Ильнур Рахимов: «Из опросов мы поняли, что казанцы понимают, что Кремль стоит посетить, и что за последние три года они хотя бы раз в год бывают в Кремле, например в новогодние праздники» Ильнур Рахимов: «Из опросов нам стало ясно: казанцы понимают, что Кремль стоит посетить, и за последние три года они хотя бы раз в год бывают в Кремле, например в новогодние праздники» Фото: Андрей Титов

«На конец августа мы насчитали порядка 3,7 миллиона посетителей»

— Ильнур Сулейманович, на интернет-конференции «БИЗНЕС Online» в 2022 году вы говорили, что одна из важных задач — это привлечь жителей Казани в Кремль. Насколько это удалось, чем завлекали? И как вообще можно посчитать отдельно казанцев в массе посетителей?

— Мы проводили два параллельных опроса: один — по телефону, второй — на территории Кремля. Нам было важно понять, что привело людей к нам и почему кого-то еще не привело. Было заполнено порядка 400 анкет на улице и сделано 4 тысячи телефонных звонков. Если два-три года назад среди посетителей Кремля жителей нашей республики было около 10–12 процентов, то сейчас примерно 20, а именно 16 процентов казанцев и 4 процента жителей других городов и районов Татарстана. Но основная масса наших гостей, порядка 80 процентов, — это люди из других регионов страны.

Рахимов Ильнур Сулейманович родился 12 марта 1988 года. Окончил КФУ, факультет международных отношений и политологии (2010). Кандидат исторических наук.

2010–2015 — начальник отдела выставочной деятельности, руководитель департамента аккредитации АНО «Исполнительная дирекция спортивных проектов».

2015–2021 — директор ГАУ РТ «Деревня Универсиады» (мэр Деревни Универсиады).

С декабря 2021 года — директор ГБУ РТ «Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник „Казанский Кремль“».

С февраля 2022-го — исполнительный директор республиканского фонда содействия духовно-нравственному развитию общества «Игелек-Доброта».

— Вы удовлетворены тем, что выросло число казанцев?

— Динамика положительная, но еще предстоит работать и работать в этом направлении. Из опросов нам стало ясно: казанцы понимают, что Кремль стоит посетить, и за последние три года они хотя бы раз в год были в Кремле, например в новогодние праздники. Это уже хороший знак для нас. Мы понимаем, что до 100-процентного охвата казанцев не дойдем, но надеемся за два-три года выйти на показатель 30–35 процентов. Казанцы ведь здесь круглый год — и в так называемый низкий сезон, когда туристов мало, и в высокий.

Сколько человек посетило Казанский кремль за летний период 2024-го, сколько из них было туристов, сколько казанцев?

— На конец августа мы насчитали порядка 3,7 миллиона посетителей.

За лето 2024 года Казанский кремль посетили порядка 3,7 млн человек За лето 2024 года Казанский кремль посетили порядка 3,7 млн человек Фото: «БИЗНЕС Online»

— Помнится, вам также было важно привлечь семьи с детьми. Удалось посчитать отдельно детей?

— Мы считаем тех, кто приходит к нам по «Пушкинской карте» и на детские программы. Вообще, «Пушкинская карта» — очень важный и нужный для отрасли культуры проект. Сегодня есть спрос со стороны районов Татарстана, которые активно привозят детей в Казань, в том числе в Кремль, и «Пушкинская карта» — это большая помощь для таких приездов. У казанских детей больше возможностей посетить Кремль, но здесь мы конкурируем с другими площадками, начиная с кинотеатров в торговых центрах, заканчивая коммерческими проектами, которые прошли модерацию по «Пушкинской карте».


— Какие объекты Кремля доступны по «Пушкинской карте»?

— Сегодня по «Пушкинской карте» для муниципальных районов у нас есть несколько предложений. Программы имеют разную направленность: естественно-научную, историческую, по искусству и культуре. Это такие программы: «Музейная академия: исследуй мир искусства, истории и науки» с посещением центра «Эрмитаж-Казань» и Музея естественной истории Татарстана, «Про искусство: от классики до современности» с посещением центра «Эрмитаж-Казань» и выставки «Авангард. На телеге в XXI век», «Искусство защищать: от стен крепости до пушек» с посещением Музея Спасской башни и Музея Пушечного двора, «Путь эволюции: от прошлого к настоящему» с посещением Музея естественной истории Татарстана и Зоологического музея и гербария им. Эверсмана, который является частью музейного комплекса Казанского федерального университета.

