«Тулпар Эйр» заявил о намерении подать заявление о собственном банкротстве. Представители компании указывают на долги перед 65 кредиторами и обвиняют основателя и бывшего совладельца Азата Хакима в доведении авиаперевозчика до такого плачевного состояния. Однако авиатор уверен: это лишь уловка с целью избежать выплаты более полумиллиарда рублей за его выход из организации. О том, имеются ли у авиакомпании признаки преднамеренного банкротства и чем это может грозить, «БИЗНЕС Online» узнавал у представителей юридического сообщества.
Компания имеет признаки несостоятельности, всего насчитано 65 кредиторов, сумма долга перед которыми не уточняется
Банкротят авиакомпанию за долги… перед ее учредителем
Авиакомпания «Тулпар Эйр» на днях разместила в реестре «Федресурс» информацию о намерении самообанкротиться. В сообщении указано, что компания имеет признаки несостоятельности, всего насчитано 65 кредиторов, сумма долга перед которыми не уточняется. В числе кредиторов — сам ТАИФ, ТАИФ-НК, банк «Аверс» (кэптивный банк, обслуживающий интересы ТАИФа), ООО «Вулкан» (компанией владеет первый заместитель гендиректора ТАИФа по производственно-коммерческой деятельности Рустем Сультеев), ООО «ЧОП „Кеннард“» (охранное предприятие ТАИФа) и др.
Выходит, что ТАИФ по целому ряду исков должен сам себе, но «вытаскивать» личный актив из-под самобанкротства почему-то не желает.
Любопытно, что основателя и бывшего совладельца «Тулпар Эйр» Азата Хакима, который недавно отсудил у компании 451 млн рублей, в списке кредиторов нет, поскольку решение суда еще не вступило в силу и уже подверглось обжалованию.
Публикатор сообщает, что заявление будет подано в Арбитражный суд Татарстана по истечении 15 календарных дней с даты публикации уведомления. Сообщение подписано электронной подписью гендиректора общества Антона Сидоркина (его называют личным пилотом семьи гендиректора ТАИФа Альберта Шигабутдинова).
Стоит отметить, что подать заявление о собственном банкротстве компания может не только тогда, когда уже «утопает» в долгах, а заблаговременно — если понимает, что исполнение денежной обязанности перед одним из кредиторов поставит все финансовое состояние компании под угрозу и главное — не даст ответить по обязательствами всех остальных кредиторов. Предпочтение интересов одного кредитора перед другими незаконно.
Хаким в беседе с «БИЗНЕС Online» дает понять, что нет никакой экономической целесообразности банкротить авиакомпанию. Он полагает, что «Тулпар Эйр» инициирует собственное банкротство из-за нежелания платить ему за долю
«Назло бабушке отморожу уши»
Теперь что касается «предбанкротного» состояния «Тулпар Эйр». На одном из заседаний юристы авиакомпании и ТАИФа действительно утверждали, что выход Хакима из компании якобы поставил общество под угрозу банкротства. «Тулпаровцы» на заседаниях говорили о том, что авиатор, мол, привел общество к неудовлетворительному финансовому состоянию, во время владения не инвестировал в нее, а лишь тратил, бесплатно «катался» на самолетах и прочее.
Юрист «Тулпар Эйр» Эмиль Гатауллин из коллегии адвокатов «Раскин Жихарев Гатауллин» на одном из заседаний заявлял, что, несмотря на слова Хакима о его вложениях в бизнес, авиакомпания переживает не лучшие времена. И если оппонент до ухода из общества самостоятельно руководил предприятиям, то именно он и ответственен за его нынешнее состояние. (Правда, на момент этих рассуждений Хаким не возглавлял совет директоров «Тулпар Эйр» около двух лет).
Тогда все это казалось сгущением красок ради создания нужной атмосферы в зале суда. Тем более что и финансовые показатели компании не предвещали ничего плохого. Согласно данным сервиса «Контур.Фокус», баланс «Тулпар Эйр» на конец 2023 года составил 1,6 млрд рублей, чистая прибыль предприятия составила 217,8 млн рублей. В авиакомпании работают 126 человек, средняя зарплата — 286 тыс. рублей. Но вот теперь таифовцы, видимо, в подтверждение собственных слов решили действительно обанкротить предприятие.
