Пригородные пассажирские перевозки переживают не лучшие времена. С конца сентября перестали работать два маршрута — 101-й до села Усады и 107-й до поселка Бирюли в Высокогорском районе Пригородные пассажирские перевозки в Казани переживают не лучшие времена Фото: Сергей Елагин

«Один из основных перевозчиков Казани, по-видимому, собирается уходить…»

Накануне в России отмечался День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта. Этот праздник в календаре — ежегодно в последнее воскресенье октября, и для широкой публики более известен как День автомобилиста. А вот его «пассажирская» составляющая несколько опускается, хотя она, пожалуй, важнее.

В минувшую субботу раис РТ Рустам Минниханов отдельно поздравил работников и ветеранов городского транспорта и отметил, что за первые полгода пассажирские перевозки в Татарстане выросли на 5% до 204 млн человек. «Ваша работа требует огромной ответственности, профессионального мастерства, выносливости и оптимизма. Примите слова благодарности за ваш нелегкий труд, терпение, добросовестность и трудолюбие», — подобрал накануне правильные слова министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов.

Правда, праздновать пассажирским перевозкам особо нечего: отрасль переживает не лучшие времена. Общественный транспорт продолжает закручивать в спираль коллапса — его анатомию «БИЗНЕС Online» разбирал еще в 2021 году, но с тех пор кризисный тренд сохраняется.

Анатомия коллапса: почему в Татарстане гибнет общественный транспорт

Только в минувшие выходные «БИЗНЕС Online» рассказывал, что с рынка пассажирских перевозок Казани ушли два индивидуальных предпринимателя — Альберт Гилязов и Фарид Гилязов. ИП работали на маршрутах №89 и №89а, а сейчас их временно обслуживает МУП «ПАТП №2». А в начале года в городе закрылся маршрут №37, который обслуживал Роберт Гилязов. Перевозчики не хотят работать в Казани в текущих условиях. Причем исполком города дважды выставлял на торги маршрут №37, но ни одной заявки не поступило. С третьей попытки маршрут №37а взяло на себя «ПАТП №2». И понятно почему: это МУП, которому просто настоятельно рекомендовали впрячься в эту «телегу».

Перевозчики не хотят работать в Казани в существующих условияхФото: Сергей Елагин

Но городские перевозки — это только часть беды. Параллельно хуже становятся дела и с пригородными. С конца сентября перестали работать два маршрута — 101-й до села Усады и 107-й до поселка Бирюли в Высокогорском районе. Их обслуживало казанское ПАТП №1, обратил внимание телеграм-канал «Казанец». Справедливости ради, до станции Бирюли курсируют электрички из столицы РТ. Но беда в том, что автобусные перевозчики не рвутся обслуживать эти направления. Например, минтранс РТ в начале октября выставил на конкурс также маршрут №121 Казань — село Богородское (Пестречинский район), а с начала августа ищет исполнителя на маршрут Азнакаево – Казань – Азнакаево.

«Негативные тенденции в отрасли начинают доходить и до междугородних перевозок. Перевозчики стали часто срывать рейсы в Самару и Тольятти. Один из основных перевозчиков Казани, работающих на пригородных и междугородних маршрутах (в т. ч. и на маршрутах в Самару и Тольятти) — КПАТП-1 — по-видимому, собирается уходить с рынка регулярных перевозок», — предположил канал. В течение нескольких лет, по мнению авторов канала, КПАТП-1 «уходило с пригородных маршрутов», а работавшие на маршрутах автобусы «НЕФАЗ» не эксплуатируются либо проданы.

И действительно, на сайте Avito сейчас можно найти объявления от казанского ПАТП №1 о продаже двух автобусов, опубликованные 23 октября. Судя по снимкам, одно из транспортных средств использовалось на маршруте до Тольятти. Еще одно объявление — вакансия для водителей автобуса. Соискателям обещают новые автобусы и зарплату в размере от 130 тыс. до 160 тыс. рублей.

Анна Надырова Анна Надырова: «Мы как транспортная компания работали и в ближайшее время точно работаем» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы с маршрутов Казань – Усады и Казань – Бирюли ушли, перевозчик не нашелся»

Но, как показал сегодняшний разговор «БИЗНЕС Online» с гендиректором Казанского ПАТП-1 Анной Надыровой, говорить об «уходе» перевозчика все же преждевременно.

