Пешеходный переход на улице Хусаина Мавлютова в Казани Пешеходный переход на улице Хусаина Мавлютова в Казани Фото: Альбина Фархутдинова

Как приняли объект

Тендер на строительство подземного пешеходного перехода через улицу Хусаина Мавлютова в Казани «Главтатдортранс» разместил в октябре 2021 года. Единственная компания, которая заявилась на конкурс, — казанское ООО «Мосты Республики Татарстан».

31 августа 2022-го контракт признали исполненным, а «Мосты РТ» получили полную оплату стоимости работ. По контракту это 89,5 млн рублей. Но, если изучить социальные сети, еще в 2023 году местные жители жаловались на то, что вход в пешеходный переход закрыт. А еще позже на жалобы обратила внимание прокуратура, которая направила в СКР материалы на возбуждение уголовного дела о хищении. Дело, отмечают источники, находится на личном контроле у прокурора Татарстана Альберта Суяргулова.

Действительно, если сейчас взглянуть на объект, расположенный в нескольких метрах от 18-й больницы, футбольного манежа и Международной школы на Хусаина Мавлютова, то предстает печальное зрелище. Он полностью закрыт коричневым профнастилом, каменная крыша перехода выглядит устрашающе, краска обшарпана, да и профнастил уже закрашен, возможно, раньше на нем просто были изображены граффити.

Объект в ожидании ввода в эксплуатацию стал уже местом для расклеивания объявлений — о ценах в близлежащих магазинах, социальной помощи и поиске сотрудников на подработку.

Следком вместе с экономической полицией Татарстана нашел там признаки мошенничества, но сумму ущерба предварительно оценил лишь в 1 млн рублей. Уголовное дело в итоге возбудили 12 сентября, в тот же день следственно-оперативная группа провела обыск в ГКУ «Главтатдортранс», а начальника отдела контроля качества и приемки работ по мостовым сооружениям Алексея Осипова в наручниках доставили на допрос. Вместе с ним на допрос проследовал и директор ГКУ Эдуард Данилов. Он руководит учреждением с 2013 года, а до этого несколько лет трудился заместителем министра транспорта Татарстана.

Данилова, вопреки распространяемым в СМИ слухам, оставили в статусе свидетеля. А вот 45-летнего Осипова задержали. В субботу днем его отправили в СИЗО по обвинению в особо крупном мошенничестве. Такое решение принял Вахитовский районный суд.

За последние 12 месяцев компания получила пять тендеров на 561 миллион За последние 12 месяцев компания получила пять тендеров на 561 миллион Фото: Maksim Konstantinov / Global Look Press / www.globallookpress.com

Что известно о том, кому заплатили за строительство перехода

Компания «Мосты РТ» — известный игрок на рынке Татарстана. Образованное в 2015 году ООО принадлежит бизнесмену Ринату Мухьянову. До этого он с 2010-го руководил одноименным АО «Мосты РТ», 42,05% которого принадлежит сыну бывшего вице-премьера РТ, экс-министру транспорта РТ Владимиру Швецову.

Хозяева большой дороги: who is who в дорожном строительстве Татарстана

ООО «Мосты РТ», которым руководит Мухьянов, в прошлом году вышло на выручку в размере 2,6 млрд рублей при чистой прибыли в 236,3 миллиона. Но куда интереснее пакет его госзаказов: с момента основания компания выиграла тендеры на сумму в 22,7 млрд рублей. Среди крупнейших ее заказов, например, генподряд на строительство богатого на мосты и развязки Большого казанского кольца и реконструкция участков дороги на федеральной трассе М7.

За последние 12 месяцев компания получила пять тендеров на 561 миллион. И все лоты были разыграны в феврале этого года. В списке заключенных контрактов:

  • реконструкция моста через реку Казанчинку на автомобильной дороге Актаныш – Муслюмово — на 96 млн рублей;
  • капитальный ремонт моста через реку Мензелю в селе Сарманово — на 233 млн рублей;
  • реконструкция моста через реку Кашаеву в селе Шингальчи в Нижнекамском районе — на 37,5 млн;
  • строительство моста через реку Мелекеску в Тукаевском районе — на 34,9 млн;
  • реконструкция моста через реку Бирлю на автомобильной дороге Большие Кайбицы – Камылово — на 154,5 млн рублей.

Все пять тендеров — по заказу ГКУ «Главтатдортранс».

Были ли вопросы к компании Мухьянова у силовиков, наши источники пока не раскрывают. Спросить самого бизнесмена пока также не удалось: он не берет трубку.

Ключевая задача Главтатдортранса — это быть госзаказчиком на проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог и дорожных сооружений Ключевая задача «Главтатдортранса» — быть госзаказчиком на проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог и дорожных сооружений Фото: «БИЗНЕС Online»

Распорядитель миллиардов

«Главтатдортранс» — это подведомственная организация министерства транспорта, созданная в 2002 году, которая раньше называлась Государственной дорожной службой при кабмине Татарстана.

Ключевая задача «Главтатдортранса» — быть госзаказчиком на проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог и дорожных сооружений. Данилов возглавил ГКУ в 2013 году, а до него им руководил Юрий Кузьмин.

Судя по открытым данным, ГКУ было распределителем чуть менее 0,5 трлн рублей в виде госзаказа. По заключенным контрактам сумма несколько меньше: 432 млрд рублей.

За последний год «Главтатдортранс» разыграл 284 тендера на сумму 33 млрд рублей. Последний лот «ушел» 21 августа — на ремонт подъездных дорог к 6 садоводческим некоммерческим товариществам Нижнекамска. 24 млн рублей за это получило АО «Татавтодор». Что до крупнейших лотов, то рекорд года ГКУ установило тоже в августе. 1-го числа тендер на 7,7 млрд рублей за реконструкцию перрона в международном аэропорту «Казань» выиграло АО «Новосибирскавтодор». Срок исполнения контракта — 6 декабря этого года. Т. е., мягко говоря, дедлайн уже на носу.

Еще один крупный лот был разыгран в апреле: 1,9 млрд рублей может получить ООО «Волга-Автодор» за реконструкцию дорог на двух казанских улицах — Хади Такташа и Туфана Миннуллина. Срок исполнения работ — ноябрь следующего года.