«БИЗНЕС Online» продолжает наблюдать за происходящим на татарской музыкальной сцене. Один из главных вопросов: какое наследие оставят после себя нынешние звезды эстрады, альтернативной сцены и классические певцы? Редакция вместе со своими экспертами вновь провела мозговой штурм и пересобрала список главных татарских музыкальных произведений, появившихся за последнюю четверть века. Предлагаем читателям подискутировать на эту тему в комментариях и дополнить редакционный список.
«Видимо, это главная песня татарской эстрады»
Недавно разгоревшийся скандал вокруг авторских прав на хит «Туган як», который Элвин Грей (Радик Юльякшин) «без спроса» спел в конце августа в Уфе, при всей неприятности ситуации вновь заставил обратить внимание на национальную современную песенную культуру.
А наша редакция в очередной раз задумалась над тем, куда и «на чем» движется татарская музыка, а главное, появляются ли новые авторские хиты, заметные, яркие песни, которые знают и уважают.
Пять лет назад «БИЗНЕС Online» уже представлял на суд читателей рейтинг 30 главных татарских песен XXI века, в котором «чемпионом» стала уже упомянутая «Туган як». За это время, конечно, многое изменилось. И на «татарэстраде», и на классической сцене, и на альтернативном музыкальном фланге выходили достойные произведения. Поэтому за эти несколько лет редакционный список обновился больше чем наполовину.
Отметим, что критериев для попадания в рейтинг у нас было несколько, речь не только о количестве просмотров и прослушиваний. Важны были и общественный резонанс, и то, насколько композиция поддерживается профессиональным сообществом, журналистами, блогерами, имеет большое значение с точки зрения эстетической и музыкальной составляющих. Некоторые из экспертов уверены, что просмотры и прослушивания — это порой не показатель успешности и уже тем более качества творческого материала.
«Вот гитарист Энвер Измайлов выступал на фестивале в Казани. Его в интернете слушают полтора человека, а на концерте — полный зал», — вспоминает собеседник издания. Были и точки зрения, что «главной песней не может быть композиция, которая не прошла проверку временем в 10–15 лет».
С учетом выше озвученных оценок фактически единственной песней, которая подпадает под все критерии, чтобы быть номером один, остается «Туган як», которую в нулевые прославила Василя Фаттахова. Сразу отметим, что из прошлого перечня в этот «перекочевало» еще несколько композиций, которым, говорят наши спикеры, пока не нашлось «песенного соперника».
Хиты из сериалов «Слово пацана» и «Зулейха открывает глаза»
Хит конца прошлого года — «Пыяла» (2-е место) электронного дуэта «Аигел» (поэтесса Айгель Гайсина из Набережных Челнов и питерский независимый музыкант Илья Барамия). Заглавная музыкальная тема сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» облетела мировые чарты. За считаные дни технобаллада о хрупкости любви возглавила зарубежный сервис по распознаванию песен Shazam и другие заграничные платформы для прослушивания музыки. «Пыяла» как раз тот случай, когда цифры красноречивее слов: в ушедшем из России Spotify (самое популярное приложение для прослушивания музыки в мире) у трека 16 млн прослушиваний, у видеоклипа на YouTube — больше 50 млн просмотров. Кстати, некоторые эксперты газеты заметили, что знаковость этой песни не только в цифрах, но и в том, что она «в телефоне у каждого подростка», они напевают ее, а это своего рода популяризация татарского языка.
На 3-м и 4-м местах «старички» рейтинга — «Гомер утә», важнейший «боевичок» Фирдуса Тямаева, который за эти годы утвердился в качестве звезды татарской эстрады первого ряда, и «Әлдермешкә кайтам әле» — композиция переживает ренессанс благодаря соцсетям, где видео под песню стало вирусным, и это несмотря на то, что исполнительница хита Хания Фархи уже ушла из жизни.
Следующий номер рейтинга вроде бы не подходит для него по параметрам. Но народная песня «Ай, былбылым» (5-я позиция) в исполнении Дины Гариповой должна быть в хит-параде главных татарских композиций, считают наши эксперты. В 2020-м, переосмысленная композитором Радиком Салимовым, она стала саундтреком к сериалу «Зулейха открывает глаза». Музыкальное произведение зазвучало тогда настолько свежо и самостоятельно, что исторический бэкграунд композиции как будто ушел на второй план, а перед слушателями предстал совершенно новый татарский хит.
Салават и Элвин Грей вместе
Вторую пятерку открывает современная классика татарской эстрады — один из главных хитов Салавата Фатхетдинова «Салкын чай».
