Крганов привез Рустаму Минниханову проект исламского комплекса, который начали строить в Новой Москве, недалеко от станции метро «Коммунарка» Крганов привез Рустаму Минниханову проект исламского комплекса, который начали строить в Новой Москве, недалеко от станции метро «Коммунарка»

Крганов привез Минниханову проект исламского комплекса в Москве

Встреча раиса Татарстана с председателем духовного собрания мусульман России (ДСМР) Альбиром Кргановым прошла в Казани сегодня утром. И прием в Доме правительства РТ был, как оказалось, не просто визитом вежливости. Крганов привез Рустаму Минниханову проект исламского комплекса (и мечети в его составе), который в середине прошлого года начали строить в Новой Москве, недалеко от станции метро «Коммунарка». Он расположится между Калужским шоссе и рекой Малой Сосенкой и станет часть большого межрелигиозного центра. Впервые «БИЗНЕС Online» подробно рассказывал о проекте чуть больше года назад, в декабре 2023-го.

«На встрече обсудили вопросы взаимодействия в сфере укрепления межнационального и межконфессионального согласия, развитие исламского образования. Также Альбир Крганов презентовал раису республики проект строительства мечети в составе многоконфессионального духовно-просветительского религиозного центра в Новой Москве», — сообщила по итогам сегодняшней встречи пресс-служба раиса РТ. Именно вторая часть, упомянутая в релизе, и была ключевой.

В отдельном кабинете для раиса РТ устроили небольшую презентацию с эскизами новой мечети и ее 3D-моделью В отдельном кабинете для раиса РТ устроили небольшую презентацию с эскизами новой мечети и ее 3D-моделью

Судя по кадрам, Крганов привез с собой три папки со справочными материалами, а в отдельном кабинете для раиса РТ устроили небольшую презентацию с эскизами новой мечети и ее 3D-моделью. На одном из кадров Минниханов показывает на нее рукой и что-то говорит, а рядом с ним, помимо Крганова, — председатель духовного управления мусульман (ДУМ) Татарстана Камиль Самигуллин и молодой человек в светском костюме, автор концепции межрелигиозного центра, архитектор и доцент Московского архитектурного института (МАРХИ) Алексей Капустин. Также на официальных снимках можно заметить главу администрации раиса РТ Асгата Сафарова.

Другие детали встречи не раскрываются, а 25-секундное видео не сопровождается звуковой дорожкой. В пресс-службе раиса РТ на вопрос, каковы результаты встречи и будет ли республика по ее итогам поддерживать проект, заявили, что у встречи «не было цели одобрять», речь шла о презентации проекта. Руководство Москвы поддерживает строительство мечети со своей стороны, указали в казанском Кремле.

«Уже татары, представители бизнеса, активно принимают участие в поддержке»

Тем не менее, как выяснил «БИЗНЕС Online», стройке мусульманского храма поможет и Татарстан. О начале строительства Крганов сообщал в мае 2024 года. «Уже татары, представители бизнеса, активно принимают участие в поддержке проекта. Я рассказал об этих людях Минниханову, с благодарностью отметил эти фамилии. Очень одобрительно Рустам Нургалиевич отреагировал на такое внимание представителей мусульманского татарского бизнеса к данному проекту», — рассказал сегодня Крганов корреспонденту нашего издания после встречи. О каких именно меценатах из республики идет речь, духовный деятель не сказал, но подчеркнул, что встреча с раисом была «теплой и доброжелательной». «Мы презентовали Рустаму Нургалиевичу проект межрелигиозного центра в Москве. И в этом центре также предусмотрено возведение мусульманского комплекса, который включает в себя несколько объектов. Презентовали вместе с советником ректора Московской академии архитектуры Алексеем Михайловичем Капустиным. Концепция согласована в мэрии Москвы. Одобрена она и уважаемым Рустамом Нургалиевичем», — заметил собеседник нашей газеты.

По словам источника «БИЗНЕС Online», на встрече Крганов заручился поддержкой руководства Татарстана, оно готово помочь.

«Купола отсылают к храму Василия Блаженного»: какой будет пятая мечеть Москвы?

«Он (Миннихановприм. ред.) очень подробно интересовался, мы отвечали на вопросы. Рассказали о проекте, который имеет в своем облике древнебулгарские орнаменты. Изучали в Московской академии архитектуры эту тему очень долго. Там и татарские элементы есть, и другие особенности. Это будет уникальный в своем роде проект, который предполагает и социальный центр, и образовательные корпусы, музейные, выставочные комплексы. Будет там и часть, связанная с медициной для военнослужащих, участвующих в СВО, будет реабилитационный центр для женщин», — раскрыл председатель ДСМР детали нового межрелигиозного центра.

Крганов также уточнил, что передал главе Татарстана как руководителю группы стратегического видения «Россия – исламский мир» «предложения и пожелания нескольких мусульманских стран по участию в организации» международного экономического форума KazanForum, который пройдет в этом году. Помимо этого, обсуждались «вопросы, которые сегодня на повестке дня, касающиеся татар, мусульман».

