Первые гости и участники коллегии появились в «Казань Экспо» в 12 часов дня, а у входа в концертный зал им. Ильгама Шакирова развернулась выставка. Ее посетит и раис РТ Рустам Минниханов Первые гости и участники коллегии появились в «Казань Экспо» в 12 часов дня, а у входа в концертный зал им. Ильгама Шакирова развернулась выставка. Ее посетит и раис РТ Рустам Минниханов

Пульс выставки

В минувшую пятницу итоги 2024 года подводили работники транспорта и дорожного хозяйства Татарстана. Первые гости и участники коллегии появились в «Казань Экспо» в 12 часов дня, а у входа в концертный зал им. Ильгама Шакирова развернулась выставка. Ее посетит и раис РТ Рустам Минниханов, а в числе первых там побывал и корреспондент «БИЗНЕС Online».

«Планируем проводить ежегодный ремонт — три единицы запустили, еще три в этом году, — рассказывал генеральный директор АО „Флот РТ“ Роман Лизалин о результатах и планах на 2025-й. — Ставим задачу: ремонтировать два-три дебаркадера в год. Здание речного вокзала не соответствует времени, нужен ремонт, а лучше новое строительство — это открытый вопрос на повестке дня».

А что с двумя новыми «Метеорами-2020», китайские двигатели которых заглохли к началу навигации-2024? По словам Лизалина, одно судно готово — на нем завод им. Горького установил новый двигатель. Второе судно на подходе — испытания намечены на весну.

«Пассажиропоток растет, но не так быстро, как хотелось бы», — говорил Роман Лизалин на выставке «Пассажиропоток растет, но не так быстро, как хотелось бы», — говорил Роман Лизалин на выставке

«Рост субсидий неизбежен», — говорил Лизалин о денежном обеспечении планов. «А без субсидий не взлетит?» — донеслось позднее от Минниханова, который осматривал выставку и получил отрицательный ответ. Нужен и пассажиропоток — по требованию минфина в будущем субсидии речникам будут выделять исходя из числа пассажиров. «Пассажиропоток растет, но не так быстро, как хотелось бы», — говорил Лизалин на выставке.

А вот для казанского МУП «Метроэлектротранс» минувший год стал рекордным по числу перевезенных пассажиров — это 80,5 млн, такого не было даже до пандемии. В прошлом году при поддержке правительства РТ предприятие купило 39 новых троллейбусов, а в 2023-м — 25. Бюджет РТ оплатил половину стоимости, половину платит предприятие. На обходе выставки раисом глава МУП Айдар Абдулхаков озвучил такие проблемы:

  • высокий износ инфраструктуры наземного электрического транспорта. Замены требуют рельсы, шпалы, контактная сеть и тяговые подстанции. Для этого нужно 6 млрд рублей;
  • нужно купить 9 новых поездов для строящейся линии метрополитена из четырех станций. Сдать отрезок планируют в 2027 году, а делает электропоезда только один завод в России. Цена одного — 650 млн рублей;
  • с вводом нового отрезка метро требует расширения и электродепо МУП;
  • нехватка кадров. Например, в 2005 году к открытию метро для МУП построили отдельный дом. Тогда это ощутимо помогло предприятию привлечь работников.

Для казанского МУП «Метроэлектротранс» минувший год стал рекордным по числу перевезенных пассажиров — это 80,5 миллиона, такого не было даже до пандемии Для казанского МУП «Метроэлектротранс» минувший год стал рекордным по числу перевезенных пассажиров — это 80,5 млн, такого не было даже до пандемии

Ком проблем общественного транспорта Казани минувшим летом подтолкнул власти к первой за 18 лет реформе. Каждая третья-четвертая поездка в городе стала пересадочной. О трех сценариях развития новой маршрутной сети Казани в разговоре с «БИЗНЕС Online» напомнил глава комитета по транспорту Алексей Сидоров. «Решения пока нет, — сказал Сидоров. — Говорим о том, что нужна хоть какая-то компенсация».