«Пушкинская карта» — это большая помощь для таких приездов. У казанских детей больше возможностей посетить Кремль» «Пушкинская карта» — это большая помощь для таких приездов. У казанских детей больше возможностей посетить Кремль» Фото: mincult.tatarstan.ru

«Еще 6–7 лет назад многие изменения допускались, сегодня позиция экспертов стала жестче»

«Спасская башня зажила новой жизнью, и это здорово! Она пользуется популярностью у туристов и казанцев? Сколько людей ее посетило со дня открытия после ремонта? Еще читал, что этот проект получил приз на международном конкурсе. Расскажите об этом поподробнее, пожалуйста». (Аркадий Суслов) Смотровая площадка на башне появилась, как планировалось?

— Должна была появиться, и цель такая была. Но, чтобы подняться на шатер, нужно было создавать металлическую конструкцию внутри башни. Первое — она получалась достаточно опасной, второе — эксперты высказались против. Поскольку это объект культурного наследия и объект ЮНЕСКО, мы должны проходить государственную историко-культурную экспертизу, и экспертами было принято отрицательное решение по данному вопросу. Объяснили свое решение тем, что, во-первых, эта конструкция может навредить башне, во-вторых, не приветствуются конструктивные изменения, даже внутри.

— Но когда планировали сделать смотровую площадку, наверное, советовались со специалистами, экспертами?

— Да, но идет ужесточение требований к объектам культурного наследия. Если еще 6–7 лет назад многие изменения допускались, то сегодня позиция экспертов стала жестче.

— А международный приз за что получили?

— За музеефикацию, то есть за приспособление башни. Реконструкция Спасской башни состояла из двух частей — противоаварийных работ и создания музея внутри башни. В этом музее мы рассказываем об истории фортификации, защитной функции Кремля в целом. И приз мы получили именно за музей.

— Спасская башня кажется «моложе» остальных 8 в Кремле. Так дли это?

— Башни существовали практически всегда, и даже известны их названия до XVI века. На месте деревянных башен возводили нынешние каменные, и они все примерно одного периода каменной застройки — XVI века.

«Спасская башня, на наш взгляд, достаточно популярная, единственный нюанс связан с пропускной способностью» «Спасская башня, на наш взгляд, достаточно популярная, единственный нюанс связан с пропускной способностью» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Музей Спасской башни стал популярным у туристов?

— Спасская башня, на наш взгляд, достаточно популярная, единственный нюанс связан с пропускной способностью. Внутри башни деревянная лестница ведет на ее третий ярус, и в целях безопасности мы пропускаем туда группы не более 15–20 человек в час. Это узкое горлышко для музея, но, в принципе, такого потока достаточно. Мы очень рады, что люди не только ходят по проторенным тропинкам, но и посещают новые объекты.

— В музей Спасской башни можно попасть вне организованной группы, индивидуально?

— В принципе, все наши музеи рассчитаны и на индивидуальных туристов, и на групповые посещения. Часовой сеанс в музее Спасской башни означает, что просто есть фиксированное время начала экскурсии. Если в это время экскурсоводы свободны, они сопровождают группу посетителей, если нет, то предлагаем аудиогиды.

— Когда музей открыли и сколько туристов его посетило?

— Музей открыли 1 сентября 2023-го, за год его посетили порядка 25 тысяч человек.

«Быть в списке ЮНЕСКО — это определенный знак качества управления объектом» «Быть в списке ЮНЕСКО — это определенный знак качества управления объектом» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЮНЕСКО — это бренд, который не требует дополнительного финансирования»

— Эксперты ЮНЕСКО курируют наши объекты по-прежнему, несмотря на геополитическую ситуацию?

— В последнее время эксперты сюда не приезжают, но отслеживают состояние объектов удаленно — через новости, интернет. Открытие музея — это же приспособление объекта ЮНЕСКО. Эксперты могут попросить сделать фотосъемку и так далее. Этот процесс никуда не делся, все решается в рабочем порядке.

— Мы стремились внести свои объекты в список ЮНЕСКО, а оно того стоит? Как оцениваете по прошествии времени? Может быть, это неоправданная обуза? Изначально думали, что это привлечет иностранных туристов — и где они сегодня?

— Быть в списке ЮНЕСКО — это определенный знак качества управления объектом. Это означает, что работающие на объекте понимают меру своей ответственности за его сохранность. Включение в список ЮНЕСКО дает доступ к большой базе знаний по управлению памятником наследия, открывает пути для сотрудничества. Хотя и российское законодательство жестко и четко трактует ответственность за сохранение объектов культурного наследия. ЮНЕСКО — это скорее бренд, который не требует дополнительного финансирования.

