«Бизнес перестал приносить нам определенный доход… Количество региональных сетей в России сокращается с каждым днем, ситуация достаточно непростая, но мы с оптимизмом смотрим вперед. Поэтому мы смогли освободить определенные ресурсы, чтобы развиваться в других секторах», — объясняет гендиректор управляющей компании «Челны-Хлеб» продажу розничной сети уфимским бизнесменам. Экс-депутат Курултая и известный предприниматель из Башкортостана вместе с сестрой уже занялись ребрендингом и открыли двери производителям из соседней республики. Взамен обещают продвижение челнинского хлеба на башкортостанские полки. Все подробности знаковой сделки — в материале «БИЗНЕС Online».
Бизнес перестал приносить определенный доход, констатирует генеральный директор управляющей компании ООО «Челны-Хлеб» и уже бывший глава торгового дома Эдуард Юнусов
«Байрам» к нам приходит. ТД «Челны-Хлеб» — все
История знакового регионального продуктового ретейлера «Челны-Хлеб» де-факто завершится к февралю 2025 года. Накануне стало известно о продаже компании, и уже через три с небольшим месяца новый собственник торгового дома снимет оставшиеся вывески «Челны-Хлеб» и заменит их на многообещающее «Байрам». В 2024-м ТД мог отпраздновать свое 25-летие — первый магазин сети был открыт в 1999-м. Но прошлый год закончил с убытком в 45,4 млн рублей, хотя выручка тогда превысила 6,5 млрд рублей.
Бизнес перестал приносить определенный доход, констатирует генеральный директор управляющей компании ООО «Челны-Хлеб» и уже бывший глава торгового дома Эдуард Юнусов. В марте он передал управление сетью магазинов башкирской управляющей компании «Салют», которая входит в уфимскую группу компаний «Батыр», возглавляемую бывшим депутатом Курултая, председателем комитета по торговле ТПП Башкортостана Ильдаром Гарифуллиным. Через два месяца изменилась и структура владельцев: 60% доли в уставном капитале ООО «ТД „Челны-Хлеб“» перешло его сестре — предпринимательнице из Уфы Леане Гарифуллиной. В ноябре она стала единственным собственником сети из 60 магазинов площадью в среднем по 500–700 кв. метров. Точки расположены в основном в Челнах, но есть магазины и в Казани, и на юго-востоке РТ.
Важно отметить, что сами торговые площади остаются в собственности «Челны-Хлеба», новые владельцы сети берут их в аренду на 10 лет. Сумма сделки сторонами не раскрывается. Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», допускают, что максимальная стоимость проданных активов может достигать 1,2 млрд рублей, но реальная цифра, скорее всего, будет ощутимо меньше — с учетом аренды помещений и при условии, что EBIDTA составляет 3–5%.
Через три с небольшим месяца новый собственник торгового дома снимет оставшиеся вывески «Челны-Хлеб» и заменит их на многообещающее «Байрам»
Сделка большая, поэтому проходила в два этапа, объяснил «БИЗНЕС Online» Юнусов, подчеркивая, что количество региональных сетей в России сокращается с каждым днем. «Я считаю, что сделка с нашими соседями-башкирами даст все-таки возможность каким-то образом устоять на рынке. Ситуация достаточно непростая, но мы с оптимизмом смотрим вперед. Поэтому мы смогли освободить определенные ресурсы. Это даст возможность более качественно и целенаправленно развиваться в тех секторах, в которых мы остались. Та модель, которая у нас сегодня есть, считаем, для нас более экономически выгодна».
ЗАО «Челны-Хлеб» возникло в 90-х годах, ранее предприятие носило название Набережночелнинский хлебокомбинат. С приходом в компанию Рафаэля Юнусова в 1993-м компания сформировала собственную торговую сеть и открыла трейд-центры.
В сентябре 2011-го «Челны-Хлеб» запустил специализированную линию по выпечке изделий из слоеного теста. В том же году прошло официальное открытие продмаркета самообслуживания «Чаллы-Икмэге» площадью 413 кв. м, на территории которого работает детское кафе-мороженое, кафе-бар и осуществляется моментальная выпечка продукции.