Минувший год открыл Татарстану путь к платным дорогам. Компания-концессионер второго отрезка Вознесенского тракта «Оптима-Технологии» с 11 января включила на дороге платный режим. На стенде фирмы — актуальная статистика. Итак, с 11 по 16 января по платному отрезку Вознесенского тракта в Казани проехали 47,3 тыс. автомобилей. За это же время транспортный поток на Мамадышском тракте составил 304,6 тыс. проездов. Больше всего машин по платному участку проехало 11 января — 12,6 тыс. проездов, куда попали и бесплатные поездки, ведь плату начали взимать только в 23:50.

Финансовую модель рассчитывали с прогнозным трафиком в 13,5 тыс. автомобилей в сутки с ежегодным ростом до 3% в год. Пока ежесуточно получается 6–7 тыс. проездов. Как пояснил «БИЗНЕС Online» гендиректор ООО «Оптима-Технологии» Рустем Рафиков, примерно половина автомобильного потока проезжает по Вознесенскому тракту в час пик (150 рублей для легковых авто), а половина — в другое время (90 рублей).

Не меняется транспортный поток на трассе Алексеевское – Альметьевск, которая пока продолжает работать в бесплатном режиме. Ежедневно там проезжают в среднем 3 тыс. автомобилей.

«В части содержания есть определенные вопросы к подрядной организации „СМП-Нефтегаз“, возникают сложные моменты в период обильных снегопадов. Для них это новое направление, решаем вопрос с парком техники, усиливаются. Думаю, в ближайшее время выйдут на отличное содержание», — рассказал изданию генеральный директор компании-концессионера АО «Автострада» Александр Комлев. Платный режим на трассе АА планируют включить к концу февраля.

Пожалуй, самой болезненной темой обсуждения стал общественный транспорт, на который в 2024 году из регионального бюджета направили 2,7 млрд рублей Пожалуй, самой болезненной темой обсуждения стал общественный транспорт, на который в 2024 году из регионального бюджета направили 2,7 млрд рублей

Общественный транспорт остается «больным вопросом» республики: только на замену подвижного состава ежегодно надо 2 миллиарда

На самой коллегии, пожалуй, самой болезненной темой обсуждения стал общественный транспорт, на который в 2024 году из регионального бюджета направили 2,7 млрд рублей. Несмотря на то что это рекордные цифры, в одной только Казани общественный транспорт лидировал в списке самых главных городских проблем — по мнению населения. Об этом на коллегии, в частности, рассуждал и Минниханов.

«Самый больной вопрос — это работа общественного транспорта, — сказал он. — Эта тема на особом контроле руководства страны».

Очень много жалоб на работу общественного транспорта со стороны населения. Людей волнует дефицит автобусов, водителей, длительное ожидание, ненадлежащее состояние транспорта.
Рустам Минниханов Раис Татарстана
Рустам Минниханов раис Татарстана

«Не зря к 2030 году определен серьезный показатель — не менее 85 процентов нормативности подвижного состава. Это говорит о том, что не нужно дожидаться, когда придется полностью менять подвижной состав. У нас должен быть лимит ежегодный, чтобы мы эту цифру [нормативности] поддерживали. Эту тему — поставить в приоритет!» — поручил глава республики.

Сейчас все 2,3 тыс. единиц общественного транспорта всех видов заключают в себе 79,5% нормативности, отметил в свою очередь министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов. Чтобы добиться целевых показателей, за пять лет надо закупить еще 822 единицы. Это почти в 2 раза больше, чем приобрели с 2019 года — всего 461 автобус и 74 троллейбуса.

Сейчас все 2,3 тыс. единицы общественного транспорта всех видов заключает в себе 79,5% нормативности, отметил в свою очередь министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов Сейчас все 2,3 тыс. единиц общественного транспорта всех видов заключают в себе 79,5% нормативности, отметил в свою очередь министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов

Но, кажется, министр настроен вполне оптимистично. Чтобы привести в порядок подвижной состав, надо закупать ежегодно около 117 автобусов. Только на обновление подвижного состава и лизинг потребуется по 2 млрд рублей до 2030 года.

На сложность сферы обратил внимание владелец зеленодольского перевозчика «Экспресс» Дмитрий Грузков. «У нас в лизинге 44 автобуса. Платеж составляет для предприятия 11,8 миллиона рублей в месяц, — начал он. — Я бы хотел, Рустам Нургалиевич, обратиться, чтобы помогли нам в приобретении автобусов».