Хаким в беседе с «БИЗНЕС Online» дает понять, что нет никакой экономической целесообразности банкротить авиакомпанию. Он полагает, что «Тулпар Эйр» инициирует собственное банкротство из-за нежелания платить ему за долю — в духе «назло бабушке отморожу уши». В дальнейшем же, в случае положительного (для ТАИФа) исхода судебного процесса, авиакомпания просто прекратит процедуру банкротства и продолжит свою работу, полагает авиатор.
«В суде первой инстанции оппоненты в качестве линии защиты ссылались на федеральный закон „Об ООО“, который ограничивает выплату действительной стоимости доли, если общество отвечает признакам банкротства, но подтвержденных доказательств предоставить не смогли, — вспоминает Хаким и добавляет: — Сейчас же заявление о банкротстве, поданное самим обществом, имеет целью удовлетворить формальным признакам и повлиять на решение суда в апелляционной инстанции, т. е. данный шаг имеет преднамеренный характер. Смею предположить, что все долги искусственно созданы предприятиями группы „ТАИФ“».
Спикер уверен, что авиакомпания «Тулпар Эйр» вполне способна оплатить задолженность перед кредиторами, а также задолженность по выплате действительной стоимости доли деньгами или имуществом. «После моего выхода из состава участников (в марте 2023 года) авиакомпания получила по итогам 2023 года 2,3 миллиарда рублей выручки и 218 миллионов рублей чистой прибыли, приобрела ангар для самолетов, который стоит не менее 500 миллионов рублей, дорогостоящее оборудование для ремонта воздушных судов», — отмечает Хаким. Как компании может грозить банкротство в этой ситуации, он не понимает.
Все так называемые долги перед кредиторами, а также задолженность по выплате действительной стоимости доли, по его словам, могут быть легко погашены путем продажи лишь одного из воздушных судов (а их в собственности авиакомпании «Тулпар Эйр» 6). Воздушные суда сегодня высоколиквидны, их стоимость составляет от 0,7 млрд до 1,2 млрд рублей.
«Я изначально предлагал им разойтись со мной, отдав часть имущества, причем это практически никак не повлияло бы на работу организации, утверждаю это как опытный специалист в сфере авиабизнеса. Либо они сами могут продать один из самолетов. При текущих обстоятельствах, как только они опубликуют информацию о продаже судна, покупатели вмиг налетят, я это точно говорю», — утверждает собеседник.
На вопрос о том, будет ли он подавать заявление о признаках преднамеренного банкротства, Хаким ответить не смог. Сказал лишь, что сам он абсолютно спокоен, а процессуальные вопросы возложит на плечи юристов.
Представители авиакомпании, напомним, в суде настаивали на стоимости доли Хакима всего в 435 млн рублей
«Справедливость» торжествовала недолго
Напомним, «Тулпар Эйр» полностью перешел в собственность ТАИФа в марте 2023 года, когда известный в Татарстане авиатор покинул основанную им в 1991 году компанию, отказавшись от 49-процентной доли в обществе. За нее Хаким получил от авиакомпании 419 млн рублей. Остальным 51% компании холдинг владел еще с 2008 года. (По словам Хакима, в то время контрольный пакет был выкуплен ТАИФом за 112 млн рублей.)
Однако позже он переосмыслил свой вклад в компанию и подал иск в Арбитражный суд РТ. Азат Муртазович оценил свою долю в «Тулпар Эйр» в 1,2 млрд рублей, с процентами сумма достигала 1,3 миллиарда. Суду был представлен отчет независимого оценщика, обосновывающий данную стоимость. После долгих разбирательств и повторной экспертизы Хаким в декабре 2024 года выиграл в данном судебном споре. Бывшему учредителю присудили «добавку» в 451 млн рублей и 61 млн рублей процентов (к ранее уже выплаченным 419 млн рублей). Выходит, что «тело» доли суд оценил в 870 млн рублей. Да, это меньше, чем хотел Хаким, но после оглашения решения суда авиатор назвал его «торжеством справедливости».
