ДЕЛО В ОСОБОМ ПОРЯДКЕ - ПРИГОВОР НЕ ОБЖАЛОВАТЬ

3 сентября в Приволжском районном суде начнется рассмотрение первого уголовного дела, заведенного в отношении сотрудников полицейского отдела «Дальний». На скамье подсудимых окажутся бывшие участковые Ильшат Гарифуллин и Рамиль Нигматзянов. Однако выяснилось, что подробности громкого судебного разбирательства могут и не получить широкой огласки – дело будет рассмотрено в особом порядке.

- Дело будет рассмотрено в особом порядке, потому что подсудимые полностью признают свою вину, - объяснила «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь Приволжского районного суда Лилия Хайбуллина. – Когда дело рассматривают в особом порядке, в суде не оглашают материалы дела, судебное следствие не проводится, а подсудимые не имеют права обжаловать приговор.

Гарифуллину и Нигматзянову предъявлены обвинения по статьям 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий, повлекшее тяжкие последствия» и 292 УК РФ «Служебный подлог». Максимальный срок наказания по первой статье – до десяти лет лишения свободы, по второй – до четырех.

КЛЮЧЕВЫЕ СВИДЕТЕЛИ - ОБВИНЯЕМЫЕ

Именно лейтенант полиции Гарифуллин 9 марта задержал на улице Зорге Сергея Назарова, заподозрив, что тот может быть причастен к краже сотового телефона. Наверное, даже в самом страшном сне Гарифуллин не мог себе представить, какую трагическую цепь событий повлечет за собой это задержание.

Лейтенант сопроводил Назарова в отделение полиции «Дальний» для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Как полагает следствие, в участке Гарифуллин совместно со своим коллегой Нигматзяновым, сфальсифицировал материалы, послужившие основанием для составления в отношении задержанного подложного протокола о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.20.1 КоАП (мелкое хулиганство). Так Назаров оказался в камере заключения, где позднее получил травмы, несовместимые с жизнью.

Известно, что в материалах дела, отправленных в суд, имеются характеризующие материалы – в частности, данные о четырехлетнем ребенке лейтенанта Гарифуллина, а также благодарственное письмо, которое он в свое время получил от бывшего министра республиканского МВД Асгата Сафарова.

Гарифуллин, равно как и Нигматзянов, заявил о раскаянии и готовности сотрудничать со следствием еще в марте, когда им определяли меру пресечения. Ключевыми здесь являются слова «готов сотрудничать со следствием» - по всей видимости, именно участковые Гарифуллин и Нигматзянов (которые не присутствовали во время истязаний Назарова) выступили ключевым свидетелем по основному делу в отношении четырех сотрудников «Дальнего», которые могли иметь отношение к пыткам.

«ВСЕ БУДЕТ СКРЫВАТЬСЯ»

Рассмотрение дела в особом порядке имеет ряд существенных отличий от обычного суда. В особом порядке, к примеру, рассматривалось дело судьи Эдуарда Солдатова, который насмерть сбил, переходившего проезжую часть 23-летнего Марата Гайнутдинова и дело капитана Юрия Тучина, который в июле прошлого года прошел мимо пассажиров «Булгарии», терпящих бедствие. А несколько недель назад в Верховный суд РТ было передано уголовное дело в отношении бывшего сотрудника ГИБДД по Московскому району Вячеслава Артамонова – оно также будет рассмотрено в особом порядке. Артамонов в течение года за денежное вознаграждение составлял фиктивные справки о якобы имевших место дорожно-транспортных происшествиях. За денежное вознаграждение эти документы передавались автовладельцам, получавшим таким образом страховые выплаты за повреждения авто в ДТП, которых не было.

