ЛУЧШЕ ДОМА ДЛЯ МЕНЯ НИЧЕГО НЕТ

- Венера Ахатовна, банальный вопрос: чем сейчас занимается наша звезда?

- Помимо службы в Татарском академическом театре оперы и балета имени Джалиля я еще заведую кафедрой сольного пения в университете культуры и искусства. В июне у нас были выпускные экзамены, в июле – вступительные. В августе у нас был отпуск, но я никуда не поехала. С оперной труппой нашего театра приходится много ездить, наверное, полмира объездили, так что если выпадает возможность просто побыть дома, я никуда не хочу ехать. Лучше дома для меня ничего нет.

- Как вы при вашей востребованности в театре и на эстраде нашли время для преподавания?

- Я начала заниматься этим с большим удовольствием и энтузиазмом. В театре я пела практически все партии, написанные для моего диапазона голоса. А преподавание явилось совершенно новой формой реализации творческих возможностей. Но энергия еще есть, желание передать то, что умею ученикам, тоже есть, так что надо преподавать. Вот так у меня появилась еще одна роль - педагога. И каждый набор жду новых талантливых ребят. И они к нам идут, конкурс на нашу специальность растет с каждым годом.

- Сколько человек проступали в этом году?

- Ко мне поступали 40 человек, столько же было подано заявлений на эту специальность в консерваторию. Так что рейтинг у нас и у старейшего вуза одинаковый. По популярности мы равны.

«БОЛЬШЕ ЛЮБЛЮ СТУДЕНТОВ ИЗ ДЕРЕВНИ»

- Сколько человек у вас было на место?

- Около семи человек. В консерватории чуть меньше.

- Сколько учеников в этом году вы взяли?

- Шесть человек.

- Что это за ребята?

- Ничего не имею против городских ребят, но больше люблю тех, кто из деревни. Их к нам поступает много. Дело в том, что у нашей кафедры есть одно преимущество – мы можем принимать к нам ребят без музыкального образования. Но нельзя сказать при этом, что эти ребята ничего не знают и не умеют. Они и в школах у себя уже выступали, и в самодеятельности участвовали. Они у себя на родине уже звезды. Эти ребята уже отчасти подготовлены, они не видят своей жизни нигде, кроме сцены.

- Вы требовательный педагог?

- Да. Помимо вокала я провожу собеседование с абитуриентами. Мне важно понять, что они за люди, узнать их кругозор. Вопросы задаю самые разные: про книжки, что они читали, про музыку, про композиторов. Спрашиваю даже про достопримечательности Казани. Мне обязательно надо проверить их эрудицию. Ребята из деревень, они вообще очень старательные. Деревенская молодежь воспитывается в семьях с уважением к труду. Они и на сенокосы ходят, и картошку копают. И потом они бывают так же трудолюбивы и в учебе. Они ценят возможность учиться в городе и очень стараются.

- Сколько у вас бюджетных мест в этом году?

- Шесть бюджетников и четыре места на коммерческой основе. Казанских ребят на первом курсе всего двое.

«ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД НАДО ПЛАТИТЬ ЧУТЬ БОЛЬШЕ ПЯТИДЕСЯТИ ТЫСЯЧ»

- Сколько стоит выучиться на певца на коммерческом отделении?

- За один учебный год надо заплатить чуть больше пятидесяти тысяч. Это немного, это реальная цена. Например, мои внучатые племянники ходят в детский садик, и их родители за год платят практически такую же цену, даже немного больше. Но ведь у нас это инвестиции в высшее образование, в будущее, в карьеру.

- Вы как-то назвали своих учеников «Фабрикой звезд»…

- Совершенно верно. Российская эстрада переняла идею такой «фабрики» на западе, а мы кое-что позаимствовали у нее. Кстати, мои ученики ездили на «Фабрику звезд» в Москву и даже доходили до финала. Так что мы в свое время создали «Фабрику звезд по-татарски». Мы выступали с этим проектом в УНИКСе, зал был набит битком. Ажиотаж был колоссальный, но потом мою идею подхватил «Барс-медиа» и стал продвигать этот проект уже под своим флагом. Но мы все равно такие программы делаем, в этом году, например, едем в Башкирию, собираюсь в Астрахань. Естественно, еду со своими «фабрикантами», кстати, большое гастрольное турне по Башкирии у меня впервые, буду выступать вместе с учениками, из Уфы мне уже прислали рекламный ролик наших концертов.

«УЖЕ НА ПЕРВОМ КУРСЕ ЕСТЬ НЕЗАУРЯДНЫЕ РЕБЯТА»

- Эстрада – это такое место, что там просто так не пробиться. Вот студент завершил учебу у вас. Где он будет работать, чем зарабатывать себе на жизнь?

