Сегодня могло бы исполниться 100 лет Азату Аббасову, оперному лирико-драматическому тенору, многолетнему солисту театра им. Джалиля. Он единственный из татарских оперных певцов, кто удостоился звания народного артиста СССР. «БИЗНЕС Online» записал монологи коллег по цеху, заставших Аббасова на сцене. О том, в каких спектаклях был особенно незаменим наш герой, кто являлся конкурентом Аббасова в «гонке» за звание народного артиста СССР и за что он критиковал молодых вокалистов, — в нашем материале.
Айдар Файзрахманов заслуженный артист РФ, народный артист РТ, художественный руководитель Татгосфилармонии им. Тукая— Самое интересное, что я знал Азата Аббасова до того, как познакомился с ним в оперном театре. Я его знал уже с детства, по его песням, которые звучали по радио. И то, что с ним буду петь в одном театре имени Мусы Джалиля, для меня было уже таким откровением.
Я пришел в театр в 1981-м, он еще работал, пел в «Борисе Годунове» Самозванца, в «Башмачках» и «Джалиле». Меня всегда поражал его профессиональный подход, максимально профессиональное отношение к своей работе. Мы находились с ним в одной гримерной, я только пришел, чтобы готовиться к выходу, а Аббасов уже готов был идти на сцену, уже положил грим, уже в костюме к спектаклю сидел. Вот это меня всегда поражало, я своим воспитанникам всегда говорю, что таким и должен быть настоящий профессионал. Он не должен приходить за пять минут до начала. Аббасов уже был и распетым, и подготовленным.
И еще меня удивляло: когда спектакль заканчивался, мы на сцене фотографировались, своим мнением друг с другом делились. Прихожу в гримерку, а Азат Зиннатович уже разгримировался, переоделся в «гражданское» и уходит. Мы все время сталкивались с ним в дверях гримерки. Он бегом-бегом с работы уходил. Что поразительно, он одевался всегда очень легко. Видимо, очень закаленный человек, практически спортсмен.
Очень доброжелателен был к молодым. Когда я пришел в театр, еще в спектаклях не участвовал, но меня уже включали в программу концертов. И когда я был единственным тогда исполнителем, который играл на баяне и сам пел, то Аббасов просто сидел за кулисами, всегда говорил: «Надо же, сам играет, сам поет».
Еще он всегда очень объективно, очень четко, профессионально давал оценку вокалистам, он еще был в художественном совете на радио Татарстана. Помню, очень доброжелательно отреагировал на мои первые записи. Говорил: «Айдар, тебе так и надо петь, ты настолько профессионал, на ура прошли твои две песни, давай дальше». Он был таким эмоциональным. И я очень счастлив, что застал жизнь вот такого высокого профессионала.
Он был практически единственным исполнителем множества главных партий. И Герцога в «Риголетто» пел, и Фауста в опере Гуно, и Альфреда в «Травиате». Это я мировую классику перечисляю, не говоря уже о национальных операх.
Аббасов был 1 метр 80 сантиметров ростом, выше меня, я всегда себя чувствовал рядом с ним таким мальчиком.
Зиля Сунгатуллина народная артистка РФ и РТ, завкафедрой вокального искусства КГК им. Жиганова— Аббасов был очень положительным, добродушным человеком. Очень талантливый актер. Я его застала в спектаклях «Борис Годунов», потом в татарском спектакле «Наемщик», он играл очень хорошо, интересно. В то время по телевизору часто показывали спектакли. Я видела многие его партии. Он пел Альфреда в «Травиате», Джалиля в опере Жиганова. Мы гордимся, что у нас был единственный народный артист СССР в нашем театре.
С годами у Аббасова даже вокал стал лучше. Когда он пел в опере «Борис Годунов», я удивлялась, как ровно, насыщенно и наполненно звучит его голос. Значит, у него школа хорошая, раз даже в возрасте звучал хорошо.
Сам не преподавал, но советы молодым давал. Все время критиковал молодых артистов, которые голос форсируют, надрываются, давал нужные для молодых людей замечания. Правильно, если не форсировать, то голос надолго сохранится свежим, молодым. Вроде бы непритязательно, неспециально, но если прислушаться к его советам, то очень много полезного молодые взяли бы.