Далее завод развивался, наращивал производственные мощности, увеличивал ассортимент хлебобулочных изделий и расширял сферы деятельности. Сегодня под контроль Юнусовых входит агрофирма «Родные Края», комбинат по переработке натуральной свежей продукции «Челны Фуд» и кондитерская фабрика «Тортугалия».
«Ребята с нами полностью рассчитались и теперь могут спокойно вести свою деятельность на территории объектов, которые арендуют», — добавил Юнусов. При этом речи о продаже хлебозавода или агрофирмы, по его словам, никогда не было. Впрочем, была продана также логистическая дочка Юнусовых — «Челны-Логистик» — именно как юрлицо с сотрудниками. Складской комплекс площадью 11 тыс. кв. м остается в собственности АО «Челны-Хлеб», но на условиях 10-летней аренды. Он нужен башкирам как распределительный центр, который позволяет принимать от производителей товар и централизованно развозить его по магазинам сети «Байрам».
«Бренд «Челны-Хлеб» — это в первую очередь производитель хлебобулочных изделий. Он, конечно же, останется как производитель хлеба»
Юнусов также отметил, что сделка между «Челны-Хлебом» и «Батыром» необычная. Пекарни «Мудрый пекарь», которые расположены внутри торговых залов, зарегистрированы под отдельным юрлицом и остаются в собственности и управлении Юнусова.
«Бренд „Челны-Хлеб“ — это в первую очередь производитель хлебобулочных изделий. Он, конечно же, останется как производитель хлеба. Что касается магазинов — в рамках соглашения до февраля постепенно компания „Батыр“ будет заниматься ребрендингом», — сообщил он. Юнусов пояснил, что магазинов «Челны-Хлеб» больше не будет, останется только производитель хлебобулочных изделий с одноименным названием.
«В рамках соглашения до февраля постепенно компания «Батыр» будет заниматься ребрендингом»
Кто теперь будет торговать в Челнах?
Новая единоличная официальная владелица торгового дома Леана Гарифуллина, судя по данным сервиса «Контур.Фокус», — опытный предприниматель. За плечами ряд ныне ликвидированных ООО: парикмахерская «Салон Галле», агентство временного трудоустройства (судя по ОКВЭД) «Арсенал» и более близкий к теме «Продовольственный магазин №24 Орджоникидзевского района города Уфы». Из ныне действующих компаний: ИП под аренду и управление имуществом, а с 2023 года еще и уфимское предприятие «Затонстройинвест», специализирующееся на недвижимости.
С 2024-го началась история с «Челны-Хлебом». В этом ей помог родной брат Ильдар Гарифуллин, основавший в 2009 году ГК «Батыр» как семейный бизнес, чем-то напоминающий историю «Челны-Хлеба». Сегодня в него входит оптовая продажа продуктов питания, производственное объединение, где перерабатываются и фасуются крупы, сахар, макаронные изделия под брендом «Башбакалея». А также 10 супермаркетов «Сабантуй» и 130 магазинов «Байрам». У холдинга есть и розничные проекты по продаже стройматериалов, и другие направления в девелоперской деятельности.
Гарифуллин Ильдар Мулланурович — заслуженный предприниматель России, бывший зампредседателя комитета по местному самоуправлению, развитию институтов гражданского общества и средствам массовой информации Курултая Башкортостана V созыва (срок действия полномочий истек).
Образование высшее — окончил Уфимский институт коммерции и права.
Трудовую деятельность начал в 1986 году на Уфимском агрегатном производственном объединении электромонтером монтажного цеха.
В 1991-м после службы в рядах Советской армии работал на молочном заводе «Уфимский» водителем автобуса.
В 1993–1995 годах возглавлял ТОО «Контакт-сервис», ИЧП «Регионпродторг», АОЗТ «Башторгсервис».
1995–2009 — коммерческий директор ООО «Салют» оборонной спортивно-технической организации Республики Башкортостан, директор ООО «Салют+», ООО «Салют-Торг», ООО «Профессионал».
