DSCN3734.jpg
Кто хотел прослушивать начальника Тукаевского районного отдела судебных приставов выясняет следственный комитет

ТАИНСТВЕННЫЙ СВЕТ В КАБИНЕТЕ

История, о которой многие в бизнес -кругах Челнов знают, говорят между собой, но которую никто не хочет официально комментировать. Тем не менее корреспондентам «БИЗНЕС Online» удалось по крупицам собрать информацию (понятно, что сегодня мы публикуем только часть ее, так как на оставшуюся пока нет официальных подтверждений).

Как сообщил источник «БИЗНЕС Online» в татарстанском управлении федеральной службы судебных приставов (УФССП) РФ, скандал возник после того как поздно вечером 27 июля начальник Тукаевского районного отдела судебных приставов УФССП по РТ Кадрия Абдуллина, возвращаясь домой, совершенно случайно проходила мимо здания, где расположен офис судебных приставов. И, к собственному удивлению, увидела в окнах своего (!) кабинета свет.

Тут же туда направившись, она обнаружила неких людей в униформе, которые спешно устанавливали специальное оборудование для прослушивания. Как выяснила она после некоторых расспросов этих работников – прослушивать собирались именно ее. А вот кто именно собирался прослушивать, предстоит установить следствию. В челнинском подразделении следственного комитета подтвердили «БИЗНЕС Online», что действительно ведется проверка по факту прослушки, но до ее окончания ситуацию комментировать не будут.

В то же время информированные источники утверждают, что люди, устанавливавшие аппаратуру, могли действовать в интересах коллеги Абдуллиной – начальника отдела судебных приставов №1 по Набережным Челнам Радика Валиева, фактически старшего судебного пристава по автограду. Впрочем, сам Валиев все отрицает. «Я даже не знаю, о чем идет речь, поэтому по этому факту ничего вам прокомментировать не могу. Обращайтесь в следственный комитет», - заявил Валиев корреспонденту «БИЗНЕС Online». В пресс-службе УФССП также хранят молчание, никак не комментируя эту информацию.

Правда, по данным наших источников, после того как Абдуллина обнаружила установку прослушки в своем кабинете, то была полна решимости не спускать дело на тормозах и придать этот нелицеприятный факт огласке. И затем нашла поддержку у своего руководства в Казани. Известно, что судебные приставы даже запланировали по этому поводу провести пресс-конференцию еще в начале августа, где обещали рассказать о ситуации. Но в итоге от этой идеи решили отказаться, чтобы не выносить на публику грязное белье.

Мы дозвонились до Абдуллиной, чей кабинет пытались прослушать, однако – взяв день на размышление – в конечном счете она все же отказалась давать какие-либо комментарии.

ИЗ ТРАНСПОРТНОЙ МИЛИЦИИ В ПРИСТАВЫ

Что касается начальника отдела судебных приставов №1 г. Набережные Челны Валиева, то он уважаемый и влиятельный в силовых структурах человек. В ФССП он курирует, помимо автограда, еще Нижнекамск, а также Тукаевский и Актанышский районы. В ФССП он пришел осенью 2011 года из полиции - ранее возглавлял линейный отдел полиции аэропорта «Бегишево», до этого занимал различные должности в структурах УВД автограда.

Отметим, что все приставы базируются в одном здании: все три отдела судебных приставов поНабережным Челнам и один отдел по Тукаевскому району в трехэтажном здании в поселке ГЭС, на бульваре Корчагина, 13.

Какие именно причины могли привести к «войне среди приставов» и стать непосредственной причиной установки прослушки в кабинете Абдуллиной остается только догадываться… Надеемся, что проверка СК и внутриведомственных экспертов прольют свет на сей счет.

