Минувшим летом довольно заметно выросло число погибших в авариях Минувшим летом довольно заметно выросло число погибших в авариях Фото: УГИБДД МВД по РТ

«Решение для развития гражданского общества»

«Весьма и весьма критичная», — так в июне ГАИ Татарстана описывала ситуацию с аварийностью на дорогах региона. За месяц республиканское ведомство провело сразу три брифинга по безопасности дорожного движения и настойчиво, с реальными примерами аварий просило автомобилистов не нарушать правила. Особенное беспокойство вызывали случаи выезда на встречную полосу, которые являются основной причиной смертельных аварий. Именно выезд на встречку в июле привел к резонансному ДТП с участием Porsche Cayman, в котором погиб водитель LADA Granta. 32-летний Василий Барнабишвили, управлявший спорткаром, сейчас находится в следственном изоляторе.

Не секрет, что минувшим летом довольно заметно выросло число погибших в авариях. На конец июня в республике произошло 2 071 ДТП, в которых погибли 140 граждан (плюс 38 к тому же периоду 2023-го) и 1 553 пострадали (минус 191). Возможно, именно такая печальная статистика подвигла власти республики к решению платить за сигналы о нарушениях на дороге. О том, что появятся денежные вознаграждения, стало известно накануне. Материальное стимулирование добавят в государственную информационную систему (ГИС) «Народный инспектор», которой в этом году «исполняется» 10 лет (была запущена в ноябре 2014-го).

Частично новацию анонсировал накануне на форуме Kazan Digital Week глава минцифры РТ Айрат Хайруллин. «Сегодня, Рустам Нургалиевич, по вашему поручению запускаем „Народный инспектор“. Решение для развития гражданского общества. Жители, которые будут помогать ГИБДД фиксировать нарушения правил дорожного движения, станут получать компенсацию в размере 25 процентов от штрафа, — отметил Хайруллин на обходе выставки с участием раиса РТ и добавил: — Рассчитываем на инициативу наших граждан, повышаем безопасность дорожного движения».

Вскоре на сайте правительства РТ появилось постановление кабинета министров, которое премьер-министр РТ Алексей Песошин подписал 6 сентября. Этот документ прописывает порядок вознаграждения пользователей «Народного инспектора» и размер выплат. Как следует из текста постановления, денежное поощрение кабмин вводит по предложению правительственной комиссии РТ по обеспечению безопасности дорожного движения, а также республиканских МВД и министерства экологии и природных ресурсов. Оказалось, позаботятся не только о безопасности на дорогах, но и об экологии.

Техническая реализация проекта поручена ГКУ «Центр цифровой трансформации Республики Татарстан», входящему в минцифры РТ. Общим реестром пользователей, которые получили право на вознаграждение, станет заведовать ГБУ «Безопасность дорожного движения», оно же будет проводить выплаты и выступать налоговым агентом.

«„Народный инспектор“ — наше ноу-хау, в других регионах такого нет. Идея пришла на одном из заседаний по БДД, его цель — снизить количество правонарушений на дорогах республики», — рассказывает первый замминистра «цифры» РТ Илья Начвин. «Народный инспектор» работает в Татарстане с 2014 года и позволяет фиксировать правонарушения по 21 категории, но поощрение за активную гражданскую позицию будет выплачиваться по 7 из них — как раз тех, которые связаны с нарушениями ПДД. В конце концов, они самые опасные — от неправильной парковки на газонах никто не умрет. 

Средства на поощрение выделяются из бюджета республики, из сумм штрафов ничего выниматься не будет, заверил Начвин. Такую модель согласовало правительство. 

По словам замминистра, приложение модернизировалось коренным образом именно с социальной точки зрения: улучшился интерфейс, изменилась механика работы. Теперь запись видео можно включить мгновенно одной кнопкой по центру, не тратя время на поиск. Видеоролик по умолчанию сохраняется в галерее. «Если на телефоне включена геопозиция, место совершения правонарушения фиксируется автоматически, но при необходимости можно дополнительно уточнить адрес. К обращению нужно прикрепить видео, данные заявителя, номер телефона и название банка, на счет в котором по СБП переведут поощрительную выплату. Размер вознаграждения составит 25 процентов от полноценного штрафа», — объяснил Начвин. 