Мечеть Крганова станет частью межрелигиозного центра. Его концепция уже согласована с представителями традиционных религий страны Мечеть Крганова станет частью межрелигиозного центра. Его концепция уже согласована с представителями традиционных религий страны

Что известно о проекте и кто недавно выступал против

Крганов поднимал тему строительства мечетей в Москве с момента своего назначения в столице. Еще летом 2012-го он заявлял, что обращался к столичным властям с просьбой выделить участок под мечеть. Однако в сентябре того же года на улицы Москвы вышли более 2 тыс. человек, протестующих против строительства мечети в Митино. После этого мэр города Сергей Собянин не раз говорил, что новых мечетей в столице не будет.

Через какое-то время эта тема вновь всплыла в публичном пространстве. В 2016 году официально анонсировали проект межрелигиозного центра в Новой Москве. «На территории административно-делового центра „Коммунарка“ выделен крупный земельный участок для размещения культовых объектов четырех конфессий — православной, мусульманской, буддийской и иудейской», — заявлял руководитель департамента развития новых территорий столицы Владимир Жидкин.

Дело сдвинулось с мертвой точки на закате 2023 года — в декабре стало известно, что Крганову удалось получить согласие от столичных властей на строительство мечети. Она появится в Новой Москве, недалеко от станции метро «Коммунарка». В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» председатель ДСМР рассказывал, что мечеть будет носить имя первого муфтия России Мухаметжана Хусаинова.

Мечеть Крганова станет частью межрелигиозного центра. Его концепция уже согласована с представителями традиционных религий страны — мусульманства, буддизма, иудаизма. Сейчас ведется работа над проектной документацией. Комплекс зданий расположится между оживленным Калужским шоссе и рекой Малой Сосенкой.

Межрелигиозный центр находится на стилобате в едином стиле, из одного облицовочного материала — камня. Прилегающая территория составляет около 30 га, и ее благоустройство также включено в концепцию. Вдоль центра расположится прогулочная зона с сувенирными магазинами и ресторанами, относящимися тематически к религиям. На реке около комплекса спроектированы мосты и выделены места для монументальных композиций. Появится и летний театр, где могут проходить концерты.

В мае 2024 года стало известно о начале строительства новой мечети. Крганов на пленарном заседании XIV Всероссийского форума татарских религиозных деятелей в Казани поделился, что президент России Владимир Путин поддержал проект и поручил правительственным органам содействовать в работе над новым сооружением.

Уже после начала стройки нашлись недовольные проектом. Так, в октябре прошлого года в эфире телеканала «Царьград» с участием Крганова обсуждалась петиция против стройки. Первый аргумент ее авторов был в том, что мусульманская часть занимает слишком большую площадь центра. По их словам, большинство жителей района Коммунарка — «молодые славянские семьи с детьми», а жители, исповедующие ислам, являются главным образом мигрантами. Второй — что в рамках комплекса не планируется стройка православного храма.

«Я считаю, что это правильно, что с Рустамом Нургалиевичем такие вещи согласовывают» «Я считаю, что это правильно, что с Рустамом Нургалиевичем такие вещи согласовывают»

«Мечеть нужно строить — это совершенно очевидно. В Москве просто катастрофическая нехватка»

Собеседники «БИЗНЕС Online» порассуждали о важности новой мечети для Москвы и о том, почему Крганов привез проект в Татарстан и должны ли его поддержать другие регионы с мусульманским населением.

Азат Гайнутдинов — руководитель центра реабилитации и социальной адаптации бывших осужденных, член Общественной палаты РТ:

— Это не только для Москвы, это в целом для страны важный проект. У нас в такой огромной Москве всего несколько мечетей. Посмотрите, сколько мечетей у нас, в Казани.

Когда на праздниках вот в такую погоду под дождем, под снегом люди на картонках читают намаз или в рядом стоящих домах чуть ли не в подъездах делают омовение — это в наше время, я считаю, в голове не укладывается. Любой, мне кажется, мусульманин себя чувствует каким-то закомплексованным. Неприятно. Хотя в Москве, если память мне не изменяет, около 4 миллионов мусульман. Это очень большое количество. Поэтому почему бы нет? В одном доме живем, должно быть всем комфортно.

Почему Крганов привез проект Минниханову? Татарстан считается лидером: взять [прошедший в Казани саммит] БРИКС, форум «Россия – исламский мир». Татарстан — сердце. Я считаю, что это правильно, что с Рустамом Нургалиевичем такие вещи согласовывают. Например, мне это очень приятно и гордо, что с нашим раисом это согласовали. А еще он (Кргановприм. ред.) выходец из Чувашии, можно сказать, рядом. Приехал, показал уважение.

Я думаю, здесь не будет ни одного мусульманина, который этот проект не поддержит. Для всех это очень такой приятный и сюрприз, и новость. Не имеет значения, татары это делают, дагестанцы башкиры. Мечеть же для них для всех.