Живым и волнительным оказалось выступление главы Зеленодольского пассажирского автотранспортного предприятия Дмитрия Грузкова, где работают 303 человека, в том числе 150 водителей на регулярных маршрутах и 18 на школьных.

«Докладываю, Рустам Нургалиевич, Фарит Мударисович, что на нашем предприятии нет ни одного мигранта. Все татары, работают и гордятся своей работой», — сказал Грузков под улыбки, смех и аплодисменты из зала. Не устоял перед таким заявлением и раис РТ, похлопав в ладоши.

Республика, конечно, со своей стороны делает все возможное, но все-таки главным источником дохода для перевозчиков остается пассажиропоток. По сведениям министра транспорта и дорожного хозяйства РТ, в целом по Татарстану отмечается ежегодный рост этого показателя — в 2024-м он составил 402,3 млн человек, что на 3,5% больше, чем годом ранее. Кстати, упомянем, что республика уже обогнала по пассажиропотоку доковидный 2019-й на 22%. Примерно таких же значений роста — по 4% за год — миндортранс ожидает до 2030 года. За следующую «пятилетку» хотят добиться 509 млн пассажиров общественного транспорта.

«Конечно, необходимо отметить, что непростая ситуация в нашей столице, в Казани, особенно по автобусам. Показатель к 2019 году — 76 процентов. Это значит, что мы не догнали допандемийные значения», — заметил Ханифов, добавив, что перевозки трамваями в столице РТ с 2019 года выросли на 2%, троллейбусами — на 6%, метро — на 29%. В среднем же в Казани показатели этого года ниже доковидного времени на 13%.

Вероятно, падение выручки спровоцировало некоторых частных перевозчиков столицы вовсе покинуть сферу. Об этом ранее заявляли и в самом миндортрансе.

«Водители повально увольняются»: общественный транспорт Казани не спасут даже новые автобусы

Проблема обостряется не только в столице РТ. «Очень много нареканий по Челнам, хотя мы неплохо подкрепили их. Но количество жалоб достаточно большое. Эта тема на контроле у руководства страны», — подчеркнул Минниханов. Жители Набережных Челнов, напомним, критикуют новую маршрутную сеть, разработанную московским НИИАТ. В социальных сетях горожане жаловались на непродуманность новых маршрутов, сеть которых представили в декабре. Жители автограда жаловались, что теперь доехать до ряда точек стало невозможно. А власти города отмечают, что пассажиропоток в общественном транспорте вырос втрое.

По словам уполномоченной по правам человека Сарии Сабурской, в Казани и Набережных Челнах самое большое количество обращений по вопросам общественного транспорта. Всего же по этой теме в «Народный контроль» поступило 2,5 тыс. обращений от жителей республики.

По словам уполномоченной по правам человека Сарии Сабурской, в Казани и Набережных Челнах самое большое количество обращений по вопросам общественного транспорта По словам уполномоченной по правам человека Сарии Сабурской, в Казани и Набережных Челнах самое большое количество обращений по вопросам общественного транспорта

Безналичная оплата проезда и видеонаблюдение в автобусах: куда движется цифровизация общественного транспорта в Казани

Один из способов развития общественного транспорта — его активная цифровизация. По этому вопросу миндортранс задачи на 2024 год по указу президента РФ выполнил, отметил Ханифов. А именно: в автобусах появилась безналичная оплата проезда, информация о реальном движении по маршруту и видеонаблюдение салонов. Теперь предстоит выполнить еще одну задачу (ее, кстати, нет в указе Путина) — установить датчики пассажиропотока на всех видах общественного транспорта, которые субсидируются из бюджета.

Акцент на цифровизации сделал директор ГБУ «Безопасность дорожного движения», президент Академии наук РТ Рифкат Минниханов. Потенциал Татарстана, отметил он, позволяет войти в число ключевых исполнителей всех действующих нацпроектов (пока же в трех из пяти «участие РТ не обеспечено») через активное сотрудничество с основными разработчиками — «Росатомом», «Ростехом», «Аэрофлотом» и др. Но для этого надо предложить новые инициативы федерального значения. Пример — проект Зеленодольского завода им. Горького по созданию первого в РФ научно-производственного центра безэкипажных водных систем.