На звание народного артиста СССР в театре имени Джалиля было два претендента. Но Фахри Насретдинов уже в это время в театре не работал, ушел на пенсию. А Азат Зиннатович уже был в труппе. Поэтому не могли дать другому, который уже не в штате. Очень расстраивался Фахри Хусаинович, его же называли татарским Лемешевым. Я думаю, в то время Азату Зиннатовичу немного повезло. Там же квота какая-то была, каждая автономная республика могла иметь только по одному народному артисту СССР. Наверное, так было, не как сейчас, когда звания раздают. Тогда вот так было, коммунистические времена. Даже в учебных заведениях квота была на профессоров, на доцентов, сколько-то должно быть. Не потому, что человек достойный созрел до такого звания. Мне кажется, вот это не совсем корректно.
Азат Зиннатович прожил такую длинную творческую жизнь и достойно ушел с голосом. Многие оперные артисты теряют голоса, они просто место занимают, а петь уже особо не могут. А он Шуйского очень достойно пел в «Борисе Годунове» уже в пожилом возрасте.
Он и актер был незаменимым — и в татарских, и в зарубежных, и русских операх, везде. У него репертуар очень большой. Он был нужен театру и был очень востребован. Активную творческую жизнь прожил. В то же время успел сделать очень много записей на радио. Очень много в золотом фонде наших татарских композиторов произведений в исполнении Азата Зиннатовича — песни, романсы. Очень приятно послушать.
Говорили, что он был заядлым рыбаком. Они все рыбаки, Фахри Хусаинович — тоже. Молодежь не понимала — смеялись, хохотали, изображали этих рыбаков. Но это такое хобби — рыбалка. В жизни Азат Зиннатович был очень общительным и открытым. Не звездился, несмотря на то что народный артист СССР. Для него эти звания как будто бы и не существовали. Ну и правильно, чем талантливее человек, тем он доступнее и более открытый. Также я могу привести в пример Мстислава Ростроповича — с любым человеком мог заговорить очень открыто, просто не строил из себя кого-то, не звездился. Это показатель таланта человека. Очень человечен был Азат Зиннатович, таким доброжелательным. Всегда спектакль послушает, хорошие слова скажет.
Венера Ганиева народная артистка РФ и РТ— Я пришла в 1982 году в театр имени Джалиля, в стажерскую группу. Затем, в 1983-м, я стала солисткой, но, уже будучи стажером, мне посчастливилось участвовать с Азатом Зиннатовичем в одном спектакле. Это был мой первый спектакль — оперетта Имре Кальмана «Цыган-премьер». Вообще, мне очень посчастливилось работать с выдающимися солистами нашего театра имени Мусы Джалиля, и среди них как раз был Азат Зиннатович. Он единственный солист, у которого было звание народного артиста СССР.
Знаете, он с отцовской любовью ко мне относился. Я была молодой, начинающей. Помогал мне всегда своими советами. Он один из опытных оперных певцов. И актерски он мне здорово помог. Среди солистов оперного театра он также еще был приглашен в свое время в Камаловский театр играть в «Голубой шали». И потом я эту эстафету, в общем-то, продолжила, тоже была приглашена в Камаловский участвовать в спектакле «Голубая шаль».
Когда я с ним участвовала в спектакле «Цыган-премьер», он играл главную роль, скрипача. И я всегда следила за ним, не могла оторвать от него вообще глаз. Так играл… Даже не играл, он жил всегда на сцене. Всегда верили мы в то, что он делал, это было настолько правдоподобно, настолько перевоплощался актерски, будто действительно перед нами стоял цыган-премьер. И голос у него звучал всегда сочно. И всегда он был в замечательной форме. Все-таки это старое поколение, у которого мы много чему научились. Действительно, они наши учителя. Это не только Азат Зиннатович, много-много можно назвать певцов, которые были нашими учителями именно в театре.
Затем я с ним еще пела в спектакле «Башмачки». До сих пор помню его роль, великолепно он играл. Хоть у него немного было вокала, арий таких серьезных, но у него была одна такая сцена, связанная с вокалом, и он, даже будучи в таком возрасте, всегда шикарно звучал.
Азат Зиннатович действительно гениален. Гениальный артист, гениальный певец, вокалист. Я думаю, не просто так получил звание народного артиста Советского Союза. Я у него неоднократно пела на его юбилейных вечерах и концертах.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.