— Но ведь вы должны согласовывать с ЮНЕСКО все свои шаги, связанные с внешним видом объектов!

— В России есть государственная историко-культурная экспертиза, и она гораздо важнее для нас. Никакие работы на объекте невозможны без прохождения ГИКЭ.

«Первоочередная задача — завершение противоаварийных работ на пряслах от Спасской башни до Тайницкой»

— «В Казанском кремле 8 башен. В каком они состоянии и как используются? Какие планы?» (Андрей Федоров)

— Реставрация и приспособление, то есть дальнейшее использование башен, — это наша среднесрочная перспектива. На сегодняшний день мы разобрались со Спасской башней — отремонтировали и приспособили. Преображенская башня, которая смотрит на стадион, в хорошем состоянии. В прошлом году на ней был проведен ряд работ, обеспечили ее сетями — на тот случай, если нам придется делать третий вход на территорию Кремля. Уже в текущем году мы видели, что через Спасскую башню заходит чересчур много гостей, и это становится неудобным. Возможно, такой дополнительный вход в какие-то дни высокого туристического сезона нас будет спасать. Тайницкая башня, которая находится внизу, ближе к Казанке, сегодня используется для выхода групп туристов — там их ждут автобусы.

«Реставрация и приспособление, то есть дальнейшее использование башен, — это наша среднесрочная перспектива» «Реставрация и приспособление, то есть дальнейшее использование башен, — это наша среднесрочная перспектива» Фото: tatarstan.ru

— Эти две башни будут использоваться для каких-то программ, а не только как вход-выход?

— На Преображенской башне на следующий год планируем сделать косметический ремонт, и она станет смотровой и проходной. Тайницкая башня в хорошем состоянии, на втором этаже мы предполагаем короткие сменные выставочные проекты, например фотовыставки по истории Кремля.

— Посещение этих экспозиций будет платным?

— Думаю, бесплатным. Зависит от формата.

— Как используются другие башни?

— На Консисторской башне, которая находится во дворе Присутственных мест, в 2023 году проведены полноценные противоаварийные работы. В прошлом и нынешнем сезонах во дворе мы проводили фэнтези-променад «Чудо о спящей Ханбике» режиссера Энже Дусаевой, и башня была центральным звеном этого действа. Нам понравилось. Башня такая атмосферная, темная, внутри нее звук хорошо расходится.

Это первый вариант использования башни, второй — как одна из точек фестиваля «Нур». Светомузыкальное представление внутри башни привлекло много зрителей, судя по очереди желающих туда попасть.

Состояние остальных башен мы сегодня изучаем и ищем разные варианты их приспособления. В прошлом году пригласили студентов КГАСУ с разных курсов и групп подготовки и предложили им в качестве студенческой работы сделать проекты по использованию в первую очередь башен и территории вокруг них. Они много где побывали, и идей у них огромное количество. Ребята создали пять проектных групп и через месяц представили свои работы. Было много классных идей, которые мы взяли себе на заметку. Идеи были разные, но все они крутились вокруг создания какого-то впечатления, например светомузыкального представления. Один проект предлагал создать внутри башни детский центр-мастерскую: предполагалось максимально использовать площадь и высоту башни посредством внутренней деревянной конструкции, которая не наносит вред башне. Думаю, в среднесрочной перспективе мы доберемся до этих башен и одну за другой начнем «приспосабливать».

— Среднесрочная перспектива — это сколько для вас?

— Первоочередная задача для нас завершение противоаварийных работ на пряслах (стенах) от Спасской башни до Тайницкой. Вторая задача на следующий год — противоаварийные работы на башне Сююмбике. В 2024-м был первый этап, но предстоят еще второй и третий. Эти работы рассчитаны на два-три года как минимум. И дальше, наверное, переключимся на другие башни.

«В последние годы башня Сююмбике стабилизирована, колебания незначительные. Но укрепительные работы все равно надо продолжать» «В последние годы башня Сююмбике стабилизирована, колебания незначительные. Но укрепительные работы все равно надо продолжать» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Падающая» башня Сююмбике: отклонение от оси более 2 метров

— Что сделали на башне Сююмбике в этом году?

— Внимание было сконцентрировано на первом ярусе — он самый большой по площади. Производилась расшивка и стяжка трещин, докомпановка кирпичной кладки, где были огрехи. После этого первый ярус стал ярким, отличающимся от остальных.

