«Совершенно очевидно, что это повод для оптимизма. Но не совсем корректно [сейчас] говорить о массовом производстве», — оценивает эксперт «БИЗНЕС Online» сегодняшний полет Ту-214 на аэродроме Казанского авиазавода. Борт, построенный еще в 2006 году, получил «вторую жизнь» и впервые поднялся в воздух после полного импортозамещения. Изначально «тушки» были полностью российскими, впоследствии часть компонентов заменили импортными, а теперь санкции вернули проект к истокам. Полет продлился 1 час 10 минут, испытания прошли в штатном режиме, отчиталась Объединенная авиастроительная корпорация. О том, можно ли считать полет историческим и приближает ли он старт массового производства, — в нашем материале.
Константин Тимофеев сообщил сегодня в своем телеграм-канале о том, что «прошел первый полет летающей лаборатории после полного импортозамещения»
Импортозамещенный Ту-214 полетел «в штатном режиме»
«509-я полетела!» — написал сегодня в своем телеграм-канале управляющий директор компании АО «Туполев» Константин Тимофеев. Речь в восклицательном посте о полете так называемой летающей лаборатории, самолета Ту-214 с бортовым номером RA-64509, в котором все импортные компоненты заменены российскими. Как говорил ранее Тимофеев, этот борт станет первым за последние десятилетия абсолютно российским самолетом.
Совпадение или нет, но именно сегодня премьер-министр РФ Михаил Мишустин приехал на международный форум «Транспорт России» и подчеркнул, что российский воздушный флот «должен приобрести качественно новый облик», основанный на отечественных технологических решениях. Сейчас завершается подготовка к запуску серийного производства самолетов, формируются кооперационные цепочки, подбираются «надежные контрагенты». «Важно как можно быстрее развернуть массовый выпуск всех типов самолетов, включая полностью обновленные „Суперджеты“, а также Ту-214, Ил-96, Ил-114 и для местных линий — самолет „Байкал“», — отметил председатель правительства.
Вечером уже «Ростех» сообщил о старте летных испытаний «Ту-214» с «новыми российскими комплектующими». «Полет состоялся на аэродроме Казанского авиазавода имени Горбунова — филиала АО „Туполев“ нашей ОАК — и продлился 1 час 10 минут. В воздухе были выполнены необходимые проверки ряда узлов и составных частей систем и бортового оборудования. Испытания прошли в штатном режиме, все отработало без замечаний. На базе этой машины продолжатся летные испытания, дальнейшая модернизация и развитие платформы Ту-214. В том числе и создание двучленной кабины», — сказано в релизе.
Появились фото и 17-секундный ролик с взлетающим Ту-214. У самолета на кадрах большая история. Свой первый полет лайнер, выпущенный на Казанском авиазаводе, совершил еще 17 ноября 2006 года. Так что сегодня у него в определенном смысле второй «день рождения». В апреле 2007-го борт передали авиакомпании «Трансаэро», где он летал до прекращения перевозчиком операционной деятельности в октябре 2015 года. С тех пор находился на хранении. Первый полет после восстановления летной годности самолет совершал в июне текущего года. Борт, судя по открытым данным, летал на Минский авиаремонтный завод для покраски. Тогда же, в июне, Мишустину на КАЗе показывали салон Ту-214 (но другого) и кабину пилота. «Boeing отдыхает», — отмечал раис РТ и председатель совета директоров АО «Туполев» Рустам Минниханов.
Примерно с того времени, видимо, и началось импортозамещение компонентов. «Второй Ту-214 ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация, входит в „Ростех“ — прим. ред.) видит на какое-то время летающей лабораторией для испытаний обновленных комплектующих. Потом планируем передать машину коммерческому эксплуатанту», — год назад рассказывали о самолете в «Туполеве».
Мишустину на КАЗе показывали салон Ту-214 и кабину пилота. «Boeing отдыхает», — заметил тогда Рустам Минниханов
В июне Тимофеев говорил, что по программе импортозамещения на Ту-214 нужно заменить 15 основных и около 30 второстепенных систем. «Какие системы безусловно меняем? Вычислители: были импортные, теперь наши. Не от хорошей жизни, других просто нет. Делаем наши системы сигнализации о сближении с землей и столкновении в воздухе, наши радары. Усовершенствуем световое и электрооборудование, гидросистему, систему управления самолетом. Их мы уже сделали, сейчас надо только испытать», — описывал управляющий директор «Туполева». 15 ноября, согласно посту Тимофеева, состоялось заседание штаба по летающей лаборатории. Он обещал, что в ближайшее время «состоится ее полет после полной замены импортных составляющих». И вот самолет полетел.
