно ухудшает экономику дилерских предприятий», — поделился директор по развитию продаж новых автомобилей Алексей Караулов.

С подобной проблемой сталкиваются и в ГК «КАН-Авто», на складах которого на 1 января 2025-го стояло более 5 тыс. автомобилей. Если сравнивать это количество с прогнозируемым объемом продаж, то запас составляет около трех месяцев, отметили в компании.

80% премиума — Китай

В целом в 2024-м в Татарстане было поставлено на учет 75,8 тыс. новых машин, из которых 5,7 тыс. — это автомобили премиум-класса. Если же брать более ранние годы, то республиканский рынок по итогам 2024-го вырос по сравнению с 2022-м почти в 3 раза, с 2021-м — на 26%, с 2020-м — на 19%. В целом продажи новых транспортных средств в РТ в 2024 году показали лучший результат с 2017-го. Стоит отметить, что почти 40% (30 тыс. новых авто) было реализовано автосалонами ТТС Вячеслава Зубарева.

При этом если в 2023 году татарстанский автомобильный рынок на 41,5% состоял из машин китайских брендов, то уже по итогам 2024-го доля новых китайских машин в общих продажах достигла 52,4%.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

Что касается премиальных ТС, то картина следующая: если по итогам 2023-го было зарегистрировано 3 647 новых авто премиальных марок, то в прошлом году — 5 719, это также максимум с 2017-го. С тех пор наибольшее число продаж машин данного класса наблюдалось в 2021-м, когда их было поставлено на учет в количестве 4,8 тыс. машин.

Физическая недоступность «европейцев», рост цен и проблемы с техническим обслуживанием сместили интерес аудитории в сторону китайских брендов. Для бывших потребителей европейского премиума китайские производители предоставили несколько альтернатив. Единственное, до чего не дотягивают «китайцы», так это «тяжелый» люкс. Стимулировало рост продаж китайских премиум-автомобилей удорожание параллельного импорта и усложнение его правил в 2024 году. Если в 2023-м доля «китайцев» среди всех премиальных автомобилей составляла 66,7%, то по итогам 2024-го она увеличилась на 10% до 76,9%.

Как рассказали в ТТС, массовый клиент уже переключился на китайские и отечественные бренды по причине отсутствия альтернативы, а также потому, что большинство брендов из Поднебесной по качеству сборки, сроку службы и опциям уже ничуть не уступают ушедшим брендам, а во многих случаях и превосходят. К тому же этот процесс происходит не только в России и является отражением глобальных трендов в результате мировой экспансии производителей из Китая.

Из всех проданных авто 1 966 произведено в 2024-м, из них 1 628 — это «китайцы». 3 370 машин сошло с конвейеров в 2023-м, а у 383 ТС в графе «Год выпуска» в ПТС стоит 2022-й. 77,2%, или 4 416 авто, выпущено в Китае, 957 — в Германии, 71 приехал из США, а Япония и Великобритания поставили в Татарстан 133 и 115 транспортных средств соответственно.

Список других стран, откуда приезжали новенькие люксовые автомобили, в связи с новыми правилами игры сильно сократился. В нем теперь значатся такие государства, как Италия, Швеция и Южная Корея, хотя еще год назад таких стран набиралось с десяток. В России собрано всего три авто, и все они идут под одной маркой — Aurus.

Что касается рынка подержанных машин, на нем не все так позитивно — перетока продаж с первичного рынка на него так и не произошло. Напротив, если рост продаж новых ТС в ГК «КАН Авто» в прошлом году составил 47% (в сравнении с 2023-м), то объем продаж авто с пробегом сократился на 4%. В этом есть и позитивный момент, т. к. рост вторичного авторынка неизбежно ведет к старению автопарка.

По данным «Avito Авто», в 2024-м по популярности среди пользователей лидировали премиальные автомобили марок BMW, Mercedes-Benz, Voyah, Zeekr и Audi. При этом первые два бренда получили более половины от всего интереса пользователей: BMW — 38,38%, а Mercedes-Benz — 22,5%. Наибольший интерес пользователей среди моделей привлекла BMW X5, которой досталась доля 9,11%. На 2-м месте — Voyah Free с 7,17%, а на 3-м — BMW 5-й серии с 5,42%. Наиболее заметно год к году вырос интерес к Voyah Free — более чем в 3 раза.

По итогам ушедшего 2024-го лидером премиального сегмента по количеству продаж в Татарстане стала китайская марка Exeed По итогам ушедшего 2024-го лидером премиального сегмента по количеству продаж в Татарстане стала китайская марка Exeed Фото: «БИЗНЕС Online»

Китайский недопремиум

В Татарстане традиционно хорошо раскупались машины премиум-класса. Ранее в пятерке популярных брендов всегда стояли то Mercedes, то BMW, то Audi. Сейчас же премиальный рынок наполнился альтернативными предложениями от компаний КНР. При этом если раньше китайцы копировали «старших братьев», то сейчас на рынке можно встретить и собственные уникальные модели от китайских разработчиков, некоторые из которых достойны не меньшего внимания, чем раскрученные «японцы», «европейцы» и «американцы». Вдобавок к этому большинство премиальных автомобилей из Поднебесной относится к классу электрокаров, т. к. популярность таких моделей у нас постоянно растет, но, к сожалению, сейчас само понятие «премиальный бренд» имеет довольно широкое и размытое толкование, о некоторых марках не скажешь, что они относятся к данному сегменту.

