IMG_0917.jpg

ДОЛГОЖДАННОЕ ЗАСЕДАНИЕ

Верховный суд РФ вчера, наконец, приступил к рассмотрению кассационных жалоб 11 членов группировки «Севастопольские». Заседание откладывалось уже два раза. Первый раз в июне в связи с внезапным разрывом отношений одного из осужденных со своим адвокатом, второй раз в августе из-за того, что суд не смог в установленном порядке предупредить всех участников процесса (как заметили адвокаты, в том числе и тех, кто сейчас находится под стражей). Впрочем, и вчера в процессе точка поставлена не была. Но, судя по происходившему в зале суда, развязка все ближе.

На процесс явились только защитники осужденных (13 адвокатов), двое потерпевших, по видеосвязи в заседании принимали участие Фарид Хабипов, Александр Зенюк и Марат Ганеев. Находящийся под подпиской о невыезде Радик Юсупов на процесс не явился. В отличие от первого заседания в этот раз судьи даже не поинтересовались причиной неявки самих осужденных.

Начался процесс с доклада судьи по существу дела. Чтение заняло около 40 минут, при этом доклад пестрил такими словами, как «убийство по предварительному сговору группой лиц», «опасным для других людей способом», «с особой жестокостью», «общеопасным способом».

Жалобы «севастопольских» на решение Верховного суда РТ главным образом сводились к тому, что не были приняты во внимание смягчающие обстоятельства, а именно то, что большая часть жертв были бандитами и планировали убийства «севастопольских».

Слева Ганеев, Справа Зенюк.jpg

Досудебные соглашения о сотрудничестве со следствием также не были приняты во внимание, на момент совершения преступлений не действовали некоторые положения Уголовного кодекса РФ. Кроме того, по мнению защиты, истек и срок давности совершенных преступлений. Некоторые осужденные попросили переквалифицировать совершенные ими преступления и убрать из обвинения определения «с особой жестокостью» или «по предварительному сговору».

«СМЕРТЬ ОХРАННИКОВ НЕ ВХОДИЛА В ПЛАНЫ»

Убийство охранников Хайдара Закирова (одного из лидеров группировки "Жилка") в ходе двух покушений вызвало больше всего вопросов и обсуждений. Защита настаивала на том, что убийство Закирова было спланированным и подготовленным, и смерть охранников в планы не входила.

Адвокат Рустема Сайманова попросил квалифицировать наступившую смерть охранников как убийство по неосторожности. Дело в том, что киллеры стреляли через закрытые двери лифта и не могли видеть, кто находится внутри.

Что касается другого покушения на Закирова, защитник отметил, что для этого использовался автомат Калашникова и винтовка СВД – оружия прицельной стрельбы, и попросил исключить из определения квалификацию «общественно опасным способом».

По эпизоду убийства Камиля Сафиуллина (по прозвищу Камбала) Ганеев просил убрать квалификацию «с особой жестокостью», так как его четыре ранения жертвы были легкими, и вообще он не хотел убивать человека на глазах его малолетнего сына. В качестве доказательства правдивости этой версии защита привела свидетельство, что убийство было отложено один раз из-за того, что Сафиуллина сопровождала его жена. В случае же с сыном первым открыл огонь не Ганеев, а Александр Сидоров (по прозвищу Пепс). Прокурор на это заметил, что, скорее, убийство при жене не состоялось, так как в этом случае остался бы взрослый свидетель.

Слева направо адвокат Миронова, 2-ой Юсупова, третий - т

Ряд защитников апеллировали к тому, что осужденные были только пособниками убийств, и просили прекратить преследование в связи с истечением срока давности.

По ряду эпизодов, в частности по убийству Закирова, защитники настаивали, что причастность, например, Юсупова к этому убийству не доказана. На момент совершения преступления он находился в Португалии, а показания свидетелей противоречивы. На этом основании защита просила прекратить уголовное преследование Юсупова по этому эпизоду в связи с его непричастностью.

Практически все защитники говорили и о сотрудничестве со следствием, большая часть осужденных явилась с повинной, часть из них заключила досудебные соглашения о сотрудничестве. Кроме того, к многим нет претензий и у потерпевших. Двое из присутствовавших на процессе пострадавших попросили прекратить уголовное преследование. Женщина, настоятельно просившая корреспондента «БИЗНЕС Online» не разглашать ее имени, в своем выступлении отметила: «17 лет прошло, все равно сына не вернуть, а Миронов мне помогал очень много, прошу отпустить».