2009–2011 — генеральный директор оптово-производственного предприятия ЗАО «Башбакалея».
С 2011 года — председатель совета директоров оптово-производственного предприятия ЗАО «Башбакалея», руководитель группы компаний «Батыр».
Председатель комитета по торговле Торгово-промышленной палаты Республики Башкортостан, член общественного совета по улучшению инвестиционного климата при президенте Республики Башкортостан, общественного экспертного совета при уполномоченном по правам предпринимателей в Республике Башкортостан, общественного совета центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» в Республике Башкортостан.
Постепенное поглощение было запланировано изначально, рассказал Гарифуллин «БИЗНЕС Online». «Батыру» понадобилось полгода для того, чтобы провести аудит, проверить все расчеты с контрагентами, поставщиками, т. к. предприятие приобреталось без недвижимого имущества. Оставшиеся 40% же были отданы по опциону, отметил предприниматель.
Ильдар Гарифуллин в 2009 году основал ГК «Батыр»
По словам Гарифуллина, ему досталось предприятие в хорошем состоянии. «Батыр» будет продвигать в магазинах сети в Набережных Челнах местную продукцию, заверил он. «У нас есть слоган: „Выбирай свое, родное“», — отметил предприниматель, называя проект «социальным». Уже сейчас компания готовит письма местным фермерам — хотят предоставить им свободные места для реализации весовой продукции, молочки, меда, мяса, гастрономии.
«В магазинах есть дополнительные площади, мы это видим. Вследствие переоборудования в магазинах появляются свободные места, чтобы увеличить ассортимент», — добавил он. Гарифуллин говорит, что уже вложил в переоборудование 500 млн рублей для приобретения дополнительного торгового и холодильного оборудования, а всего на перезапуск сети под новым брендом, «чтобы проект заработал», башкирские предприниматели заложили миллиард рублей. Часть средств будет направлена на переобучение 1,5 тыс. сотрудников сети, обучение уже прошли порядка 700 человек.
Покупка самих помещений, по словам Гарифуллина, даже не обсуждалась. «Сейчас большая конкуренция в ретейле; чтобы не потерять скорость в развитии, лучше брать объекты в аренду, инвестировать в расширение сети, чем в недвижимое имущество», — убежден новый владелец ТД.
Сеть «Байрам» представляет собой магазины экономкласса
«Татарстан — это мечта с детства»
Почему Гарифуллину была интересна эта сделка? «Мы считаем, что Татарстан — очень перспективный регион, — отметил он. — Мы видим, как Татарстан развивается, здесь красивые трудолюбивые люди. Видим, что правительство делает для инвестиционной привлекательности в республике. Поэтому мы не боимся вкладываться».
«И у меня всегда была мечта, чтобы в Татарстане был свой магазин, где я могу предложить то, что нужно людям, по доступным ценам. Это была мечта с детства. Я всегда тяготел, очень часто приезжал в Набережные Челны и в свое время в Башкирию оттуда привозил тундырма (мороженое — тат.).», — признался башкирский предприниматель.
Сеть «Байрам» представляет собой магазины экономкласса, говорит Гарифуллин. У холдинга есть также торговая сеть для среднего класса — «Сабантуй». Такие магазины тоже появятся в Челнах, по оценкам владельца, в марте – апреле 2025 года. Более того, в планах — выход и в другие города Татарстана.
«Мы должны друг другу быть полезны, у нас братские республики. Например, в Уфе очень просят продукцию и от «Челны-Холода», и от «Челны-Мяса», и татарский чак-чак!» — подчеркивает Гарифуллин
Но самое интересное, что одним из условий сделки стало соглашение о продвижении продукции «Челны-Хлеба» в Башкортостане. «Мы должны друг другу быть полезны, у нас братские республики. Например, в Уфе очень просят продукцию и от „Челны-Холода“, и от „Челны-Мяса“, и татарский чак-чак!» — подчеркивает Гарифуллин.