— В фундаменте башни проблемы есть?

— На втором этапе будут работы и по фундаменту, и по второму-третьему ярусам.

— В советское время для укрепления башни ее сковали железным обручем. Его нельзя убрать, применив более современные технологии?

— По мнению современных специалистов, обруч уже не выполняет свою функцию, хотя в свое время он был нужен и эффективен. Но этот обруч уже так давно там находится, что стал частью истории. Кроме того, во время приобретения статуса объекта ЮНЕСКО обруч уже был и стал неотъемлемой частью облика башни.

— Отклонение башни от оси измеряется? Наклон увеличивается с годами?

— Измеряется ежегодно в теплое и холодное время года. Колебания сохраняются — от 1 до 3 миллиметров.

— Колебания в одну сторону?

— По-разному. Знаете, кремлевский холм как живой организм, дышащий.

— Наверное, в холме живет Зилант?

— Мы детям этот миф рассказываем и в какой-то момент сами начинаем верить в него. К кремлевскому холму надо относиться со всем уважением… В последние годы башня Сююмбике стабилизирована, колебания незначительные. Но укрепительные работы все равно надо продолжать. По укреплению фундамента большой объем работ был проделан в конце 90-х годов: выполнено 66 буроинъекционных свай из проектных 145. С тех пор технологии не сильно изменились, стали только чуть бережнее по отношению к объекту.

— Какое отклонение от оси на сегодня?

— Примерно 2,08–2,09 метра. И такой показатель держится последние лет 10.

«По укреплению фундамента большой объем работ был проделан в конце 90-х годов» «По укреплению фундамента большой объем работ был проделан в конце 90-х годов» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Почему только на башню Сююмбике влияет «дыхание» холма?

— Недавно по башне Сююмбике мы провели круглый стол со специалистами — историками, археологами. Позвали и строителей, которые укрепляли этот объект в 90-е годы. Дело в том, что одним углом башня стоит на фундаменте старой ханской мечети. Деревянные сваи, на которых башня строилась, с течением времени сгнили. Но так как один ее угол попал на фундамент, башня не смогла уходить в землю равномерно, и появилось это отклонение от оси. На круглом столе коллеги рассказали, что в 40-е годы, во время войны, в Казань приехали столичные инженеры и сделали полный обмер башни, поэтому сегодня мы точно знаем ее положение. Активное отклонение башни начиналось в 50-е, а затем положение стабилизировалось. Возможно, в то время зимы были более снежные, весной воды больше скапливалось под башней, что и привело к резкому ее отклонению. Не забывайте — Казанка рядом. В прошлом году во время шурфования на одном из прясел из-под земли вода фонтаном пошла! Думали, в трубопровод попали, но сотрудники «Водоканала» отвергли эту версию.

— Когда-нибудь башня Сююмбике станет доступной для туристов?

— Мы надеемся на это, но очень осторожно даем прогнозы на сей счет. Надо понимать, что внутреннее пространство Сююмбике очень ограничено, на каждом последующем ярусе все меньше и меньше места. Наверное, в каком-то виде сделать ее доступной удастся, но сделать из этого туристический аттракцион с подъемом на самый верхний ярус, думаю, не получится. Признаюсь, я поднимался на самый верх. Не самое простое занятие оказалось: очень узкие лестницы и очень низкие потолки.

— Есть риск, что башня упадет?

— Риск есть всегда, но для того мы и работаем, чтобы не допустить этого. Надо системно работать с этим объектом, используя весь научный и строительный потенциал.

«Сегодня понимаем, что программу ремонтных работ надо делать на более продолжительный период — от трех до пяти лет» «Сегодня понимаем, что программу ремонтных работ надо делать на более продолжительный период — от трех до пяти лет» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Программу ремонтных работ надо делать на более продолжительный период»

— На историческом объекте ремонтные работы ведутся постоянно. На это ежегодно дается определенный бюджет или по отдельным программам?

— Пока идет программно. Планируем эти работы на год вперед и запрашиваем требуемую сумму. Но сегодня понимаем, что программу ремонтных работ надо делать на более продолжительный период — от трех до пяти лет. Чтобы горизонт планирования был шире, чтобы работы между собой были максимально связаны. Должна быть логика в строительных работах на объектах, чтобы их приспособление было гармонично и взаимосвязано.

— Такое планирование когда будет?

— Думаю, на следующий год попробуем заявить план на три года вперед.

— Какой бюджет выделяется на ремонтные работы?