По итогам ушедшего 2024-го лидером премиального сегмента по количеству продаж в Татарстане стала китайская марка Exeed — бренд премиальных внедорожников, который появился на российском рынке в 2020 году и только в 2021-м «потерял» приставку Chery. Люксовый бренд Exeed создан на базе Chery, в его разработке принимали участие BMW, Jaguar Land Rover и другие европейские автомобильные концерны, а само производство осуществляется на мощностях предприятия, созданного китайской компанией совместно с Jaguar Land Rover.

Exeed, который в октябре 2024-го отметил три года со старта продаж в России, занял треть рынка премиальных автомобилей в Татарстане. За весь ушедший год дилеры реализовали в республике 1 809 новых машин — на 15% больше, чем за весь 2023-й. К слову, в 2022-м было продано 358 ТС этой марки, а в 2021-м — всего один экземпляр. Все реализованные авто произведены в Китае либо в 2022-м (2 машины), в 2023-м (1 311) либо в 2024-м (496). 1 313 транспортных средств забрали физлица, а 496 уехали в гаражи компаний.

Какие модели предпочли татарстанцы? На 1-м месте внутригрупповой разбивки идет Exeed LX — это младший среди российских Exeed. Технически LX — это Chery Tiggo 7 первого поколения, с которым он делит платформу. С донором унифицированы детали шасси и частично кузовные панели. LX выступает в том же классе компактных SUV, что и Volkswagen Tiguan, Toyota Rav4 и Kia Sportage.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

Выбора по двигателям LX в России всего два. Под капотом возможен бензиновый 1,5 TCI с наддувом и распределенным впрыском мощностью 147 л. с. или 1,6-литровый 150-сильный мотор, который устанавливают на полноприводную версию. Таких автомобилей в республике продана 731 штука, это на четверть больше, чем в 2023 году. 605 машин ушло «физикам», 126 — «юрикам». Если в начале прошлого года LX предлагался от 3 млн рублей в комплектации Luxury и от 3,84 млн рублей в комплектации AWD Premium Plus, то сейчас цены абсолютно другие. Самый доступный Exeed LX стоит 3, 09 млн рублей — комплектация Business отличается не только сокращенным числом опций, но и менее мощным двигателем. Варианты Premium и Prestige могут не только иметь полный привод, но и комплектоваться 150-сильной «четверкой» объемом 1,6 л в сочетании с роботизированной коробкой. Сейчас цены на такой кроссовер укладываются в диапазон от 3 495 000 до 3 925 000 рублей, т. е. прибавка к цене с начала года составила от 295 тыс. до 345 тысяч.

На 2-м месте расположилась обновленная модель Exeed TXL. В Россию она поставляется в двух модификациях — с двигателем 1,6 л мощностью 194 л. с. и с 2-литровым турбированным движком, который выдает 197 «лошадок». В продуктовой линейке производителя новый TXL позиционируется выше, чем модель LX, и ниже, чем VX. После рестайлинга модель расширила свои комплектации. Если ранее было две модификации — TXL Flagship и Sport Edition, то сейчас она представлена в виде Business, Prestige, Premium и Flagship. Цена на первую без учета скидок начинается от 4,08 млн рублей, вторую — Prestige — от 4,23 млн рублей, Premium — от 4,34 млн рублей. Самая дорогая версия — Flagship — обойдется в 4,69 млн рублей. Всего за 2024 год реализовано 457 таких автомобилей, что на 9% меньше, чем в 2023-м. Также еще одна продажа пришлась на укороченную версию TXL — Exeed TX, который изначально отличается от старшего брата уменьшенными колесной базой и длиной.

На 3-е место внутреннего рейтинга с 4-го поднялась модель Exeed RX, которая стала выпускаться только в 2022-м. Модель была впервые показана в июле 2022 года как концепт-кар AtlantiX, а официально представлена в конце 2022-го. Буквы RX, которые должны напомнить покупателю об ушедшем Lexus RX, выбраны именно для российского рынка — в Китае эта модель называется Yaoguang.

Кросс-купе RX не самое габаритное авто, но при этом наиболее дорогое в линейке Exeed. По сравнению со своими братьями по значку RX оснащен лучше, имеет адаптивную подвеску — впервые для машин из Китая, представленных на нашем рынке официально. Exeed RX ранее можно было приобрести за 4,6 млн рублей — в такую сумму оценивалась базовая комплектация Prestige. В обновленном прайс-листе эта версия отсутствует, а самым доступным вариантом стал кроссовер в исполнении Urban. Его стоимость начинается от 4,35 млн рублей. Всего таких новеньких автомобилей было реализовано в количестве 365 единиц, что 2,4 раза больше, чем годом ранее.