«Мы как транспортная компания работали и в ближайшее время точно работаем. В „ближайшее время“ — это пятилетка, а не полгода», — заверила Надырова в беседе с корреспондентом нашего издания. Сегодня предприятие, по ее словам, обслуживает внутри республики маршрут Казань – Лаишево и летний маршрут Казань – Тихий Плес (Гаврилково). Среди междугородних маршрутов — Ярославль, Самара, Тольятти, Оренбург и Казахстан (на Avito можно отыскать объявление ПАТП о перевозках до Актобе).

Хотя от некоторых пригородных маршрутов и пришлось отказаться, соблюдая все законы, предприятие планирует работать «до тех пор, пока водители не закончатся», указала спикер. А с кадрами сейчас большая проблема. Предприятие, как признается Надырова, даже готово обучать сотрудников без опыта и дать им наработать необходимый для работы на междугородних перевозках стаж.

«Водитель пассажирский, тем более на межгород — это очень большая ответственность. В первую очередь моральная. Видимо, у нас молодежь не готова, все ищут [работу] полегче. У меня сейчас все водители либо пенсионного, либо предпенсионного возраста. У нас постоянно идут объявления о том, что мы ищем водителей», — делится она.

Сколько не хватает водителей? По словам Надыровой, каждый день простаивает пять машин. На них нужны хотя бы по двое водителей, т. е. минимум 10 человек. Кроме того, еще пять человек должны быть в резерве: кто-то в отпуске, кто-то может заболеть, в конце концов семейные обстоятельства.

Людей для транспортного узла было непривычно мало Фото: Сергей Елагин

По закону, если перевозчик хочет уйти с маршрута, за 90 дней он должен подать обращение в минтранс. Эти три месяца даются на поиск другого перевозчика. «Вот мы с [маршрутов] Казань – Усады и Казань – Бирюли ушли, перевозчик не нашелся. Никто не изъявил желание ездить, — отметила Надырова. — Сколько смогли, мы еще докатали. Говорю: „Я людям обещала, что они в отпуск уйдут“. Я сейчас людей отпустила, мы уже полностью сняли автобусы, потому что и так „перекатали“ полтора месяца. Мы почти полгода дали фору, чтобы найти [нового перевозчика]. Там тендер объявляется, и приходят в свободной форме».

Автобусы дорогие, цена на топливо постоянно растет, кадров не хватает. Главное — нет компенсации выпадающих убытков, перечисляет головную боль всех перевозчиков собеседница нашего издания. При этом автобус должен ехать всегда, и неважно, «воздух ты везешь или пассажиров». Топливо сжигается, зарплата начисляется, но автобус не заработал — а поддержки из бюджета нет, подчеркнула Надырова. Она также упомянула «нечистоплотных заказчиков», которые ездят по маршрутам официальных перевозчиков и отбирают у них хлеб, занижая стоимость билетов.

С Центрального автовокзала на улице Девятаева ежедневно отправляются на 180 автобусах по 53 маршрутам около 2 тыс. пассажиров Фото: Сергей Елагин

Центральный вокзал ждет демонтаж?

Есть еще один нюанс, на который обращает внимание гендиректор Казанского ПАТП-1. После принятия в 2015 году Федерального закона №220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» Центральный автовокзал на улице Девятаева, которым владеет ПАТП, запретили делать начальным и конечным пунктом маршрута. Почти 10 лет создавались вокзалы на выезде из города, под них же создавались и перевозчики, которых наделяли маршрутами. С 1 сентября этого года такие правила отменили.

«Соответственно, были созданы свои перевозчики, которым просто-напросто отдавались маршруты. А что, например, там (на маршрутеприм. ред.) делать двум перевозчикам? Спинами тереться? Не миллионные города, которые, которые два, три, четыре перевозчика могут обслуживать. Поэтому мы просто-напросто сходили с дистанции», — добавила она.

Отметим, что мастер-план Казанской агломерации, подготовленный Институтом пространственного планирования РТ, в перспективе до 2050 года и в самом деле предусматривает ликвидацию автовокзала на Девятаева — при условии жилой застройки Новой Портовой. Альтернативного места в документации не указано, а новую жилую застройку предлагают обслуживать транспортно-пересадочным узлом районного значения для внутригородских связей.

