пресс-служба WildBerries регулярно опровергает информацию о заморозке строек, а сама Татьяна Бакальчук дисциплинированно публикует в своем телеграм-канале сообщения о старте новых проектов и отчеты с инспекций текущих строек Пресс-служба Wildberries регулярно опровергает информацию о заморозке строек, а сама Татьяна Бакальчук дисциплинированно публикует в своем телеграм-канале сообщения о старте новых проектов и отчеты с инспекций текущих строек Фото: © Максим Богодвид, РИА «Новости»

Владислав, ваш выход!

Новая серия драмы о бракоразводном и бизнесоразделительном процессе основательницы Wildberries Татьяны Бакальчук и ее мужа состоялась в прошлую пятницу. Утром СМИ облетела новость, что Wildberries готовит иск к учрежденной Владиславом Бакальчуком компании «ВБ Девелопмент» на сумму в 27 млрд рублей за неисполнение обязательств по 60 договорам. Похоже, таким образом Wildberries, объединившаяся с Russ Outdoor в новую компанию РВБ, подготовилась к пресс-конференции, обещанной супругом Татьяны Бакальчук.

Через два часа в Москве в офисе «ВБ Девелопмент» действительно было жарко. Зал заполнили журналисты и — в роли группы поддержки — подрядчики: из разговора с ними стало понятно, что их очень попросили присутствовать на мероприятии. Дело ответственное: по сути, это первый публичный выход Бакальчука (посты в телеграм-канале и видео с Рамзаном Кадыровым не в счет). Владислав пребывал в хорошем настроении, взял себе кофе, спокойно со всеми поздоровался, но был осторожен и крайне немногословен. И всю пресс-конференцию напряженно вглядывался в зал, словно пытаясь прочесть реакцию в глазах журналистов и подрядчиков.

«На данный момент заморожено больше 25 строек, несколько десятков тысяч семей остались без финансирования», — начал он с такой пугающей цифры свое выступление, обратив внимание на то, что речь идет о строительстве 3–4 млн кв. метров. Это, по словам Бакальчука, соответствует 3% годового ввода недвижимости в России, а это уже «существенный удар по экономике РФ». Позже, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», он уточнит, что география «заморозки» простирается от Беларуси до Владивостока. Можно ли верить этим цифрам, сказать сложно: пресс-служба Wildberries регулярно опровергает информацию о заморозке строек, а сама Бакальчук дисциплинированно публикует в своем телеграм-канале сообщения о старте новых проектов и отчеты с инспекций текущих строек. А в «ВБ Девелопмент» как будто не уверены и в количестве строящихся складов — в ходе пресс-конференции звучала цифра то 25 проектов, то 32.

Цель выхода к СМИ Бакальчука, по его словам, в привлечении внимания к его персоне Роберта Мирзояна, который на данный момент «не принимает участия в переговорном процессе». На этом Бакальчук закончил свою речь. «И это все?» — синхронно подумали, переглянувшись, журналисты, которые явно ждали чего-то большего. Но слово взял директор компании «ВБ Девелопмент» Денис Кузнецов, который в итоге и выступил основным спикером.

«С РВБ у нас не подписано никаких договоров. Основной заказчик всех строящихся 32 площадок, на которых проводятся работы, — компания WB. По нашему договору, WB должна платить нам за все понесенные расходы при строительстве складов. Когда эти люди пришли к власти в компании WB, их действия привели к тому, что все стройки начали потихоньку вставать. По непонятным причинам поставили на стоп многих ведущих наших подрядчиков, запрещали подписывать договоры. Сначала это было в виде проверки служб безопасности, которые длятся уже около трех месяцев. Никаких объективных причин, почему они это сделали, почему они против того, чтобы эти компании работали, нет», — заявил он, добавив, что сейчас WB «ни одной копейки не оплачивает».

По словам Кузнецова, чтобы не увеличивать задолженность перед подрядчиками, «ВБ Девелопмент» остановил все работы и поставки, а сейчас подбивает дебеторскую задолженность со своими контрагентами, чтобы понимать, сколько кто кому должен. Более того, директор обвинил Wildberries в том, что та переводит сотрудников из компании в компанию без заявления на увольнение. Короче говоря, «ВБ Девелопмент» декларирует, что ждет диалога и платежей, тогда выполнит свои обязательства по начатым объектам.