Четвертый по популярности на рынке Татарстана среди марки Exeed — VX. Это полноразмерный полноприводный китайский Lexus, которому не хватило всего 1 л. с. (249 л. с.) до повышенного транспортного налога. У модели осталось три комплектации — с одним но. Комплектация Luxury поменялась на Prestige, а President и President Limited Edition стали «President 6 мест» и «President 7 мест». Стоимость — 5,68 млн, 6,63 млн и 6,83 млн рублей соответственно. Exeed VX оснащен четырехцилиндровым бензиновым двигателем 2,0 TGDI мощностью 249 л. с. и 7-ступенчатой роботизированной КПП DCT с подрулевыми лепестками для ручного управления. 255 поклонников данной модели обзавелись за год такими роскошными «китайцами», что почти на четверть меньше, чем в 2023-м.

Tank 300 в 2024 году стал победителем премии «Автомобиль года в России 2024» в категории — «Лучший рамный внедорожник» TANK 300 в прошлом году стал победителем премии «Автомобиль года в России – 2024» в категории «Лучший рамный внедорожник» Фото: © Рамиль Ситдиков, РИА «Новости»

TANK за два года вырвался на 2-е место

В декабре 2024-го бренд премиальных и высокотехнологичных внедорожников TANK отметил два года работы на российском рынке. За этот маленький период TANK раскрутил продажи сразу трех моделей, которые обладают высочайшим внедорожным потенциалом: TANK 300, TANK 500 и TANK 700. Каждая из них имеет полный привод, мощную и надежную раму и самые современные технологии.

Так, например, TANK 300 в прошлом году стал победителем премии «Автомобиль года в России – 2024» в категории «Лучший рамный внедорожник». Именно с этой модели началось знакомство не только российских, но и татарстанских автолюбителей с данной маркой. После того как TANK завоевал сердца автовладельцев, он запустил на рынок еще дополнительные две модели — TANK 330 и TANK 400.

TANK 330 — это новая топ-версия популярного внедорожника TANK 300, которая получила мощный битурбомотор V6, развитый внедорожный обвес и улучшенную ходовую часть. Он отличается от стандартного TANK 300 силовыми передним и задним бамперами, порогами и развитой защитой моторного отсека. Эти элементы не только придают автомобилю визуальный эффект, но и улучшают его проходимость: угол въезда увеличен с 33 до 36 градусов, а угол съезда — с 34 до 37 градусов. Кроме того, TANK 330 получил более крупные расширители колесных арок, вездеходные колеса с бедлоками и «зубастой» резиной, иной капот с массивным воздухозаборником на нем и карикатурным антикрылом на крыше. При этом TANK 330 оснащен тем же битурбомотором V6 3.0 с индексом 6Z30, что и старший TANK 500.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

TANK 400 — это самый брутальный из внедорожников китайского бренда. Весной 2023-го он дебютировал на Шанхайском автосалоне, и вскоре первые экземпляры начали завозить в Россию по параллельному импорту. Внедорожник построен на платформе TANK 500, от которого ему досталась вся техническая начинка, а размеры 400-го почти полностью совпадают с Toyota Land Cruiser 300. Как и его собратья, TANK 400 рамный, но гибридный. Силовая установка TANK 400 — подключаемая гибридная на базе 2-литрового бензинового турбомотора мощностью 245 л. с. (380 Н·м). Еще 163 силы (400 Н·м) добавляет встроенный в 9-ступенчатый «автомат» электродвигатель. Суммарная отдача — 408 л. с. и 750 Н·м. Без включения ДВС внедорожник может проехать до 105 км (по циклу WLTP), а общий запас хода достигает 790 километров. Завезенные из Китая по параллельному импорту TANK 400 сейчас продаются примерно за 5,9 млн рублей.

Всего в РТ за прошедший год зарегистрирован 1 051 вездеход TANK, что в 2,5 раза превышает показатели 2023-го. 467 автомобилей приобретено юридическими лицами, а 584 — физлицами. Что касается моделей, то у татарстанцев наибольший интерес вызвал TANK 300, всего продано 575 таких машин, 500-х из салонов выехало в количестве 458 штук. 16 продаж пришлось на 700-й, по одной продаже взяли на себя 330-й и 400-й. Ценник на машины данной марки абсолютно недемократичен: TANK 300 обойдется без учета скидок минимум в 4,65 млн рублей, а TANK 500 — в 7 млн рублей, 700-й — в 9,5 млн рублей.

