Сегодня в кулуарах XIII всероссийского форума преподавателей мусульманских образовательных организаций религиозные деятели в обсуждении затрагивали столь болезненный для российской уммы вопрос Сегодня в кулуарах XIII Всероссийского форума преподавателей мусульманских образовательных организаций религиозные деятели в обсуждении затрагивали болезненный для российской уммы вопрос Фото: Андрей Титов

Кремль отстранился от дискуссии

Сегодняшний XIII Всероссийский форум преподавателей мусульманских образовательных организаций в Казани прошел на фоне второй волны «никабного» скандала в России. Казалось бы, летом тема была отыграна и уже выпала из информационной повестки, но нет. Вкратце напомним, как все начиналось.

Впервые вопрос запрета на ношение религиозной одежды, закрывающей лицо, появился в инфополе в мае. Законопроект о штрафах для граждан, находящихся в общественном месте с закрытым лицом «в степени, не позволяющей идентифицировать личность», внес депутат Госдумы от КПРФ Михаил Матвеев. В конце мая за запрет никабов выступил глава совета по правам человека (СПЧ) при президенте РФ Валерий Фадеев. Даже в некоторых странах Центральной Азии запрещено ношение такой одежды, отмечал Фадеев и обещал обсудить тему с представителями традиционного ислама и региональных властей.

Спустя две недели после выступления Фадеева вице-спикер Госдумы, депутат от партии «Новые люди» Владислав Даванков внес законопроект, дающий регионам и образовательным учреждениям право запретить «ношение в общественных местах и государственных организациях религиозной или другой одежды, которая полностью или частично скрывает лицо». До первого чтения документ все еще не дошел, но зато вызвал серьезную критику в исламском мире и большой общественный резонанс. Соавторами законопроекта выступили избиратели – родители школьников, с которыми парламентарий проводил встречу, пояснял позже Даванков, реагируя на критику.

«Татарки не носили ни паранджи, ни никаба, ни чего-то более экзотического»

Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) в обращении к президенту России и спикеру ГД просил обратить внимание на «антиисламскую деятельность» депутата от «Новых людей». Утверждалось, что тот пытается «очернить и запретить» не только никаб, но и «любую религиозную одежду», включая хиджаб. Что интересно, в другом, более раннем заявлении КЦМСК выступал за полный запрет никаба, паранджи и иных скрывающих лицо головных уборов. Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин выступил против законодательных запретов на ношение религиозной одежды, но при этом воздержался от комментария конкретно по никабам, за что тоже получил критику. Самигуллин отметил, что не мог не выступить, когда речь зашла о запрете хиджаба.

Свой скандал случился в Дагестане, где муфтий в июле анонсировал запрет никаба, но столкнулся с непониманием со стороны отдела фетв при муфтияте Дагестана. В итоге отдел упразднили как не соответствующий вызовам времени и объявили о временном запрете ношения никаба «до устранения выявленных угроз и нового богословского заключения». Дагестанский муфтият вскоре распространил «Шариатское решение по никабу» с подробным обоснованием объявленного ранее запрета на ношение этого вида женской одежды. Новостей о снятии временного запрета не было.

Новую фазу скандала вызвал принятый 22 октября приказ министерства образования Владимирской области, который запретил школьникам региона носить в образовательных учреждениях одежду и ее элементы, демонстрирующие религиозную принадлежность. Острую критику такое решение вызвало у представителей властей Северного Кавказа. Депутат Госдумы от Чечни Адам Делимханов (ранее критиковавший Даванкова) заявил, что решение региона может вызвать «недоверие к государственным институтам, усилить чувство отчуждения у верующих граждан и привести к разобщению». «Запрет хиджаба во Владимирской области — это грубое нарушение Конституции, которая гарантирует свободу вероисповедания. Прикрывать эту дискриминацию заботой о внешнем виде в образовательных учреждениях — абсолютная провокация», — подчеркнул депутат. Также он добавил, что никаб они сами не одобряют, но хиджаб является религиозной обязанностью мусульманки, и если кому-то во Владимирской области непонятны эти простые истины, то обещал доходчиво объяснить, что такое религиозные традиции и почему их нельзя бесцеремонно запрещать.

