«Если в нынешнем мире не иметь военной защиты (прежде всего это актуально для маленьких стран), то Запад такую территорию «слопает» в любой момент, в том числе с применением военной силы, и никогда их в партнеры не возьмет», — рассуждает главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Иван Грачев. В этой статье эксперт подводит итоги прошедшего в Казани саммита БРИКС, рассуждая, почему юань не устраивает Индию, о важности встречи Си Цзиньпина и Нарендры Моди и о том, надо ли расширять состав стран, входящих в организацию.
«Главной задачей саммита, на мой взгляд, стало продвижение создания единой платежной системы»
Главная задача БРИКС в Казани — создать единую платежную систему
БРИКС в Казани — событие мирового уровня. Главной задачей саммита, на мой взгляд, стало продвижение создания единой платежной системы. Для России это задача злободневная, практическая и в то же время стратегическая. Это не только мое мнение, на данную тему есть много статей в СМИ. В немецком издании Die Zeight в тексте под заголовком «Будущее за БРИКС» фиксируется, что формирование единой платежной системы вместо SWIFT — главная задача объединения. Чуть ранее (20 октября) вышел обзор в The Economist «План Путина победить доллар», похожая статья появилась в The New York Times, где также говорилось и о платежной системе BRICS Bridge.
Речь о том, что аналог уже создан в рамках сотрудничества Швейцарского банка международных расчетов и сформирована система MBridge (Multiple CBDC Bridge — мульти-CBDC-платформа, разработанная для поддержки одноранговых трансграничных платежей и валютных операций), в которой участвовали Швейцария, КНР, Объединенные Арабские Эмираты, Гонконг. В особом статусе присоединилась Саудовская Аравия. Были опробованы прямые расчеты между ЦБ стран без применения долларов и системы SWIFT. Новая система оказалась быстрее (расчеты производятся за секунды, а не дни) и надежнее.
B статьях говорится о том, почему страны БРИКС не могут просто расширить сферу применения этой системы. Во-первых, система базируется в западной стране. Во-вторых, в плане кодов, программного обеспечения и прочего система, по сути, китайская.
В октябрьском отчете российских ЦБ и минфина предлагается строить аналогичную систему без прямой отсылки к MBridge. Вроде как все сложилось, но, если посмотреть результаты, отраженные в декларации, картина другая. В пункте 65 говорится об обеспечении возможности расчетов в национальных валютах в соответствии с трансграничной инициативой БРИКС, которая является добровольной и необязательной, и об ожидании дальнейших обсуждений темы, в том числе в рамках рабочей группы. Т. е. фиксируется результат, близкий к нулю. То же самое можно было и до саммита БРИКС сделать с точностью до деталей.
Поскольку для России это задача важная, надо попробовать разобраться, кто заинтересован в такой платежной системе, чтобы понять, что можно делать дальше.
Если страна не имеет военной защиты, Запад ее «слопает»
Согласно октябрьскому отчету Международного валютного фонда (МВФ), размещенному на официальном сайте, фиксируется изменение прогнозов экономического роста. Изменения ухудшились для Европы (в который раз за этот год), и улучшился экономический рост у России. Реально значимый рост (превышающий среднемировой) демонстрируют Индия, Китай и РФ. В отчете есть отдельная статья о том, что экономика США в неплохом состоянии, а Запад в целом демонстрирует затухание.
Думаю, это базисные причины, почему многие страны, особенно являющиеся частью глобального Юга, стремятся присоединиться к паровозу, который движется вперед. Никаких существенных оснований для снижения экономического роста ни в Китае, ни в Индии нет, при условии, что они будут компенсировать недостаток ресурсов. Россия также демонстрирует, что, если ее искусственно не притормаживать неадекватными решениями собственных чиновников, она может расти в темпе существенно более высоком, чем среднемировой. Это главный фактор.
Кроме того, многие понимают, что если в нынешнем мире не иметь военной защиты (прежде всего это актуально для маленьких стран), то Запад такую территорию «слопает» в любой момент, в том числе с применением военной силы, и никогда их в партнеры не возьмет, в лучшем случае в «наемные специалисты». Но ключевая вещь все равно одна: разный экономический рост и разные его темпы развития. В дальнейшем эта «вилка» будет расти, что в недавних высказываниях подчеркивал президент РФ Владимир Путин.
Синергетические эффекты, которые возможны в БРИКС, являются базовой основой для того, чтобы страны в БРИКС пришли, там остались. И они максимально заинтересованы в том, чтобы торговые взаимодействия проходили максимально эффективно. Соответственно, никто не откажется от формирования единой платежной системы. Но есть нюансы.
«В БРИКС юань — единственная валюта, претендующая на роль резервной. В частности, в России это единственная валюта, заменяющая евро и доллар»
Индию не устроит юань как главная валюта в БРИКС
Для России и Ирана создание общей валюты — жизненная необходимость. Обе страны теряют большие деньги на торговле, потому что на определенном этапе приходится задействовать SWIFT и доллар. А Китай старается окончательно не фиксировать, что конфликт с Западом неизбежен.
Тем временем в западной прессе публикуются статьи о том, как изменятся взаимоотношения с Китаем в случае избрания в президенты Камалы Харрис или Дональда Трампа. Поднебесной явно стараются внушить: если Харрис победит, то с КНР дружбу непременно возобновят и жесткого противостояния не будет. Понятно, что китайцев просто-напросто хотят задушить. А вот Трамп будет Китаю противостоять жестко, вплоть до применения военной силы. Думаю, руководители КНР это осознают.