Если еще в 2023 году на татарстанском рынке можно было приоберсти две модели — L7 или L9, то уже в 2024 году модельный ряд Lixiang расширился до 6 моделей Если еще в 2023 году на татарстанском рынке можно было приобрести две модели — L7 или L9, то уже в 2024-м модельный ряд Lixiang расширился до 6 моделей Фото: © Кирилл Брага, РИА «Новости»

А «неофициальный» Lixiang — на 3-е

Несмотря на то что государство ведет «борьбу» с параллельным импортом, ввоз и продажа некоторых моделей не только не сократились, но и показывают очередные рекорды. Марка Li Auto (Lixiang) по итогам 2024 года заняла 3-е место по популярности в премиальном сегменте в республике. Известность бренду сделали не официальные дилеры, а участники рынка параллельного импорта. При этом представительств этого автомобиля нет в России, а те, кто их продает, не являются ни дилерами, ни представителями. Доступной ценой они тоже не отличаются: покупателю обходятся в 6–9 млн рублей. Да и технически авто непривычные: это подзаряжаемые гибриды, у которых обычный двигатель работает только как генератор для зарядки батареи.

Если еще в 2023-м на татарстанском рынке можно было приобрести две модели — L7 или L9, то уже в 2024 году собственный ряд Lixiang расширился до 6 моделей. Помимо первых двух, на дороги республики выехали L6, L8, L7 PRO и Li ONE.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

Первая модель по популярности — L7 — это самая компактная модель в линейке бренда, хотя ее длина превышает 5 метров. Автомобиль имеет один бензиновый мотор на 1,5 л и два электромотора, которые выдают суммарно 449 л. с. Всего таких новых автомобилей в прошлом году было поставлено на учет почти в 7 раз больше — 415 штук, из которых 250 машин 2024 года выпуска, а 165 единиц — 2023-го. Каждая пятая из этих моделей была зарегистрирована на юридическое лицо.

Флагман модельной линейки — L9 — имеет ту же гибридную составляющую, длину свыше 5,2 м, благодаря чему водитель получает самое продвинутое оснащение, максимальный уровень комфорта и простора в салоне. Таких автомобилей разошлось в 4,5 раза больше — 298 в 2024 году против 66 в 2023-м.

Следующим по популярности идет более компактный и доступный кроссовер L6, который разошелся в количестве 69 авто. В стандартной комплектации он оснащен бензиновым и электрическим моторами, а запас хода в смешанном режиме достигает 1 390 километров. Согласно данным компании, основными конкурентами Li Auto L6 являются Tesla Model Y, Mercedes-Benz GLC и Aito M7 от Seres.

Три продажи пришлись на L8. «Восьмерка» является чуть более крупной версией модели L7. Основное отличие от «семерки» — трехрядный салон, где на втором ряду установлены два капитанских кресла. В остальном же оснащение у этих моделей практически полностью совпадает. Еще три татарстанца стали владельцами L7 Pro, а один приобрел Lixiang One.

4-е место по итогам года взял BMW X6, предлагаемый с адаптивными амортизаторами, активными стабилизаторами да еще и подруливающей задней осью 4-е место по итогам года взял BMW X6, предлагаемый с адаптивными амортизаторами, активными стабилизаторами да еще и подруливающей задней осью Фото: © Михаил Воскресенский, РИА «Новости»

Татарстанские водители скучают по немецкой тройке

На данный момент автомобили BMW официально не продаются в России и завозятся дилерами по схеме параллельного импорта. Ранее на протяжении пяти лет республиканским чемпионом по количеству продаж авто люксового сегмента был баварский производитель BMW, теперь же он расположился на 4-м месте. По итогам 2024 года продажи составили 482 единицы, что на 41% больше, чем было реализовано за 2023-й, когда дилеры продали 343 экземпляра.

Фаворитом внутреннего рейтинга от баварской компании, как и в прошлые годы, выступает спортивный, мощный, но экономичный BMW X5. Продажи кроссовера увеличились на 35% с 112 до 151 авто. На данный момент дизельный BMW X5 30d 3,0 xDrive Steptronic (286 л. с.) в комплектации M Sport Pro можно купить за 20,5 млн рублей, более простую версию — за 16,4 млн рублей.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

Улучшил свой результат в 2,4 раза люксовый компактный кроссовер в классическом кузове Х3. Автомобили такой модели приобрели 97 татарстанцев, тогда как в 2023 году — 41. 3-е место занимает премиальный кроссовер BMW X7: продажи в прошлом году составили 58 штук, тогда как в 2023-м была реализована 51 такая машина.

4-е место по итогам года взял BMW X6, предлагаемый с адаптивными амортизаторами, активными стабилизаторами да еще и подруливающей задней осью. За год продажи увеличились на 12%, но в абсолютных цифрах это не так и много: 55 авто против 49 годом ранее. Цены на «шестерку» начинаются от 16 млн, топовая версия M60i 4,4 Steptronic с 4,4-литровым бензиновым мотором в 530 л. с. обойдется в 25 млн рублей без учета скидок.

На 5-м месте расположился седан 5-й серии, который увеличил количество своих продаж в 2 раза с 15 до 31 авто. «Семерка» была распродана в количестве 10 штук, а «тройку» оформили в собственность 7 татарстанцев.

