ВЕСЬ ДЕНЬ НОН-СТОП

Первый фестивальный день события развивались нон-стоп, в доме-музее Василия Аксенова программа была расписана буквально по минутам – с утра и до позднего вечера. Выступали друзья и коллеги Василия Павловича. Разговор шел о творчестве Аксенова, его бесценном вкладе в русскую литературу, об эпохе «шестидесятников». Вспоминали репрессии и «Метрополь». Читали стихи и прозу. Одним словом, шел насыщенный, интеллектуальный разговор о жизни и о литературе. За всем этим, как всегда хитро щурясь, наблюдал с портрета Василий Аксенов. У фотографии – огромная охапка оранжевых роз.

Зрительный зал дома-музея Аксенова был забит до предела. Кто-то приходил, кто-то уходил, но были и такие стоики, что весь день провели в стенах дома Василия Павловича. Давно -почти целый год – в Казани не высаживался такой мощный литературный десант. В него вошли лауреат премии «Триумф» писатель Евгений Попов; лауреат новой Пушкинской премии, член жюри премии «Русский букер-2012» поэт Владимир Салимон; лауреат премии «Звездный билет», премии «Ника» и венецианского фестиваля казанский писатель Денис Осокин; лауреат премии «Большая книга» писатель Александр Кабаков; лауреат премии Солженицына поэт Юрий Кублановский. Все это люди, которые трепетно относятся к творчеству Аксенова и формирующие сегодняшнюю литературу.

И, наконец, под занавес первого фестивального дня настал черед выступить перед казанской публикой обаятельнейшего Вениамина Смехова – актера, режиссера, писателя.

Надо отдать должное устроителям фестиваля – вот такое непафосное общение с писателями, поэтами и критиками, возможно, одна из сильных сторон «Аксенов-феста». К этому располагал и зал дома-музея, где публика и выступавшие находились в непосредственной близости, в единой среде, как сказали бы на театре. Атмосфера была душевной – как того и хотел в свое время сам Аксенов.

КАК ЕВГЕНИЯ ГИНЗБУРГ КОСТЮМ ПОКУПАЛА

Второй фестивальный день начался в 11 утра. Как выразился Смехов, «Народу много, но не кишмя». На это время была назначена презентация августовского номера журнала «Октябрь» с подборкой материалов, посвященных юбилею Аксенова. Хочется вспомнить, что журнал, публикуя произведения Аксенова и материалы о нем, готовит сюрпризы к каждому «Аксенов-фесту».

На этот раз нам предложили непубликовавшиеся ранее сочинения Аксенова, путевые заметки Евгении Гинзбург и воспоминания о Василия Павловиче. Публика в зале – почти та же, что и накануне. Многие уже перезнакомилась и тихо обмениваются мнениями. В дверях появляется колоритный Кублановский, несколько дам буквально бросаются к нему.

- О, одни знакомые лица! Так и хочется обняться! – произносит Кублановский и заключает в объятия элегантную даму постбальзаковского возраста.

Поэты – они народ любвеобильный и непосредственный.

Но вот все рассаживаются по местам, и главный редактор журнала «Октябрь» Ирина Барметова, неизменно элегантная и корректная, начинает презентацию. Первое слово предоставляется Виктору Есипову - литературному секретарю Аксенова, который готовит его тексты к печати.

- Рассказ «Лебяжье озеро», который опубликован в этом журнале публиковался только один раз в «Литературной России», в «Юности» он не был опубликован, что-то не устроило Бориса Полевого, - рассказал Есипов.

Некоторое время назад он обнаружил в бумагах Аксенова машинописный вариант этого рассказа, именно он вошел в журнал «Октябрь». Одна из сенсаций восьмого номера – публикация путевых заметок Гинзбург, в которых мать Василия Павловича обнаружила незаурядный журналистский дар.

История заметок такова. В 1976 году Аксенов добился, чтобы Гинзбург выпустили заграницу, и повез ее в Париж. Это было единственное путешествие матери писателя, через год ее не стало.