А на 7-м месте дуэт, причем напоминающий о самой красивой истории любви последних лет на национальной эстраде. Ришат Тухватуллин покинул список наиболее завидных женихов Татарстана, но не перестал выпускать хиты, уже вместе с супругой Алией Тухватуллиной. Прошлым летом их совместная композиция «Тиңлэдем» (7-е место), выпущенная по случаю бракосочетания пары, стала самой скачиваемой татарской песней в iTunes.
Ну и куда без Элвина Грея? На 8-й позиции рейтинга его творение «Роза» (17 млн просмотров). Интересно, что в числе качеств, которые помогли артисту из Башкортостана дорасти до «миллионов», один из наших спикеров называл «упорство и терпение», ведь Грей шел к этому «почти 20 лет». Впервые о Юльякшине как об исполнителе эксперт услышал еще в 2007 году.
«Бию пәрие» (9-е место) звучит в одноименном спектакле театра им. Камала, ставшем кассовым хитом, ее поет участник лейбла Yummy Music Ильгиз Шайхразиев (Ilgiz) — одна из самых ярких звезд фестиваля «Үзгәреш җиле», где «Бию пәрие» прозвучала очень ярко. Песня настолько «зашла зрителю», что, признается сам певец, на мероприятиях его часто просят спеть именно ее.
На 10-й строчке главный татарский «хит из TikTok» «Тыпырдатып» (10-я строчка) рэп-исполнительницы Дышать (Гульназ Шакирова). Надеемся, что этот успех молодой артистки не станет единичным.
Кто еще из ветеранов рейтинга?
Отметим еще раз песни, которые перекочевали в нынешний список из рейтинга пятилетней давности. Они оказались настолько «цеплючими» и ценными для татарской музыкальной истории, что пока топ главных татарских песен XXI века без них не обойдется.
Главная певица татарской эстрады и женщина года – 2020 по версии «БИЗНЕС Online» Гузель Уразова неотделима от «Тимәсен тик күзләрем» (16-я строка), как и народный артист Татарстана и Башкортостана Айдар Галимов — от «Син — минем җанымның яртысы» (11-место).
Остается в «обойме» и «Торып бас» (18-место) Ильсии Бадретдиновой, написанная ее бывшим супругом Ильфаком Шигаповым. Композиция по-прежнему считается примером татарской песни с остросоциальной тематикой, которую до сих пор представители местной эстрады обходят стороной. Правда, и сама артистка после смерти Шигапова в 2017 году сменила амплуа, оставив образ «главной бунтарки татарской сцены» и добавила в него гламура (в хорошем смысле).
20 лет назад вышел «электро-хит» «Татарстан супер гуд» (25-я строчка) исполнительницы СуперАлиса, который «цепляет» до сих пор. А 6 лет назад из-за песни «Красивая / Хороший» (26-е место) скандалили вышеупомянутые Элвин Грей и Уразова.
Дуэт «Аигел» и Tatarka (Ирина Смелая) остались в списке со своими суперхитами «Татарин» (12-е место) и «Алтын» (13-е) соответственно. Кстати, близок к попаданию в список главных татарских песен был и трек Au Смелой. Стильный клип на эту песню посмотрели на YouTube 11 млн человек. «Бу минем андеграунд, кара миңа һәм кабатла, бу татар кызы, исемемне ятла» (дословно с тат. языка — «Это мой андеграунд, смотри на меня и повторяй, это татарка, выучи мое имя» — прим. ред.), — поет артистка.
«Как могла бы звучать татарская поп-музыка, если бы «Үзгәреш җиле» делала татарская команда»
Отметим, что редакционный список выглядит достаточно разнообразно с точки зрения представленной музыкальной палитры.
Здесь нашлось место и оперным ариям из оперы Резеды Ахияровой «Любовь поэта» (17-е место) и «Кара пулат» Эльмира Низамова (28-е). А также патриотическому гимну Тямаева «Татарлар» (20-е), пусть и не ставшему народным хитом, но оказавшемуся почти символом переписи населения. Сквозь эту же призму стоит рассматривать и песню «Бөек татар» народного артиста РТ Габдельфата Сафина о важности сохранения родной культуры и языка, в прошлом списке она заняла почетное 2-е место, на этот раз пусть и ухудшила позиции, но осталась одной из самых ярких музыкальных рефлексий на недавний языковой кризис с отменой обязательного изучения татарского в школе.
Нашлось в списке и место для качественной татарской эстрады. «Так могла бы звучать татарская поп-музыка, если бы „Үзгәреш җиле“ делала татарская команда», — уверен один из спикеров, отзываясь об «Өмет йолдызы» (14-я строчка) Эльмиры Калимуллиной. Песню народная артистка РТ написала вместе со своим постоянным творческим спутником, композитором Низамовым. В 2020 году она также звучала в сериале «Зулейха открывает глаза».