Из необычных автомобилей баварской марки, выехавших на дороги РТ, можно выделить BMW I5 — новый электромобиль от баварцев. В седане установлен двигатель мощностью 340 л. с. и возможностью разгона до 100 км/ч за 6 секунд. Максимальная скорость составляет 193 км/ч. Внутри BMW i5 установлена батарея мощностью 81,2 кВт⋅ч, запас хода составляет около 500 километров.

Кроме того, два автолюбителя приобрели спорткар M8 с минимальной ценой от 21 млн рублей, а пять — подключаемый гибрид с 8-цилиндровым V-образным двигателем BMW XM (от 26 млн рублей) в количестве двух штук, главное отличие которого от привычных «эмок» — мощная бензино-электрическая силовая установка, а также нестандартные дизайнерские решения.

Кроме того, два автолюбителя приобрели спорткар M8 с минимальной ценой от 21 млн рублей, пять человек выбрали модель X4, а подключаемый гибрид с 8-цилиндровым V-образным двигателем BMW XM (от 26 млн рублей) обрел двух новых владельцев.

Самая популярная марка немецкого бренда не только в мире, но и в Татарстане — модель GLE-Class, продажи которой по сравнению с 2023 годом выросли на 5% до 68 новых авто Самая популярная марка немецкого бренда не только в мире, но и в Татарстане — модель GLE-Class, продажи которой по сравнению с 2023 годом выросли на 5% до 68 новых авто Фото: © Sebastian Geisler / www.imago-images.de / www.globallookpress.com

Mercedes-Benz теряет рынок

Продажи Mercedes-Benz Group в 2024 году падали в мире, марка реализовала 2,34 млн автомобилей, что на 4% меньше, чем в 2023-м. Особенно заметным стало падение в сегменте электромобилей: продажи сократились на 23%. В Китае и на домашнем рынке Mercedes-Benz потерял значительную долю покупателей: спад составил около 7% и 9% соответственно, зато в США компания смогла увеличить продажи на 9%.

Что касается Татарстана, то в прошедшем году в республике было продано на 5% меньше автомобилей Mercedes-Benz. В рамках концерна это, конечно, небольшие показатели, но для РТ, где любят «шик и лоск», — ощутимое падение. Если еще в 2021 году было продано свыше 1,3 тыс. новых автомобилей данной марки, то в 2024-м — всего 248, тогда как в 2023-м реализовано 262 штуки. При этом 60 ТС выпущено в 2024 году, 97 — в 2023-м, а 91 машина — в 2022-м. Если раньше дилеры везли Mercedes-Benz из Европы, то в 2024-м 24 автомобиля «приплыли» из США, а две — из Южной Кореи.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

Самая популярная марка немецкого бренда не только в мире, но и в Татарстане — модель GLE-Class, продажи которой по сравнению с 2023 годом выросли на 5% до 68 новых авто. GLE — это классический SUV, который занимает место между GLC и GLS в паре с GLE Coupe. На 2-м месте по числу продаж расположился полноразмерный кроссовер люкс-класса GLS. За прошедший период количество владельцев в Татарстане увеличилось на 20 человек, что в сумме составило 65 регистраций. Также не забыт выпускаемый под маркой Mercedes полноразмерный внедорожник G-Class. По республике разъехались 29 новеньких вездеходов повышенной комфортности стоимостью от 30 млн рублей.

Из нестандартных приобретений — четыре роскошных кроссовера Mercedes-Maybach GLS-Class ценой от 34 млн рублей, а также два Maybach S-Class (32 млн рублей). Кроме того, на республиканские дороги выехали два абсолютно новеньких лифтбэка Mercedes-Benz AMG GT мощностью в 639 л. с. и стоимостью от 32 млн рублей, разгон у которых от 0 до 100 км/ч составляет 3,2 секунды, а максимальная скорость ограничена электроникой на отметке в 315 км/ч. При этом на каждом двигателе этой машины указано имя человека, который его собирал.

Также на дороги Татарстана выехал один электрический Mercedes-Benz EQS с запасом хода до 700 км и один электромобиль-кроссовер производства Daimler AG на шасси Mercedes-Benz GLC — Mercedes-Benz EQС.

Почти четверть от всех проданных ТС пришлось на Q7, эта модель увеличила свои результаты по сравнению с прошлым годом на 89% Почти четверть от всех проданных ТС пришлась на Q7, эта модель увеличила свои результаты по сравнению с прошлым годом на 89% Фото: © Sun Weitong / XinHua / www.globallookpress.com

Кризис у Audi

Самые серьезные проблемы в 2024 году оказались у Audi — спад мировых продаж составил 11,8% (1,67 млн автомобилей). В отличие от BMW и Mercedes-Benz, которые смогли удержать позиции на отдельных рынках, Audi теряла покупателей повсеместно. В Китае она потеряла 11%, в Германии — 21%, в США — 14%.

