Теперь РТ сможет брать кредиты у федерального центра, даже если их объем превысит верхний предел государственного долга республики. Но только в случае, если расходы будут направлены для решения вопросов, связанных с «ухудшением геополитической и экономической ситуации». Да, Татарстан находится далеко от границ, затронутых боевыми действиями, но соломку в законодательном плане решили подстелить уже сейчас. Накануне эти вопросы обсудили в рамках заседания комитета Госсовета РТ по бюджету, налогам и финансам. О том, как на практике будет выглядеть выполнение законопроекта и какие налоговые льготы одобрили депутаты, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Депутаты вынесли на обсуждение три законопроекта
Татарстан сможет брать в долг у Москвы — на ликвидацию негативных последствий СВО
Комитет по бюджету, налогам и финансам РТ накануне собрался в здании парламента в предпоследний раз в этом году. Помимо традиционных участников, заседание посетил недавно назначенный помощником раиса РТ полномочный представитель раиса РТ в Государственном совете Тимур Нагуманов. Правда, вопросов он пока не задавал, вникая в остановку.
Депутаты вынесли на обсуждение три законопроекта. Сперва изучили документ, которым вносятся поправки к Бюджетному кодексу РТ и устанавливаются «некоторые особенности» исполнения бюджета в Татарстане в 2025 году. Речь о финансировании «мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики», говорится в пояснительной записке к документу.
В столь элегантных формулировках, по сути, говорится о расходах, которые могут потребоваться (но надеемся, что не потребуются) бюджету РТ для «дополнительных мероприятий в сфере национальной обороны и национальной безопасности». Сюда включены расходы, направленные на оказание мер социальной поддержки граждан и мероприятия по ликвидации «чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера» и их последствий. Средства также могут идти на проведение «неотложных аварийно-восстановительных работ» и оказание мер социальной поддержки гражданам, чьи жилые помещения были утрачены или повреждены.
«Это вызвано необходимостью, реальной жизнью сегодня в стране», — объяснил депутатам председатель комитета Леонид Якунин. Очевидно было, что речь шла о возможных последствиях СВО на территории региона.
Чтобы справиться с допрасходами при ликвидации последствий таких ЧС, депутаты предложили разрешить увеличивать размер дефицита бюджета Татарстана (или местного бюджета) на сумму необходимых расходов.
Якунин подчеркнул, что этим законопроектом депутаты лишь приводят законодательство РТ в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации
«Дефицит бюджета утверждается законом — 13,5 миллиарда на 2025 год. Да, можно превысить его на эти цели [ликвидацию последствий СВО], если ситуация такая возникла, что надо срочно финансировать данные цели. Это касается в первую очередь приграничных регионов, где есть проблемы. Если случится — да, можем превысить», — пояснил Якунин в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online».
Кроме того, законопроект разрешает в этих же случаях превышать верхний предел государственного (муниципального) долга. Якунин объяснил, что бюджет региона сейчас ограничен по объемам заимствований в пределах 30% от собственных доходов. По новым правилам в случае таких «ЧП федерального масштаба» Татарстан сможет претендовать на кредиты, даже если они превысят верхнюю планку госдолга РТ.
Якунин подчеркнул, что этим законопроектом депутаты лишь приводят законодательство РТ в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации. «У нас таких случаев [негативных последствий от СВО] пока нет, ну и не дай бог будут…» — сказал парламентарий.
При этом в финансово-экономическом обосновании говорится, что принятие закона «не потребует дополнительных расходов из бюджета Республики Татарстан». Якунин объяснил это тем, что рассчитать подобные расходы заранее невозможно. «Расходы — если бы они были, мы бы их заложили, а сейчас как мы можем их заложить? Кто может прогнозировать эти вещи?» — удивился парламентарий в ответ на вопросы журналиста издания.
Стоит сказать, что законопроект депутаты приняли спокойно и быстро, можно сказать, буднично, не задав ни единого вопроса. К тому же на заседании комитета отсутствовали шефы экономики Татарстана — министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов и министр финансов РТ Радик Гайзатуллин. Вместо них участие принимали их замы.
Для участников региональных инвестиционных проектов с объемом капитальных вложений от 50 млн до 500 млн рублей исключено ограничение по применению пониженной налоговой ставки после 31 декабря 2026 года
Депутаты продлили льготы по налогу на прибыль и УСН
Следующий законопроект касался изменений, которые будут внесены в налогообложение для компаний, реализующих инвестиционные проекты в Татарстане. По большому счету изменения вызваны проведением «налоговой реформы», вступающей в силу с 2025 года.
Так, закон РТ «О регулировании отдельных вопросов налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов на территории РТ» (принят в марте 2022 года) дает льготную ставку в 10% по налогу на прибыль организаций тем участникам региональных инвестпроектов, чьи капитальные вложения равны сумме налога на прибыль. Сама льгота сохраняется, но, чтобы привести закон к федеральной вертикали, Госсовет РТ меняет стандартную ставку по налогу на прибыль с 20 на 25%. Кроме того, для участников региональных инвестиционных проектов с объемом капитальных вложений от 50 млн до 500 млн рублей исключено ограничение по применению пониженной налоговой ставки после 31 декабря 2026 года.
Третий законопроект, вносящий изменения в закон РТ «Об установлении налоговых ставок для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения», наконец-то сопровождался обсуждением.
Первый заместитель министра экономики РТ Наталья Кондратова объяснила, что суть законопроекта в том, чтобы продлить действие на один год, до 1 января 2026-го, налоговых льгот в размере 5% для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения «Доходы — расходы». Это коснется только предприятий, осуществляющих определенные виды деятельности: обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, а также строительство.
«Почему только на один год?» — поинтересовался депутат и генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Казань» Рустем Уманов. На что председателю комитета Якунину пришлось парировать: «Льгота не может даваться повсеместно и на всю жизнь. Она дается для решения определенных задач на текущий момент. Как регулятор. Было время, когда мы с вами рассматривали вопросы на комитете, как создать рабочие места. Сейчас, слава богу, нет такой необходимости».
Также депутатов заинтересовало: что же это за предприятия, которые предоставляют газ и находятся на «упрощенке»? Кондратова отметила, что таких организаций в реестре около 300. Как их считают? Смотрят, у кого ОКВЭД определен как производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
Законопроекты получили одобрение. Следующий этап — рассмотрение их на очередной сессии Госсовета РТ, которая состоится уже 23 декабря.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.