Раис Гумеров - генеральный директор ОАО «Мелита»:

- Будь моя воля, я бы восстановил то образование, которое было в советские времена. Оно было качественное, на наш взгляд, и во всем мире оно оценивалось как достаточно высокое. А сейчас качество образования просто не терпит никакой критики. Особенно печально, что инженеров не осталось, подготовка инженеров настолько слабая, что волосы дыбом. Таким темпами через 10 лет по-инженерному молодежь вообще перестанет мыслить. Я это знаю не только по себе (хотя и на нашем предприятии это большая проблема), но и коллеги говорят – беда! Я бы не стал отменять естественные науки (химию, физику), не стал бы ограничивать математику - все это нужно для общей базовой подготовки. Все это, может быть, не столь поможет каждому в жизни, но для развития ума и общего развития ребенка необходимо, мне кажется. Старое школьное образование советских времен было прекрасное, может быть, не идеальное, может быть, корректировка нужна была в соответствии со временем, но не такая радикальная.

Алихан Хашиев - генеральный директор ООО «Стиль»:

- Выпускники вузов – это отдельная тема. Потому что вузами у нас можно назвать очень мало учебных заведений, за исключением разве КФУ, КФЭИ (я по-старому говорю), КАИ и КХТИ. Вузов расплодилось столько… Большая часть из них направлена на сбор денег от студентов. А качество образования юристов и экономистов, которые приходят, никакое. Что касается школ, у меня дети учатся в школе в Казани, я собираюсь дать им высшее образование, и когда мы сдавали тесты в зарубежных школах, у меня старший сын прошел очень хорошо. Так что я могу сказать, что качество образования, по крайней мере в 39-й школе, очень даже на хорошем уровне.

Калачев Дмитрий - директор сети магазинов «ВПРОК»:

- У меня складывается впечатление, что выпускникам не хватает знаний истории и географии. Люди стали менее грамотными. В наше время было такой урок, как «Новое советское государство и право», я не знаю, есть ли сейчас ему аналог, но основы правовых знаний, думаю, стоило бы ввести. Качество образования приходящих к нам выпускников не высокое. Но работодатель подстраивается под тех, с кем приходится работать. Дополнительно обучаем, натаскиваем. Мы сталкиваемся со слабой компьютерной грамотностью, хотя, казалось бы, в каждом доме есть компьютер. Раньше у нас при отборе на работу использовался математический тест на знание математики на уровне 6 - 7 класса, лет пять назад нам пришлось от этого отказаться, потому что никто не мог решить эти задачи. Я не скажу, что нам нужны люди со знанием высшей математики и филологическими знаниями в области русского языка, просто когда мы начинали работать, то могли выбирать кадры с очень высоким уровнем образования. Думаю, это связано в целом с развитием рынка труда, началась борьба за квалифицированных специалистов.

Николай Абруков - и.о. ректора КНИТУ им. Туполева:

- Уровень знаний сегодняшних выпускников средний, но нет предела совершенству, поэтому хочется, чтобы он был еще лучше. Если говорить о школе, то там любой урок важен. Не нужно что-то менять.

Геннадий Дегтярев - президент  КНИТУ им. Туполева, заведующий кафедрой автоматики и управления:

- Внедрение системы ЕГЭ существенно снизило уровень подготовки школьников и выпускников вузов. Переход на эту систему поспособствовал изменениям методики преподавания – и репетиторы, и учителя натаскивают ребят на определенные правила. А раньше в учебном процессе уделялось внимание доказательству теорем…

Считаю, что в школах следует более требовательно относиться к проверке знаний. Ученики должны учить все предметы! Когда я учился, мы сдавали экзамены по 8 - 9 предметам, а сейчас сдают всего по 2 - 3. Это же безобразие! О высшем техническом образовании и речи не может быть, когда игнорируются такие предметы, как физика и химия, без них нельзя получить хорошее образование.