В Татарстане Audi «отработала» на уровне 2023 года. За 2024-й автомобили с четырьмя кольцами приобрели 154 наших земляка, несмотря на «закрытые» границы, 106 транспортных средств приехало прямиком из Германии, 24 — из Китая, два — из Словакии, один — из Мексики. Только 25 автомобилей выпущено в 2024 году, 58 — в 2023-м, 71 ТС выехало с заводов в 2022-м.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

Почти четверть от всех проданных машин пришлась на Q7, эта модель увеличила свои результаты по сравнению с прошлым годом на 89%. Результат — 36 реализованных авто ценой от 13 млн до 21 млн рублей. Пятая часть от всех проданных Audi пришлась на Q5, увеличившую свои результаты по сравнению с прошлым годом на 6%. Результат — 33 реализованных транспортных средств. Кроме того, было продано 32 Audi Q8, которые идентичны по технике Audi Q7, а по форме ближе к также соплатформенным Bentley Bentayga и Lamborghini Urus. За год продажи таких машин выросли на 14%.

Из эксклюзивных моделей от Audi, которые получили новые номера, можно выделить 600-сильный RS Q8 — кроссовер Е-класса средней стоимостью 28 млн рублей, который в сентябре выехал на республиканские дороги, а также Audi RS5— спортивный автомобиль класса Gran Turismo.

Сильно вырос спрос на главный автомобиль модельного ряда — Cayenne Сильно вырос спрос на главный автомобиль модельного ряда — Cayenne Фото: © Michael Debets / ZUMAPRESS.com / www.globallookpress.com

Классическая роскошь

Для людей, которые следят за своим имиджем, машина, за рулем которой они сидят, может сказать о них намного больше, чем одежда, поэтому наши местные селебрити остаются приверженцами такой марки автомобиля, как Porsche. Несмотря на такие же ограничения, как и у его немецких собратьев, автомобиль продолжают поставлять в Татарстан, т. к. на него есть спрос, даже при высоких ценниках. За год продажи этой премиальной марки выросли в 1,7 раза — с 42 в 2023-м до 73 авто в 2024-м. Из всех реализованных в прошлом году ТС 25 были выпущены в 2024-м, 43 — в 2023-м, а пять — в 2022-м. Бо́льшая часть, или 69 машин, прибыла к нам из Германии, а четыре — из Словакии.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

Сильно вырос спрос на главный автомобиль модельного ряда — Cayenne. В условиях санкций модель прибавила 23 позиции, объем составил 52 регистрации. В настоящее время Cayenne можно приобрести, имея на руках от 19 млн рублей, а за топовую версию придется выложить уже как минимум 23 млн рублей, тогда как еще год назад минимальная цена начиналась от 15 млн рублей.

Поддержку локомотиву марки оказал в 2024-м созданный на базе Audi Q5 компактный кроссовер Macan. Им пополнили автопарк лишь 7 водителей, столько же, сколько и в 2023 году.

Пять продаж пришлись на 911-ю модель — два спортивных Carrera мощностью в 480 л. с. и ценой от 29 млн рублей, два Turbo с 650-сильным движком и один GT с двигателем на 510 л. с. Кроме этого, было реализовано две «электрички» — Taycan. Если в 2023 году цены на такую ласточку варьировались от 14,9 млн до 17,2 млн рублей, то сейчас подобная покупка обойдется уже минимум в 19 млн рублей.

Voyah по итогам 2024 года продемонстрировал рост продаж на 167% по сравнению с предыдущим годом Voyah по итогам 2024-го продемонстрировал рост продаж на 167% по сравнению с предыдущим годом Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Элитные «электрички»

А теперь подробнее об «электрических» брендах. 5-е место по продажам в премиальном сегменте занимает бренд Voyah — гибридная и электрифицированная модель (EV + PHEV), официально продаваемая на российском рынке. Voyah по итогам 2024-го продемонстрировал рост продаж на 167% по сравнению с предыдущим годом.

Производитель продает электрические автомобили и является суббрендом марки Dongfeng. В Татарстане марка представлена тремя моделями. Первый автомобиль — Voyah Free — это полностью электрический кроссовер с запасом хода на 500 км и ценой от 7 млн рублей. Второй — Voyah Dream — электрический минивэн с комфортом Maybach, «звездным небом» и динамикой спорткара, за который надо выложить как минимум 8,2 млн рублей. Третий — Voyah Passion — электроседан премиум-класса от 8,4 млн рублей. Всего автомобилей марки Voyah в республике реализовано 302 единицы, 251 из них пришлась на кроссовер, 46 — на минивэн, а 5 продаж «взял» на себя седан.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

Следующий электрический бренд — марка Zeekr — дочерняя структура компании Geely. Он основан в 2021 году с привлечением мировой команды специалистов. Над дизайном моделей марки работает легендарный Штефан Зилафф, который сотрудничал с Audi, Bentley и Mercedes-Benz. Ему помогает шведский дизайн-центр в Гетеборге.