Однако позже это, казалось бы, соломоново решение арбитража Татарстана не понравилось ни одной из сторон. В канун Нового года (27 декабря 2024 года) первым жалобу подал Хаким. Авиатор пояснил этот шаг тем, что до последнего надеялся прийти к консенсусу в переговорах с ТАИФом, но пока результат оказался прямо противоположным.
«В 20-х числах декабря состоялась моя встреча с одним из руководителей оппонентов, на которой я предложил найти компромиссные варианты по компаниям „Тулпар Техник“ и „Тулпар Эйр“, увязав их, и остановить дальнейшее судебное разбирательство. К сожалению, ответа не последовало. У них нет желания договориться. Поэтому было принято решение о подаче апелляционной жалобы о взыскании действительной стоимости доли в полном объеме, согласно первоначальной оценке независимого оценщика „Кроу Аудэкс“ на сумму 1,2 миллиарда рублей плюс начисленные проценты по фактическую дату выплаты долга», — поясняет Хаким.
А на днях апелляционное заявление на декабрьское решение поступило в арбитражный суд уже от «Тулпар Эйр». Представители авиакомпании, напомним, в суде настаивали на стоимости доли Хакима всего в 435 млн рублей.
Аффилированность должника и кредиторов может являться лишь одним из признаков преднамеренного либо фиктивного банкротства, но точно не станет безусловной причиной для указания какой-либо вины должника
«Кредиторы часто обвиняют должника в преднамеренном банкротстве, но на практике редко могут его доказать»
«БИЗНЕС Online» обратился к специалистам в сфере банкротства юрлиц с просьбой порассуждать о том, реально ли доказать преднамеренное банкротство компании.
Директор и владелец юридического агентства «АргументЪ» Елена Аношкина сообщила, что преднамеренное и фиктивное банкротство — достаточно «сложная история». Представители кредиторов часто обвиняют должника в преднамеренном банкротстве, вместе с тем на практике редко могут его доказать.
Базовым документом в определении преднамеренного банкротства компании является заключение временного управляющего должника. Для его составления управляющий анализирует финансовые показатели должника, оценивает действия руководителя компании, предшествующие процедуре банкротства. «Проверяется, не осуществлялся ли директором сознательный вывод активов из предприятия, не продавал ли он задешево то, что можно было продать дороже, и так далее. Анализ совокупности действий и транзакций денежных потоков должен привести к формированию управляющего мнения о том, что данное лицо имеет признаки преднамеренного или фиктивного банкротства», — уточняет Аношкина.
По ее словам, аффилированность должника и кредиторов может являться лишь одним из признаков преднамеренного либо фиктивного банкротства, но точно не станет безусловной причиной для указания какой-либо вины должника.
Партнер юридической компании A2K Legal Тимур Уразаев отметил, что такого рода аффилированность может свидетельствовать о недобросовестности должника только в том случае, если долг перед дружественным компании кредитором будет фиктивным, говоря грубо, «нарисованным». Если же между компаниями действительно существовали гражданско-правовые отношения и задолженность обоснована, то, разумеется, лишь аффилированность между компаниями вряд ли может указывать на какие-либо недобросовестные действия со стороны должника.
По словам Уразаева, поскольку и преднамеренное, и фиктивное банкротство являются уголовными составами, по данной категории дел в ходе процедуры банкротства арбитражный управляющий может добиваться возбуждения уголовного дела в органах следствия. Такая практика достаточно широко распространена.
***
Поскольку ООО «Авиакомпания „Тулпар Эйр“» и ее владелец АО «ТАИФ» на запрос редакции «БИЗНЕС Online» в очередной раз не ответили, мы готовы опубликовать их комментарий (в случае поступления ответа) позже. Журналисты нашего издания будут следить за развитием дела в суде.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 43
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.