Проблема с единой платежной системой БРИКС такая. Во-первых, Китай уже опробовал вариант MBridge, к которому могли бы при необходимости присоединиться и другие, если бы там не было Швейцарии. Во-вторых, если ничего существенно меняющего ситуацию не происходит, то в БРИКС юань — единственная валюта, претендующая на роль резервной. В частности, в России это единственная валюта, заменяющая евро и доллар.
Т. е. если ничего не делать, то в БРИКС постепенно доминирующей валютой станет юань. КНР это, конечно, устраивает, ей даже особо шевелиться и дергаться не придется. А вот Индию такое не устроит. У нее нормальные взаимоотношения с Западом и в целом нормальная работа в системе SWIFT, за исключением торговли с Россией и Ираном. Тут многое зависит от поведения самой Индии, замедлится или ускорится создание единой платежной системы и т. д.
Интересно, что понимание Индией того, что ей надо все-таки потихоньку отмежевываться от Запада, в последнее время отражается в прессе. Одна из таких статей была в The Print India 22 октября. Название можно перевести примерно так: «Национальные интересы Индии требуют улучшения взаимоотношений с КНР». Основной тезис такой: США уже не могут помочь Индии в вопросах приграничных конфликтов, соответственно, надо отстраняться и пытаться решать эти конфликты иначе, отодвинуть Запад и США.
«Я думаю, безусловно, большой позитивный вклад встречи представителей стран БРИКС в Казани в том, чтобы тройка Россия – Индия – Китай работала более-менее синхронно, слаженно»
В чем важность встречи Моди и Си в Казани?
В этом плане важнейшее событие БРИКС в Казани — неформальная встреча премьер-министра Индии Нарендры Моди и председателя КНР Си Цзиньпина. Саммит в этом смысле сыграл для Индии очень позитивную роль. В их прессе пишут, что возобновились совместные с китайцами патрулирования спорных территорий. Вспомним, что между этими странами были пограничные стычки, доходившие до военных конфликтов. Китай в военном отношении, конечно, сильнее Индии. Индусы явно используют возможности БРИКС для недопущения конфликта. Так что постепенный отход от Запада и смещение акцентов в сторону сотрудничества в рамках БРИКС для них неизбежны.
Я думаю, безусловно, большой позитивный вклад встречи представителей стран БРИКС в Казани в том, чтобы тройка Россия – Индия – Китай работала более-менее синхронно, слаженно. Учитывая, что торговля с РФ, покупка российских ресурсов будут играть для индийцев все бо́льшую роль, они заинтересованы, чтобы та часть их торговли, которая будет расти в объеме, осуществлялась бы без всяких санкций и проволочек. Полагаю, из значимых стран БРИКС Индия — наиболее подходящий для России контрагент, чтобы ускорить работу.
С Бразилией, к которой переходит председательство в БРИКС, получилась хитрая картинка. Неприятие доллара и зависимость от платежной системы SWIFT у них очень серьезные. У бразильского президента есть мечта: сформировать валюту, отдельную платежную систему для всей Латинской Америки. На мой взгляд, эта мечта без БРИКС нереализуемая, хотя шарахания и метания Бразилии в этом направлении продолжатся. Потому что мечта есть мечта.
«Нужно сначала сделать основное: создать единую платежную систему, расчетную единицу, а потом принимать новых участников»
Почему не надо расширять БРИКС
В БРИКС есть две основные стороны, одна из которых представляет антизападный полюс, — Россия и Китай. Сколько бы ни говорили, что они не против Запада, но последний-то и нас, и китайцев назначил антизападными. В своих доктринах безопасности отметил, что мы главные враги, Индия — страна-балансир, таковой она и останется. То, что БРИКС объединяет эти две концепции, «подтягивает» две трети стран мира в разных вариантах в союз, в мировое большинство.
C другой стороны, это осложняет формирование единого решения, в том числе единой платежной системы. Потому что представления о нужной скорости, темпах становления этой системы, о том, как она будет организована структурно, у разных стран разные. В том числе и у Китая, Индии и России.
Тем не менее основание для решения такой задачи есть. Это экономическая синергия, которая реально уже происходит. Она может быть форсирована при хорошей платежной системе, обеспечивающей более эффективную торговлю. В таблице представлены последние прогнозы роста экономик стран с развитым, формирующимся и развивающимся рынком. Можно отметить, что основные три страны БРИКС — самые растущие, больше всех определяющие экономический рост. Поэтому с ними и хотят дружить.
Кстати, я считаю верным решением пока больше не расширять БРИКС. Формально это объясняется тем, что ЮАР и Бразилия были против. Я не против Турции в коалиции или еще кого-то. Но, думаю, раз основные задачи пока не решаются совместно, расширять организацию не стоит. Иначе скоро сложно будет о чем-то договориться в режиме консенсуса и принимать практические решения. Нужно сначала сделать основное: создать единую платежную систему, расчетную единицу, а потом принимать новых участников.
Резюмирую. Удовлетворительный результат по части единой платежной системы пока, к сожалению, не был достигнут. Логично было бы провести анализ и посмотреть, как возможно сместить акценты в этом взаимодействии тех, кто заинтересован в срочном решении задачи запуска общей валюты и единой платежной системы, кому среднесрочно и кому вообще не особо это горит. Попробовать ускорить процесс.
Некоторые аналитики считают, что проблема может быть решена в течение месяца, а например, президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин, которого знаю как очень практичного профессионала, считает, что на это уйдут годы. И то при условии, что Россия в этом плане активизируется. Очевидно, главным заинтересованным лицом, к которому присоединятся остальные, может быть только наша страна.
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 49
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.