На данный момент линейка Zeekr представлена пятью моделями. Первая из них вышла на рынок Китая в октябре 2021 года. Это первый в мире электрический шутинг-брейк Zeekr 001. Автомобиль обладает двумя рекордами Гиннесса: за самую высокую скорость в дрифте и лучшее время прохождения слалома. Вторая модель — крупный 6-местный минивэн Zeekr 009. Третья — компактный кроссовер Zeekr X. Четвертая — недавно вышедший в продажу седан Zeekr 007. Пятая — электрический вседорожник Zeekr 7X, у которого электродвигатели сделаны из карбида кремния.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

По итогам 2024-го Zeekr 001 с форм-фактором, напоминающий Porsche Panamera, разошелся в количестве 140 авто — это почти треть больше, чем годом ранее. Зато неплохие результаты в относительной величине показали продажи компактного кроссовера Zeekr X. Так, по сравнению с 2023-м они выросли в 5 раз, хотя в абсолютных цифрах это всего 51 поставленный на учет автомобиль. Плюсом к этому было реализовано 10 электрических седанов Zeekr 007, 9 минивэнов Zeekr 009 и один Zeekr 7X.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

Если раньше производители, выпуская свою «электричку», стремились «окрестить» ее очередной «убийцей» Tesla, то сейчас наступили новые времена, когда уже бренды выбирают «дуэлянтов» в своей стране. Концерн Great Wall добавил в обширный локальный портфель (Haval, TANK, GWM, Ora) пятый и самый статусный свой бренд — Wey, названный в честь основателя компании. Именно автомобили этого бренда считаются основными конкурентами для LiXiang. В Татарстане на учет встала 21 модель — гибридные кроссоверы 05, 07 и coffee 01, а также премиальный минивэн 80.

Дополнительно к этому в республике появилось 10 машин бренда Polestone 1 — с дизайном от шанхайского отделения итальянского ателье Pininfarina. Это брутальный китайский внедорожник с гибридной силовой установкой, похожий на Land Rover Defender. Polestone 1 оснащается 1,5-литровым ДВС, подзаряжающим батарею, и парой электромоторов, установленных на передней и задней осях. Первый развивает 204 л. с., второй — 272. Комбинированная отдача — 476 л. с. и 740 Н·м крутящего момента. На одном заряде батареи емкостью 56,01 кВт·ч внедорожник проезжает 235 км по циклу WLTP на чистом электричестве либо 1 115 км в режиме гибрида.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

Следующий бренд — Aito  появился в 2021-м в результате совместной работы инженеров и дизайнеров компаний Huawei и Seres. Бортовые системы всех его моделей управляются операционной системой Huawei Harmony OS. Разработкой автопилота и акустической системы тоже занимались специалисты Huawei. В модельной линейке Aito представлено три гибрида: Aito M5 EVR 4WD Supreme, Aito M7 EVR 4WD Premium и Aito M79 E-REV, а также полностью электрический Aito M5 BEV 4WD Ultimate.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

Флагман компании Aito M7 EVR — это гибрид, сочетающий в себе преимущества электромобиля и привычной машины с ДВС. Два синхронных электродвигателя обеспечивают суммарную мощность 449 л. с. Гибридный Aito M5 оснащается 1,5-литровым ДВС, он работает как генератор и заряжает тяговую батарею. ТС приводится в движение двумя электромоторами, их суммарная отдача составляет 496 л. с. Aito M9 является прямым конкурентом Li Auto L9 и оснащается тремя двигателями (суммарная мощность — 490 л. с.). В республике за прошедший квартал встал на учет 51 автомобиль модели M5, 11 — M7, 2 — М9.

Изюминкой стало приобретение электрического пикапа Cybertruck от Tesla для «Банка 131», который был основан несколько лет назад предпринимателем Дмитрием Еремеевым Изюминкой стало приобретение электрического пикапа Cybertruck от Tesla для «Банка 131», который был основан несколько лет назад предпринимателем Дмитрием Еремеевым Фото: © Vincent Isore / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Что касается Tesla, то в 2024-м в Татарстане авто от предпринимателя Илона Маска купили 18 раз — это на 45% меньше, чем годом ранее. В РТ первая по популярности Model 3 получила 9 регистраций, также татарстанцы приобрели 7 Model Y и одну X. Изюминкой стало приобретение электрического пикапа Cybertruck от Tesla для «Банка 131», который был основан несколько лет назад предпринимателем Дмитрием Еремеевым. В банке, кстати, рассматривают возможность сертифицировать машину под инкассацию. Стоимость авто в салонах начинается от 30 млн рублей.

Hongqi — марка автомобилей класса люкс автопроизводителя FAW Group Hongqi — марка автомобилей класса люкс автопроизводителя FAW Group Фото: © Александр Гальперин, РИА «Новости»

Машина как у генсека

Следующий премиум-«китаец» — Hongqi — марка автомобилей класса люкс автопроизводителя FAW Group. Раньше компания выпускала только лимузины для правительства Китая, но с недавних пор стала производить и на гражданку. Всего в 2024-м на дороги республики выехало 112 автомобилей.

