«Когда закончатся все наши испытания, то, живя в одной стране, поднимем здесь и культуру в широком смысле слова, татарскую в том числе», — уверен председатель совета старейшин ДУМ ДНР Шамиль Богданов. Делегация татарстанского муфтията во главе с Камилем Самигуллиным вернулась на прошлой неделе с 9-й гуманитарной миссии в Донбасс, где проживают десятки тысяч людей, в чьих жилах течет татарская кровь. Они считают, что родная речь продолжит здесь звучать и впредь, но не хватает учителей и имамов. Подробности — в репортаже «БИЗНЕС Online» из столицы ДНР.
«Теперь нам нужен учитель татарского»
В Донецке слова «татары» и «мусульмане» воспринимаются как синонимы. Это признают и сами власти. Как отметил и. о. начальника отдела религии и национальностей минкультуры ДНР Владимир Савицкий в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online», в регионе имамами чаще всего являются татары. Как подчеркнул председатель совета старейшин ДУМ ДНР и имам местной религиозной организации мусульман города Снежное «Исламия» Шамиль Богданов, только благодаря татарам в свое время удалось дать отпор заезжим проповедникам, которые пытались распространять радикальные учения на донецкой земле. Он также добавил, что вхождение ДНР в состав России благотворно повлияло на жизнь местной уммы — мечети заполнились, пошел процесс интеграции уммы ДНР в российскую.
Считается, что первые татары начали переселяться в Донбасс еще в XIII веке. Однако основная волна миграции пришлась на период коллективизации и индустриализации в начале XX столетия. Большинство из них стремились улучшить свои финансовые условия — профессия шахтера оставалась одной из самых высокооплачиваемых вплоть до развала Советского Союза. Это привлекло множество жителей страны, в том числе татар. Теперь это выглядит почти как сказка, но в 1928 году для татарских рабочих в Донецкой области было открыто 28 школ, 5 клубов и 2 библиотеки. Также выходила татарская газета «Пролетар», что свидетельствует о значительном культурном и образовательном развитии татарской общины в регионе.
В настоящее время большинство татар сосредоточены в Донецке, куда мы отправились в составе делегации духовного управления мусульман РТ во главе с муфтием Камилем Самигуллиным с целью доставить солдатам гуманитарный груз, укрепить взаимодействие с ДУМ Луганской и Донецкой народных республик, а также с общиной татар новых регионов России. Столица ДНР встретила гостей из Татарстана пасмурной погодой. Удивило то, что здесь до сих пор есть роуминг, хотя в других регионах страны он полностью отменен. Казалось бы, Донбасс уже два года как стал частью России, а такие неудобства все еще присутствуют. К слову, перед поездкой нам рекомендовали вообще выключить телефоны в целях безопасности. Однако муфтий ДНР и председатель национально-культурной автономии татар Донецка Рашид Брагин, встретивший нас, лишь громко засмеялся, говоря: «Кто сказал эту глупость? Здесь все спокойно — смело включайте мобильники!»
«Татар, по последней переписи, в Донецке 25 тысяч, вместе с Макеевкой и остальными городами области — 75–80 тысяч. Мы сейчас вошли во всемирный конгресс татар, президент татарского культурного центра Донецка Фарида Хафизова занимается татарскими делами. Теперь нам нужен учитель татарского языка, потому что мы забыли язык, надо все восстанавливать и возвращаться к истокам. Мы пытаемся своих имамов воспитать, и это правильно, но пока их не хватает», — отметил Брагин. Самигуллин выразил готовность бесплатно обучать татарских детей в медресе РТ и обеспечить братьев по вере кадрами. Также муфтий предложил местной умме использовать отработанные методики преподавания на примечетских курсах и в медресе, образцы проповедей, богословскую и учебную литературу, общедоступные бесплатные онлайн-площадки по основам ислама и изучению татарского языка и пр.
Лидера донецкой уммы здесь называют Рашидом Евгеньевичем. Это связано с тем, что у части татар в паспортах указаны русифицированные данные, что является здесь обычной практикой. На самом деле отца муфтия звали Җиһан, и, вероятно, это имя было непривычно для слуха паспортистки, поэтому оно было переделано на Евгения. Сам Рашид хазрат родился в Донецке, а его родители происходят из мордовских татар-мишарей, которые составляют подавляющее большинство татарской общины в регионе. Почти все, с кем мы общались, говорили на родном татарском языке с украинским акцентом. Это объяснимо: еще 10 лет назад украинский был обязательным для изучения и являлся единственным государственным языком в Незалежной. Для наших соплеменников он был третьим родным языком после татарского и русского.