Позже Делимханов по поручению главы Чечни встретился с депутатом Госдумы от Владимирской области Игорем Игошиным. По итогам, по словам Делимханова, было принято решение вместе добиться отмены «провокационного приказа». Депутат от Дагестана Бийсултан Хамзаев назвал владимирских чиновников «идиотами». Позже появилась информация, что Хамзаев угрожал своему коллеге, телеведущему Евгению Попову, который раскритиковал выступление представителя Дагестана в поддержку хиджабов. Тот в свою очередь назвал чеченского парламентария хайпожором.

Самигуллин назвал приказ минобразования Владимирской области дискриминационным, отметив, что он подрывает общественную стабильность в РФ. «Пока в Казани готовились к международному саммиту БРИКС, во Владимирской области готовили приказ о запрете платков в школах. Документ датирован аккурат первым днем БРИКС, а получил распространение в сети сразу после отъезда высоких гостей из России», — написал Самигуллин в своем телеграм-канале. Еще один представитель республики, депутат Госдумы от Татарстана Ильдар Гильмутдинов призвал не обострять ситуацию и не решать ее путем конфликта. На пресс-подходе перед пленарным заседанием ГД РФ он сообщил о необходимости действовать в рамках принятых федеральных законов. «Нужно понимать, что мы действуем на руку тем недругам, которые хотят, чтобы именно на межнациональной, межрелигиозной почве мы друг с другом поссорились и пришли в разногласие. Этого нельзя ни в коем случае допустить», — отметил он.

Решение о запрете было принято после обращения родителей из-за уже имевшихся конфликтов среди учеников, отмечали позже власти Владимирской области. «В соответствии с Конституцией нашей страны Россия является светским государством», — подчеркнул вице-губернатор Владимир Куимов. Он уточнил, что приказ не распространяется на религиозные школы, а для колледжей и вузов указание носит рекомендательный характер. От губернатора Александра Авдеева публичной реакции не было. Зато экс-мэр Владимира, а ныне сенатор от региона Андрей Шохин заявил, что региональные мусульманские организации «никакого возмущения не поднимали», когда в октябре власти запретили носить хиджабы и никабы на территории школ. По словам высокопоставленного источника «Коммерсанта», близкого к руководству области, у властей региона «легкое удивление» из-за возникшей ситуации.

Кремль не принимает участия в дискуссии о хиджабах в школах, каждый регион реализует свои полномочия, отреагировал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков на скандал.

Внешний вид покрытых девушек никак не противоречит принятым в стране законам о школьном образовании, считает замдиректора фонда поддержки исламской культуры, науки и образования по координации региональных проектов и взаимодействию с государственными структурами Алексей Петров Внешний вид покрытых девушек никак не противоречит принятым в стране законам о школьном образовании, считает замдиректора фонда поддержки исламской культуры, науки и образования по координации региональных проектов и взаимодействию с государственными структурами Алексей Петров Фото: «БИЗНЕС Online»

Что говорят богословы и ученые мужи?

Несмотря на то что тема запрета религиозной одежды обсуждается еще с весны, мнения высказывались точечно, персонально. Сегодня же в кулуарах форума мнение прозвучало более консолидированно. Было понятно, что для религиозных деятелей российской уммы тема болезненная.

Внешний вид покрытых девушек никак не противоречит принятым в стране законам о школьном образовании, считает замдиректора фонда поддержки исламской культуры, науки и образования по координации региональных проектов и взаимодействию с государственными структурами Алексей Петров. В качестве примера он называет школьную форму, где есть варианты платья с закрытыми рукавами, длинным подолом и возможностью носить косынку. Соответственно, все зависит от того, как эта тема преподносится. Иными словами, длинные платья и косынки воспринимаются спокойно, а хиджабы — как нечто опасное, чужеродное. При этом Петров добавил, что ни в Коране, ни в Сунне пророка Мухаммеда не написано, как стоит одеваться. Указано лишь то, что должно быть закрыто, покрыто, и просто девушке необходимо выглядеть скромно.