Интересно, что летом, после передачи сети «Челны-Хлеб» в управление башкирской УК «Салют», челнинцы стали жаловаться на опустевшие полки в магазинах. Юнусов объяснил «БИЗНЕС Online», что проблема была связана с программным обеспечением — поставщик данных услуг не уложился в график, это привело к срыву товародвижения. На сегодняшний день все процессы восстановлены.
«Я каждый день бываю на объектах. Хочу сказать, что сегодня у сети „Байрам“ прекрасный ассортимент, прежде всего, хочу подчеркнуть, по фруктам и овощам. Восстановилась практически вся молочная продукция, и даже появились дополнительные производители, которые близки по качеству фермерским. На полках есть и колбасные изделия, которые в первую очередь представлены местными товаропроизводителями. Пришли в том числе поставщики, которые присутствовали в сети „Байрам“ на территории Башкортостана. Магазины стали совершенно другими, работа над качеством продолжается», — оценивает метаморфозы своего бывшего детища Юнусов.
«Магазины стали совершенно другими, работа над качеством продолжается», — оценивает метаморфозы своего бывшего детища Юнусов
«Раньше у нас было 10 сетей, которые торговали, была конкуренция…»
«То, что компания объединяется с партнерами и усиливает свои позиции в регионе, — это хороший сигнал, — размышляет генеральный директор группы компаний „Впрок“ Дмитрий Калачев. — В принципе, это общемировой тренд, что торговля консолидируется. Это принцип, прописанный у Карла Маркса в „Капитале“, где написано, что капитал стремится к укрупнению, объединению, консолидации. Раньше у нас было 10 сетей, которые торговали, была конкуренция. Крупные сети экономически более эффективны, у них меньше издержек, есть достаточно средств для инвестиций, но и региональные сети могут успешно конкурировать. Мы, например, продолжаем работать и не собираемся продаваться».
Действительно, если посмотреть на карту продуктового ретейла Татарстана, ее контуры за последние несколько лет изменились до неузнаваемости. Совсем недавно — в 2022 году — канула в Лету старейшая татарстанская торговая сеть «Эдельвейс», которая проработала на рынке почти 30 лет. Убытки детища братьев Айрата (трагически погиб в 2020-м) и Илшата Хайруллиных за последние четыре года превысили 500 млн рублей. Теперь на месте «Эдельвейса» открылись «Магниты» — соглашение между сетями сроком на 10 лет подписали в 2021-м. В торговом центре «Кольцо» на замену татарстанскому супермаркету пришел голландский Eurospar.
Немногим ранее «сдался» федералам татарстанский продуктовый ретейлер «Эссен», в активе которого было 23 гипермаркета в Татарстане, Удмуртии, Чувашии, Марий Эл, Башкортостане. В 2020 году здания, где располагалась сеть, решили сдавать в аренду. Торговое ООО «Оптовик» — юрлицо гипермаркетов — елабужские предприниматели Леонид Барышев и Вадим Махеев вывели с рынка, но оставили себе помещения в собственности. А вместо этого запустили сеть небольших магазинов низких цен «Находка».
Медленно, но верно сворачивает площади и сеть супермаркетов домашней еды «Бахетле». Как бы ни заверяли в компании, что в новой концепции развития предполагается избавление от части недвижимости в своей собственности и переориентация на производство полуфабрикатов, точки присутствия на карте Казани постепенно исчезают. В марте компания Муслимы Латыповой продала здание ТЦ «Бахетле» на улице Мира в поселке Дербышки, в августе сменил владельца ТЦ на Танковом кольце. В октябре снова выставили на продажу самый первый ТЦ на Ямашева, но через пару дней скрыли объявление. Передумали или продали?
«Плохо, с одной стороны, то, что мы теряем какую-то самобытность. Происходит укрупнение, жалко, что теряется какая-то идентичность. Самое главное, чтобы было выгодно клиенту, а в целом в этом ничего такого нет, — говорит эксперт по коммерческой недвижимости Мурат Ахмеров. — Хотя, возможно, это делается, чтобы потом перепродаться тем же федералам подороже, сделав предложение более „вкусным“».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 33
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.