Но у РВБ на этот счет, похоже, свои планы. 12 сентября РИА «Новости» со ссылкой на источник в РВБ сообщило, что головная компания решила передать договоры строительства в новую «дочку», которая на 100% контролируется Wildberries, и перезаключить текущие договоры с субподрядчиками. Мол, те стали заложниками ситуации, когда «ВБ Девелопмент» в одностороннем порядке требует остановить стройки и «тем самым шантажирует менеджмент Wildberries и Russ».

«Возможность поставки товара на склад будет очень сильно ограничена, то есть не так как сейчас, а еще в 5 раз сильнее. Плюс не хватит площадей, то есть будут проблемы с доставкой. Это фактически отдача рынка конкурентам» «Возможность поставки товара на склад будет очень сильно ограничена — не так, как сейчас, а в 5 раз сильнее. Плюс не хватит площадей, то есть возникнут проблемы с доставкой. Это фактически отдача рынка конкурентам» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Если Wildberries отсудит активы, мой бизнес закроется»

Выступления самих спикеров длились меньше 10 минут. Перед тем как перейти к вопросам, журналистов проинструктировали: не спрашивать о бракоразводном процессе и личных отношениях супругов. Конечно, и без этого вопросов к Бакальчуку была масса, но отвечал за него в основном Кузнецов.

Получится ли быстро передать все стройки новой «дочке» РВБ, поинтересовалась корреспондент «БИЗНЕС Online». Кузнецов уверил, что на это потребуется не менее полугода, в зависимости от того насколько все затянется в судах. «Компания „РВБ“, я так понимаю, выставит нам исковое требование о том, что мы якобы потратили ее деньги. Соответственно, встретимся в суде. Это самый плохой вариант развития ситуации. И мы будем в суде доказывать друг другу, что эти деньги не были украдены, вот они, лежат на площадке в виде щебня, труб на заводе, песка на карьере. 32 площадки — будет достаточно долгий разбор», — убежден он.

А сам иск на 27 млрд рублей по просьбе нашего издания прокомментировал уже Бакальчук. «Эти деньги были направлены подрядчикам, и те процентов на 90 уже их пустили дальше. Купили материалы, произвели работы, просто нет закрывающих документов. Это первое. А второе — по этим денежным средствам у ВБД не наступил срок погашения, поэтому непонятно, что имеется в виду», — пояснил сооснователь Wildberries.

«Я вам больше скажу, — снова взял слово директор „ВБ Девелопмент“. — У коллег из WB есть вся информация по дебиторской задолженности с мая до сентября. Они непосредственно участвовали в рассмотрении и погашении дебиторской задолженности. Они обладают информацией, что это исковое заявление повлечет только задержку срока строительства складов, и все, не больше. Я не знаю, как это правильно назвать, зачем они подобное делают».

Впрочем, сам «ВБ Девелопмент» тоже имеет претензии к подрядчикам в части неосновательного обогащения, общая сумма поданных исков — около миллиарда рублей. Кузнецов парировал, что это чисто юридическая работа, требующая отчетов за авансы. «Мы иной раз идем навстречу своим подрядчикам и не требуем в бухгалтерских документах раскрыть финансовую сторону платежей, а просим просто физически показать, за что они заплатили и где это хранится. Если люди это показывают, у нас к ним прекращаются претензии финансовые по незаконному обогащению», — неожиданно добавил он.

Но больше всего волнует, что будет дальше с «ВБ Девелопмент»? «Я рассчитываю, скажу уверенно, что получу половину компании и продолжу развивать ее, — говорит Владислав Бакальчук. Но позже на уточняющий вопрос, как будет строиться бизнес, если Wildberries все-таки отсудит свои активы, признает: — Закроется». Но тут же добавляет, что рассчитывает на положительный исход и продолжение стройки.

Другая интрига: как повлияет озвученная заморозка на логистику? «Возможность поставки товара на склад будет очень сильно ограничена — не так, как сейчас, а в 5 раз сильнее. Плюс не хватит площадей, то есть возникнут проблемы с доставкой. Это фактически отдача рынка конкурентам», — прогнозирует Бакальчук. По его мнению, к Новому году в таких условиях будет завал. «Сроки доставки удлинятся. Если сейчас завозят, условно говоря, 60 процентов от того, что могли бы завезти, то станут завозить только 30–40», — считает сооснователь Wildberries.