- Конечно, это непростой вопрос. Я, когда беру учеников, ставлю перед собой цель, чтобы не ждать окончания учебы, а еще студентами выводить их на сцену, чтобы их узнавали. У нас так построен учебный процесс, чтобы уже на первом курсе студентов можно выводить на сцену. Мне всегда бывает отрадно видеть, как студент из месяца в месяц развивается, как у него появляется интерес к классической музыке. Очень много моих студентов после института идут в хор оперного театра. Они меня не подводят, работают очень хорошо, участвуют в спектаклях, ездят с театром на гастроли за границу. Но помимо оперного театра эти ребята еще и концертной деятельностью занимаются.

- А есть среди ваших учеников звезды, которые уже знает публика?

- Вся татарстанская эстрада – это практически мои студенты, начиная с первого выпуска. Могу долго перечислять их имена. Есть уже незаурядные ребята и на первом курсе. Кстати, многие мои ученики имеют контракты с «Барс-медиа», где реализуют свои творческие амбиции.

«Я НУЖНА СВОЕМУ ТЕАТРУ»

- Видно, что вы очень увлечены преподаванием. А ваша карьера в театре? Она завершилась, или вы еще что-то будете делать?

- Я считаю, что моя театральная карьера еще не закончилась. Я чувствую, что нужна своему театру. В любой момент, когда в афишу поставят, например, оперу Резеды Ахияровой «Любовь поэта», я могу выйти на сцену и исполнить партию Зайтуны. Я в хорошей форме, и когда бывает нужно выступать в ответственных концертах, принимаю в них участие как солистка нашего оперного театра. Я могу исполнить и классические арии, и романсы – я очень востребована нашей публикой, слава Богу. Кстати, сейчас я как концертная исполнительница востребована больше, чем раньше. Потому что, когда я была плотно занята в репертуаре, концертной деятельности приходилось уделять меньше времени. Конечно, я всегда делала записи на радио, но с гастролями не очень часто выезжала. Я берегла себя для оперы.

- Мне кажется, сейчас у вас какой-то новый рубеж…

- Я очень люблю эстраду! Люблю татарские эстрадные песни, русские и татарские романсы. Я раньше их мало пела, но теперь я могу их «вкусно» исполнить, я смотрю на них другими глазами, передаю другие эмоции. Раньше такого не было. Мне кажется, что я стала сейчас петь лучше, чем пела раньше, прежде была задача взять ми-бемоль в партии Травиаты или Джильды, сейчас же я понимаю музыку сердцем, чувствую вкус слова.

«ИНОГДА В ЕВРОПЕ СВИСТЯТ И ТОПАЮТ»

- Для вас важны аплодисменты?

- Конечно. Но в Европе, например, в конце спектакля публика может и свистеть, и топать ногами – так они передают бьющиеся через край эмоции. Это все приятно.

- Кто занимается вашими гастрольными турами? У вас есть продюсер?

- Нет, и никогда не было. Всю жизнь я сама себя продюсирую, и мне никто не помогает. Я сама себе администратор, и сама распространением билетов занимаюсь, такой я талантливый человек. В прошлом году, например, была в Астрахани. Как будто привезла привет с родины астраханским татарам! Народ ведь скучает по родине, им интересно, что у нас происходит, они попросили меня приезжать к ним каждый год. Им было любопытно на моем выступлении: певица, которая поет эстрадные песни, включает в программу концерта и романсы, и оперную классику. Я там фурор произвела – спела «Застольную» из «Травиаты».

«ЛЮБЛЮ ПЕТЬ НА КОРПОРАТИВАХ»

- У нас сейчас есть интересные татарские композиторы, которые пишут для эстрады?

- Мое счастье, что уже лет 30 я иду по жизни рядом с замечательным композитром Резедой Ахияровой. Большая часть моего эстрадного репертуара – это ее песни. Сейчас композиторы, даже самодеятельные, стараются предложить певцам за деньги. Я никогда не покупала песни у композиторов. Композиторы, которые предлагали мне свои сочинения, всегда знали и знают, что я могу раскрутить песню. Из любой песни я могу сделать конфетку. Так вот Резеда Ахиярова никогда не предлагала мне песни за деньги. Я счастлива, что у меня есть такой друг.

- Как вы относитесь к выступлениям на корпоративах?

- Не буду скрывать: к корпоративам отношусь очень хорошо. Меня очень много приглашают на свадьбы, на юбилеи. Почему я не должна петь перед публикой, которая меня пригласила и ждет моих песен? Я хочу показаться на зрителе в красивом платье, сделать макияж, хорошо петь, поднять людям настроение. Пусть слушатели видят, что я еще, слава Богу, в форме. И могу дарить людям радость.

Справка

Венера Ганеева родилась в Казани. Окончила музыкальное училище им. Аухадеева и казанскую консерваторию. С 1972 года и по сей день – солистка Татарского академического театра оперы и балета им. Джалиля. Лауреат Госпремии РТ им. Тукая, народная артистка РФ и РТ, профессор, заведует кафедрой сольного пения университета культуры и искусств.