В июне, когда 18-летний борт совершил первый полет после «расконсервации», Тимофеев писал: «Он станет первым за последние десятилетия абсолютно российским самолетом. Можно сказать, что он будет „прародителем“ линейки полностью отечественных „туполевых“». Так что событие в каком-то смысле можно назвать историческим. Во всяком случае, если смотреть с позиции «Туполева». А что думают эксперты?
Эксперты отмечают, что после полета предстоит пройти два серьезных этапа: исследовательский и инженерно-производственный, которые требуют значительного времени
Но говорить о серийном производстве пока рановато…
Первый полет Ту-214, оснащенного только российскими комплектующими, безусловно, можно назвать большим шагом вперед всей программы возобновления серийного строительства этих лайнеров. До недавнего времени было распространено мнение, что в этом самолете импортного — минимум. Это оказалось несколько не так. Например, в интервью «БИЗНЕС Online» бывший генеральный директор КАЗа Наиль Хайруллин, при котором и начался серийный выпуск Ту-214, рассказывал, что пилотажно-навигационное оборудование самолета полностью импортное.
Обращает на себя внимание достаточно короткий срок работы по импортозамещению. Если принять во внимание, что решение о возобновлении серийного выпуска Ту-214 было окончательно принято в конце 2022-го, то это около двух лет. Можно предположить, что, во-первых, были использованы имевшиеся наработки; во-вторых, что нечто импортное в минимальном объеме все-таки осталось.
«Когда мы делали Ту-204СМ, полностью цифровой борт, кроме инерциальной системы, все остальное было уже наше, российское, — рассказал „БИЗНЕС Online“ бывший директор ульяновского филиала „Туполева“ Станислав Рыжаков. — На Ту-214 ничего такого не было. И мы тогда полагали, что в дальнейшем наработки будут использованы и на Ту-214. И сегодня их, уверен, использовали. Объем испытаний предстоит серьезный, по одной только инерциальной системе — год-полтора, ведь в России своего такого оборудования, аналогичного американскому, не было. И предполагаю, что частично что-то импортное в авионике сохранится… Считаю, что Ту-214 надо делать полностью цифровым бортом. Вся документация для этого есть. Перенести наработки Ту-204СМ на Ту-214 достаточно простая задача. Вот тогда этот лайнер стопроцентно можно заказывать. Других самолетов, способных летать из центра России до Дальнего Востока, у нас нет. Ту-204 и Ту-214 — единственные машины, которыми можно обнадежить российских пассажиров. Так что сегодняшнее событие, безусловно, радостное, чего-то другого обнадеживающего до сих пор не было».
«Все по плану, — прокомментировал „БИЗНЕС Online“ первый полет Тимофеев. — Системы работают нормально. Предстоит завершить доработку согласований ряда режимов. Впервые заработали отечественный локатор, система предупреждения близости земли, радиостанции, самолетный ответчик и многое другое. По программе — от 40 до 60 полетов. Также это оборудование будет использовано в новом самолете с экипажем из двоих человек».
По мнению источника «БИЗНЕС Online», несмотря на состоявшийся полет, говорить о серийном производстве «тушек» пока преждевременно. Прежде всего из-за большого количества сопряженных факторов. «Совершенно очевидно, что это производство возможно только на Казанском авиазаводе, потому что семейство 204-214 делали Ульяновск и Казань. Но поскольку Ульяновск сейчас абсолютно полностью загружен другой темой, то эти возможности представляются как крайне сомнительные», — считает собеседник издания.
Как отмечает эксперт, первая задача, которая должна быть решена для налаженного серийного производства, — это обеспечение процесса большим объемом ресурсов. Также после полета предстоит пройти два серьезных этапа: исследовательский и инженерно-производственный, которые требуют значительного времени.
Кроме этого, стоит учитывать состояние производственной линии. Ведь если на ней был длительный простой, то могут возникнуть вопросы ее сохранности и работоспособности. Не стоит забывать и о снабжении производства необходимыми сплавами металлов. «Это не просто металлы, а какие-то сплавы определенных марок, характеристик. А эти сплавы сейчас вообще еще выпускаются или нет? Найдется ли их достаточное количество? Если мы говорим о том, чтобы производить допустим, 40 самолетов в год, так на это потребуется немало металла», — обратил внимание источник «БИЗНЕС Online».