В конце пресс-конференции, несмотря на неоднократные просьбы не затрагивать личные темы, все равно прозвучал вопрос о том, контактирует ли Владислав со своей супругой, и даже просьба прокомментировать то, как Татьяна выглядит сейчас. «Татьяна от меня бегает, да. Я, к сожалению, ее уже три месяца не вижу (улыбается). Если бы была возможность…» — вздыхает Бакальчук.

Уже в сентябре учредитель «ВБ Девелопмент» Владислав Бакальчук заявил, что руководство Wildberries приостановило строительство складов по всей России и странам СНГ Уже в сентябре учредитель «ВБ Девелопмент» Владислав Бакальчук заявил, что руководство Wildberries приостановило строительство складов по всей России и странам СНГ Фото: «БИЗНЕС Online»

Что случилось с Wildberries?

Напомним, 18 июня компания объявила, что будет объединяться с крупнейшим оператором наружной рекламы Russ Outdoors. Целью слияния декларировали создание нового игрока в финансовом, медийном, торгово-промышленном секторах экономики, в области интернет-технологий, логистики, ретейла, а еще и рекламы — сразу везде. Позже появилась информация, что слияние поддержал лично президент РФ Владимир Путин. Затем к началу августа компании создали совместную РВБ.

До слияния с Russ Outdoor 99% WB принадлежали Татьяне Бакальчук и всего лишь 1% — ее мужу. Теперь же у четы Бакальчуков на двоих 65%, а 35% — у владельца Russ Мирзояна, который сейчас выступает гендиректором объединенной компании «РВБ». Такое распределение вызвало много вопросов, с учетом того что выручка компаний неравномерная: в 2023 году оборот ВБ составлял 2,5 трлн рублей, а «рекламщиков» — 30 миллиардов.

Позже довольно неожиданно в интернете появилось видео, в котором Бакальчук обратился «за помощью и советом» к своему другу Кадырову, пожаловавшись, что объединение произошло за его спиной. Далее о конфликте в семье Бакальчуков высказывались рэпер Тимати, продюсер Иосиф Пригожин, Маргарита Симоньян. И даже Талия Минуллина, которая полагает, что семейный разлад супругов не повлияет на работу и инвестиционные планы компании в Республике Татарстан. 23 июля стало известно, что Бакальчук начала бракоразводный процесс, это она подтвердила в видеообращении.

В конце июля домен wildberries.ru перешел в собственность РВБ, а спустя несколько дней Владислав Бакальчук направил досудебную претензию, где потребовал вернуть в совместное пользование основной домен интернет-компании wildberries.ru, пытаясь таким образом приостановить объединение. А накануне стало известно, что он еще и подал заявку на регистрацию товарного знака RWB, чтобы не допустить переименования ООО «РВБ» в RWB.

Уже в сентябре учредитель «ВБ Девелопмент» Бакальчук заявил, что руководство Wildberries приостановило строительство складов по всей России и странам СНГ. Тогда же он рассказал в своем телеграм-канале о том, что компания якобы «без объяснения причин отказалась перечислять подрядчикам 1 миллиард рублей», а в пресс-службе Wildberries «БИЗНЕС Online» опровергли эту информацию. На 12 сентября было назначено судебное заседание по бракоразводному процессу супругов, на которое они не явились, процесс шел не более 15 минут.

А в субботу пользователи Wildberries столкнулись со сбоями в работе интернет-магазина. У части покупателей заказы отменились раньше срока, им начали приходить уведомления об отправке товаров обратно на склад, т. к. их якобы не забрали вовремя. Вместе с тем за это автоматически со счета стали списывать деньги. На устранение потребовалось несколько часов.

Продолжение следует. В октябре как минимум состоится еще одно судебное заседание по разводу Бакальчуков, а на пресс-конференции основателя «ВБ Девелопмент» журналистов убедили, что вскоре пройдет еще одна, где раскроют в том числе подробности личной жизни супругов.