Александр Шамов - директор риэлтерского агентства «Дорогой дом»:

- Знаний не хватает по истории родного края, города, России, улицы, на которых живут сами школьники. Помню, мы в школе писали, кто такой Павлик Морозов, в честь которого улица была названа. Сейчас коммунизм прошел, и все эти имена канули в лету. Практики не хватает, уроков труда, где девочки блины пекли, а мальчики табуретки делали. То же самое - природоведение. У меня двое детей, учатся в частной школе. Хотя она по ЕГЭ первое место в прошлом году заняла, но ничего особенного она не дает. Надо выходить кормить птичек, описывать погоду. Мы первого сентября ходили собирать гербарий. Учителя любят водить в музеи, где за преподавателей все делают экскурсоводы. То же самое - к студентам. У меня работают три юриста, которые только выпустились, один сильный, двое слабые, потому что практики нет. Я сам год назад закончил вуз заочно. Ни на какую практику нас не отправляли, все работы покупаются, какие из нас могут быть специалисты? Студентам не дается ни одного шанса, чтобы они прочувствовали эту работу. А потом они приходят устраиваться на работу и говорят: «Хочу 20 тысяч». А что ты умеешь делать?

Руслан Жуков - генеральный директор «Финам-Казань»:

- Молодежи не хватает опыта правильного общения с людьми и разрешения конфликтов. Молодой специалист имеет общее представление о работе и не знает, как надо себя вести в той или иной рабочей ситуации, постоянно пытается списать с себя ответственность. Плохо относятся к критике. Многое воспринимают на личный счет. Слишком переоценивают свои амбиции. Не настроены на долгосрочное партнерство с компанией. Часто меняют работодателя. Не хотят самостоятельно овладевать знаниями. Слишком часто слушают «добрые» советы родителей.

Школа есть школа. Она должна заниматься всесторонним развитием личности. Я бы ввел чуть больше творческих предметов: ораторское искусство например. Я против спецификации школы. Готовить специалистов должны вузы и ссузы, согласно выбранному человеком профессиональному пути. К сожалению, на этой стадии многие люди совершают ошибки. В основном из-за давления родителей, которые хотят видеть ребенка юристом, экономистом, а зачастую сразу директором. Это неправильно. Многие талантливые и известные люди вовремя меняли свой вуз и достигали успеха в жизни.

Вообще, выбор образования в 17 лет - абсурд. Понять свои таланты в таком возрасте нереально сложно. Для поступления в вуз нужно иметь некоторую творческую и рабочую практику. Надо это поощрять. В Европе человек начинает получать образование в 23 - 25 лет. Это нормально и правильно. Но у нас либо вуз, либо армия, или порицание родственников. Поэтому люди идут учиться туда, куда их толкают, или туда, где меньше надо заплатить за корочку. Выпускники экономисты и менеджеры обладают, как правило, очень убогими знаниями. Это даже не знания, а набор ограниченной информации, которую выпускники даже не в состоянии применить. Многие успешные работодатели вводят собственные центры повышения квалификации. Но и работодателям не стоит уповать на систему высшего образования, а самостоятельно устанавливать у себя правила обучения и переобучения сотрудников.

Василий Баранов - директор ООО «Камсталькомплект»:

-  Считаю, что молодежи не хватает не знаний, а умения правильно распределять свое время, расставлять приоритеты. Знать все предметы хорошо могут только одаренные дети, у большинства же ребят есть способности в определенных направлениях. Кто-то хорошо рисует - значит, в будущем, возможно, будет хорошим дизайнером, кто-то отлично разбирается в компьютере - может быть, он станет программистом, у кого-то способности к языкам и т.д и т.п. Поэтому задача образования - выявить эти способности и направить ребят по правильному пути. В первую очередь мы должны научить ребенка тому, чтобы он, реально оценив свои способности и возможности, стремился получать те знания, которые ему понадобятся в будущем. Поэтому, думаю, было бы неплохо, если бы в образовательных учреждениях ввели такой предмет, как тайм-менеджмент.

Ребята научились бы ставить цель, идти к ней пошагово, поэтапно. Что касается качества образования выпускников, могу сказать следующее - все приходит с опытом. Для меня главным качеством работника является большое желание человека работать, обучаться. Если он трудится для того, чтобы как-то провести время, - это не работник, такой мне не нужен. Если человек трудится для того, чтобы получить результат, хороший результат, а потом удовлетворенно смотрит на достигнутое, - вот это да, это настоящий работник, такого я возьму. Вывод - вузы должны выпускать таких специалистов, которые знают, чем хотели бы заниматься, и выполняли бы ту работу, которая получается у них лучше всего.