— По-разному, все зависит от объекта. К весне у нас будет проект противоаварийных работ по стенам. Сколько денег потребуется, пока не знаем.

— На ремонтный сезон 2024 года какой был бюджет?

— Ряд косметических работ был проделан в рамках подготовки к саммиту стран БРИКС, например частичная замена брусчатки и установка объектов навигации по территории Кремля, за которую нас критиковали. Установлены стелы на трех языках — русском, татарском и английском. Кроме того, около объектов появились информационные столы, в том числе тактильные макеты.

— У вас карта Кремля есть недалеко от входа. Вы ее обновили?

— Баннер карты мы меняем примерно раз в три месяца. Мы хотим уйти от баннерных карт и поставить там большую диодную стену.

«Баннер карты мы меняем примерно раз в три месяца» «Баннер карты мы меняем примерно раз в три месяца» Фото: «БИЗНЕС Online»

Присутственные места «перегрели»

Вы возлагали большие надежды на Присутственные места — они оправдались? Сколько человек посетило их за год?

— Надежды оправдались. В текущем году у нас даже сложилось впечатление, что мы чуть-чуть «перегреваем» Присутственные места и этот двор: в новогодние дни было тесно на некоторых мероприятиях, а это уже не совсем комфортно. Поэтому мы решили часть новогодней событийной программы перенести на Пушечный двор. Хотя елка по-прежнему будет установлена во дворе Присутственных мест. В 2023-м мы делали небольшую ярмарку, устанавливали дополнительные киоски для зимней продукции — чай, бульон и так далее. Ярмарку в этом году перенесем на Пушечный двор.

«Это и есть contemporary art 1920 года»: выставка-блокбастер в Казанском кремле

Выставочные площади на втором этаже Присутственных мест были заняты на 100 процентов. Параллельно было три проекта, на сегодня мы остались с одним — «Авангард. На телеге в XXI век», и он будет до конца года.

— Какие платные и бесплатные проекты работают в Присутственных местах?

— У нас был совместный проект с музейным комплексом 1000-летия Казани, который раньше располагался в НКЦ «Казань». И мы сразу договорились, что вход на экспозицию будет бесплатным. А выставка «Авангард. На телеге» — платный проект. В этом году у нас также был совместный проект с Театральным музеем имени Бахрушина, посвященный 225-летию Пушкина. В рамках грантового проекта музей привез нам выставку.

— На втором этаже Присутственных мест до конца года что-то еще будет меняться?

Завершим год выставками «Авангард. На телеге в XXI век» и «Казанское Поволжье: образы народной культуры».

— Были планы совместных проектов с Третьяковской галереей — они реализованы?

— Пока прорабатываем такую возможность.

— Не планируется открыть филиал Третьяковки по типу центра «Эрмитаж-Казань»?

— Идеи такие были. Мы решили в следующем году реализовать один совместный проект и посмотреть, как это у нас получается. Кстати, на выставке «Авангард. На телеге» есть несколько экспонатов, которые нам предоставила Третьяковская галерея.

— А вы способны обеспечить охрану экспонатов Третьяковки?

— Охрану обеспечить можно, но этот проект очень дорогой. Мы надеемся на партнерское финансирование. Любой проект с большими музеями очень дорогой, потому что требования высокие. Это касается и страховки, и охраны, и условий содержания. Крупные музеи на этом не зарабатывают — за предоставление своих экспонатов копейки не берут, но организационная сторона очень дорогая.

— Будет ли меняться экспозиция Музея истории государственности Татарстана?

— Мы сегодня меняем там оборудование и думаем о дополнении информации.

— Там очень тесно и темно, мало информации. Вам не кажется, что история государственности предусматривает нечто более масштабное?

— Наверное, в этом плюс и минус объектов культурного наследия — они больше не становятся. Площадь музея истории государственности больше не станет. Другое дело, как с этой площадью работать. Наверное, со временем мы закажем реэкспозицию. Может быть, пришло время сделать большой музей, расширив тематику, например музей истории Татарстана с древнейших времен.

