«Наверное, это мечта для любого региона», «Пока трудно поверить, что это вообще есть», «Большому кораблю большое плавание», — приходили в восторг сегодня приглашенные на открытие нового здания театра им. Камала татарстанские и федеральные VIP'ы. О том, как первые зрители чувствовали себя в огромных коридорах «ледяной глыбы», председатель СТД РФ Владимир Машков «перевез» церемонию вручения «Золотой маски» в Казань, а директор театра Ильгиз Зайниев подарил гендиректору ООО «Евростройхолдинг+» Владимиру Казилову рубанок, — в материале «БИЗНЕС Online».
-
Строили, строили и наконец построили. «Дай бог большому кораблю большое плавание!» — говорили первые гости долгожданного открытия нового дома театра им. Камала.
-
Официально Камаловский открылся сегодня, но не для всех, а лишь для приглашенных гостей коллегий минкульта РТ и минстроя РТ. Для остальных сегодняшнее торжество — приоткрытый занавес того, каким обновленный театр только может стать. А пока для посторонних глаз здание закроется до весны. Предварительно, 27 марта, когда отмечается Всемирный день театра, здесь должны показать первый спектакль.
-
Напомним, история здания начинается с конкурса, который стартовал в 2021 году. Участие в нем тогда приняли архитекторы из 14 стран, десятки архитектурных компаний, и в 2022 году выбрали победителя. Им стал консорциум архитекторов из России, Японии и Германии (Wowhaus, Kengo Kuma and Associates, Werner Sobek, Герман Бакулин). Нужно признать, что возвести такую «ледяную глыбу» удалось в «китайские» темпы. Однако авторам проекта пришлось сильно выйти за предполагаемый бюджет. Первоначально строительство «нового татарстанского чуда» оценивали в 13 млрд рублей, но итоговая стоимость подскочила почти в 2 раза — до 29,2 млрд рублей.
-
Сразу от входа идет лестница на цокольный этаж, где расположился гардероб. Там же обустроили выставку нарядов из спектаклей. У гардероба также можно было видеть торговые островки с книгами и рукодельными сувенирами — все по татарской тематике. Однако оказалось, что пригласили мастеров лишь на открытие, в формате разовой акции.
-
Встречал гостей главный режиссер театра Фарид Бикчантаев, до недавнего назначения Ильгиза Зайниева человек №1 в стенах Камаловского. Бикчантаев, без которого эта стройка бы не состоялась, не скрывал радости от предстоящего переезда и отвечал улыбкой каждому, кто подходил поздравить с новосельем.
-
Архитектура пространства отсылает и к старому зданию театра. Снаружи геометрический фасад, вписанный в природу озера Кабан, а внутри пространства, усеянные татарскими узорами народной художницы РТ Наили Кумысниковой.
-
Самое инновационное в новом Камаловском — универсальный зал, Black Box — пространство широкого назначения, которое изначально в середине XX века придумывалось как репетиционное, а только потом обрело свою революционную суть. Особая черта универсального зала — засилье «систем»: система индивидуальных подъемов для различных конфигураций, как на самой площадке, так и в зрительском пространстве, система рассадки блитч, как на стадионах, подразумевающая число мест от 100 до 300 человек, система передвижного света, система кругового озвучивания и круговой видеопроекции, которые позволят делать многокамерные записи и видеотрансляция для телешоу и конференций. В таком пространстве можно не только ставить спектакли, но и снимать кино. На открытии музыкальным пультом командовал Malsi Music (Ислам Валеев).
-
Народный артист РТ и РБ, заслуженный артист РФ Салават Фатхетдинов, много лет выступавший на сцене Камаловского театра, был лаконичен: «Красиво, но надо посмотреть на содержание».
-
Содержание спектаклей еще предстоит оценить, а технические характеристики выглядят так: 56 тыс. кв. м, пять репетиционных залов, четыре сцены почти на 1,5 тыс. мест, многочисленные мастерские, цеха — все под одной крышей. Всего 7 этажей, включая эксплуатируемую крышу и один подземный этаж.
-
«Я только вошла — и у меня закружилась голова этой красоты, — говорит депутат Госдумы от РТ Альфия Когогина. — Несмотря на внешние трудности, на санкции, объявленные нашей стране, республика продолжает развиваться и даже назло врагам с большими темпами. Строительство такого храма культуры — это мечта для любого региона. А мы ее осуществили. Знаете почему? Потому что трудолюбивые люди Татарстана в одной команде под руководством нашего лидера идут к одной цели и никто не тянет одеяло на себя».
-
Вслед за восторгом от масштабов внутреннего убранства «ледяной глыбы» приходит и некоторая растерянность. Значительная часть пространства — это бесконечные лабиринты коридоров. Чтобы не теряться в них и «попадать в ту дверь», нужно стать завсегдатаем театра.
-
В таких длинных и пустых коридорах хочется увидеть подробную навигацию, но указателей пока мало.
-
Зато можно задержаться, чтобы разглядывать необычные статуэтки с фестивалей, в которых участвовал коллектив.
-
Большой зал, особенно на контрасте с огромными коридорами, выглядит немного тесноватым. Привычный театральный нюанс — малое пространство между рядами, ощущается и здесь.
-
Несколько удивили и железные балки ограждений, сквозь которые придется смотреть спектакль зрителям балкона.
