Сражение на Купянском участке фронта идет с осени 2022 года, а с мая 2024-го в активной фазе. За октябрь противник потерял там около 15 тыс. единиц личного состава, не имея возможности пополнять резерв. Зачем ведется это сражение, насколько оно важно, а самое главное, начала ли Россия штурм города или это военная удача? Попытки найти ответы на эти вопросы — в авторской колонке военного обозревателя «БИЗНЕС Online» Никиты Юрченко.
«Сказать, что именно произошло, пока сложно. Скорее всего, случилось то же самое, что мы уже видели в районе Селидово, российские части, действуя против потенциально сильной обороны противника, просто потому, что привыкли к упорству врага, провалились в пустоту»
Удар в глубину
13 ноября случилось то, чего не то чтобы российские военные аналитики не ожидали, но считалось, что такое событие произойдет слегка позже. Передовые отряды Российской армии вошли на окраины города Купянска.
Украинский пропагандистский сегмент «Телеграма» тут же сообщил, что не так чтобы уж и вошли: всего-то пара десятков воинов высадилась, да и всех их уже ликвидировали… Но та часть украинской публики, что склонно более трезво оценивать происходящие события, тут же начала ругать 116-ю ОМБр, которая данный участок и обороняла. Вот один из примеров.
«Надеюсь, хоть кто-то получит [заслуженное наказание] за сегодняшний [неэффективный маневр] в Купянске, что каким-то странным образом [войска противника] смогли залететь в сам город. Просто в последние месяцы из-за таких [неэффективных маневров] одних другие подразделения начинают выгребать по фронту и картина начинает резко [меняться в пользу противника]. В конце концов вся [неприятельская] тактика такова, чтобы запускать на авось мелкие бронегруппы, и, если получается закрепиться, они это делают и подбрасывают подкрепление. Только проблема в том, что одни подразделения отражают нереальные штурмы в 20+ единиц брони, а другие ковыряются пальцем в одном месте; и это не камень в огород обыкновенный бойцов, вопрос к тем, кто ответственен за боеспособность таких подразделений», — сетует на российское тактическое искусство украинский телеграм-канал «Офицер».
Что же произошло на самом деле? Скорее всего, случилось то же самое, что мы уже видели в районе Селидово: российские части, действуя против потенциально сильной обороны противника, просто потому, что привыкли к упорству врага, провалились в пустоту обороны. Защищать позиции было некому, организация обороны оказалась сильно хуже той, к которой наши готовились.
Однако давайте рассмотрим ситуацию в динамике и, пользуясь открытыми источниками информации, попробуем проанализировать, что именно происходит на данном участке фронта.
«С мая на купянском участке фронта идут активные боевые действия. Интенсивность их, согласно открытым сведениями министерства обороны, растет»
Фронт тронулся!
В середине сентября мы уже отметили, что, несмотря на кажущуюся стабильность, купянский участок фронта является одним из самых ожесточенных. Согласно данным министерства обороны России, примерные потери противника в живой силе на данном участке за октябрь оцениваются в 15 750 единиц личного состава. Оговоримся, цифры, безусловно, примерные, посчитать их точно практически невозможно, жизнь не компьютерная игра, статистика автоматически не считается. Вместе с тем, примерная оценка потерь, скорее всего, складывается на основании донесений командиров взводов, рот и батальонов. Те, в свою очередь, что тоже вероятно, считают согласно тому, сколько может вмещать пораженный объект. Все вместе суммируется, уточняется на предмет дублирования и после этого попадает на стол уже пресс-службе.
Прослеживается тенденция: в апреле этого же года, на том же самом участке противник потерял 2 260 человек личного состава. И начиная с мая потери киевских частей начали кратно расти. Связано это было с началом активизации летней военной кампании.
Отметим, что схожее изменение непосредственно в районе Донецка началось на пару недель раньше, уже в середине апреля. Причина банальна — Донецк находится на 170 км южнее и теплая погода туда приходит раньше. «Вы знаете, у нас довольно капризный климат. Более того, исходя из особенностей местности, могу сказать, что в конце марта и середине апреля, не раньше. Такой большой разброс. Но после этого времени можно будет использовать в полном объеме как беспилотную авиацию, так и бронетехнику. В конце марта уже возможны активные действия и со стороны украинских боевиков, и с нашей», — рассказал «БИЗНЕС Online» полковник ЛНР в отставке Андрей Марочко в марте 2024 года.