Обновленное приложение уже со вчерашнего дня доступно в RuStore. В магазинах App Store и Google Play оно пока проходит модерацию, должно появиться до конца следующей недели.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

Какие «расценки» и условия?

Платить будут за сигналы о 7 нарушениях, прописанных в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП). 6 из них касаются дорожного движения. Так, за сигнал о непристегнутом ремне или отсутствии мотошлема у водителя или пассажиров (ст. 12.6 КоАП РФ) выплата составит 300 рублей (здесь и далее — с учетом НДФЛ). За сообщение о проезде на запрещающий сигнал светофора или запрещающий жест регулировщика обещают также 300 рублей (ч. 1 ст. 12.12 КоАП РФ). Если водитель выехал на стоп-линию при запрещающем сигнале или жесте регулировщика и пользователь сообщил об этом, выплата составит 230 рублей (ч. 2 ст. 12.12 КоАП РФ).

Самое «щедрое» вознаграждение — 1 440 рублей — обещают за сигнал о том, что водитель выехал на встречную полосу или трамвайные пути встречного направления (ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ). За сообщение о том, что водитель не уступил дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (ст. 12.18 КоАП РФ) «наградят» 435 рублями. Интересно, что по этой статье размер штрафа составляет от 1,5 тыс. до 2,5 тыс. рублей (на усмотрение суда), но при расчете выплаты исходили из нижней планки в 1,5 тысячи. Столько же — 435 рублей — выплатят за сигнал о том, что водитель за рулем использовал телефон (ст. 12.36.1 КоАП РФ).

Также пользователям «Народного инспектора» станут платить за сигнал о незаконном сбросе мусора с автомототранспортных средств и прицепов к ним (ч. 3.1 ст. 8.2 КоАП РФ). Размер выплаты — 1 150 рублей. Стоит заметить, что речь в упомянутой статье идет о выбросе отходов производства и потребления именно с автомототранспортных средств и прицепов. А например, незаконный сброс мусора с использованием грузовых машин и прицепов к ним, а также тракторов и других самоходных машин карается ч. 3.3 ст. 8.2 КоАП РФ. И эта часть в таблице «оплачиваемых» нарушений не приводится.

Заметим, что у Татарстана есть опыт поощрения школьников за сигналы об экологических нарушениях. Минэкологии РТ проводит республиканский конкурс «Школьный экопатруль». Дети устанавливают приложение и отправляют фото либо видео с незаконной свалкой, набирают баллы, а затем лучшие получают призы. Но вот денег, кажется, прежде не платили. Республиканская ГАИ совершенствует механизм передачи сигналов о нарушении ПДД (например, можно написать в бот в «Телеграме»), но денежных выплат «отличившимся» не было.

Самое «щедрое» вознаграждение — 1440 рублей — обещают за сигнал о том, что водитель выехал на встречную полосу или трамвайные пути встречного направления Самое «щедрое» вознаграждение — 1 440 рублей — обещают за сигнал о том, что водитель выехал на встречную полосу или трамвайные пути встречного направления Фото: © Кирилл Брага, РИА «Новости»

Как пояснили «БИЗНЕС Online» в минэкологии РТ, пока речь идет об одной статье, поскольку проект запускается в пилотном режиме. К тому же практика показывает, что, как правило, привлекают к ответственности по ч. 3.1 ст. 8.2 КоАП РФ. Размер выплаты — 10% от суммы штрафа. «Если программа заработает в полную силу и будет результат, станет прорабатываться вопрос о внесении изменений с учетом уже наработанной практики», — указали в ведомстве. Таким образом, не исключено, что список «оплачиваемых» нарушений дополнится. При этом в минэкологии РТ подчеркнули, что на сегодняшний день привлечение виновного лица к административной ответственности требует значительных временных затрат: необходимы «обязательное взаимодействие с контролируемым лицом», осмотр, сбор материалов, отправка в прокуратуру или МВД для составления протокола об административном правонарушении.

В постановлении кабмина РТ есть юридические детали, на которые стоит обратить внимание. Сообщивший о нарушении должен быть пользователем портала госуслуг РТ и дать согласие на обработку персональных данных и сведений для выплаты (ИНН, номер телефона, реквизиты банковского счета). Уведомление о нарушении должно содержать видеозапись, на которой зафиксирован факт. Таким образом, фото не подойдет.