Самый популярный в Татарстане — Hongqi E-HS5, который зашел в нишу, где раньше одним из ярких лидеров был Lexus RX. Модель HS5 выпускается с 2019 года и не имеет прямого предка. Ее создавали с нуля, хотя есть подозрение, что конструкторы заглядывались на имевшееся в их распоряжении шасси от Mazda 6. Hongqi HS5 оснащается 2-литровым бензиновым мотором мощностью 224 л. с., классическим 6-ступенчатым автоматом японской марки Aisin и полным приводом с муфтой, подключающей задние колеса. Всего 55 таких автомобилей было поставлено в прошлом году на учет в ГАИ.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

На 2-м месте среднеразмерный седан класса D от Hongqi — H5 с 40 регистрациями. Сегодняшний автомобиль — это собственная разработка китайцев, которая должна заменить Mercedes-Benz E-класса, BMW 5-й серии и Audi A6. H5 обходит всю «немецкую тройку» разом: Mercedes-Benz E-Class W213 на 50 мм короче, Audi A6 — на 46 мм, а BMW 5-й серии (G30) — на 22 миллиметра. Автомобиль оснащен коробкой Aisin и отличается быстрым разгоном и высокой энергоэффективностью при небольшом расходе топлива.

Сильно упал спрос на Hongqi E-HS9 — это «китайский Aurus», по размерам превышающий BMW X7 и Mercedes GLS, которые были выбраны в качестве основных конкурентов, и куда больше, чем Toyota Land Cruiser 300. Как и Aurus, он похож на Rolls-Royce, поскольку его рисовал бывший дизайнер компании RR, перекупленный FAW еще в 2018-м. Несмотря на такие характеристики, автолюбители ослабили к нему внимание. Если еще в 2023-м было реализовано 24 таких автомобиля, то в 2024-м — только два.

В 2024 году на регистрационный учет были поставлены три автомобиля Aurus. Все три автомобиля оформлены на юрлиц В 2024 году на регистрационный учет было поставлено три автомобиля Aurus. Все три машины оформлены на юрлиц Фото: «БИЗНЕС Online»

Сдержанная элегантность, тихая роскошь или дорого-богато?

Помимо классического «гаража», состоящего из премиальных авто известных и популярных марок, на дороги Татарстана в прошлом году выехали такие машины, которые и в простое время было сложно приобрести. Так, в РТ появилось четыре абсолютно новеньких Bentley Bentayga с 4-литровым двигателем мощностью 549 л. с. и минимальной стоимостью от 40 млн рублей. С этим же шильдиком на капоте ездят два абсолютно новеньких Continental GT стоимостью от 47 млн рублей.

На учет поставили пять ТС, на эмблеме которых изображен свирепый бык, от итальянской компании – производителя спортивных автомобилей. Это четыре Lamborghini Urus ценой от 48 млн до 58 млн рублей и один Lamborghini Huracan, стоимость которого составляет от 45 млн до 55 млн рублей.

Кроме того, четыре электрических гиперкроссовера Lotus Eletre обрели татарстанскую прописку. Базовый Lotus Eletre — это 612 л. с. мощности и 710 Нм крутящего момента. Такой кроссовер массой около 2 т может разогнаться до сотни за 4,5 секунды, максимальная скорость — 258 км/ч, а паспортная дальность хода на одной зарядке — 600 км по циклу WLTP. Цена автомобиля — от 18 млн до 24 млн рублей. Вдобавок к этому еще один Lotus, но модель Emeya (стоимостью от 15 млн до 21 млн рублей), выехал на республиканские дороги.

Изюминкой всех регистрационных действий в республиканской ГАИ стала постановка на учет трех абсолютно новых Rolls-Royce, а именно кроссоверов Cullinan, вышедших только в этом году с конвейера, с 6,8-литровым двигателем мощностью 600 л. с. Два «физика» и один «юрик», чтобы подчеркнуть свой статус, заплатили за каждый из этих дорогих и престижных автомобилей от 70 млн до 110 млн рублей.

Если есть шик английский, то должен быть и российский. В 2024 году на регистрационный учет было поставлено три автомобиля Aurus. Все три машины оформлены на юрлиц. Это один Senat и два Aurus Komendant, кстати, одно из этих транспортных средств следственный комитет РФ по РТ недавно хотел арестовать в рамках расследования уголовного дела в отношении казанского бизнесмена Ильнура Гибадуллина.

***

На 2025-й в «КАН-Авто» прогнозируют падение рынка на уровне 10% от значений прошлого года. При этом надеются на снижение ставок кредитования во втором полугодии, что должно повлечь за собой и рост продаж. «В 2025 году, как и в предыдущем, мы ожидаем увидеть новые модели, выход которых анонсировали уже многие бренды», — добавила Халилова.

В ТТС отмечают, что большое влияние на потребительскую способность населения продолжает оказывать рост стоимости автокредитов и ограничение доступа к ним. «Этот фактор будет давить и сдерживать рынок до тех пор, пока ключевая ставка не вернется хотя бы к 12–14 процентам», — считают в компании.