«В Донбассе нет плохой воды. Вода в Донбассе или есть, или ее нет»
Из-за начавшегося в 2014 году военного конфликта многие татары уехали из региона, но сейчас потихоньку начали возвращаться, заметил татарский активист Дамир Гайнутдинов. С его слов, молодежь татарский не забыла, потому что в семьях стараются общаться на родном языке. И литература сейчас стала более-менее доступна. Из положительных моментов наш собеседник отметил и то, что после присоединения к России заметно выросла пенсия. Но, как бывший военнослужащий и участник народного ополчения Донбасса, посетовал на то, что ветеранские выплаты составляют всего 4 тыс. рублей. По его словам, чтобы получить положенные компенсации, приходится обивать пороги кабинетов чиновников. «Если раньше воевали с бандеровцами, то теперь воюем за льготы», — пошутил мужчина.
Несмотря на то что ДНР уже более двух лет входит в состав России и в городе не ведутся активные боевые действия, бытовые проблемы по-прежнему сохраняются. Одна из главных — нехватка воды. Наша делегация тоже столкнулись с этим во время визита в резиденцию местного ДУМ, куда прибыли для передачи религиозной литературы и тушенки (с халяль-мясом здесь тоже есть определенные трудности). Один из членов участников группы, намереваясь совершить омовение перед намазом, намылил руку, не зная, что в кране нет воды. В итоге пришлось использовать имеющуюся в машине бутилированную воду.
«Через день на 2–3 часа подают воду. Набираем во все емкости, которые есть. Вчера в нашем районе вода должна была быть, но не подали. В Донбассе нет плохой воды. Вода в Донбассе или есть, или ее нет», — философски заметил житель Шахтерска 63-летний Тагир Мингалиев.
Волнуют население большие расходы на коммунальные услуги и отсутствие газа. Тонна угля здесь стоит 13 тыс. рублей, а на зиму нужно как минимум 4 тонны. Выходит, что только за отопление нужно выложить порядка 50 тыс. рублей. Несмотря на трудности, люди не унывают и прилагают все усилия для сохранения традиций, включая кулинарные. Например, в Макеевке, которая примыкает к Донецку, успешно налажено домашнее производство казылыка. Там колбасу из сыровяленой конины называют «махан» (согласно словарю Даля, слово означает «лошадь»). Мастера казылыка преимущественно татары-мишаре.
Изрешеченная осколками мечеть, сакральная молитва и надежда на Татарстан
Гордостью местных татар является мечеть Ахать-Джами — первая в Донбассе. В этом году исполнилось 25 лет с момента открытия дома Аллаха, а возводить его начала мусульманская община «Звезда Пророка» в 1994 году. Изначально мечеть называлась Ибн Фадлан в честь арабского путешественника и писателя первой половины X века Ахмада ибн Фадлана. Однако после трагического события 15 октября 1995 года, когда авторитетного предпринимателя и мецената, президента футбольного клуба «Шахтер» Ахата Брагина взорвали на стадионе «Шахтер» во время футбольного матча чемпионата Украины между «Шахтером» и симферопольской «Таврией», решили, что мечеть должна носить его имя.
К сожалению, в 2014 году в купол соборной мечети попал снаряд. Все равно работу свою она не прекращала, но в 2021-м община была вынуждена закрыть мечеть, т. к. здесь разгорелись ожесточенные бои. Ахать-Джами тоже пострадала. Как рассказывал муфтий ДНР, окна пришлось менять 4 раза, а один из охранников, наступив на мину, потерял ступню.
Религиозное сооружение находится в плачевном состоянии, требуется большой ремонт. Мусульмане Донецка вынуждены молиться в резиденции ДУМ ДНР, где также проводятся пятничные богослужения джума-намазы. Пока для татарстанской делегации проводили там экскурсию, снаружи слышалась артиллерийская канонада. К счастью, опасность обошла нас стороной. И мы спокойно выехали в Казань, заглянув по пути на мусульманское кладбище Донбасса, где татарстанские хазраты вознесли дуа за упокой собратьев.
Провожали путников, приехавших из Мекки татар всего мира — Казани, как всегда, с особым трепетом. Наши собеседники отмечали, что на будущее смотрят с надеждой, дескать, Россия с ее землей обетованной, Татарстаном, не оставит в беде своих единоверцев.
«У кого-то предки из Татарстана, у кого-то — из Пензенской области, у кого-то — из Мордовии. У меня, например, предки из всех этих трех регионов. Они оставили нам в наследство татарский язык, и мы его сохранили. Когда закончатся все наши испытания, то, живя в одной стране, поднимем здесь и культуру в широком смысле слова, татарскую в том числе», — заключил председатель совета старейшин ДУМ ДНР Богданов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 33
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.