Подводя итог, специалист подчеркнул, что пока вопросов гораздо больше, чем ответов. Тем не менее подобная деятельность, безусловно, необходима, т. к. самолетостроение — это отрасль с большим мультипликативным эффектом. «То есть сейчас мы уже протянули во все стороны ниточки, начиная от системы и заканчивая металлами. Мы понимаем, что это все требует большой деятельности на других производствах. Это, безусловно, оживление экономики», — резюмирует эксперт. По его мнению, важно, как будут расставлены приоритеты заинтересованных сторон, поскольку это не единственная задача, которую выполняет КАЗ.
Несмотря на состоявшийся полет, говорить о серийном производстве «тушек» пока преждевременно. Прежде всего из-за большого количества сопряженных факторов
«Я оцениваю это как суперсобытие! Потому что поставить все российское…»
В беседе с «БИЗНЕС Online» эксперты порассуждали, можно ли считать первый полет импортозамещенного Ту-214 историческим событием и приближает ли оно старт массового производства.
Олег Пантелеев — главный редактор агентства «АвиаПорт»:
— Мы исходим из того, что сейчас правительством учреждена масштабная программа строительства и поставки российским авиакомпаниям отечественных самолетов, коммерческих авиалайнеров. И в том числе речь идет о самолетах Ту-214, на которые есть и заявки в формате меморандумов о намерениях, и контракты. Следовательно, авиаотрасль в лице авиакомпаний, лизинговой компании ГТЛК этот самолет ждет. И чем скорее, тем лучше. Авиакомпании готовы сразу после сертификации и начала серийных поставок приступить к их коммерческому использованию, к перевозке пассажиров. Потому это, безусловно, значимое событие. Самолет в облике, который, вероятно, станет типовым для последующей серии, приступает к программе испытаний.
Не хочется загадывать относительно того, в какие сроки эти испытания будут завершены, потому что всякий раз нужно подтверждать работоспособность каждого испытуемого узла или системы. Но хочется пожелать, чтобы технических сбоев и проблем в ходе испытаний не было и это дало бы возможность как можно скорее завершить сертификацию. Еще раз повторюсь, что самолет востребован, ожидаем. И нужно, наверное, дополнить, что успешный ход испытаний и сертификации самолета, еще и в сжатые сроки, несомненно, приведет к тому, что часть меморандумов о намерениях, которые были подписаны авиакомпаниями, будет трансформирована в твердые контракты.
Слышал ли я сам об этом полете? Единственное, что я слышал, — это то, что самолет именно летал. Скажем так, в предыдущем своем облике, то есть после того, как была восстановлена летная годность самолета, бывшего в свое время еще в парке авиакомпании «Трансаэро». После этого господин Тимофеев анонсировал, что работы по подготовке к первому полету самолета с полностью отечественными системами и деталями идут полным ходом и в ближайшее время его первый полет состоится. Другой информации у меня нет.
Совершенно очевидно, что это повод для оптимизма. Но не совсем корректно говорить о массовом производстве. Хотя факт остается фактом: если посчитать все вместе летательные аппараты, которые планируется выпускать силами отечественного авиапрома, то это уже на массовое производство вполне, можно сказать, тянет. Наверное, принципиально важно то, что и лизинговая компания, и авиакомпании Ту-214 ждут. Сам по себе первый полет — это событие знаковое, но авиакомпаниям нужен сертифицированный самолет. То есть машина, на коммерческую эксплуатацию которой авиационными властями России выдано одобрение в установленном порядке. Поэтому событие радостное, событие, свидетельствующее о том, что движение в направлении получения сертификата типа идет… Но несертифицированный самолет не может возить пассажиров.
Роман Гусаров — главный редактор портала «Авиа.ру»:
— Можно сказать, что долгожданное событие, потому что самолет Ту-214 имеет еще советские корни. И то, что использовались в нем импортные компоненты, — это печально. Потому что изначально-то их не было, были только отечественные. Это потом уже произошла деградация промышленности и мы стали заменять какие-то отдельные компоненты на импортные, просто потому, что отечественные уже перестали производить. То, что сейчас произвели, вернули и наконец-то самолет-лаборатория взлетел, — это замечательно.