«Мы активно начали следить за тем, чтобы образ Кремля правильно использовался. Нельзя просто взять и нанести Кул-Шариф на что-то и продавать» «Мы активно начали следить за тем, чтобы образ Кремля правильно использовался. Нельзя просто взять и нанести Кул-Шариф на что-то и продавать» Фото: «БИЗНЕС Online»

Музей истории Кремля заточат под детскую аудиторию

— «В первом подъезде Присутственных мест планировали создать Музей истории Казанского кремля. В какой стадии проект?» (Елена Ивановна)

— Концепция в целом готова, но мы решили немного видоизменить этот проект, потому что был запущен музей Спасской башни. Чтобы не повторяться, мы убираем часть блоков из концепции Музея истории Казанского кремля. Кроме того, ориентируемся на большое количество комментариев, которые к нам поступают, об отсутствии детского слоя на нашей территории. Опрос показал, что у нас не хватает активностей для детей. «Первая ласточка» — это мастерская «Абый & Сабый» на первом этаже Присутственных мест, но у нее небольшая пропускная способность. Мы пока недостаточно ориентированы на детей, и нам в эту сторону надо идти. Поэтому одна из идей — трансформировать Музей истории Казанского кремля в более детский формат. Это может быть музей истории, но заточенный под детскую и детско-родительскую аудитории.

— «Попробуйте сами пройти вокруг Кремля с ребенком или с инвалидом на коляске, да и много где внутри Кремля. Не назрела ли необходимость внести дополнения в планы развития с целью реализации мероприятий по повышению его доступности для мам с колясками, а также для маломобильных граждан — пожилых и инвалидов? А сейчас, на мой взгляд, для многих посещение Кремля превращается во „взятие Кремля“». (Айдар)

— Мы все свои минусы с точки зрения доступности осознаем. На объектах культурного наследия это сложный вопрос. Чтобы сделать какой-то объект более доступным, нужны капитальные изменения, которые должны проходить государственную историко-культурную экспертизу. Мы работаем с тем, что имеем на сегодняшний день. На нашем сайте есть информация о доступности каждого из музеев. К сожалению, «Эрмитаж-Казань» находится на третьем этаже, лифта нет. У Благовещенского собора крутая лестница. В рамках проектно-изыскательских работ следующего года попробуем эти проблемы учесть.

— Площадь возле Кул-Шарифа часто пустует. Почему?

— Это отдельная программа, которую мы отрабатываем с Торгово-промышленной палатой РТ. Они проводят внутренний отбор и дают возможность мастерам реализовать свою продукцию.

— Может, как-то регулировать это дело? Там не каждый день что-либо продают и ближе к пяти часам вечера никого не бывает. Пространство большое, но эффективно не используется.

Это сложный момент. С продажами-то как будто нет проблем. Сложность в том, как их максимально цивилизованными сделать, поднять уровень сувенирной продукции. Мы активно начали следить за тем, чтобы образ Кремля правильно использовался. Нельзя просто взять и нанести Кул-Шариф на что-то и продавать. Нужно запросить разрешение. Мы проходили по сувенирным лавкам, в том числе на Баумана спускались. В продаже, например, есть набор для алкоголя — графин со стопками, на которые нанесено изображение мечети. На наш взгляд, так делать нельзя. Мы пишем официальную претензию в адрес магазина с просьбой убрать товары с продажи. Многие превратно нас понимают, считая, что, раз претензию написали, значит, хотим заработать. И они пишут: «Просим разрешить использовать, готовы заплатить». Для нас это не про зарабатывание денег.

«Проекты „Эрмитажа“ изначально очень дорогие» «Проекты «Эрмитажа» изначально очень дорогие» Фото: «БИЗНЕС Online»

С конца ноября в центре «Эрмитаж-Казань» — французское изобразительное искусство

Из усадьбы Сандецкого к вам переехал джазовый фестиваль Ольги Скепнер. А не хотели бы вы возродить Kremlin Live или создать нечто похожее? Это был яркий фестиваль современной музыки, который как раз позиционировал Кремль как современное пространство, привлекательное для продвинутой молодежи.

Мы его тоже рассматриваем как один из вариантов. Может быть, Kremlin Live в своем предыдущем виде полноценно не возродится, но мы смотрим в сторону подобного рода проектов, которые из года в год могут проводиться на нашей территории.

«Очень хотелось бы посетить кремлевскую резиденцию раиса РТ. Есть такая возможность?» (Людмила)

— Сами эту идею давно вынашиваем. У нас был опыт, когда мы устраивали экскурсию для аккредитованных гидов. Но сделать объект полностью открытым, пусть даже по какому-то расписанию, честно говоря, достаточно сложно. Это все-таки рабочее пространство.

— Как и Белый дом, куда водят на экскурсии.

— Постараемся что-то придумать.

— Может, на Пушечный двор туристов запускать?

Там зал торжеств. Не думаю, что он большой интерес будет представлять. В этом же здании, с другой стороны, есть музей Пушечного двора, лучше туда сходить. Там есть литейная яма, одна из немногих сохранившихся в России. Она в натуральную величину глубиной в 4 метра и сверху накрыта бронестеклом.