Акцент на цифровизации сделал директор ГБУ «Безопасность дорожного движения», президент Академии наук РТ Рифкат Минниханов Акцент на цифровизации сделал директор ГБУ «Безопасность дорожного движения», президент Академии наук РТ Рифкат Минниханов

В госпрограмме «Развитие транспортной системы РТ», продолжил Рифкат Нургалиевич, следует разработать проекты по кадровому и научному обеспечению отрасли, а также разработать дорожную карту по развитию инфраструктуры программы развития беспилотных авиационных систем (БАС). Особое внимание нужно обратить и на уровень инновационной активности организаций, подведомственных миндортрансу. Хоть в 2024 году он и вырос с 19 до 24,5%, это все равно ниже средних республиканских значений. А для повышения уровня надо более плотно работать с вузами республики. Пока же объемы НИОКР, выполняемые вузами по заказу миндортранса, «ничтожно малы». Министерство должно найти ресурсы и для поддержки студенческих стартапов.

Объем грузоперевозок по железной дороге снизился: одна из причин — затоваренность перед саммитом БРИКС

Еще одна тема, которую затронули участники коллегии, — это железнодорожный транспорт. Всего в этом году через ж/д вокзалы республики прошли 8,7 млн человек, из которых 6,7 млн — пассажиры пригородного сообщения.

«Мы восстановили пассажиропоток доковидного времени. Маршрутная сеть составила 127 маршрутов, на следующий год их количество увеличится до 135», — рассказывал Ханифов, заметив, что до 2030-го планируется дойти до следующих цифр: 171 маршрут и 7,3 тыс. пассажиров в пригороде.

Увеличить сеть планируют с помощью строительства новых остановочных пунктов на пути следования до аэропорта Казани. Там в перспективе появится две остановки — Тихорецкая и Госархив. Но, пожалуй, самый долгожданный проект — кольцевая железная дорога в Казани, которую анонсировали еще в 2021 году. Первый этап наземного городского метро от Нового Аракчино до ж/д вокзала Казань-2 стоимостью 3 млрд рублей планировали начать строить в 2022-м. Однако проект все еще находится в разработке, а стоимость с тех пор достигла 5 млрд, сообщил Ханифов. На 2025 год министерство ставит задачу организации работы совместно с РЖД по проекту так называемого наземного метро.

Казань в «цементной блокаде»: вагоны со «строительным хлебом» идут по два месяца

Обратили внимание и на грузоперевозки, которые в этом году особенно беспокоили и профильное министерство, и бизнес. Весной отмечалось, что строительные материалы — в частности цемент — попадают в «вагонные пробки» и доходят до пункта назначения с большими задержками. Это в какой-то момент даже поставило под удар стройки БРИКС. Затоваренность железных дорог в Татарстане привела к снижению объема грузоперевозок на 8% до 35 млн т за год.

Важно быть готовыми, потому что ежегодно запускаются новые производства. Вопрос расширения пропускной способности [железных дорог], повышение их эффективности — это очень серьезно.
Рустам Минниханов Раис РТ
Рустам Минниханов раис РТ

«Мы, конечно, завозили много инертных материалов к проведению саммита БРИКС — щебень, цемент и так далее», — упомянул Ханифов. Среди решений, которые могут помочь справиться с вопросами грузоперевозок, министр отметил строительство хабов. Пример — станция Зеленый Дол. Кроме того, в перспективе на пути следования грузов появятся станции Буинск и Письмянка. Они будут выполнять роль некоей перевалки строительных материалов для выгрузки маршрутными поездами.

К слову, в грузоперевозках участвовал и водный транспорт. Причем нагрузка на него сопоставима — 33 млн т за 2024 год. Что касается пассажирских перевозок, перевезли 455 тыс. пассажиров, из них 340 тыс. — это флот Республики Татарстан.

«Основной проблемой водного транспорта остается, конечно же, изношенность судов-дебаркадеров. Мы сегодня работаем над этой программой, — отметил Ханифов. — Три судна в этом году отремонтировали». В 2025-м республика, напомним, получит два новых пассажирских судна «Метеор-2020». Суда построят на Зеленодольском заводе им. Горького к началу навигации.