Сегодня корреспондент «БИЗНЕС Online» посетил вокзал на улице Девятаева. Внутри и снаружи здания автобусов ждали несколько десятков людей. Сотрудница за кассой выразила свое крайнее удивление появившейся в сети информацией о том, что в будущем здание могут демонтировать. По словам собеседника «БИЗНЕС Online», такой вариант рассматривается, но точно не в ближайшей перспективе. «Знаете, вы первый человек, от которого я это слышу. Видите, у нас ремонтные работы идут, — сказала она и тут же добавила: — А от того, что его снесут, вам горячо или холодно?»

Что касается ремонта, то он и правда идет. Так, на внутреннем дворе строители месили цементную смесь. Как выяснилось, делают пристрой к основному зданию для туалета. Сейчас пассажирам приходится бегать в две синие кабинки, стоящие где-то в углу, за кучей металла. Кстати, металл остался со старой крыши. Ее полностью обновили, и справедливо тут заметил Евгений, один из водителей маршруток: «Стали бы крышу обновлять, если здание сносить будут»? Работы идут и внутри: понемногу обновляется зал ожидания, часть которого перекрыли и ремонтируют.

На заднем дворе десяток автобусов ждал своего времени отправления. Людей для транспортного узла было непривычно мало. «Сами видите, как немноголюдно здесь. Но пока работаем, пассажиров хватает», — сказал Евгений.

По итогам 2023 года выручка ООО «КПАТП-1» составила 77,6 млн рублей, чистая прибыль — 23,5 миллиона По итогам 2023 года выручка ООО «КПАТП-1» составила 77,6 млн рублей, чистая прибыль — 23,5 миллиона Фото: Сергей Елагин

Что представляет собой казанское ПАТП-1

Казанское ПАТП-1 — один из старейших пассажирских перевозчиков в столице Татарстана. Согласно информации из открытых источников, предприятие создано в декабре 1974 года, а в 1996-м его преобразовали в открытое акционерное общество. На сайте компания называет себя «одной из ведущих транспортных компаний в области пассажирских перевозок в Республике Татарстан и Поволжском регионе» и уточняет, что занимается четырьмя видами перевозок: пригородные, междугородные, межобластные и заказные.

В парке перевозчика автобусы нескольких производителей. Также в собственности компании находится междугородный Центральный автовокзал на улице Девятаева (один из трех в городе; помимо него, есть «Южный» и «Восточный») и его филиал в Кукморском районе. С вокзала в Казани ежедневно отправляются на 180 автобусах по 53 маршрутам около 2 тыс. пассажиров. Директором ООО «Казанское пассажирское автотранспортное предприятие №1» является Надырова.

В 2016 году на тот момент руководитель казанского ПАТП-1 Леонид Наумов давал большое интервью газете «БИЗНЕС Online». Тогда в штате предприятия были 145 человек, в парке — 75 машин Hyundai, Yutong, Higer, Iveco, Mercedes-Benz и «ПАЗ». Компания обслуживала 28 маршрутов, ежегодный пассажиропоток составлял около 1,5 млн человек. Выручка достигала 145 млн рублей, чистый убыток — 13,3 миллиона. Наумов, возглавлявший предприятие более 20 лет, рассказывал, что в 1993–1994 годах компания даже открывала рейсы на Стамбул, Варшаву, Будапешт, Хельсинки.

Леонид Наумов, КПАТП-1: «Настало время, когда пассажир должен немного подождать автобус»

«В 90-е годы у нас ходили около 800 автомобилей, обслуживали 114 маршрутов. Работающих было около 2,5 тысяч человек. А сейчас осталось 50 автомобилей в Казани и 25 — в кукморском филиале. Обслуживаем пять маршрутов пригородных и три внутриреспубликанских. Все остальные — межобластные, их 20: на Магнитогорск, Челябинск, Уфу. Есть один международный — казахстанский Актюбинск», — говорил Наумов. В 2000-е после выхода на рынок частных перевозчиков пассажиропоток снизился, в том числе из-за серых компаний. Каждый год на пригороде компания получает 5 млн рублей убытка, оценивал бывший руководитель предприятия и называл его «глубоко убыточным». Центральный автовокзал окупает себя за счет поступлений от аренды площадей, говорил собеседник.

Согласно данным сервиса «Контур.Фокус», по итогам 2023 года выручка ООО «КПАТП-1» составила 77,6 млн рублей, чистая прибыль — 23,5 миллиона. Указанная официальная численность сотрудников — 53 человека. В 2024-м компания, по данным «Контур.Фокус», заключила два госконтракта на сумму 5,3 млн рублей с ГАОУ «Лицей Иннополис» (555 тыс. рублей) и казанской спортивной школой «Волна» (4,8 млн рублей).