По мнению директора совета по исламскому образованию, ректора Российского исламского университета Рафика Мухаметшина, скандал идет из-за недопонимания. Чиновники противятся платкам, хотя это самая что ни на есть традиционная одежда для женщин страны. Т. е. издревле они всегда носили такой аксессуар в разной вариации вне зависимости от вероисповедания и национальности. А чиновники хиджаб понимают как нечто чуждое, привнесенное извне, поэтому начинают это трактовать как разрушение традиционных ценностей российских мусульман. Хотя от Владимира Путина была установка на сохранение и возрождение традиционных духовных ценностей России.

Камиль Самигуллин: «Даже если где-то точечно какие-то моменты происходили, это все в ручном режиме решалось» Камиль Самигуллин: «Даже если где-то точечно какие-то моменты происходили, это все в ручном режиме решалось» Фото: Андрей Титов

К счастью, в Татарстане вопрос не стоит так остро, хотя попытки со стороны чиновников нет-нет да и предпринимались. «Такой проблемы пока что нет, даже если где-то точечно какие-то моменты происходили, это все в ручном режиме решалось, — сообщил корреспонденту „БИЗНЕС Online“ муфтий РТ Самигуллин. — Бывали моменты, когда директор определенной школы что-то подобное пытался заявлять, но проводилась беседа, где-то аксакалы подключались, мусульманские юристы, и эти вопросы решались».

Как отметил ректор самарского медресе «Нур» Али Сулейманов, ситуация во Владимирской области из ряда вон выходящая. С его слов, как и в Татарстане, они сталкивались со случаями, когда в той или иной школе ношение религиозной одежды вызывало волнения, но до критической точки не доходило. «До нас доходит информация о том, что директора некоторых школ начинают беспокоиться, когда девочки надевают платки. ДУМ Самарской области проводит с ними беседы, и вопрос решается, — говорит Сулейманов. — У нас в медресе учатся девочки, которые ходят в платках. Они говорят, что в школе есть некоторое давление».

Со слов Полосина, мусульмане не могут нормально объяснить, что такое хиджаб и причем используют этот термин не зная значения Со слов Полосина, мусульмане не могут нормально объяснить, что такое хиджаб, и причем используют этот термин, не зная значения Фото: Андрей Титов

«Это не платок, не шапка и не чадра. Хиджаб — это завеса при входе в дом»

Известный исламский ученый, бывший православный священник, а ныне замдиректора фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, профессор кафедры теологии Болгарской исламской академии Али Вячеслав Полосин считает, что проблема не стоит и выеденного яйца. А все из-за непонимания сути вещей как с одной, так и с другой стороны. С его слов, мусульмане не могут нормально объяснить, что такое хиджаб, и причем используют этот термин, не зная значения. Хиджаб никогда не был формой одежды, указывает доктор философских наук.

«Это не платок, не шапка и не чадра. Хиджаб — это завеса при входе в дом, вместо двери. И в Коране этот термин используется именно в таком значении, что Аллах через эту завесу с людьми говорит», — поясняет Полосин.

По словам ученого, слово «хиджаб» по отношению к одежде начали применять богословы, чтобы так характеризовать внешний вид женщины, дескать, она закрыта для посторонних глаз. Это этическое требование, чтобы мусульманка выглядела скромно, не соблазняла чужих мужчин, а внешний вид у нее может быть любой, главное, чтобы был скромным, не вызывающим, не провоцирующим на греховное. «Чиновники этих вещей не понимают. И они путают хиджаб и никаб, для них это все одно, но сразу образ черной закутанной мусульманки, а дальше ассоциации с какими-то террористами, которых по телевидению много раз показывали. Это у людей вызывает страх. Можно было бы этого избежать, если бы мусульмане грамотно разъяснили, что к чему», — сетует богослов.

«Я беседовал с чиновниками из других регионов, когда впервые начали возникать подобные ситуации в школах, в Мордовии например. Они говорили, что не против того, чтобы девочки носили татарские платочки, традиционные, этнические. Но родители не хотели и требовали, чтобы обязательно как в Саудовской Аравии было. Но это уже выглядит по меньшей мере странно. Почему как в Саудовской Аравии, Иране или Турции, а не так, как у нас веками ходили?» — удивляется Полосин.