И еще один важный момент: деньги придут, если вступило в законную силу постановление по делу об административном нарушении. Проще говоря, если суд оштрафовал водителя, сообщившему положены деньги. А если водитель начал оспаривать решение в суде, все может затянуться. Если же суд пришел к выводу, что нарушение не доказано, денег пользователь не получит. Юридические тонкости и успешные оспаривания штрафов в суде — это как раз то, что прежде тормозило «Народный инспектор» и другие подобные сервисы.

Государственная информационная система «Народный инспектор» была запущена в Татарстане в ноябре 2014 года Государственная информационная система «Народный инспектор» была запущена в Татарстане в ноябре 2014 года Фото: digital.tatarstan.ru

Юридические препоны для работы «инспектора»

Государственная информационная система «Народный инспектор» была запущена в Татарстане в ноябре 2014 года. Сервис периодически обновляется и доступен в магазинах приложений. Правда, например, в App Store у него оценка «2», а большинство отзывов негативные. «Качество записи на iPhone 15 Pro хуже, чем на телефоны 10-летней давности, номер попросту невозможно разглядеть, все смазывается», — написал один из пользователей в феврале текущего года. «Бесполезное приложение. Заявки никто не обрабатывает. Они просто висят месяцами, истекает срок вынесения постановления», — добавил еще один этим летом.

Сейчас в приложении 21 «водительское» нарушение — от парковки на тротуаре, проезда на красный свет, сброса отходов до движения по встречной полосе и использования телефона за рулем. К 17 июня 2020 года гражданами было подано более 326 тыс. заявок. Из них рассмотрено свыше 228 тысяч. Самыми популярными категориями тогда были «Парковка на тротуаре» (220 734 заявки), «Парковка на „зеленой“ зоне» (38 910) и «Не пропустил (а) пешехода» (22 548). Больше данные на сайте минцифры РТ не обновлялись.

Аналогичное приложение есть в столице РФ — «Помощник Москвы». После нескольких лет их работы начали возникать юридические препоны. В 2019 году Верховный суд РФ разъяснил: если телефон находится в руках человека (который может выбрать объект для фотографирования), это не является автоматической фиксацией нарушения. А действующее законодательство позволяет выносить постановления о штрафах только при автоматической фиксации, например если это камера на трассе. В 2020-м минюст РФ подготовил поправки к КоАП РФ, по которым отснятые на смартфон фотографии проделок нерадивых водителей не будут иметь юридической силы для привлечения нарушителя к ответственности. Сейчас пользователь «Народного инспектора» может отправить заявку, подкрепленную только видеофиксацией о нарушении, хотя раньше можно было прикрепить и фото.

«Есть случаи оспаривания решений…»: бояться ли водителям «Народного инспектора» 2.0?

Юристы прогнозировали, что жалобы граждан на фоне решения ВС РФ могут повиснуть в системе мертвым грузом, а поправками к КоАП и вовсе сделают незаконным привлечение лиц к ответственности на основании фото/видео, сделанного через приложение. Выходом стало рассмотрение дел в неупрощенном порядке, т. е. с вызовом фотографа в качестве свидетеля, написанием заявления, опросом собственника автомобиля. А еще стоит учитывать и нехватку сотрудников ГАИ… «Я за то, чтобы такая форма существовала. Хотя бы уже потому, что численность сотрудников Госавтоинспекции все время сокращается. На начало 2012 года было 1 885 человек, на начало 2022-го — 1 611. Первое сокращение — 500 сотрудников сразу!» — говорил на интернет-конференции «БИЗНЕС Online» в 2022-м директор ГБУ «Безопасность дорожного движения» Рифкат Минниханов.

Еще один важный момент: деньги придут, если вступило в законную силу постановление по делу об административном нарушении Еще один важный момент: деньги придут, если вступило в законную силу постановление по делу об административном нарушении Фото: Ведомости/ТАСС

Как показывает практика, штрафы, выписанные через приложение, часто удается обжаловать и отменить в суде, обращал внимание Autonews. Судьи скептически относятся к такой форме доказательств, как фотография, и встают на сторону водителей из-за технического несоответствия оборудования. Однако и водители признавали, что в ряде случаев из-за сложностей в обжаловании предпочитали оперативно оплатить штрафы со скидкой 50% и забыть о них.