— По левую сторону от Спасской башни есть руины — о них будет сделана какая-то информационная табличка? Иначе не все понимают, что за камни там лежат.

— Это руины Спасо-Преображенского собора, который был снесен в советское время. В рамках навигации он вскользь обозначен, но мы сейчас ищем варианты, как можно эту историю вспомнить. Одна из идей была сделать небольшую стеклянную загородку, где гравировка восстанавливает здание с определенной точки и, смотря в эту перспективу, можно увидеть, как здание выглядело в реальности.

— Проектов с VR-очками у вас нет, как в Нацмузее РТ?

— Если не ошибаюсь, речь идет о проекте «Переходъ». Классная команда, уже сделали отдельный продукт по Казанскому кремлю под названием «Казанский кремль минус 100 лет» — можно побродить по улице Кремля, посмотреть исторические вывески, магазинчики. Пока думаем, как это внедрить. Там достаточно большие требования к площадям, а в Кремле с площадями большая проблема. Нужно как минимум 20 стульев на единовременную посадку. С учетом того что люди могут вставать, двигаться, порядка 50–60 квадратных метров необходимо.

— Когда поменяется экспозиция в центре «Эрмитаж-Казань»?

Следующий проект планируется в конце ноября. Он будет посвящен французскому изобразительному искусству рубежа XIX–XX веков. Проекты «Эрмитажа» изначально очень дорогие. Петербургский Эрмитаж возил свои фонды в Европу, и многие картины страховались под эти поездки на большую сумму. По предстоящей выставке могу сказать, что только страховка бюджету РТ обойдется в сумму свыше 7 миллионов рублей. Помимо этого, есть расходы на транспортировку, застройку выставки.

Центр «Эрмитаж-Казань» сейчас вышел на тот уровень, когда оправдывает затраты на выставку. Ноль в ноль выходит практически. Там работает команда, которая умеет продвигать пространство. Очень надеюсь, что в скором времени они будут не просто оправдывать затраты, но и начнут зарабатывать, чтобы мы могли наращивать объемы проектов. Но это уже следующий этап.

«Эрмитаж-Казань» и Музей естественной истории в прошлом году приняли суммарно свыше 300 тысяч гостей» «Эрмитаж-Казань» и Музей естественной истории в прошлом году приняли суммарно свыше 300 тысяч гостей» Фото: «БИЗНЕС Online»

Кто больше всех зарабатывает в Казанском кремле?

— Какая структура Казанского кремля больше всех зарабатывает?

— У кого больше посетителей, у того и показатели выше. У нас это центр «Эрмитаж-Казань» и Музей естественной истории, которые в прошлом году приняли суммарно свыше 300 тысяч гостей. За 9 месяцев текущего года их заработок на продаже билетов составил свыше 75 миллионов рублей, но эти деньги идут снова в музеи и выставочные залы через материальную поддержку работников этих музеев, через обновление материально-технической базы, создание новых выставочных проектов.

— Сколько в целом зарабатывает Казанский кремль?

— Есть разные виды источника дохода. Например, за использование товарных знаков музея-заповедника. Есть арендаторы в здании Присутственных мест в виде ресторанов и кафе. О билетах уже говорил выше. Приблизительно 60–70 процентов дохода уходит на зарплату сотрудников, а остальное расходуется на текущие нужды — на ремонт оборудования и витрин, закупку мультимедийного оборудования. За 9 месяцев этого года заработок составил свыше 150 миллионов рублей на продаже билетов и услуг, что на 15 процентов выше аналогичного периода 2023-го. Кроме того, музей старается привлекать средства грантов для реализации дополнительных проектов.

— У вас есть дефицит кадров?

Штат укомплектован, но периодически в силу возраста коллеги покидают нас, и время закрывания вакансий увеличилось. Если раньше до месяца-двух подбирали, то сейчас 3–4 месяца.

— Средняя зарплата какая?

— По музею-заповеднику — 53 тысячи рублей.

«Музей старается привлекать средства грантов для реализации дополнительных проектов» «Музей старается привлекать средства грантов для реализации дополнительных проектов» Фото: «БИЗНЕС Online»

— «Мы разработали в Казани уникальный вендинговый автомат, который продает горячие пельмешки. Можно ли поставить его где-то на территории Кремля, чтобы удивлять и кормить всех туристов?» (Семен) Часто бывают такие обращения?