Решением, по его мнению, может стать введение в школах двух видов дресс-кода в регионах с компактным проживанием мусульман (татары, башкиры, народы Северного Кавказа), чтобы был выбор: носить национальный головной убор или нет.

Альберт Дирзизов о праздновании Хэллоуина: «Мы должны объяснить нашим детям, что празднование таких чуждых обрядов не соответствует культуре и духовному наследию нашего народа» Альберт Дирзизов о праздновании Хеллоуина: «Мы должны объяснить нашим детям, что празднование таких чуждых обрядов не соответствует культуре и духовному наследию нашего народа» Фото: Андрей Титов

«Обряд связан со смертью, темными силами и демонами»

Тем временем сам форум был посвящен теме «Традиционные духовно-нравственные ценности как основа гражданской идентичности российских мусульман» и проходил при участии более 500 преподавателей, руководителей начального, среднего и высшего звеньев мусульманского образования, а также представителей международных исламских образовательных центров. Накануне обмен мнениями происходил среди преподавателей примечетных курсов, сегодня же в «Корстоне» собрались сотрудники средних и высших религиозных организаций со всей страны. Началось мероприятие традиционно с чтения Корана и дуа от муфтия Татарстана.

«Существует ошибочное мнение, что сохранение традиционных ценностей (а это национально-религиозные ценности) и формирование гражданской идентичности — понятия несовместимые. С одной стороны, считают, что невозможно в обществе сформировать гражданскую идентичность, пока существует национально-религиозное разнообразие. С другой — гражданская идентичность стирает всякую национально-религиозную особенность. Однако все ровно наоборот: основу гражданской идентичности человека составляют базовые национально-религиозные установки, которые выступают источником нравственности во всех сферах жизни», — подчеркнул Самигуллин.

Любопытным было выступление начальника управления по взаимодействию с религиозными объединениями департамента раиса РТ по вопросам внутренней политики Альберта Дирзизова, который неожиданно затронул тему Хеллоуина, отмечаемого сегодня. Он с пониманием отметил, что людям нужно не только материальное благосостояние, но и духовная пища. Однако эта духовная пища «должна быть нашей собственной, а не чужой».

«В 90-е годы из США к нам через учебники английского языка проникла традиция проведения Хеллоуина. Эта игра, которая в то время рассматривалась только как способ обучения детей языку в увлекательной форме, теперь стала народной традицией и проводится некоторыми людьми ежегодно 31 октября после наступления темноты. Если разобраться в сути этого чуждого нам праздника, то станет понятно, что обряд связан со смертью, темными силами и демонами. Учитывая это, мы должны объяснить нашим детям, что празднование таких чуждых обрядов не соответствует культуре и духовному наследию нашего народа», — резюмировал он.

Минзалия Закирова анонсировала изменения, которые ожидаются с 1 сентября 2025 года. В частности для 5-7 классов будет введен предмет «История нашего края» Минзалия Закирова анонсировала изменения, которые ожидаются с 1 сентября 2025 года. В частности, для 5–7-х классов будет введен предмет «История нашего края» Фото: Андрей Титов

Доклады других спикеров можно и пропустить, поскольку темы так или иначе перекликались. Среди всех можно выделить выступление замминистра образования и науки РТ Минзалии Закировой, анонсировавшей изменения, которые ожидаются с 1 сентября 2025 года. В частности, для 5–7-х классов будет введен предмет «История нашего края». Пилотный проект направлен на повышение интереса к изучению истории малой родины и локальных этнокультурных традиций. На сегодняшний день авторским коллективом Института истории Академии наук РТ разработан рукописный вариант регионального учебника, а также подготовлены электронная форма и методическое пособие для учителя. Кроме того, из школьной программы для 6–8-х классов уберут предмет обществознание, его будут изучать лишь 9-классники раз в неделю.

Что касается деятельности средних и высших религиозных образовательных организаций, то, судя по всему, каких-либо кардинальных изменений с начала следующего года там не планируется. По крайней мере, данный вопрос на сегодняшней повестке дня не поднимался.