На самом деле мы ждали, ведь было обещано три самолета Ту-214 в прошлом году. Но ни в том году, ни в этом не было ни одного произведено и поставлено в авиакомпании. Соответственно, если наконец-то взлетела лаборатория, значит, можно предполагать, что через какое-то время самолеты начнут поступать в авиакомпании. Конечно же, это будут единицы, небольшое количество и пока непонятно когда. Потому что, раз самолет взлетел, значит, надо еще провести все этапы сертификационных испытаний, получить дополнение к сертификату. Все будет зависеть от того, как быстро будет проделана эта работа. На нее может уйти и полгода, и год. Посмотрим, насколько расторопно и оперативно будут работать и «Туполев», и все партнеры-смежники, и насколько качественные компоненты были произведены. То есть удовлетворят ли они сертификационному базису.
К сожалению, подробностей не знаю. Отчасти потому, что не считаю, что это событие как-то спасает нашу гражданскую авиацию. Масштабы производства самолета Ту-214 и нынешние, и потенциальные столь незначительны, что вряд ли смогут как-то исправить ситуацию с дефицитом воздушных судов. Нам нужны сотни самолетов, а Ту-214 может производиться единицами в год. Это так, небольшая поддержка, но не более того.
Полностью поддерживаю Мишустина, но здесь есть некие этапы, которые нельзя перепрыгнуть. Мало импортозаместить какие-то компоненты для любого самолета, будь это Ту-214, или МС-21, или «Суперджет». Надо сначала разработать эти компоненты, провести опытные образцы, собрать опытный самолет, провести весь комплекс испытательных полетов, потом сертификационных полетов, доказать, что это все надежно и соответствует современным требованиям. Получить документ разрешительный. Только после этого можно говорить о начале серийного производства. И, конечно, мы все желаем, чтобы как можно быстрее это произошло, но когда это будет? Мы знаем, что по МС-21 на конец 2025 года запланирован старт серийного производства. По «Суперджету» — 2026-й, а по Ту-214 вообще никто никаких сроков не называет.
Поэтому пока непонятно. Только есть обещание, что мы сделаем. А год прошел — и не сделали. Постоянные обещания, что мы будем делать 20 самолетов в год. Я считаю, что это просто цифра фантастическая. Хотя я знаю, что на предприятии строятся новые цеха и инвестировал «Ростех» большие средства на модернизацию производства. Но эти цеха надо еще построить. Нужно еще их оснастить. Оборудование закупить. Надо подготовить специалистов в нужном количестве. Это очень сложная задача. Есть некие обещания, но больше со стороны чиновников, нежели людей, которые реально занимаются разработкой и производством самолетов.
Юрий Сытник — заслуженный пилот России:
— Я оцениваю это как суперсобытие! Потому что поставить все российское, а это не только, допустим, гидросистема, не только авионика, а это еще и масса других приборов, которые показывают сближение самолетов, сближение с землей, и прочее-прочее… И все это российского производства! Раньше это все было в спящем режиме. То есть где-то на заводах это конструкторы сделали, но денег на это выделять никто не планировал, и все эти вещи лежали невостребованными.
Тимофеев сам летчик и уже летчиком-испытателем стал. Этот человек понимает, что такой самолет необходим России, нашей стране, народу. Потому что он отечественный, сертифицированный и может выпускаться не по 100 штук, как нам говорят. Таких самолетов можно выпустить 800, 1 тысячу штук, 1,2 тысячи машин! И закрыть потребность! Потому что даже у МС-21 дальность — 4 тысячи километров, а этого недостаточно для нашей большой страны. А у Ту-214 дальность — 7 тысяч километров! Хватит, чтобы из Калининграда долететь до Камчатки. Потому я хочу вам сказать, что это событие уникальное!
Люди не понимают, когда говорят, что это машина 2006 года выпуска, летала где-то в «Трансаэро», потом ее убрали, затем восстановили. Это неучи, которые говорят: вот ее покрасили в Минске и это якобы новая машина. Нет, ребята. Покраска нужна только для того, что она должна вид иметь!
Когда может начаться массовое производство этих машин? Массовое производство начнется, когда правительство решит финансировать этот проект. Вот тогда будет массовое. А пока у вас в Татарстане Рустам Минниханов старается выпустить 10–20 машин в 2025 году. Да, потом еще 20 машин, но если не будет запущен завод в Ульяновске, чтобы он тоже хотя бы 20 машин выпускал и было бы вместе 40 машин в год, то толку не будет.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 43
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.