Рафаэль Хакимов - директор института истории АН РТ:

- Это очень непростой вопрос. Жизнь стала практичной, почти все ринулись в бизнес зарабатывать деньги. И сейчас молодежи не хватает гуманитарной части воспитания, ценностей, которые объясняют, для чего мы живем, как существует наша страна. В последнее время молодым людям проще ответить, какие ценности у американцев, а вот про свои они молчат. Это дезориентирует, и молодежь уезжает из страны. Но отмечу, что образование, которое не адаптировано к конкретной стране, всегда ущербно. В школах должен существовать баланс естественных и гуманитарных предметов.

Качество образования выпускников вузов падет. Я сужу не только по тем людям, которые приходят к нам в аспирантуру, но и чувствую это по студентам. Физики, химики, безусловно, держат марку, но вот гуманитарии сильно сдали.

Флюра Ильдарханова – экс-замминистра образования РТ:

- Когда я работала замминистра, в школах для старшеклассников преподавалась этика и психология семейной жизни. Хотелось бы, чтобы во время кризиса современной семьи этот предмет вернули. Также полезным было бы ввести в программу основы философии – эти знания нужны каждому современному человеку.

Молодежь сейчас имеет доступ ко всем областям знаний благодаря интернету, да и наука развивается стремительно. Но несмотря на это молодым не хватает глубоких познаний по истории страны, литературе, искусству. Мы, люди с того поколения, отмечаем, что в наше время молодежь была лучше. Не стоит так говорить – она и сейчас хорошая! Но разве кто сможет сейчас прочитать по памяти Пушкина или Лермонтова? Некоторые вообще не знают произведение Льва Толстого «Война и мир», а ведь по нему философию можно изучать…

Выпускники вузов показывают невысокий уровень знаний. Во всех вузах прослеживается снижение качества образования, особенно в КФУ. Этот вуз находится в сложной стадии перестройки. Печально, что в Казанском университете были традиции, а когда к нему присоединили педуниверситет, дух, атмосфера императорского университета потерялась. Это очень больно…

Роман Мугерман - директор департамента по маркетингу закупок ОАО «КАМАЗ»:

- Если говорить о старшей группе молодежи, то им не хватает технического образования – таких специалистов крайне мало. Образ успешного человека, имеющего экономическое или юридическое образование, к сожалению, заблуждение. Гораздо перспективнее будет тот, кто получит техническое и управленческое образование.

Если рассуждать о ребятах помладше, то им явно не хватает патриотического образования. Хотелось бы, чтобы они больше знали о России, Татарстане, так бы повысилось их самоопределение как граждан. Тот набор школьных предметов, который существует, вполне достаточен. Но все же лучше сделать акцент на технические предметы.

К нам приходят выпускники вузов с хорошим качеством образования. Это те, кто хотел получить образование. Система образования, на мой взгляд, не обеспечивает должного качества специалистов, человек сам должен захотеть научиться профессии.

Наталья Бутаева – замминистра труда, занятости и соцзащиты РТ:

- Я периодически читаю лекции молодым людям. На мой взгляд, у них очень высокий уровень общих знаний (все-таки интернет дает столько возможностей!), но недостаточное количество профессиональных знаний. Они обучаются в вузе, умные и начитанные, но, к сожалению, многие из них не ориентированы работать по специальности. Наше поколение было более старательным…

А в школы не нужно добавлять еще какие-то уроки – их и так достаточно.

Марат Бикмуллин - гендиректор ООО «Информационные системы»:

- Только 15 процентов выпускников вузов, которые приходят устраиваться к нам на работу, имеют приличные знания. Уровень знаний всех остальных на нуле – они плохо знают математику, физику. Дело не в нехватке предметов в школе или вузе, а в преподавателях. Если бы были хорошие учителя, которые действительно бы знали свой предмет и могли бы в творческой форме его подать, методики, у молодежи были бы и качественные знания. Необходимо, чтобы в учебные заведения шли именно такие преподаватели. Конечно, не помешало бы им увеличить зарплату хотя бы до 30 - 40 тысяч рублей.