-
Простор лучше ощущается в восточном зале. Правда, какого рода представления будут показываться здесь, еще неизвестно: спектакли или концерты — можно лишь пофантазировать. Крутящаяся сцена, которая при этом может менять свой уровень, — простор для экспериментов тем не менее есть. Декоративная особенность данной сцены — стеклянная стена с видом на город и озеро, как бы создающая живые декорации для спектакля, и многослойные панели, вдохновленные женскими украшениями: изю, калфак, хаситэ, увешанные серебряными монетами.
-
Вес каждой — 40 кг, всего таких в театре — 2 411: 1 256 — в восточном зале, а остальные — в его фойе восточного зала.
-
«Самое первое слово, которое на устах у всех, — это „потрясающе“. Ждали долго, дождались, и это действительно само совершенство, очень интересно, необычно, привлекательно, наше, родное, это очевидно. Дай бог большому кораблю большое плавание! Чтобы здесь всегда было ярко, насыщенно, созидательно, интересно, содержательно. Я думаю, что так и будет. Не могу сказать, что чего-то не хватает, мне хватило сегодня пока всего», — прокомментировала депутат Госдумы от РТ Татьяна Ларионова.
-
В фойе восточного зала можно было увидеть демо-версию его многофункциональности — сегодня там расположилась площадка «Экосистемы креативных индустрий» КазГИКа.
-
А вот и один из московских гостей — ректор ГИТИСа Григорий Заславский. Поговаривают, что многочисленные «Золотые маски», полученные Татарстаном в прошлом году, — это и заслуга его лоббистского таланта. Заславский был членом жюри премии и сегодня активно взаимодействует с республикой.
-
Еще один зал — камерный на 60 мест — для проведения спектаклей и проектов, где важен иммерсив и личностное взаимодействие. В нем есть и скрытый проекционный экран, который должен дать возможность проводить мероприятия — от лекций, кинопоказов и до конференций. В нем есть и бесшумные прожекторы, которые позволяют проводить камерные акустические концерты. Недавно здесь проходила новогодняя пресс-конференция раиса РТ. Сегодня же в камерном зале можно было увидеть постановки детской театральной студии «Апуш».
-
«Это сказка. Пока трудно поверить, что это вообще есть. Я очень много езжу по театрам, не только в России, и такое вижу вообще впервые. Планы у нас масштабные. Если мы все реализуем, будет очень плотно (график у нас теперь плотнее в 2 раза), поэтому все будет прекрасно», — уверен штатный режиссер Камаловского и по совместительству главная молодая надежда татарского театра Айдар Заббаров.
-
Еще одна «современная» особенность театра — множество кабинетов и комнат, под которые отведен весь третий этаж. Здесь подразумевается проведение открытых читок, небольших концертов и мастер-классов.
-
Еще одна фишка театра — потолок, отсылающий к волнам озера Кабан.
-
А вот и почетные гости. Раис РТ Рустам Минниханов пришел в сопровождении министра культуры РФ Ольги Любимовой, главы минстроя РФ Ирека Файзуллина и подружившегося с Казанью после ее 6 «Золотых масок» главой СТД РФ Владимиром Машковым. (Фото: минкульт РТ)
-
Для почетных гостей труппа театра исполнила фрагмент из хрестоматийной «Голубой шали».
-
Не забыли сделать и памятное фото.
-
Осмотрев театр, члены делегации подписали символическую афишу открытия театра. «Успехов!» — пожелал глава региона. «Вдохновения — навсегда!» — пожелал Машков. Позже, на коллегии, он назвал театр «кристаллом таланта, который открывает невероятные возможности для самых юных людей и для больших мастеров сцены», после чего президент «Золотой маски» торжественно объявил о том, что 31-я церемония вручения национальной театральной премии впервые состоится не в Москве, а в Казани.
-
«Татарстан как триумфатор „Золотой маски“ — в прошлом году их было 6, и вы с абсолютной настойчивостью забираете их по справедливости. Будет замечательно, когда сюда приедет вся театральная Россия в июне, — отметил знаменитый артист. — Создание такого удивительного творческого пространства — событие не только для Татарстана, но и для всей России. Подъезжая, я смотрю на эту красоту и знаю, что идея и идеология театра — абсолютная прозрачность и открытость миру».
-
«Как уже сказали, новое здание театра — это драгоценный камень, бриллиант для столицы Татарстана. Будем стремиться к тому, чтобы здесь был мощный центр не только для республики, но и для всей страны. Благодарим, что нам доверили проведение „Золотой маски“. Самое главное, чтобы в этом театре были дети, молодежь. На самом деле это достижение не только Татарстана, но и России. В непростое время мы делаем большие красивые вещи», — подчеркнул раис РТ. (Фото: минкульт РТ)
-
Передача символического ключа от аксакалов молодому поколению означало отворение дверей нового здания. Эту миссию возложили на народного артиста РТ и РФ Равиля Шарафеева. (Фото: минкульт РТ)
-
Новый директор театра Зайниев, который вел себя на церемонии довольно скромно, подарил рубанок строившему здание гендиректору ООО «Евростройхолдинг+» Владимиру Казилову — это реквизит из спектакля ««Әлдермештән Әлмәндәр» («Старик из деревни Альдермеш») (Фото: минкульт РТ)
-
«Ощущение, будто находишься внутри невероятного ювелирного украшения. Сейчас показывали потрясающих артистов, которые без малого 120 лет назад начинали это дело. Надеюсь, что они радуются за нас, за то, что у нас есть возможность работать на такой уникальной, красивой, с такой заботой, тщательно продуманной площадке», — обратилась к собравшемся федеральный министр Любимова. (Фото: минкульт РТ)
-
К концу марта «тщательно продуманная площадка» должна полноценно заработать.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.