Рустам Батров — мусульманский и общественный деятель:

— Крганов уже давно с этим проектом обивает пороги, высокие пороги. Уже, наверное, лет 10−15, очень давно мне его показывал. Мечеть нужно строить — это совершенно очевидно. В Москве просто катастрофическая нехватка мечетей. Там мусульман, по разным оценкам, 1−2 миллиона, при этом всего четыре или пять храмов мусульманских. Поэтому такие столпотворения и на праздниках, и на джума-намазах, когда люди просто вынуждены на улицах исполнять намаз лицом в грязь. И это, в общем, конечно, не с лучшей стороны характеризует нашу многонациональную страну, когда в столице такая резкая нехватка мечетей.

Почему привез проект Минниханову? Если я правильно понимаю логику татарстанских властей, Татарстан мыслит себя как центр татарского мира. И совершенно, на мой взгляд, правильно. Отсюда у нас и форум религиозных деятелей, куда приглашаются имамы и муфтии из всех муфтиятов, не участвуя во внутренних разборках. То есть они стараются объединить вокруг Татарстана весь татарский мусульманский мир. И это конвертируется просто в огромное количество бонусов для республики.

Расул Тавдиряков — мусульманский блогер, автор телеграм-канала «Мулла из-за угла»:

— Да, я недавно проезжал мимо места строительства. Там уже территория обнесена забором и какая-то техника даже что-то делает. В общем, это неплохое место, рядом с МКАД (Московская кольцевая автомобильная дорогаприм. ред.), с МКАД его (место строительстваприм. ред.) видно. Недалеко от этого места работает [оптово-розничный продовольственный центр] «Фуд Сити», там десятки тысяч сотрудников, и им запрещают даже просто молиться в собственных помещениях. Если увидят, там очень наказывают и рублем, и вообще могут лишить рабочего места.

Поэтому это [строительство] крайне необходимо. Давно известно, что мечетей в Москве не хватает. Такая огромная столица, одна из мировых столиц с таким населением, и ее приводят как пример города, где отсутствуют мечети. Сейчас вроде начали открывать молельные комнаты, вроде бы проблема с наплывом верующих решилась, в разных районах стали арендовать помещения и люди чуть-чуть рассредоточились. Но мы видим, что некоторые из таких помещений со временем закрываются, рейды проводятся, маски-шоу. Все понимают, что мечети остро необходимы. Что она будет не в центральной части города, а около МКАД — это тоже такой, скажем, консенсус. 

Хотя даже если бы она была и в черте города, не думаю, что это какой-то криминал и кому-то от этого бы плохо стало. Но, к сожалению, насколько мы наблюдаем, сейчас немножко общество наэлектризовано. Не знаю, с чем это связано. Либо действительно какие-то проблемы нерешенные в миграционной сфере, либо это искусственно кем-то нагнетается и видят какую-то экспансию, что ли, со стороны мигрантов. Политический окрас какой-то приобрело. Но Альбир хазрат — мудрый руководитель и сможет нивелировать эти проблемы, найти решение, чтобы никому не досаждать и чтобы все мусульманские религиозные обязанности были реализованы.

Думаю, Крганов ищет финансирование, потому что проект большой, огромный. И он сейчас будет ездить везде, где только можно, все свои связи и знакомства подключать, выискивать средства. Второй момент — политический. Татарстан — это не обычный регион. Если руководитель региона к этому проекту подключится, это придаст надежность, уверенность. Наверняка уже сейчас много людей, которые не хотели бы видеть этот проект и его реализацию. И наверняка будут разные подножки ставить. Поэтому Крганову приходится искать финансирование и создавать дополнительную безопасность для реализации этого проекта. Если одобрили ранее, наверняка это все согласовано вплоть до администрации президента, но подстраховаться не будет лишним. 

Альбир Хазрат очень известен тем, что он такой как бы национальный, у него этот фактор преобладает. Он более переживает за своих соплеменников, за татарский мир. Я у него там часто бываю, и у него в основном татары ходят в его духовное управление. Там преобладающее большинство татар, где он раньше арендовал помещение. Там, где у него офис находится, тоже пятничные проповеди проводятся. В отличие от других мечетей, там процентов 70−80 к нему ходит татар. Он на этом сильно делает акцент. Это тоже, конечно, один из основных моментов. Он пытается создать такую татарскую канву.

Естественно, и другие регионы должны помочь с этим проектом. Мечеть будет служить всем, не должно быть никакого разделения, что «они строят — пусть сами и строят». Должны все подключиться и какую-то свою лепту внести. Например, я был в Новосибирске, и там муфтий тоже татарин. Ему хорошо помогли ингуши, там большая центральная мечеть, и названа она в честь ингушского духовного наставника Кунта-хаджи Кишиева. И во многих регионах я вижу такую коллаборацию, и это очень здорово. Это показывает, что здесь мы всей мусульманской общиной приняли участие. Если мы все время говорим об объединении, то вот, пожалуйста, хороший повод показать, что мы не разделяемся, что мы едины.