Подобие московского Шереметьево начнут строить уже в этом году

Отметился в этом году и воздушный транспорт, где ежегодно происходит прирост направлений полетов. Сегодня это 97 направлений. Всего аэропорт Казани обслужил 5,4 млн человек за год. Кроме того, Ханифов порадовал новостью — строительство третьего терминала в международном аэропорту «Казань» намерены начать в этом году. По его словам, в настоящее время терминал проектируют, а после получения положительного заключения начнут строительные работы. «Есть задача на 2025 год. Это международный аэропорт „Казань“ — по терминалу №3», — сказал он, выступая на коллегии.

Пропускная способность нового терминала составит 4 млн пассажиров в год. Будущий 3-й терминал аэропорта расположится вплотную к действующим и будет в 2 раза больше, чем терминалы 1 и 1А, вместе взятые. Новое здание станет аналогом терминалов В и С столичного аэропорта Шереметьево. Терминалы 1 и 1А в дальнейшем реконструируют — они составят единое целое с новым терминалом.

Среди других задач в сфере воздушного транспорта на 2025 год Ханифов отметил ремонт взлетно-посадочной полосы нижнекамского аэропорта Бегишево, а также развитие инфраструктуры воздушной гавани Бугульмы. «Удлинение взлетной полосы с 1,9 до 2,5 километра для того, чтобы мы могли принимать суда классом выше», — заявил министр, говоря о бугульминском аэропорте.

Рустам Минниханов: «Мы не только деньги не получаем за перегруз, а разрушаем дороги. Поэтому эта тема должна быть на особом контроле» Рустам Минниханов: «Мы не только деньги не получаем за перегруз, а разрушаем дороги. Потому эта тема должна быть на особом контроле»

«Это ведь наши дороги!»

Коллегия миндортранса, конечно, не могла пройти без внимания к дорожной сети и всем рекордам ее строительства. Удалось запустить движение по обходу Нижнекамска и Челнов с мостовым переходом через реку Каму, развязке на М7 у Иннополиса, по платной магистрали Алексеевское – Альметьевск, участку Горьковского шоссе после реконструкции и второму отрезку Вознесенского тракта. «Такого не было никогда в истории», — заметил Минниханов.

«В текущих непростых условиях мы развиваем масштабную транспортную инфраструктуру, что позволяет обеспечивать рост наших экономических показателей, — начал своего выступление Минниханов, упомянув, что в 2024-м в республике объем валового регионального продукта перескочил за 5 трлн рублей. — Прошедший год стал историческим для Татарстана. Республика стала центром мировой политики. У нас на высочайшем уровне прошли саммит БРИКС, спортивные Игры БРИКС, первый международный фиджитал-турнир „Игры будущего“. Это стало возможным благодаря слаженной работе предприятий и организации дорожно-транспортной отрасли».

По его словам, актуальность не теряет качество уже существующей сети. Татарстан сталкивается с вызовом — местные дороги часто не рассчитаны на сегодняшние нагрузки. Здесь стоит обратить внимание на весогабаритный контроль для грузового транспорта — сегодня работает только 6 из 13 автоматических пунктов.

«Остальные нужно включить в план капитального ремонта. Есть и желающие бесплатно проехать мимо пунктов контроля, в том числе на Вознесенском тракте. Это ведь наши дороги! Мы не только деньги не получаем за перегруз, а разрушаем дороги. Потому эта тема должна быть на особом контроле», — заметил Минниханов.

Доля дорог городских агломераций сегодня в нормативном состоянии выросла до 85,9%, заявил Ханифов. Задача до 2030 года — поддержать эти значения. Другая ситуация с региональными, где доля нормативности — 51%. «Нужно достигнуть 60 процентов. Для достижения такого показателя необходимо увеличить протяженность ремонтируемых дорог в 2 раза в сравнении с тем, как мы делаем сегодня», — обратил внимание министр.

О дальнейшем развитии дорожной сети Минниханов указал: на каждый рубль бюджетного финансирования строительства должны приходиться и частные инвестиции. Таково поручение заместителя председателя правительства Марата Хуснуллина. Новые трассы — Вознесенский тракт и Алексеевское – Альметьевск — названы как пример такого сотрудничества.