С 2021 года власти заговорили о необходимости федерального приложения для фиксации нарушений ПДД. Президент РФ Владимир Путин даже поручал правительству доработать законодательство так, чтобы можно было вынести постановления о штрафах за отдельные нарушения ПДД без протокола. За основу федерального сервиса взяли московское приложение. Заказчиком работ стал центр организации дорожного движения правительства Москвы (ЦОДД), название решили позаимствовать у Татарстана. Как выяснил профильный портал Autonews, приложение было готово в мае этого года. Планировалось, что за успешную фиксацию и последующее оформление постановления пользователи будут получать бонусы, которые можно использовать на оплату проезда в общественном транспорте, парковки и для других целей. Но продолжения с тех пор история не получила, а изменения в законодательстве пока не были приняты.

Наши камеры не видят, кто за рулем: пьяный, наркоман, лишенный прав или просто их не имеющий Наши камеры не видят, кто за рулем: пьяный, наркоман, лишенный прав или просто их не имеющий Фото: УГИБДД МВД по РТ

«Мы все надеемся на некие гаджеты, которые повысят нашу безопасность, а этот путь абсолютно тупиковый»

В беседе с «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали планы ввести денежные вознаграждения и порассуждали, улучшит ли такой механизм ситуацию на дорогах.

Вячеслав Лысаков — автомобильный эксперт, бывший депутат Госдумы:

— У нас на дорогах низкая, скажем так, стремящаяся к нулю эффективность или работоспособность этой идеи. На дорогах все меньше инспекторов ДПС и все больше камер, мы уповаем на камеры, на автоматические системы фото- и видеорегистрации [нарушений]. Однако камера может зафиксировать нарушение, но не пресечь его. Ну хорошо, ты сообщил, что он выехал на встречку. Но это надо, во-первых, не просто сообщить, а сфотографировать или на видео снять. Необходимо соблюсти целый ряд технических условий, должна быть геолокация на этом видео [с фактом нарушения]. Потому что необходимо, привлекая к ответственности, установить, где, в каком конкретном месте, в какой точке было совершено правонарушение. Не просто выехал на встречку, а где, по какому адресу.

Все звучит вроде бы привлекательно, но в действительности это малореализуемо. Самое главное: нет смысла стимулировать водителей, которые и без материальных стимулов уже сейчас заваливают сайты региональных ГАИ такой информацией. Недостатка в ней нет. Есть недостаток в штатном расписании, личном количестве инспекторов, которые обрабатывают подобную информацию. Они не успевают это делать, к сожалению. У нас опять же путь к безопасности не лежит через большое количество гаджетов, тех же камер, системы автоматической фото- и видеорегистрации. Наши камеры не видят, кто за рулем: пьяный, наркоман, лишенный прав или просто их не имеющий.

Если мы говорим о камерах системы автоматической фото- и видеорегистрации, они фиксируют нарушение, и штраф идет собственнику транспортного средства. И наказывается необязательно водитель, который был за рулем, он не идентифицируется. А идентифицировать его может только инспектор на дороге, если он остановит, пресечет это административное правонарушение.

Что можно сделать? Необходимо резко увеличить количество машин скрытого патрулирования, которые ездят без опознавательных знаков и наблюдают за водителями. В случае грубого нарушения тут же это нарушение пресекается. В данном случае водитель, конечно, привлекается по полной к административной ответственности. Потому что лишить прав по фото- и видеофиксации невозможно по закону. Лишить прав можно, если инспектор идентифицирует водителя, составляет протокол на дороге. Встречка — это лишенческая статья, но ее заочно никто в автоматическом режиме применить не сможет.

Опять же если водителя (предполагаемого нарушителяприм. ред.) вызывать для разбора, то надо вызывать и того, кто написал это заявление. Вряд ли он за 1,5 тысячи поедет в отделение. Во-первых, себя расшифрует, что это он, значит, накапал на водителя. Плюс он должен дать опять соответствующее пояснение и так далее, он может быть привлечен в качестве свидетеля. То есть это такая муторная и долгая история, которую на самом деле реализовать очень сложно. Люди, которые предлагают, мало понимают процесс административного производства, как все это происходит, поэтому такие идеи популистские и толкают.