Дебютирует в нашем рейтинге титулованный Филюс Кагиров с песней «Киек каз юллары» (21-я строчка). Сам «наследник Ильгама Шакирова» признавался, что песня популярна настолько, что ее приходится петь на концертах по 2 раза.
На 22-й позиции «Сөембикә моңы» в исполнении Саиды Мухаметзяновой на музыку Луизы Батыр-Булгари. Это еще один пример того, как может звучать качественная татарская поп-музыка, которую поет талантливая певица. Красивый видеоклип на лирическую песню собрал полмиллиона просмотров на YouTube. В комментариях под ним (их более 2 тыс.) благодарят и восхищаются песней представители мусульманских стран — Азербайджана, Казахстана, Узбекистана.
Песня солиста театра им. Джалиля Артура Исламова «Татар алга» (15-я позиция) победила на конкурсе «Яңа татар җыры» («Новая татарская песня») и сейчас также часто звучит в финале татарских мероприятий.
Альтернативная «банда»
Отметили наши эксперты и яркие образцы татарской альтернативной музыки, хотя в недавнем редакционном материале мы и отмечали, что эта культура пока так и не стала всенародно любимой.
Особняком тут, конечно, стоит фигура Зули Камаловой. Заслуженной артистки РТ, «мамы» татарской альтернативной музыки, не стало 18 сентября этого года. «Мне кажется, должна была быть другая моя песня, не „Минем доньяда“, а „Йокосызлык“», — писала певица у себя в соцсетях после выхода предыдущего нашего рейтинга. Действительно, тогда мы вместе с экспертами в топ «зачислили» «Минем доньяда», хотя самой популярной песней Камаловой, которую «пели хором на каждом концерте», была на тот момент именно «Йокосызлык». Сейчас, отмечают спикеры, стоит обратить внимание на «Уразай» (19-место), одну из последних ее работ. «На татарской сцене не выходило ни одной песни, которая объединяла бы столько ярких артистов со всего мира», — звучал аргумент собеседников. Вместе с Камаловой песню записали известный баянист Айдар Гайнуллин, финский татарин Дениз Бадретдин и локальные инди-исполнители Зарина Вильданова, Мубай (Ильдар Мубаракшин), Радиф Кашапов.
Работал с Камаловой и гигант «аксубаевского фьюжена» Мубай, его «Кара малай» заняла 24-е место. Часть наших экспертов посчитала, что у главного героя татарской альтернативной сцены есть более «достойные» музыкальные работы. Другая уверена: если бы «Кара малай» вышла сейчас, в «эру TikTok», то точно завирусилась бы. Это шутливая песня о том, что, когда Мубай и его супруга ждали третьего ребенка, музыкант очень хотел мальчика, но родилась девочка. «Малай булыр бу бала дип көткән идек, йодрык кадәрле кыз бала елап туды» (дословно с тат. языка — «Ожидали мальчика, а родилась девочка размером с кулак»), — поет артист. Да, признают спикеры, у трека «очень простая мелодия, аранжировка», но она «гениальна по-своему».
Дебютируют в нашем рейтинге группа Juna с песней Amanat (23-е место) с одноименного альбома. Это первая пластинка фолк-коллектива с берегов Волги, которую они выпустили в 2020-м. Среди всех треков на стихи современных татарских поэтов (Луизы Янсуар, Йолдыз Миннуллиной, Роберта Ахметзянова и т. д.) немало достойных, отмечают собеседники «БИЗНЕС Online». Однако именно Amanat стала важным событием на татарской инди-сцене, потому что это «очень крутая в музыкальном и техническом плане песня», которая помогла собрать Juna профессиональные награды. Например, пять номинаций на фестивале G8 (знаковый независимый фестиваль креативных индустрий, который проходит в Москве).
Еще один трек Ilgiz «Сөю» (27-я строчка) вошел как-то в список «10 главных песен февраля» по версии «Афиши Daily». Просмотров у песни, прямо скажем, немного, но мимо факта, что московские музыкальные критики судят по ней о татарской музыкальной жизни и называют ее «любопытной и восхитительной во всем», невозможно пройти.
Замыкает рейтинг рок-группа Gauga c балладой «Яңгыр астында» (30-е место). Аргумент, почему именно эту песню необходимо включить, эксперты привели такой — это самая популярная песня «главной татарской рок-группы» за последние годы, кроме того, альбом Kamfit, куда вошла «Яңгыр астында», был высоко оценен столичными музыковедами, назвавшими его лучшим альбомом «полугодия» в 2023-м.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 70
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.