Отметим, что дела о прослушках то и дело всплывают в современной России. Так, например, в начале августа стало известно о скандальном деле группировки бывших сотрудников секретного оперативно-поискового бюро (ОПБ) МВД, которые занимались нелегальной прослушкой и слежкой за людьми. «Все, кто мог себе позволить заплатить им несколько тысяч евро в день, могли получить полный компромат о жизни своего делового партнера или любовницы», сообщили «Известия». Осенью 2009 года оперативники департамента собственной безопасности (ДСБ) МВД России выяснили, что группа бывших сотрудников ОПБ организовала в Москве теневой бизнес по прослушке граждан и слежке за ними. При этом ОПБ — одно из самых секретных подразделений МВД, которое специализируется на подобных спецоперациях. У "разведчиков" нет ни удостоверений, ни оружия, а их родственники даже не знают, где они служат. По данным оперативников, любой желающий мог заказать у бывших оперов полный компромат на любого человека.

КАК ИЗБЕЖАТЬ ПРОСЛУШКИ?

«БИЗНЕС Online» обратился к экспертам, чтобы узнать, насколько сегодня распространена практика прослушки.

Ильдус Янышев – председатель совета директоров ГПБ "Контр":

- В России существует целый рынок негласного съема информации. Начиная с того, что есть и специальные средства, которые можно купить даже через интернет. Есть бытовые приборы, которые точно также можно использовать для негласной аудио-видеозаписи. Есть миниатюрные видеорегистраторы, диктофоны, способные писать до пяти суток в режиме голосовой активации. Существуют программные средства, которые закачиваются на телефоны интересующих абонентов, и они дают информацию о месторасположении человека, отправленных и полученных SMS, содержании телефонных разговоров. Существуют специалисты, продающие спецсредства. И к сожалению, существует рынок предложений со стороны недобросовестных работников спецслужб, которые тоже организуют прослушку – у них есть подобные возможности, когда они под прикрытием уголовных дел ставят прослушку у людей, не причастных к оперативным мероприятиям. Были скандалы, когда охранные предприятия была задействованы в таких ситуациях. Используют свои и каналы прошлой профессиональной деятельности, и навыки.

Понятно, что это нарушает права человека и должно уголовно наказываться. Но человек, которого «прослушивают», даже не сможет обратиться в суд, так как даже не узнает об этом. Защититься от прослушивания и контроля – абсолютно невозможно. Для этого надо нанимать специалистов с дорогостоящим оборудованием. Между прочим, устанавливать прослушку спецподразделения МВД могут только с санкции суда на проведение специальных технических мероприятий. ФСБ же работает здесь в рамках законодательства, регулирующего систему СОРМ (Система Оперативно Розыскных Мероприятий). Это предусмотрено законом об оперативно-розыскной деятельности. В таких случаях единственная рекомендация моя – вести себя в соответствии с законом, и не совершать поступков, за которые не пришлось бы краснеть потом.

Рузаль Хамитов - директор «Центра Охраны и Мониторинга «Сити Гард»:

- Съем информации может осуществляться запросто, по нескольким каналам. Считать информацию можно с чего угодно. В том числе, и с мобильной, и с городской телефонной линии. Любое мобильное устройство – конкретно мобильный телефон, к примеру – является готовым устройством для прослушки. Нам периодически приходится консультировать наших клиентов, по таким же вопросам. Они закупают специализированное оборудование, которое глушит GSM-сигналы, «жучки», осуществляющие съем информации по телефонной линии. И в различных магазинах «Безопасность» существуют устройства, позволяющие находить «жучки». Самый простой способ избежать прослушки по мобильной связи, который я видел: три бизнесмена отключили все свои телефоны, батарейки были вытащены, сим-карты лежали рядом.

Сама попытка прослушать человека незаконна, эта личная жизнь всех нас. Кто может прослушивать, и могут ли прослушивать различные спецподразделения МВД? Я недавно ездил в командировку, к коллегам, занимающимся охранным бизнесом, и в кабинете, где регулярно проводятся переговоры и принимаются решения, стоит блокиратор сотовой связи, устройство, блокирующее съем информации просто по телефонной линии, диктофонам, блокируется съем информации через стекло. На вопрос, зачем это им нужно, они сказали: у нас просто город продвинутый, и подобные вещи против нас же используют наши конкуренты, и в том числе специализированные подразделения.