Но самый главный, повторяю, аргумент — тот, который я вначале назвал. Сейчас очень много, десятки тысяч единиц информации, заявлений о грубых нарушениях правил дорожного движения, которые уже таким тяжким бременем лежат на плечах Госавтоинспекции. Им надо кадрами штатные расписания расширять, а их все время сокращают. В погоне за призрачным решением всех проблем дорожной безопасности с помощью камер. Камера — это способ сбора денег, механизм пополнения региональных бюджетов, но отнюдь не средство для повышения дорожной безопасности. Поэтому мы по тупиковому пути двигаемся. Мы все надеемся на некие гаджеты, которые повысят нашу безопасность, а этот путь абсолютно тупиковый, неэффективный.


Леонид Ольшанский — адвокат, вице-президент движения автомобилистов России:

— Это незаконно. Был пленум Верховного суда РФ, который сказал, что автоматически, без разбора, без разбирательства штраф может быть направлен к собственнику только на основании показаний камер, работающих в автоматическом режиме. То есть, если простым языком сказать, [тех камер], которые висят на столбах. Все, что снято фотоаппаратом, кинокамерой, телефоном, регистратором и так далее, может применяться в качестве классического подхода. То есть вызывать человека, расспрашивать, допрашивать, проводить административное расследование. Но автоматом не может быть.

Поэтому данное постановление [кабмина РТ] противоречит Кодексу об административных правонарушениях и разъяснениям высшего судебного органа — пленума Верховного суда. Это незаконная вещь. Гражданам надо жаловаться в суд и ссылаться на пленум ВС.


Роман Гуляев — автомобильный эксперт:

— Такой опыт есть в других странах. Как лично я к этому отношусь? С одной стороны, положительно, потому что ситуация на дорогах, особенно в Татарстане, не очень хорошая, и многие творят что хотят на дорогах. К сожалению, да, и с этим бороться нужно. С другой стороны, любое стукачество я не поощряю. Поэтому ситуация двоякая. Не знаю, будет ли эффективна эта мера. Вопрос в том, насколько четко будет проработан механизм. Не механизм стукача, а механизм привлечения, доказательства, а то сказать можно о ком угодно все, что угодно.


Руслан — администратор канала Stop City Racing:

— В Госавтоинспекции и кабмине долго думали о способе стимуляции граждан за их проявление гражданской позиции и выбрали наиболее оптимальный вариант. Сама по себе схема денежного вознаграждения не нова для России, в некоторых регионах уже платят за информацию о пьяных водителях, например. Есть даже своего рода «охотники за головами», которые встают на проблемных участках и фиксируют нарушения. В комментариях они уже делят перекрестки, где будут вставать.

На дорогах творится полный хаос. Если пару лет назад нарушения в основном носили характер хулиганский — «шашки», превышение скорости, то теперь все чаще встречаются проезды на запрещающий сигнал, выезд на полосу встречного движения. На каждый перекресток инспектора не поставишь, поэтому подключать граждан к соблюдению порядка — хорошее решение. А выплаты — это стимул для некоторых оставаться неравнодушными. Хотя по своей аудитории знаем, что многим важен факт привлечения к ответственности, выплаты не первостепенны.

В среднем мы публикуем по 6–8 нарушений в день (речь идет о видео с нарушениямиприм. ред.), и на сегодня у нас есть еще запас на одну-две недели (то есть в очереди на публикацию около 50 видеороликов). И это только те, что прошли нашу модерацию, где определено место и характер нарушения, номер автомобиля. Еще процентов 30–40 остаются в истории.

За прошлую неделю мы опубликовали 17 видеороликов с таким нарушением, как проезд на запрещающий сигнал светофора, 15 фактов проезда по встречке. Так что наши подписчики могли заработать почти 26 тысяч рублей.

Я не думаю, что люди перестанут сообщать о нарушениях. Ведь на самом деле очень многие обращаются в ГИБДД и при помощи приложения о нарушениях. Скорее всего, теперь число таких людей только вырастет. Если говорить о напряженности в обществе — возможны отдельные случаи, но системного характера они не примут. Хотелось бы пожелать сотрудникам Госавтоинспекции, кто будет обрабатывать эти видеоматериалы, сил и терпения, ведь сейчас обращений станет еще больше.