Шамиль Агеев - председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ:

- Современной молодежи не хватает знаний по математике, физике, химии и истории. Эти предметы стали преподавать более упрощенно. Зато с языками проблема решилась – ты только не ленись, учи!

Уровень знаний выпускников я оцениваю как ниже средненького. Здесь повинны и школьные учителя, и то, что студенты вузов оторваны от практики. Да и вообще вузов стало слишком много! Считаю, что только 6 - 8 процентов от 100 абитуриентов способны получить качественное техническое образование. Остальные просто не дотягивают.

Динар Насыров – директор казанского IТ-парка:

- У нас есть информация от наших резидентов, что требуется от полгода до двух лет, чтобы выпускник вуза превратился в профессионала. Отмечу также, что качество образования выпускников, приходящих к нам работу, улучшается. В КФУ создан специальный факультет под названием «высшая школа информационных технологий и информационных систем», который направлен на выпуск практикоориентированных специалистов. Мы на 50 процентов переработали стандартную программу, рекомендованную минобразования. На этом факультете находятся лаборатории различных крупных компаний, в том числе международных, так что у студентов есть возможность проходить практику.

Эльмира Мингазова - профессор кафедры гигиены, медицины труда с курсом медицинской экологии ФПК и ППС:

- Современной молодежи не хватает знаний по самосохранительному поведению – они не знают, как оградить себя от перегрузок и стрессов, как правильно планировать свой день, какие продукты употреблять, как выбрать для себя физическую нагрузку.

В школы необходимо ввести такой предмет как «ЗОЖ» с учетом новых данных профилактической медицины. Этот предмет есть, но его очень примитивно преподают.

Сергей Пасечник - гендиректор магазина путешествий «Компаньон СП»:

- Уровень знаний современной молодежи очень разный. Есть толковые ребята, есть те, кто не ставит конкретных задач. Во многом жизнь молодого человека определяет семья и место, куда он попадет – будь то группа в институте, или же фирма, куда он идет работать. Но в любом случае молодой человек должен ставить перед собой повышенную планку и пытаться ее преодолеть.

Выпускников вузов, которые приходят к нам на работу, первое время обучаем. В частных компаниях должны работать многогранные люди, которые разбираются и в профессии, и в психологии, и во многом другом.

Наталья Таркаева - помощник министра экономики РТ:

- Современной молодежи не хватает знаний по русскому языку. То, что напишет молодежь, приходится неоднократно исправлять – они могут и слово неуместно использовать, и орфографических ошибок много сделать. Не хватает молодежи и тренировки для мозгов. Погружение в интернет привело к тому, что они не пишут и не читают. Молодежь не старается что-то запомнить, для этого есть память в телефоне и интернет, но все это очень расслабляет…

Выпускники вузов стали хуже учиться, они совершенно не занимаются самообразованием. Они полагают, что их диплом гарантирует хорошую работу, но это не так. Для современного мира недостаточно минимальных знаний…

Фарид Хамадеев - директор казанского филиала компании «Росгосстрах»:

- Каких знаний не хватает молодым? Им не хватает практики! Они оторваны от жизни.

Если говорить о качестве образования в школе, то отмечу, что в этом учебном заведении должны быть серьезные требования. Моя дочка училась в разных школах, в итоге мы отдали ее в ту, где были самые строгие требования. В результате она поступила в тот вуз, который хотела.

Рафаил Нурутдинов - депутат Госсовета РТ, фракция КПРФ:

- Начну издалека. В 30-х годах Иосиф Сталин спросил у своего приемного сына – курсанта артиллерийского училища: что важно для офицера красной армии? Сталин подсказал: «Может, математика, физика, география?» Но молодой человек ответил, что самое важное для офицера – это знание русского языка и литературы. Офицер с этими знаниями может доступно объяснить устав и вопросы, связанные с патриотической деятельностью. Так вот современной молодежи не хватает знаний по русскому языку, литературе и истории, чтобы усвоить понятие родины и стать патриотом. Но эти предметы преподают недостаточно.