— Запросов много. Чаще всего обращаются по кофе-аппаратам. По каждому случаю отдельно обсуждаем. На мой личный взгляд, Кремль не место для вендингового типа обслуживания.

Есть какой-то регламент, по которому определяется, какой общепит может зайти на территорию Кремля? Какого типа точек питания не хватает сегодня?

— Мне кажется, с появлением кейтеринговой составляющей на первом этаже Присутственных мест спрос на услуги питания удовлетворен: работают кафе Tatar by Tubatay и «Алан Аш», рестораны «Чирэм» и «Тимерхан», кофейня «Аулак», мини-кафе в магазине «Бахэтле». На зимний период есть отдельный сценарий с маленькими киосками, которые во дворе Присутственных мест образовывают новогоднюю ярмарку — горячий безалкогольный глинтвейн, кофе, хот-доги, большой популярностью пользуются бульоны в стаканчиках. Отдельно стоящий фуд-трак, на наш взгляд, не совсем органичен для такого исторического объекта. Мы, может быть, и рады были бы еще один какой-то кластер создать под коммерческие проекты, но нет места под него.

— Если площадь возле Кул-Шарифа занять? Все равно ремесленников не часто увидишь.

— Превращать ее в полноценную торговую площадку мы не хотели бы. Занимать эти навесы под функцию питания напротив мечети не совсем правильно.

«Что вы предпринимаете для защиты гостей музея-заповедника от клещей?» (Сергей)

Зеленых зон на территории немного. В первую очередь обрабатываем от грызунов. Это обязательное требование.

— В музеях есть в штате коты?

Нет. Хотя в Государственном Эрмитаже, говорят, есть целый штат котов. Но у них фантастических размеров фонды.

— Можно для имиджа завести. Есть бренд «казанский кот», а кота самого нет. Вы бы могли это использовать для привлечения туристов.

— Обсуждали на самом деле, даже заведение белок обсуждали.

«Мечеть ведь строится на много десятилетий вперед. Здесь много нюансов» «Мечеть ведь строится на много десятилетий вперед. Здесь много нюансов» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Соборная мечеть должна быть такой, чтобы ни с какой другой не спутали»

— Сколько собрано средств на строительство Соборной мечети в Казани благотворительным фондом «Игелек-Доброта», исполнительным директором которого вы являетесь?

Наверное, основные сборы начнутся, когда первые кирпичи станут закладывать. Сейчас цифра меняется день ото дня, что-то перечисляют на сайте фонда, что-то оставляют в благотворительных ящиках, которые в том числе установлены на территории ДУМ РТ.

А когда начнут закладывать?

Пока вопрос открытый. Я думаю, что сейчас вся энергия была направлена на успешное проведение саммита БРИКС.

Так это же совсем отдельная история. О строительстве Соборной мечети заговорили еще в 2020 году.

— Это не тот проект, с которым надо торопиться, построить за полгода. Мечеть ведь строится на много десятилетий вперед. Здесь много нюансов. Это и от руководства республики будет зависеть, и от активности благотворителей.

— Вы сами как видите реализацию этого проекта? Много было идей, что там должен быть парк, какие-то коммерческие структуры.

— На мой взгляд, концептуально проект должен себя сам поддерживать, в том числе финансово. Поэтому в рамках этого большого центра должна быть, как высказывался муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин, концепция халяль-лайфстайл. То есть это какая-то и торговая составляющая, и образовательная. Понятно, что доходы для последующего содержания должны поступать своевременно.

— Перенос места строительства из парка «Кырлай» в Адмиралтейскую слободу повлияет на посещаемость, как считаете?

Думаю, это особой роли для туристического потока не сыграет, потому что это все равно будет частью маршрута.

— Проект мечети утвержден окончательно?

— Это такой процесс, который, думаю, еще требует доработок. Есть еще бытовые вопросы по проектированию внутренних помещений, их назначения.

— Для чего тогда конкурс проводили, победителей находили?

Основная задача конкурса была в том, чтобы начать дискуссию, показать варианты, что вообще может быть реализовано. В этом смысле конкурс справился со своей задачей. Да, некоторые проекты были мегафантастическими, но это как будто бы разрешило нам чуть-чуть за рамки выйти, начать творить.

— Значит, будет объявлен повторный конкурс?

— Думаю, будут доработки проекта-победителя. Самое главное, Соборная мечеть должна быть такой, чтобы ни с какой другой не спутали. Чтобы это стало символом Казани.

Ильнур Сулейманович, спасибо за интересный разговор. Успехов вам!