Один из фрагментов воспоминаний, в котором рассказывается с большим юмором, как Аксенов и его мать покупали ей костюм в Париже на Елисейских полях, прочел Смехов.

ИСТОРИЯ ПОЭТА Р.

Барметова рассказала о том, что в ближайшее время поклонников Аксенова ждет еще одна сенсация.

- В его бумагах мы обнаружили стопку листков, скрепленных синей ниткой, в то время еще не было скрепок. Это были письма Гинзбург из Магадана сыну в Ленинград, где он учился. Это удивительнейший человеческий материал, на основе этих писем можно написать повесть, - рассказала Барметова.

Сейчас Есипов готовит эти письма к печати, процесс это трудоемкий, часть писем написана от руки, а почерк у Гинзбург был сложный.

Разговор на презентации коснулся и романа Аксенова «Таинственная страсть». Как известно, роман по настоянию семьи одного из персонажей. «поэта Р.», вышел с большими купюрами. Как нетрудно догадаться, купюры касаются именно описания поступков «поэта Р.». В литературной среде начались разговоры по этому поводу, инициатором которых стал друг Аксенова Анатолий Гладилин. Кстати, практически все федеральные издания отказались публиковать статью Гладилина по этому поводу, и она была опубликована в журнале «Казань». Респект нашему коллеге Юрию Балашову! Правда, Барметова тут же заметила, что в редакцию журнала «Октябрь» Гладилин не обращался.

Желаниия семьи «поэта Р.», в котором легко угадывается Роберт Рождественский, решено было не учитывать, и сейчас готовится вторая редакция романа, полная. Книга к радости поклонников творчества Аксенова выйдет в двух томах.

«ЖИТЬ НАДО ТАК, СЛОВНО ТАНЦУЕШЬ СВИНГ»

В рамках «Аксенов-феста» прошла пресс-конференция его участников.

«Первое, что сказал Василий Аксенов, когда попал в руины этого дома 4,5 года назад, что он хотел бы, чтобы здесь звучал джаз, читалась литература, читались стихи, происходили выставки, встречались и выпивали нормальные люди. Я рад, что так все и происходит», - напомнил на ней Андрей Макаревич, один из инициаторов проведения фестиваля в Казани.

Кстати, на пресс-конференции и гостей, и сотрудников музея ждал сюрприз. Директор музея соцбыта Рустем Валиахметов передал в фонды дома-музея Аксенова чернильный прибор, который прежде принадлежал семье Аксеновых.

С неожиданным сообщением выступил на пресс-конференции и Евгений Попов. Он рассказал о том, что недавно, буквально на днях, получил письмо от Евгения Евтушенко. Отношения писателя и поэта были неровными, были периоды дружб, были периоды охлаждения. Но в письме к Попову Евтушенко пишет, что никогда не переставал любить Аксенова и благодарен ему за то, что он освободил сознание у целого поколения читателей.

- Аксенов не хотел оставлять и не оставил мемуаров. Разделяя художественное творчество и мемуары, писатель говорил, что когда он берет что-то из своей памяти и вставляет в художественный текст, он предлагает фантазировать и врать читателям вместе с собой. Когда пишут мемуары, то врут для читателей. А он этого делать не будет. Поэтому память писателя - в его художественных произведениях, - заметила на пресс-конференции Барметова.

Она, кстати, напомнила, что последнее произведение Аксенова «Дети лендлиза» посвящено Казани.

Естественно, что фестиваль завершился концертом. Джаз для Аксенова был проявлением свободы. Приучил его к этой «музыке толстых» в свое время Олег Лундстрем, на концертах которого в пятидесятые годы пропадала вся продвинутая казанская молодежь. А посему «Аксенов-фест» без джаза – это уже был бы не фестиваль.

Джазовый блок был перенесен в парк усадьбы Сандецкого. Здесь импровизировали казанские джазмены, играл бывший казанец Евгений Борец, пела Ирина Родилес, выступал Макаревич.

Осенью празднование юбилея Аксенова продолжится в Москве, запланированы вечера в доме литераторов и в доме музыки.