Несмотря на то что председательствующий судья попросил защитников не повторять изложенное в докладе, на слово каждому из 13 адвокатов ушло довольно много времени, слушания продолжались почти четыре часа. Причем к последним выступлениям председательствующий начал уже путаться в эпизодах. Когда начал выступление адвокат Дмитрия Миронова судья Валентин Кузнецов, перепутав эпизоды покушения на Закирова, начал задавать вопросы, относящиеся к другому покушению, чем ввел в замешательство защитника. Однако общими усилиями удалось разобраться, кому какое убийство вменяется.

МНЕНИЕ ПРОКУРОРА

Картина, выстроенная стороной защиты, впечатления на прокурора не произвела. Свое выступление он начал с того, что оснований для отмены решения Верховного суда РТ нет. После этого государственный обвинитель прошелся по всем кассациям, как правило, отмечая, что доводы защиты были подробно рассмотрены в ходе разбирательства в тех или иных инстанциях, либо ссылаясь на материалы уголовного дела, уточняя, что доводы защиты несостоятельны. Таким образом, по мнению обвинения, нет оснований не только для отмены или изменения приговора, но даже для его смягчения.

Что касается явок с повинной и досудебных соглашений, гособвинитель отметил, что осужденные лукавят, указывая, что заключили сделки со следственными органами до окончания следствия, они были заключены уже после, кроме того, ничего нового никто из них не сообщил.

Прокомментировал прокурор и один из главных доводов защиты – срок давности. Дело в том, что по этим статьям срок давности определяется судом, слишком уж тяжкие преступления.

Хабипов.jpg

СУД ВЗЯЛ ПАУЗУ И ОТЛОЖИЛ РЕШЕНИЕ

После того как все стороны были выслушаны, коллегия объявила 15-минутный перерыв, который растянулся почти на час. Выступление прокурора угнетающе подействовало на адвокатов, они засомневались в том, что хоть что-то в приговоре получится изменить. В ожидании окончания перерыва кто-то звонил подзащитным, кто-то обсуждал обжалование.

Однако без сюрпризов не обошлось, после затянувшегося перерыва председательствующий заявил, что один из членов коллегии участвовал в рассмотрении уголовного дела другой казанской группировки, которая также связана с одним из эпизодов дела «севастопольских», поэтому существующим составом коллегии закончить процесс нельзя. Рассмотрение было отложено на 18 сентября, когда будет сформирован новый состав коллегии Верховного суда РФ. Газета «БИЗНЕС Online» продолжает следить за развитием событий.

Справка

Кто сколько получил (согласно приговору Верховного суда РТ):

Рустем Сайманов – 8,5 лет в исправительной колонии общего режима. Срок назначен с момента задержания - с 7 мая 2008 года.

Радик Юсупов – 8 лет в исправительной колонии общего режима. Срок назначен с момента задержания - с 8 мая 2008 по 2010 годы включительно.

Александр Кургин – 8,5 лет в исправительной колонии общего режима. Срок назначен с момента задержания - с 6 марта 2008 года.

Максим Панаиоти – 9 лет в исправительной колонии общего режима. Срок назначен с момента задержания - с 7 мая 2008 года.

Николай Михайлов – 8,5 лет в исправительной колонии общего режима. Срок назначен с момента задержания - с 28 июля 2008 года.

Фарид Фахрутдинов – 10 лет в исправительной колонии общего режима. Срок назначен с момента задержания – с 19 августа 2008 года.

Александр Зенюк – 11 лет в исправительной колонии общего режима. Срок назначен с момента задержания – с 20 августа 2008 года

Марат Ганеев – 8 лет в исправительной колонии общего режима. Срок назначен с момента задержания – с 16 августа 2010 года

Зуфар Гараев – 8 лет (считать наказание условным с испытательным сроком на 5 лет). Суд обязал Гараева не менять постоянное место жительства. Меру пресечения о подписке о невыезде отменить.

Андрей Баринов – 10 лет в исправительной колонии общего режима. Срок назначен с момента задержания – с 21 декабря 2009 года.