Владельцы страниц в соцсетях с аудиторией свыше 10 тыс. подписчиков должны передавать информацию о себе в Роскомнадзор Владельцы страниц в соцсетях с аудиторией свыше 10 тыс. подписчиков должны передавать информацию о себе в Роскомнадзор Фото: «БИЗНЕС Online»

Блогеров деанонимизировали

С сегодняшнего дня в России вступили в силу поправки к закону «О связи», касающиеся работы блогеров. Так, теперь владельцы страниц в соцсетях с аудиторией свыше 10 тыс. подписчиков должны передавать информацию о себе в Роскомнадзор.

Нововведение коснулось таких соцсетей, как Likee, TikTok, «Твиттер», YouTube, «ВКонтакте», «Одноклассники», «Телеграм», LiveJournal, «Пикабу», Pinterest, Rutube, «Дзен», Twich, Discord и Yappy. Все эти сервисы включены в реестр соцсетей Роскомнадзора. Интересно, что в списке нет «Инстаграма» (принадлежит Meta — запрещенной в России экстремистской организации). Несмотря на запрет площадки, и здесь остается большое количество блогеров. Смогут ли они продавать рекламу в соцсети — пока вопрос открытый. Весной они рассказывали «БИЗНЕС Online» о снижении охватов на площадке и заработков на рекламе. С другой стороны, средства, которые раньше тратились на контекстную и таргетированную рекламу, рекламодатели теперь используют на продвижение у инфлюенсеров напрямую, что их не может не радовать, отмечали эксперты.

«Чтобы зарабатывать как раньше, нужно делать в 5 раз больше!»: 100 блогеров Татарстана

Какие данные должны подавать блогеры? Перечень сведений определен в проекте минцифры РФ, который опубликован на федеральном портале. При этом при открытии текста документа возникает ошибка, проверила корреспондент «БИЗНЕС Online». Пока, судя по информации на сайте, документ не был утвержден правительством. Интересно, что ранее, в начале сентября, проект был опубликован, а потом удален. Тогда ТАСС писал, что, предположительно, причиной появления документа стал технический сбой.

Впрочем, на сторонних ресурсах документ найти можно. Итак, согласно ему, потребуется информация о создателе и администраторе страницы: фамилия, имя и отчество, номер телефона, адрес электронной почты. Иностранцам — также Ф. И. О., место постоянного проживания и контактные данные. Все это касается физических лиц.

Юридические лица должны предоставить полное и сокращенное наименование, организационно-правовую форму, номер ЕГРЮЛ, номер телефона и адрес электронной почты создателя страницы и администраторов. Иностранные компании — полное и сокращенное (при наличии) наименование, страну регистрации, налоговый идентификатор, информацию об абонентском номере представителя иностранной организации, создавшего персональную страницу, и адрес электронной почты. Сведения необходимо отправить в течение 10 рабочих дней после того, как страница наберет 10 тыс. подписчиков.

Если РКН решит включить блогера в реестр, то направит ему уникальную ссылку. При переходе по ней любой пользователь соцсети сможет проверить, числится ли блог в реестре. Ее блогер должен разместить в описании своего блога с меткой «А+» и текстом: «Включена Роскомнадзором в перечень персональных страниц».

Роскомнадзор ведет реестр социальных сетей на странице www.530-fz.rkn.gov.ru, там же должна быть создана форма для отправки информации о блогерах. Однако по состоянию на 1 ноября формы на сайте не появилось. «БИЗНЕС Online» отправил запрос в Роскомнадзор. На момент выхода текста ответа не поступило.

Зарегистрироваться блогеры также смогут и через портал госуслуг. На 1 ноября корреспондент издания такой функции на портале не нашел. СМИ также сообщают, что информацию можно будет подать через специальные чат-боты в социальных сетях. «БИЗНЕС Online» отправил запросы о появлении такой функции соцсетям. Пресс-служба «Одноклассников» комментировать тему отказалась. «Телеграм», Rutube и «ВКонтакте» на момент публикации информацию не предоставили.

Раиль Арсланов: «Куча сложностей, при котором останутся только большие блогеры, а новые лишний раз задумаются, а надо ли им это. А ведь блогеры — это новая творческая плеяда» Раиль Арсланов: «Куча сложностей, причем останутся только большие блогеры, а новые лишний раз задумаются, а надо ли им это. А ведь блогеры — это новая творческая плеяда» Фото предоставлено Раилем Арслановым

Что думают татарстанские блогеры?

Корреспонденты «БИЗНЕС Online» сегодня буквально застали татарстанских блогеров врасплох с вопросами о новых правилах. Многие в момент звонка как раз активно гуглили, что за реестр и как там регистрироваться. Все опрошенные нами блогеры и эксперты отметили, что пока не понимают, как будут работать новые правила.

«Схема регистрации абсолютно непонятна! Я попытался найти форму на сайте Роскомнадзора и „Госуслугах“, у меня пока не получилось. Нативности и удобства в этом деле не вижу», — отметил блогер-миллионник, автор канала на YouTube «Хижина музыканта» Раиль Арсланов.