Итого с мая на купянском участке фронта идут активные боевые действия. Интенсивность их, согласно открытым сведениями министерства обороны, растет. При этом противник параллельно испытывает объективные трудности на донецком участке фронта, ведет тяжелые бои в районе Часова Яра, а также, себе на беду вошел в Курскую область.
Кроме того, в мае Россия ввела войска в небольшой приграничный город Волчанск Харьковской области. Формально декларируемая цель этого маневра — отогнать противника от государственной границы, создать буферную зону, благодаря которой враг вынужден будет прекратить удары по российским городам, прежде всего по Белгороду. «Волчанск был позицией, с которой обстреливали города белгородского приграничья. Наша задача — вытянуть побольше резервов неприятеля, заставить его сдергивать войска с других участков фронта, что было бы совсем хорошо. Короче, все это служит благому делу растягивания фронта», — предположил в разговоре с «БИЗНЕС Online» историк Евгений Норин.
Все это требует перманентного пополнения, ротации, замены личного состава. Требует боеприпасов, техники, горюче-смазочных материалов. И это не говоря о провианте, средствах передвижения, бытовых удобствах вроде отдыха личного состава. На все это ложится примерная цифра мобилизованных (или, как говорят на Украине, «бусифицированных»), а это около 30 тыс. человек.
Учитывая, что один только купянский участок начал «отъедать» до половины от того, что наловили «бусификаторы», а есть и другие участки, где боевые действия идут не менее интенсивно, то киевское командование в лучшем случае как может латает «тришкин кафтан», перманентно перекидывая даже не бригады, а батальоны и роты — на проблемные участки фронта.
На все это накладывается нежелание «получить по шапке» нижних чинов, которым нужно по плану иметь определенное количество личного состава и сообщить, что реально войск меньше они не могут из-за личных соображений. Прежде всего и-за страха быть отправленными на передовые позиции лично. В конце концов если война и не все спишет, то людской недобор вполне может. В случае успешного натиска со стороны российских войск, всегда можно сослаться на чрезмерные потери.
Особенности фортеции Купянск
В чем основные отличия купянского участка фронта? Во-первых, он находится относительно далеко от основных узлов обороны противника. Запорожский участок фронта является жизненно важным, т. к. прорыв к Запорожью меняет всю логистику на южном театре военных действий. Донецкий же участок фронта в широком смысле важен прежде всего тем, что это единственное место, где киевские части могут держаться за крепкие города, а не растекаться траншеями по степи. Харьковский — это и прикрытие крупнейшего города Украины, и в целом защита логистических потоков. Курский участок, скорее всего, является вынужденной ошибкой, которая поставила под удар город Сумы. Пока идут бои в Суджанском районе — Сумы находятся вне зоны боевых действий.
Купянск в этой перспективе выглядит крайне незначимым. Занятие этого несчастного городка на реке Оскол дает лишь занятие этого городка на реке Оскол. И только. Никакого выхода в тыл, никакого стратегического развертывания, никакого принципиального улучшения позиции. Нет, понятно, что если после Купянска пройти 200 км на запад, то достигнешь Полтавы, а на 100 км на северо-запад — Харькова. Однако в условиях сложившихся боевых действий оба маневра выглядит крайне нереалистично, чтобы их всерьез рассматривать.
Как следствие, противник не без основания посчитал, что если данный участок наименее ценный, то в приоритете он быть не может. А значит, лучшие подразделения, пополнения, основной поток вооружений и боеприпасов должен идти на другие участки фронта. И в условиях, когда материально-техническая и человеческая база сокращается, купянский фронт не просто недополучал необходимое, но и буквально разграблялся ради других участков фронта. И все это, повторимся, наложилось на повышение интенсивности боевых действий со стороны России.
Все лето ВС РФ ударами тяжелой артиллерии и авиации, действиями штурмовиков при поддержке других родов войск двигали купянский фронт на запад. Уже в конце октября наши бойцы вышли на реку Оскол, разрезав группировку противника надвое. И это был даже не звонок — он прозвенел раньше, в начале сентября, когда была взята деревня с безобидным названием Синьковка.