- Порядок рассмотрения уголовного дела закреплен в Уголовно-процессуальном кодексе РФ, - объясняет «БИЗНЕС Online» председатель межрегиональной правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков. - Для этого требуется несколько вещей. Во-первых, необходимо, чтобы максимальный срок наказания, предусмотренный статьей, по которой обвиняются те, кто ходатайствует об особом порядке, не превышал десяти лет лишения свободы. Во-вторых, нужно, чтобы обвиняемые признали свою вину. В-третьих, требуется согласие обвинителей и потерпевших – самостоятельных участников процесса. Получается, дело будет рассматриваться в особом порядке, потому что обвиняемые свою вину признали, а прокуратура не возражает, чтобы дело рассматривалось в особом порядке. С точки зрения процесса, полноценного судебного следствия не будет – не будут опрашиваться свидетели и потерпевшие, не будут исследоваться доказательства. Дело будет рассматриваться в закрытом режиме, и на процессе не будет никого, кроме самого подсудимого, прокурора, судьи, защитника, потерпевших. Все будет скрываться…

По словам Чикова, подсудимые, по всей видимости, пойдя на сделку со следствием, рассчитывают получить наказание не связанное с лишение свободы. Причем, особый порядок, по мнению правозащитника, удобен и гособвинению – якобы «закрыть дело можно быстро и без всякого шума», а особый порядок облегчает доказание вины.

По мнению адвоката Бориса Маслова, потерпевшая сторона согласилась с особым порядком рассмотрения дела, скорее, потому что не хочет придавать огласке щепетильные детали из личной жизни погибшего.

Формально закон позволяет рассмотреть дело в особом порядке при наличии определенных исходных данных, - рассказал Маслов. - Препятствий не будет, если формулировка обвинения не изменится. В этом случае судебного рассмотрения не будет, дело отправят на дорасследование.

- Особый порядок предусмотрен действующим УПК РФ в двух главах: 40 и 40.1, - объясняет адвокат Роберт Халиуллин. - В первом случае обвиняемый вправе при наличии согласия государственного или частного обвинителя и потерпевшего заявить о согласии с предъявленным ему обвинением и ходатайствовать о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства по уголовным делам о преступлениях, наказание за которые, предусмотренное УК РФ, не превышает 10 лет лишения свободы. Если судья придет к выводу, что обвинение, с которым согласился подсудимый, обоснованно, подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу, то он постановляет обвинительный приговор и назначает подсудимому наказание, которое не может превышать две трети максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.

По словам Халиуллина, при этом доказательства, необходимые для квалификации деяния, не исследуются, но могут быть исследованы обстоятельства, характеризующие личность подсудимого, и обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.

- Во втором случае есть существенные отличия: в этом случае на досудебной стадии подозреваемый или обвиняемый в письменном виде на имя прокурора подает ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, - продолжает Халиуллин. - В случае удовлетворения ходатайства составляется досудебное соглашение о сотрудничестве, и уголовное дело выделяется в отдельное производство. С соответствующим представлением материалы выделенного уголовного дела направляются в суд, который, удостоверившись, что подсудимым соблюдены все условия и выполнены все обязательства, предусмотренные заключенным с ним досудебным соглашением о сотрудничестве, постановляет обвинительный приговор и с учетом положений частей второй и четвертой статьи 62 УК РФ назначает подсудимому наказание. При этом перечень обстоятельств, которые обязан исследовать суд, значительно объемнее, чем в первом случае. По усмотрению суда подсудимому с учетом положений статей 64, 73 и 80.1 УК РФ могут быть назначены более мягкое наказание, чем предусмотрено за данное преступление, условное осуждение или он может быть освобожден от отбывания наказания.

P.S. Когда этот материал готовился к публикации, стало известно о том, что сегодня вступило в законную силу решение Вахитовского районного суда Казани о взыскании с министерства финансов России четырех тысяч рублей в пользу 21-летнего парня, который 22 февраля прошлого года необоснованно был задержан сотрудниками ПО "Дальний" якобы по подозрению в хулиганстве подозревался в хулиганстве. Потерпевший уже обратился в суд с просьбой направить исполнительные документы в адрес финансового органа, который обязан в трехмесячный срок перечислить денежную сумму на его счет, сообщается в пресс-релизе казанского правозащитного центра.

В настоящее время следственный комитет продолжает расследовать уголовное дело о пытках этого молодого человека в полицейском участке. По данным следствия, с 22 февраля по 24 февраля 2011 года оперуполномоченные уголовного розыска Алмаз Василов, Фаил Сабирзянов, а также начальник отдела Ильгиз Ахметзянов оказывали на студента казанского федерального университета психологическое давление и применяли в отношении него физическое насилие, добиваясь признания в совершении хулиганских действий. Им инкриминируется превышение должностных полномочий с применением насилия (ч. 3 ст. 286 УК РФ).