«Регистрироваться буду. Но смысла в этих новых правилах не особо вижу. За эти два года и так сильно досталось блогерам: новые правила маркировки рекламы, соцсети попадают под санкции, рекламодатели уходят, а тут еще новый закон. Куча сложностей, причем останутся только большие блогеры, а новые лишний раз задумаются, а надо ли им это. А ведь блогеры — это новая творческая плеяда. Это авторы, которые создают не только развлекательный, но и познавательный контент, который несет пользу народу», — отметил он.

Владельцы страниц, сведения о которых не включены в перечень РКН, не смогут размещать у себя рекламу. Кроме того, владельцы соцсетей в течение суток и до выполнения требований должны будут ограничить доступ к таким блогам. Эта норма начнет действовать с 1 января 2025 года.

Пока нововведение никак не отразилось на работе блогеров. Рекламодатели пока не запрашивают данные о регистрации. «Я надеюсь, что это будет все в легкой форме, что процесс регистрации не будет сложным. Вот то есть, мне кажется, это даже больше затронет тех, у кого ИП, а не самозанятых. И здесь, возможно, будут какие-то сложности, но пока рекламодатели молчат», — отметила блогер из РТ Аделина Сунгатуллина.

«Все это, конечно, муторно и добавит сложности в работу, но мне кажется, это в любом случае сделает контент более аккуратным и чистым, заставит блогеров фильтровать контент. Может быть, блогерство уже станет в какой-то степени прямо официальной профессией», — добавила она.

Ленар Агадуллин: «К новым правилам отношусь положительно, потому что, я веду блог открыто и честно, и контролирую, что публикую в свои соцсети» Ленар Агадуллин: «К новым правилам отношусь положительно, потому что я веду блог открыто и честно и контролирую то, что публикую в своих соцсетях» Фото предоставлено Ленаром

«Это уже не первая попытка российского государства контролировать блогеров. А все почему? А потому что блогеры — это информационная сила, охваты. Честно, схема регистрация пока вообще непонятна. Некоторые вопросы пока не урегулированы. Так, не определен перечень данных, которые блогерам надо передать в Роскомнадзор. Нет и порядка их подачи. Неизвестно, какие именно сведения о пользователях обязаны предоставлять владельцы соцсетей по запросам уполномоченных органов и как помечать страницы, внесенные в реестр. Поэтому рано пока говорить о регистрации», — отмечает блогер Ленар Агадуллин (Lenarko), член молодежного парламента при Госсовете РТ.

«Сложностей пока никаких не возникло. Сегодня первый день, как закон вступил в силу, поэтому пока рановато делать какие-то выводы. Государство уже понимает, насколько ценно блогерское комьюнити в обществе. Я с этим абсолютно согласен. К новым правилам отношусь положительно, потому что я веду блог открыто и честно и контролирую то, что публикую в своих соцсетях», — добавил он.

В работу агентств и блогеров добавится больше бюрократии считает, Регина Фасхеева, основательница SMM-агентства Fragency В работу агентств и блогеров добавится больше бюрократии, считает Регина Фасхеева, основательница SMM-агентства Fragency Фото: «БИЗНЕС Online»

Уйдут фейки, но реклама может стать дороже

«Вы так вовремя позвонили, сижу как раз читаю, что надо заполнять, куда писать. Я тоже сейчас ищу в телеграм-каналах информацию, и по факту все очень размыто. Даже в телеграм-канале Роскомнадзора ничего нет!» — жалуется и эксперт по личному бренду Алиса Лисовая.

Федеральный закон только вступил в силу и теоретически время у блогеров еще есть, предполагает она. Но не исключает, что крупные рекламодатели приостановят покупку рекламы. «В основном все всё больше просят маркировать. Точно так же продолжают заключать договоры, спрашивать, узнавать, сколько стоит реклама и так далее. Я думаю, что у крупных рекламодателей есть юристы, которые приостановят процесс, — отметила она. — Мы с блогерами казанскими это обсуждали. У нас есть свое определенное комьюнити, где мы общаемся. В целом у нас там блогеры-«старички». Мы уже ко всему привыкли. И в принципе, даже за то, чтобы ввели это изменение, потому что, по крайней мере, всякие фейковые страницы непонятные уйдут. У нас тоже своего рода конкуренция внутри блогеров. И когда приходят какие-то источники, которые изначально видно, нам видно, что это фейк, но люди же не будут разбираться в этом. Мы поэтому тоже за такой движ, честные блогеры за честную работу».

В работу агентств и блогеров добавится больше бюрократии, считает Регина Фасхеева, основательница SMM-агентства Fragency. Кроме этого, не исключено, что повысятся расценки на рекламу у блогеров из реестра. Такое же мнение высказали и некоторые блогеры. «Я думаю, что станет более высокий порог входа и, наверное, появится более качественный список блогеров для взаимодействия. Вот из минусов, конечно, блогинг — это такая среда, которая не должна такому контролю поддаваться, там большую роль играют роль лидеры мнения, а не те, у которого все документы чистые. Если это станет бюрократизированным, есть вероятность, что кто-то не захочет в этом участвовать и не сможет дойти до настоящего лидера мнения. И будет, скорее всего, дороже опять же, так как выборка окажется хуже», — отметила она.