Вроде бы событие рядовое. Много так называемых бабкосел (на сленге — покинутое село, в которой в лучшем случае живет одна бабушка) занимаются одной из сторон, после чего в них идет локальное сражение за избушку лесника. Конкретно сражение за Синькову шло с конца 2022 года, российские части наступали, украинские контратаковали, все отходили на ранее занятые позиции, после чего уже украинские части пытались продвинуться, получали встречный удар и отходили. Это продолжалось примерно полтора года.
«Там подходы идут через гиблое место, Синьковку, там уже столько людей полегло с обеих сторон… Вроде у нас там пошло продвижение, потому что они оттуда вытащили качественные силы на усиление сумской группировки, которая пошла в Курск, и вроде началось продвижение на данном участке. Там такое болото, вечное тяни-толкай. По-моему, это в стратегическом плане тоже тупик, даже не оперативный, а стратегический», — отмечал в интервью «БИЗНЕС Online» военный эксперт Влад Шлепченко.
И вот спустя полтора года российские войска не просто заняли руины населенного пункта, но и смогли там закрепиться, а также начать продвигаться дальше. И значило это ровно одно — больше у заоскольской группировки киевских войск сил удерживать эту точку на карте не было. И продвижение началось.
В середине октября Киев начинает принудительную эвакуацию жителей Купянска и других подконтрольных ему территорий. К 20-м числам октября российские части вышли к берегу Оскола, группировка врага была рассечена. Возможно, генерал Александр Сырский и был бы рад как-то укрепить Купянск, но даже в такой ситуации город находился в нижних строчках списка приоритетности.
В это же время российские войска смогли освободить Угледар. Конфигурация южного участка фронта мгновенно изменилась. Группы войск «Восток» и «Центр» при поддержке частей группы войск «Юг» начали занимать территорию на южнодонецком направлении, откуда открывается дорога на Запорожье и Днепропетровск, а также создается предполье для осады Красноармейска (Покровска). В этих условиях выручать Купянск стало просто некогда и некем. При общем и относительно равномерном ухудшении Купянск так и остался медвежьим углом.
Значит, это прорыв?
Скорее всего, нет. Несмотря на вышесказанное, какие-то резервы у Киева еще есть. А у России, в свою очередь, такого же перевеса в личном составе, который был у Киева осенью 2022-го, нет. Второй важный момент — расположение города.
Купянск находится на реке, и лихой удачный штурм упрется в водную преграду, за которой, скорее всего, противник сможет как-то организовать оборону и дать отпор нашим войскам, что приведет к повышенным потерям ради, повторимся, достаточно сомнительной в стратегическом смысле цели.
Скорее всего, в ноябре – декабре, если опыт прошлого и позапрошлого года еще релевантен, ожидать какого-то прорыва было бы преждевременно. И, вероятно, российские части попытаются максимально сократить контролируемую противником территорию за Осколом, после чего не ранее чем к середине января попробуют провести штурм.
В данном случае все будет сильно зависеть не только от особенностей обороны противника, но прежде всего от состояния фронта в целом. В случае, если давление на киевские части будет идти с той же интенсивностью, с которой ведется сейчас, то логичным будет предположить, что действия противника будут аналогичными сегодняшним — с поправкой на иную карту боевых действий. Грубо говоря, удерживать предполье Константиновки для Сырского будет важнее, чем удерживать удаленный от линий коммуникаций Купянск.
Вместе с тем стоит учитывать еще эдакий «фактор незнания». Мы не знаем, что знает о противнике российская военная разведка. Не знаем, какими силами и какими резервами располагает российское командование. Самое главное, мы можем лишь предполагать цели для Российской армии, но точного представления, как они составлены, у нас нет.
Как следствие, нельзя исключать и того, что российский генштаб ударит именно там, где этого совсем не ждут, — на самом удаленном участке фронта, в районе городка, взятие которого ничего не решит, но в силу географии оно должно будет состояться в любом случае.
Вступай в Армию Победы!
Научим, поможем, поддержим!
До 2 000 000 рублей единовременно при заключении контракта в Татарстане. Звоните и
записывайтесь
8 (800) 222-59-00
Реклама. РОГО ДОСААФ РТ. 18+
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.